Шарх «САДЫ ПРАВЕДНЫХ», СДЕЛАННЫЙ ИБН ‘УСАЙМИИНОМ (рахима-хуллаах)

Image

Пятница, 25 января 2007 г. = 17 Мухаррам 1429 х.г.

аль-Хамду-Лилляахи Раббиль-'Ааламиин уа?-?аляату уас-Саляаму 'аляа Ашрафиль-Анбийяа'и уаль-Мурсалиин, уа ба'д:

Шарх «САДЫ ПРАВЕДНЫХ», СДЕЛАННЫЙ ИБН ‘УСАЙМИИНОМ (рахима-хуллаах)

Глава 1: О необходимости проявлять искренность (икхляа?) и придерживаться благих намерений (ниййа) во всех делах и словах и в любых обстоятельствах - явных и тайных

Алл?х Всевышний сказал: «А велено им было только поклоняться Алл?ху, храня верность Ему в религии и будучи ханифами, совершать ?аляат и отдавать закяат. Это и есть правильная религия». («Явное доказательство», 5).

Всевышний также сказал: «Никогда не достигнет Алл?ха ни мясо, ни кровь их, но достигнет Его ваше благочестие». («Хаджж», 37).

Всевышний также сказал: «Скажи: Станете вы скрывать то, что в сердцах ваших, или обнаружите это, Алл?х это знает...». («Семейство Имр?на», 29).

ШАРХ


Автор (им?м ан-Навави), да помилует его Алл?х, назвал главу «Главао необходимости проявлять искренность и придерживаться благих намеренийво всех делах и словах и в любых обстоятельствах – явных и тайных».

«Ниййа» (намерение) – его место в сердце и не место ему на языке ни в каком деле. Поэтому произносить намерение перед совершением молитвы (?аляат) или поста (?аум), или хаджа или вудуу', или перед другим делом – это привнесенное новшество (бид'а) в религию Алл?ха и не относится к религии. Потому что Пророк (?алл Алл?ху ‘Алейхи уа Саллям) совершал омовение и молился, и раздавал милостыню (сада?а), и постился, и совершил хадж, но не произносил ниййа вслух. Он не говорил: «О Алл?х, я намереваюсь совершить омовение», или «О Алл?х, я намереваюсь совершить молитву», или «О Алл?х, я намереваюсь раздать милостыню», или «О Алл?х, я намереваюсь поститься» или «О Алл?х, я намереваюсь совершить хадж». Он не говорил так, и это потому, что место намерения – сердце. Как сказал Алл?х Всевышний в айяте, который привел автор: «Скажи: Станете вы скрывать то, что в сердцах ваших, или обнаружите это, Алл?х это знает...».

И на человеке лежит обязанность (ваджиб) очищать намерение ради Алл?ха (Пречист Он и возвышен) во всем поклонении, и он не должен ставить иной цели (ниййа) в своем поклонении, кроме Лика Алл?ха и Вечной Жизни.

И это то, что приказал Алл?х в Своих словах: «А велено им было только поклоняться Алл?ху, храня верность Ему в религии (очищая перед Ним религию)», т.е. ее для дел: «совершать а?-?аляат и отдавать закяат. Это и есть правильная религия».

Необходимо придерживаться благих намерений во всех делах поклонения.

Например, человек намерился совершить омовение (вудуу'), и он делает это ради Алл?ха и потому, как это приказал Алл?х. То есть, намерение можно разделить на три вида:

1. намерение на поклонение;
2. намерение, что это ради Алл?ха;
3. намерение совершить так, повинуясь приказу Алл?ха.

И это совершенные виды ниййаата. Точно так же и в молитве:

Первое - намерение на молитву Зухр или ‘А?р, или Маґриб, или ‘Ишаа, или Фаджр или что-то помимо этого;

Второе - намерение, что будешь молиться ради Алл?ха (Пресвят Он и возвышен)и не ради кого-либо, кроме Него, ты не молишься напоказ или для славы,не для того, чтобы тебя восхваляли из-за этого, и не для того, чтобыполучить что-либо из имущества и мирского;

Третье - ты молишься, повинуясь приказу Алл?ха, потому что Он сказал: «Совершайте ?аляат (молитву)».«Когда же вы окажетесь в безопасности, то совершайте ?аляат. Воистину,а?-?аляат предписан верующим в определенное время». «Совершайте ?аляати выплачивайте закяат» и другие приказы.

Автор, да помилует его Алл?х, упомянул несколько айятов, все они указывают на то, что место намерения в сердце, и что Алл?х Субханахува Тааля Знающий (Аалим) о намерении раба. Возможно, раб совершаеткакое-то дело, и люди видят, что это праведное дело, но оноиспорченное. Его испортило намерение, потому что Алл?х знает, что в сердце, и человеку воздастся в День Суда только за то, что было в сердце, согласно слова Всевышнего:

«Воистину, Он властен вернуть его. В тот день подвергнут испытанию все тайны, и тогда не будет у него ни силы, ни помощника» (Идущий ночью 8-10), т.е известят тайны – сердца – как в Его словах: «Неужели он не знает, что, когда будет опрокинуто то, что в могилах, и когда обнаружится то, что в груди» (Мчащиеся 100.9-10) и в Акхыра будет награда и наказание исходя из того, что в сердце.

Что касается дунья, то мы судим по тому, что явно видно, и мы относимсяк людям исходя из их явных поступков. И если явное совпадает с тем, чтоскрыто, тогда и то и другое является правильным (салих), и то, что человек скрывал и что показывал. А если они разошлись (явное и скрытое), и сердце поддалось испорченному намерению – мы прибегаем к Алл?хаот этого – и что может быть хуже этого убытка!! Человек делает иустает, но нет ему доли в этом деле, как пришло в достоверном хадисе отПророка (?алл Алл?ху ‘Алейхи уа Саллям), который сказал: «Алл?хВсевышний сказал: «Я совершенно не нуждаюсь в том, чтобы Мне придавалисотоварищей (если же) кто-нибудь совершит что-либо не только ради Меня,но и ради кого-то другого, Я откажусь и от него, и от его многобожия!» (Муслим, 2985).

О Алл?х, Алл?х!! О брат с чистым намерением ради Алл?х Субханаху уа Та‘аля!! Знай, что шайт?н придет к тебе в то время, когда ты собираешься совершить хорошее дело, и скажет тебе: «Воистину, ты делаешь это напоказ, поэтому твои стремления пропадут даром», но ты не обращай на это внимания и не следуй ему, а делай, и если он скажет тебе: «Ты, поистине, делаешь это ради показухи и славы», то ты спроси себя: «Разве ты делаешь это сейчас из-за показухи и славы?», ты непременно ответить: «Нет!!».

Тогда это наущения (уасуаса/уась-уась), которые внушает шайт?н твоему сердцу, не оборачивайся на это и делай благое и не говори, что сделал напоказ и тому подобное.

Подготовила сестра Умм Саад

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика