Вот твой Господь сказал ангелам: «Я установлю на земле наместника».

Коран. Сура - 2 - аят 30-34

Тафсир Ас-Саади


30. Вот твой Господь сказал ангелам: «Яустановлю на земле наместника». Они сказали: «Неужели Ты поселишь тамтого, кто будет распространять нечестие и проливать кровь, тогда как мыпрославляем Тебя хвалой и освящаем Тебя?» Он сказал: «Воистину, Я знаюто, чего вы не знаете».

??????????? ??????? ??????????????? ?????? ??????? ??? ???????? ????????????????? ?????????? ?????? ??? ???????? ?????? ?????????? ????????????????? ????????? ?????????? ??????????? ???? ????? ?????? ??????????? ??? ???????????

Всевышний поведал о том, как начиналосьсотворение Адама, прародителя рода человеческого, и его превосходственад многими другими творениями. Вознамерившись сотворить Адама,Всевышний Аллах сообщил об этом ангелам. Он сообщил им и о том, чтособирается сделать его наместником на Земле. Тогда ангелы сказали:"Господи! Неужели ты сотворишь того, кто будет распространять на земленечестие, совершая грехи, и проливать кровь?"

Эти слова являются примером упоминаниячастного после общего, поскольку кровопролитие также является формойнечестия. Тем самым ангелы подчеркнули тяжесть убийства и высказалипредположение о том, что именно такими делами будут заниматься потомкиАдама на земле. Наряду с этим они выразили свое почтение Аллаху иотметили, что Он бесконечно далек от всего дурного. Они упомянули отом, что поклоняются Аллаху самым безупречным образом, и восхваляют Еготак, как это подобает Его величию и совершенству. А наряду со всем этимони освящают Аллаха.

Существует мнение, что высказывание"нукаддису лака" означает "мы освящаем Тебя". Из этого следует, чтоангелы считают Святым и Безупречным только Аллаха. Согласно другомутолкованию, оно означает "мы освящаем себя ради Тебя". Из этогоследует, что ангелы очищают свой

нрав от дурных качеств посредством благородных качеств, питая любовь к Аллаху, испытывая страх перед Ним и возвеличивая Его.

В ответ Всевышний Аллах сказал ангелам:"Мне известно об этом наместнике то, чего вы не знаете. Ваши словаопираются на ваши предположения, но Мне известно все сокровенное иочевидное. Я знаю, что сотворение этого наместника заключает в себенамного больше блага, нежели зла".

Достаточно сказать, что среди потомковАдама Всемогущий Господь избрал пророков и правдивых праведников,павших мучеников и святых угодников, дабы показать Свои знамения всемтворениям и предоставить человеку возможность сражаться на пути Аллахаи совершать другие обряды, на которые не способны остальные творения,дабы выявить посредством земного испытания добро и зло, которыескрываются в душах людей, и отделить Своих покорных рабов от Своихврагов, дабы выявить великое зло, которое сокрыто в душе Иблиса, иизобличить его порочные качества. В этом заключается мудростьсотворения человека, и даже часть этой мудрости является вескимоснованием для его сотворения.


31. Он научил Адама всевозможным именам, а затем показал их (творения, нареченные именами) ангелам и сказал: «Назовите мне их имена, если вы говорите правду».

?????????????? ?????????? ???????? ????? ?????????? ????? ?????????????? ?????????????????? ?????????? ???????? ??? ??????? ??????????

Предыдущие слова ангелов подчеркивалиих превосходство над наместником, которого Аллах собрался установить наземле, и поэтому Всевышний Аллах пожелал разъяснить им достойныекачества Адама и убедить их в его превосходстве. Он научил Адаманазваниям всех творений и предметов, а также их значениям, включаяуменьшительно-ласкательные и превосходные формы слов, таких как,например, блюдце и блюдечко. Затем Аллах показал эти творения ипредметы ангелам и, чтобы подвергнуть их испытанию, сказал: "Назовитеимена этих творений, если ваше предположение относительно вашегопревосходства над Моим наместником правдиво".


32. Они ответили: «Пречист Ты! Мы знаем только то, чему Ты научил нас. Воистину, Ты – Знающий, Мудрый».

???????? ??????????? ??? ?????? ????? ?????? ??? ???????????? ??????? ????? ?????????? ??????????

Ангелы ответили: "Господи! Ты пречист ипреславен! Мы не имеем права возражать Тебе и противиться Твоей воле.Нам известно только то, чему Ты научил нас по Своей милости и щедрости.Тебе же известно обо всем сущем, и даже мельчайшая крупинка на небесахи на земле не ускользнет от Твоего знания. Ты обладаешь совершенноймудростью, которая распространяется на все творения и повеления. Твоитворения и повеления преисполнены божественной мудрости".

Под мудростью подразумевается умениерасставлять все по своим местам. Ангелы признали совершенное знание ибожественную мудрость Аллаха, а также свою неспособность самостоятельнопознать даже мельчайшую вещь. Они признали, что Аллах оказал имвеличайшую милость и обучил их всему, что им известно и чего они незнали прежде.


33. Он сказал: «О Адам! Поведай им обих именах». Когда Адам поведал им об их именах, Он сказал: «Разве Я неговорил вам, что знаю сокровенное на небесах и земле, и знаю, что высовершаете открыто и что утаиваете?»

???????? ????? ?????????? ??????????????? ???????? ?????????????????????????? ????? ?????? ????? ??????? ?????? ???????? ??????????????????? ?????????? ?????????? ??? ????????? ????? ??????????????????

Аллах повелел Адаму перечислитьназвания творений и предметов, которые не смогли перечислить ангелы,когда Аллах предложил им сделать это. Адам исполнил веление Господа, иангелы убедились в его превосходстве и мудрости, ради которойВсеведущий и Премудрый Творец пожелал установить на земле наместника.Аллах же сказал: "Разве Я не говорил вам, что Мне известно всесокровенное на небесах и на Земле? Разве Я не говорил вам, что ведаюобо всем, что вы совершаете явно и что скрываете?"

Под сокровенным подразумевается все,что мы не видим и не можем созерцать. И если Аллаху известносокровенное, то Ему тем более известно все явное и очевидное.


34. Вот Мы сказали ангелам: «Падите ницперед Адамом». Они пали ниц, и только Иблис отказался, возгордился истал одним из неверующих.

?????? ??????? ??????????????? ?????????? ?????? ??????????? ?????? ????????? ????? ????????????? ??????? ???? ?????????????

Всевышний повелел ангелам пасть ницперед Адамом и тем самым выразить ему свое почтение. Это было формойпоклонения Всевышнему Аллаху и повиновения Его велениям, и поэтомуангелы тотчас пали ниц перед Адамом, и только Иблис не сделал этого. Оннадменно отказался выполнить повеление Аллаха и решил, что превосходитАдама. Он заявил:

?????? ??????? ?????????????? ?????????? ?????? ??????????? ?????? ????????? ????? ?????????? ?????? ???????? ??????

«Неужели я паду ниц перед тем, кого Ты создал из глины?» (17:61).

Высокомерие и неповиновение Иблиса былипорождением неверия, которое он скрывал до того происшествия. Нослучившееся заставило его показать свое враждебное отношение к Аллаху иАдаму и изобличило его неверие и высокомерие.

Из этих прекрасных аятов можно сделатьмного полезных выводов. Во-первых, Всевышний Аллах способенразговаривать. Это качество всегда было присуще Аллаху, и Он можетговорить все, что пожелает. Во-вторых, Аллах является Всеведущим иПремудрым Господом, и если рабам непонятен смысл создания некоторыхтворений или ниспослания некоторых повелений, то они обязаны покоритьсяволе своего Господа, искать недостатки только в собственном разуме ипризнавать мудрость Аллаха. В-третьих, Аллах заботится об ангелах иоказывает им милость, когда обучает их тому, чего они не знают, иуказывает им на то, на что они не обращают внимания.

Эта кораническая история такжеподчеркивает превосходство знания. Во-первых, Всевышний Аллахпродемонстрировал ангелам свои знания и свою мудрость. Во-вторых, Аллахуказал ангелам на то, что превосходство Адама заключается в егопознаниях, которые по праву являются одним из самых достойных качествраба. В-третьих, Аллах повелел ангелам пасть ниц перед Адамом, дабы онивыразили ему свое почтение и признали превосходство его знаний.В-четвертых, если один человек обучает других тому, чего они не зналипрежде, то он сохраняет за собой превосходство над остальными,поскольку он приобрел эти знания раньше них.

Эта история также заставляет насзадуматься над качествами прародителя рода человеческого и прародителярода джиннов. В ней упоминаются достоинства Адама и милости, которыми его одарил Аллах. В нейсообщается и о лютой ненависти, которую Иблис питает к людям. Из нееможно сделать и много других полезных выводов.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика