Пророческая миссия в монотеизме

 

  «Благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков...» Коран 2:177

 

В настоящей статье ставится задача описать пророческое служение с монотеистических позиций, используя в сравнении свидетельства Танаха (Писания сынов Исраила), Нового Завета христиан и Корана. Во всех этих трех источниках религий авраамического единобожия много общего и преемственного.

Разница в понимании пророческой миссии касается, главным образом, срока окончания этой миссии и фокусируется на личности последнего пророка, однако эта разница обусловлена не самим текстом Писаний, ибо и Танах, и Новый Завет при добром желании, не меняя в них ни слова, могут демонстрировать полное единство с Кораном, а «человеческим фактором» – религиозным Преданием. Помимо слова Божьего, есть еще традиция его толкования через иные устные и письменные источники: духовные предания, мнения мудрецов и святых подвижников веры, и подавляющее большинство простых верующих живет не столько Писанием, сколько этими преданиями и мнениями, которые считаются непререкаемыми.

 

Св. Василий Великий говорит: «Из всех хранимых Церковью догматов и традиций одни получены из письменного источника, а другие приняты от переданного тайно Апостольского предания. ...Если мы осмелимся отвергнуть неписаные обычаи, то обязательно повредим Евангелию в самом главном, – более того, оставим от апостольской проповеди одну внешнюю оболочку. Так, например, где написано, чтобы надеющиеся на имя Господа нашего Иисуса Христа осеняли себя крестным знамением? ...Было бы недостойно писанием оглашать учение о том, на что некрещеным и воззреть непозволительно»[1].

 

Христиане веруют в абсолютную спасительность миссии Иисуса (мир ему) в силу природного присутствия в нем Божества и в ненужность после него иной пророческой миссии. Иудеи только ожидают Спасителя-Машиаха и не принимают никого из посланников, кто выходит за рамки их убеждения в эксклюзивности своей национальности для служения Богу. Мусульмане веруют, что после прихода Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), «печати пророков», посланного ко всему человечеству с нерушимым Законом Бога, более не будет пророков-законодателей.

 

Но признаки миссии истинного пророка единственного Бога, как они описаны в ниспосланных Богом откровениях, едины для всех монотеистов, все Писания дают единые, абсолютно идентичные критерии отличия истинного пророка от ложного, и именно это объединяющее начало мы и попытаемся рассмотреть в настоящей статье.

 

I. Признаки истинного пророчества в Библии и Коране

 

Пророк («набий») – тот, кто прорекает, сообщает, оглашает людям волю Всевышнего, Его глашатай. Ошибочно отождествлять пророка с провидцем, предсказателем, то есть тем, кто только предсказывает будущее, ибо пророк провозглашает скрытую для людей истину не только о будущем, но и о прошлом, и о настоящем. Так, Моисей (мир ему) не присутствовал при творении мира, жизни Адама и его детей и потомков, но описал это так, как ему было открыто свыше. Последовавшие пророки предсказывали будущее, но так же и описывали прошлое – священную историю своего народа, а также вскрывали и обличали скрытые от большинства современные им пороки и отступления от воли Творца.

 

Истинное пророчество имеет признаки, которые может установить всякий верующий в единственного Бога. Попробуем рассмотреть эти признаки.

 

1. Факт избранничества и призвания человека Богом к пророческому служению, свидетельство, что избранник действует не сам по себе, не из человеческих побуждений, а во исполнение воли Пославшего его Господа миров. При этом всякие побуждения говорить от себя заранее отсекаются Богом, все существо пророка должно быть наполнено волей Творца и Владыки миров. Пророк, по Библии, в духовном смысле называется: «помазанник Бога» (по-гречески: «христос»). Вот пример из Писания:

 

Призвание Исаии: «В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм... И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из серафов (ангелов), и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен. И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня. И сказал Он: пойди и скажи этому народу...» (Ис. 6:1–9).

 

Призвание Иеремии: «И было ко мне слово Господне: прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя. А я сказал: о, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод. Но Господь сказал мне: не говори: “я молод”; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь. Не бойся их; ибо Я с тобою, чтобы избавлять тебя, сказал Господь.

 

И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои. Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать. ...Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось (Иер. 1:4–12).

 

Призвание Иезекииля: «...я пал на лице свое, и слышал глас Глаголющего, и Он сказал мне: сын человеческий! стань на ноги твои, и Я буду говорить с тобою. И когда Он говорил мне, вошел в меня дух и поставил меня на ноги мои, и я слышал Говорящего мне. И Он сказал мне: сын человеческий! Я посылаю тебя к сынам Израилевым, к людям непокорным, которые возмутились против Меня; они и отцы их изменники предо Мною до сего самого дня. ...К ним Я посылаю тебя, и ты скажешь им: «Так говорит Господь Бог!» Будут ли они слушать, или не будут, ибо они мятежный дом; но пусть знают, что был пророк среди них...

 

И сказал мне: сын человеческий! съешь, что перед тобою, съешь этот свиток, и иди, говори дому Израилеву. Тогда я открыл уста мои, и Он дал мне съесть этот свиток; и сказал мне: сын человеческий! напитай чрево твое и наполни внутренность твою этим свитком, который Я даю тебе; и я съел, и было в устах моих сладко, как мед. И Он сказал мне: сын человеческий! встань и иди к дому Израилеву, и говори им Моими словами» (Иез. 2:1–5; 3:1–4).

 

«И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился[2] от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на него. И глас был с небес: ты сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение» (Мк. 1:9–11).

 

«И пришел (Иисус) в Назарет, где был воспитан, и вошел... в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: “Дух Господень на мне; ибо он помазал меня благовествовать нищим, и послал меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное”. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.

 

И он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. И все засвидетельствовали ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст его, и говорили: не Иосифов ли это сын? Он сказал им: конечно, вы скажете мне присловие: “Врач! исцели самого себя; сделай и здесь, в твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме”. И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве» (Лк. 4:16–24).

 

«Скажи: “Кто является врагом Гавриилу?” Он низвел его (Коран) на твое сердце с соизволения Аллаха в подтверждение правдивости того, что было прежде, в качестве верного руководства и благой вести для верующих» (Коран 2:97).

 

«О люди Писания! К вам явился Наш посланник, который разъясняет вам многое из того, что вы скрываете из Писания, и воздерживается от многого. Явились к вам от Аллаха свет и ясное Писание. Посредством его Аллах ведет по путям мира тех, кто стремится снискать Его довольство. Он выводит их по Своему соизволению из мрака к свету и наставляет их на прямой путь» (Коран 5:15–16).

 

2. Верность единобожию, преемственность в пророчествах единственного Бога. В Торе об этом сказано предельно ясно и жестко:

 

«Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо... и скажет притом: «Пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им», – то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ... Господу, Богу вашему, последуйте и Его бойтесь, заповеди Его соблюдайте и гласа Его слушайте, и Ему служите; а пророка того или сновидца того должно предать смерти за то, что он уговаривал вас отступить от Господа, Бога вашего... желая совратить тебя с пути, по которому заповедал тебе идти Господь, Бог твой; и так истреби зло из среды себя» (Втор. 13:1–5).

 

«И подошел Илия ко всему народу и сказал: ...если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал[3], то ему последуйте. И не отвечал народ ему ни слова. И сказал Илия народу: я один остался пророк Господень, а пророков Вааловых 450 человек; пусть дадут нам двух тельцов, и пусть они выберут себе одного тельца, и рассекут его, и положат на дрова, но огня пусть не подкладывают; а я приготовлю другого тельца и положу на дрова, а огня не подложу; и призовите вы имя бога вашего, а я призову имя Господа Бога моего. Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, есть Бог...

 

И взяли они тельца, который дан был им, и приготовили, и призывали имя Ваала от утра до полудня, говоря: Ваале, услышь нас! Но не было ни голоса, ни ответа...

 

Тогда Илия восстановил разрушенный жертвенник Господень... и сказал: Господи, Боже Авраамов, Исааков и Израилев! Да познают в сей день [люди сии], что Ты один Бог в Израиле, и что я раб Твой и сделал все по слову Твоему. Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их [к Тебе].

 

И ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве. Увидев это, весь народ пал на лице свое и сказал: Господь есть Бог, Господь есть Бог! И сказал им Илия: схватите пророков Вааловых, чтобы ни один из них не укрылся» (3-я Кн. Цар. 18:21–40).

 

«В Листре некоторый муж, не владевший ногами, сидел, будучи хром от чрева матери своей, и никогда не ходил. Он слушал говорившего Павла, который, взглянув на него и увидев, что он имеет веру для получения исцеления, сказал громким голосом: тебе говорю во имя Господа Иисуса Христа: стань на ноги твои прямо. И он тотчас вскочил и стал ходить. Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам. И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием[4], потому что он начальствовал в слове. Жрец же идола Зевса, находившегося перед их городом, приведя к воротам волов и принеся венки, хотел вместе с народом совершить жертвоприношение.

 

Но апостолы Варнава и Павел, услышав о сем, разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили: мужи! что вы это делаете? И мы – подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них» (Деян. 14:8–15).

 

«Если Аллах даровал человеку Писание, власть и пророчество, то ему не подобает говорить людям: «Будьте рабами мне, а не Аллаху». Напротив, будьте духовными наставниками, поскольку вы обучаете Писанию и изучаете его. Ему также не подобает приказывать вам признавать ангелов и пророков своими господами» (Коран 3:79–80).

 

«Скажи: “Мы уверовали в Аллаха и в то, что ниспослано нам, и в то, что было ниспослано Аврааму, Исмаилу, Исааку, Иакову и двенадцати коленам Иакова и в то, что было даровано Моисею, Иисусу и пророкам от их Господа. Мы не делаем различий между ними, и Ему одному мы покоряемся”» (Коран 3:84).

 

3. Пророк сам всегда свидетельствует о своем пророчестве, что говорит слова Бога, то есть «именем Бога».

 

В Торе сказано: «Я воздвигну им пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста его, и он будет говорить им все, что Я повелю ему; а кто не послушает слов Моих, которые [пророк тот] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу; но пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти» (Втор. 18:18–20).

 

Иеремия о лжепророках: «Тогда сказал я: Господи Боже! вот, пророки говорят им: “не увидите меча, и голода не будет у вас, но постоянный мир дам вам на сем месте”. И сказал мне Господь: пророки пророчествуют ложное именем Моим; Я не посылал их и не давал им повеления, и не говорил им; они возвещают вам видения ложные и гадания, и пустое и мечты сердца своего. Поэтому так говорит Господь о пророках: они пророчествуют именем Моим, а Я не посылал их; они говорят: «меча и голода не будет на сей земле»: мечом и голодом будут истреблены эти пророки» (Иер. 14:13–15).

 

«Скажи: “О люди! Я – Посланник Аллаха ко всем вам. Ему принадлежит власть над небесами и землей. Нет божества, кроме Него. Он воскрешает и умерщвляет. Уверуйте же в Аллаха и в Его посланника, неграмотного (не умеющего читать и писать) пророка, который уверовал в Аллаха и Его слова. Последуйте за ним, дабы вы последовали прямым путем”» (Коран 7:158).

 

4. Пророк – глашатай Аллаха. Налицо точное соответствие истине всего, что говорит пророк именем Господним, включая исполнение предсказаний.

 

В Торе сказано: «И если скажешь в сердце твоем: “как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?” Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, – не бойся его» (Втор. 18:21–22).

 

«Пошел Самуил и лег на месте своем. И пришел Господь, и стал, и воззвал, как в тот и другой раз: Самуил, Самуил! И сказал Самуил: говори, [Господи,] ибо слышит раб Твой. И сказал Господь Самуилу: вот, Я сделаю дело в Израиле, о котором кто услышит, у того зазвенит в обоих ушах... И возрос Самуил, и Господь был с ним; и не осталось ни одного из слов его неисполнившимся. И узнал весь Израиль от Дана до Вирсавии, что Самуил удостоен быть пророком Господним. И продолжал Господь являться в Силоме после того, как открыл Себя Самуилу в Силоме чрез слово Господне. И уверились во всем Израиле, от конца до конца земли, что Самуил есть пророк Господень» (1Цар. 3:4–21).

 

«Скажи (о, Мухаммад): “Воистину, верным руководством является руководство Аллаха”. Скажи: “Воистину, милость находится в Руке Аллаха. Он дарует ее, кому пожелает. Воистину, Аллах – Объемлющий, Знающий”» (Коран 3:73).

 

«Воистину, Мы внушили тебе откровение, подобно тому, как внушили его Ною и пророкам после него. Мы внушили откровение Аврааму, Исмаилу Измаилу, Исааку, Иакову и двенадцати коленам Иакова, Иисусу, Иову, Ионе, Аарону, Соломону. Давиду же Мы даровали Псалтирь» (Коран 4:163).

 

5. Господь окружает Своего избранника благодатью, защищает его и дает особые знамения о его миссии. Однако эти чудеса-знамения являются лишь вспомогательным средством для маловерных.

Поиск чудес – это искушение Всевышнего: дескать, покажи мне чудо, и я тогда уверую. А какая ценность в такой вере? Ведь она не будет свободным выбором веры в Создателя, а лишь продуктом признания чего-то необычного. Назавтра языческий колдун совершит какое-нибудь свое чудо, и такой «верующий» в чудеса уйдет к нему, в его магию.

 

Поэтому в Исламе употребляется слово «знамение». Это может быть и чудо, и естественное явление, не связанное с нарушением законов природы, но оно знаменует свыше, указывает человеку на важные для его веры и вечной участи вещи.

 

Чудес в смысле нарушения естественных законов, законов природы, и не может быть много – не для того же Всемогущий создал эти законы, чтобы постоянно их нарушать? Это особые случаи. Но и они должны нести знаменательное значение, ибо Бог не устраивает цирка и фокусничества, а указывает людям путь к спасению, и лишь по немощи человеческой допускает демонстрацию необычного для подтверждения статуса Своих послаников и для укрепления людей в вере.

 

«Вот Моисей попросил питья для своего народа, и Мы сказали: “Ударь своим посохом по камню”. Из него забили двенадцать ключей, и все люди узнали, где им надлежит пить. Ешьте и пейте из того, чем наделил Аллах, и не творите на земле зла, распространяя нечестие!

 

Вот вы сказали: “О Моисей! Мы не сможем вынести однообразную пищу. Помолись за нас своему Господу, чтобы Он взрастил для нас из того, что произрастает на земле, овощи, огурцы, чеснок, чечевицу и лук”. Он сказал: “Неужели вы просите заменить лучшее тем, что хуже? Спуститесь в любой город, и там вы получите все, о чем попросили”. Их постигли унижение и бедность» (Коран 2:60–61).

 

Чудеса, или знамения, должны всегда соответствовать целям спасения, не могут противоречить единобожию и его основным принципам, ибо иначе можно столкнуться с волшебством, магией. В Торе говорится:

 

«Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: «пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им», – то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего...» (Втор. 13:1–5).

 

Иисус Христос (мир ему) совершил множество чудес, но и он скорбел от желания людей получить прагматическую пользу от чудес без изменения своего нафса («я»): «Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! Хотелось бы нам видеть от Тебя знамение. Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка» (Мф. 12:38–39).

 

«Если вы не окажете ему (Мухаммаду) поддержки, то ведь Аллах уже оказал ему поддержку, когда неверующие изгнали его. Он был одним из тех двоих, которые находились в пещере, и сказал своему спутнику (Абу Бакру): “Не скорби, ибо Аллах – с нами”. Тогда Аллах ниспослал ему спокойствие и поддержал его воинами, которых вы не видели» (Коран 9:40).

 

6. Пророк предстоит перед своим Создателем как Его создание и раб, который может стать сильным и праведным только через сообщение ему благодати Всемогущего. Нередко пророков охватывал страх перед явлением Всевышнего. Оппоненты и критики Ислама используют подобные описания из жизни пророка Мухамада (мир с ним и благословение Аллаха), забывая, что это общепророческая традиция, описанная в Библии.

 

«При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий. И сказал [Господь] Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут с большим имуществом, а ты отойдешь к отцам твоим в мире [и] будешь погребен в старости доброй» (Быт. 15:7–15).

 

«Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний... И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний...» (Откр. 1:10–17).

 

«Если Аллах даровал человеку Писание, власть (знание или умение принимать решения) и пророчество, то ему не подобает говорить людям: «Будьте рабами мне, а не Аллаху». Напротив, будьте духовными наставниками, поскольку вы обучаете Писанию и изучаете его» (Коран 3:79).

 

II. Свидетельства преемственности пророческой миссии Мухаммада

 

1. Формы призвания пророков – разные, но все пророки сами сделали свой выбор.

 

Наши оппоненты нередко утверждают, что призвание пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) нарушает преемственность пророческой традиции авраамического единобожия, так как Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), согласно его жизнеописанию, был призван принудительным образом: ему являлся ангел, пугал его, сдавливал ему грудь.

 

Непонятно, однако, откуда наши оппоненты знают, каким образом Всевышний «должен» призывать Своих избранников на пророческое служение? Разве кто-то мог установить единый стандарт для Него? Всех пророков Аллах призывал по-разному, и призвание это, как правило, было внешне очень странным, да и в их служении, с точки зрения обывателя, было немало «странностей». Но то, что непривычно для ханжи и обывателя, было святым и перед Богом, и для искренне верующих в Него. А внешняя «странность» – всего лишь способ испытания веры и избранников, и окружающих.

 

Выше описывалось, например, призвание пророка Исаии (Ис. 6:1).

 

Критики Ислама нам говорят: «Истинный Творец так издеваться: душить Мухаммада, сдавливать грудь, пугать – не мог». А мог истинный Творец повелеть ангелам прикладывать горящий уголь к губам Исаии? Это не просто больно, это пытка! – Нам говорят, что это образ, условность, т.е. реально, материально так не было в жизни, а было только в видении, но мы им отвечаем: вся сцена, описанная в истории Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), тоже произошла не наяву, более того – увидена им не просто в видении, а в сновидении, т.е. когда он спал! Наяву, когда он сам распоряжался своей свободой, его никто не душил, и он осознанно принимал решения. А сон – это всего лишь образ, который своей символикой побуждает избранника Бога осознать свою великую, но трудную миссию.

 

Нам говорят: а почему Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) испугался ангела? Выше мы привели примеры из жизни праведного Авраама (Быт. 15:7–15) и новозаветного автора книги Откровения (Откр. 1:10–17).

 

Нам говорят: Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) был призван насильно! Как же так? Он в любой момент мог отказаться, и не принимал бы в течении 23 лет откровения Корана и Сунны, и не было бы Корана, но они есть, а значит, он добровольно согласился со своим призванием на пророческое служение. Совершенно очевидно, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) изъявил свою волю служить Всевышнему и исполнять все, что Аллах скажет. Рискуя жизнью и попадая в самые опасные ситуации, он вел себя как настоящий исповедник веры и как пример для всех других. Разве это не доказательство добровольности и полной осознанности сделанного им выбора?

 

Да, у всех пророков есть момент некоторого очищения от груза предыдущей, обыденной жизни, и есть своя символика этого процесса. Смотрите, как ярко написал поэт А. С. Пушкин на тему пророка Исаии про ангела: «И он к устам моим приник и вырвал грешный мой язык – и празднословный и лукавый, и жало мудрыя змеи в уста замершие мои вложил десницею кровавой. И он мне грудь рассек мечом и сердце трепетное вынул, и угль, пылающий огнем, во грудь отверстую воздвинул». – Это поэтические символы того, что человек, живший до этого по своему разумению, отозвался на призыв и стал полностью покорным Творцу, стал орудием Его воли. Как сказал евангельский Иисус Богу: «Не моя воля, но Твоя да будет»!

 

Если мы заглянем в истории других пророков Божиих, которых признают пророками Божьими и иудеи, и христиане, то мы можем найти и куда более жесткие примеры воздействия Бога на пророка, который не сразу понимал свою миссию. Вот, пожалуйста, история пророка Ионы (Юнуса – мир ему) из Библии: «И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи. И помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита и сказал: к Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня; из чрева преисподней я возопил, и Ты услышал голос мой... Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Господе, и молитва моя дошла до Тебя, до храма святаго Твоего. Чтущие суетных и ложных богов оставили Милосердного своего, а я гласом хвалы принесу Тебе жертву; что обещал, исполню: у Господа спасение! И сказал Господь киту, и он изверг Иону на сушу» (Иона, 2).

 

Ионе было не слишком комфортно находиться наяву в желудке кита трое суток! Это куда серьезнее, чем душение во сне. Здесь был момент принуждения, но вера Ионы проявила себя, он взмолился Богу и принял от Него свою пророческую миссию.

 

А скольким пророкам были даны страшные видения, в которых фантастические ужасные животные поглощали людей и целые царства! У верующего человека язык не повернется сказать, что эти «мистические триллеры» так напугали пророков, что те лишь из-за испуга, по принуждению страхом стали подчиняться Творцу! – Пророки были лучшими из людей, и каждый из них принимал от Господа свою миссию осознанно.

 

Это действительно тайна Божия, как, кого и почему Всеведущий призывает на служение, и для всех пророков это было по-разному. И когда начинают спрашивать, почему у Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) так, то тогда логично спросить, а почему у Моисея было так, как было? А куст Моисей разве по своей воле зажег? Не было ли тут «принуждения Моисея» посредством чуда с кустом? А почему у Исайи было иначе? А зачем надо было так мучить Иону?

 

Каждого Аллах призывал индивидуально, но отсутствия доброй воли, отказа от пророческого служения нет ни в тех примерах, ни в случае с Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха), есть только момент призвания и символического очищения, посвящения человека перед его решающим служением, когда он уже целиком всю свою волю смиряет и подчиняет Богу. Таким образом, в призвании Мухаммада не было ничего, что противоречило бы миссии всех пророков единобожия (мир им всем) и способу их призвания Единым для них и всех нас Богом.

 

2. Чудеса Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)

 

Весьма распространенным заблуждением относительно миссии Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) является представление, что, в отличие от множества чудес Иисуса Христа, Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) не совершал чудес вообще! Здесь двойное заблуждение: во-первых, количество и характер чудес, а точнее – знамений свыше, не есть мерило значимости миссии пророка – в разных обстоятельствах нужны были разные знамения; а во-вторых, Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) совершал чудеса, которые были нужны в его время и в его обстоятельствах для успеха его миссии.

 

Главными чудесами Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), несмоненно, являются два, с которыми не могут идти ни в какое сравнение все остальные, вместе взятые: это Коран и это теократия, которую он восстановил на земле, но уже для всех верующих во всех народах, которые хотят служить Творцу миров. Иисус Христос только молил Бога о том, чтобы Его воля стала «на земле, как на небе», «чтобы пришло Царствие» Его (Мф. 6:9–10), а Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) стал наместником Создателя в основании и утверждении этого Царствия.

 

Но ради свидетельства об истинности Своих посланников Аллах, превелик Он и преславен, показывал и иные чудесные знамения: Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) совершил более 1000 чудес. Одним из самых известных из них является исра и мирадж (ночное путешествие и вознесение). Так называется ночное путешествие Пророка Мухаммада из Мекки в Кудс (Иерусалим) и вознесение его оттуда на небеса, которое произошло в конце мекканского периода его жизни. Согласно одним данным это событие произошло за три года до хиджры, а по другим – за полтора.

 

В одну из ночей к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) явился ангел Джибраил. Они вместе сели верхом на животное по имени Бурак и из мекканской мечети были перенесены в Иерусалим. Таким образом, Пророк оказался вне времени и пространства.

 

Прибыв на место древнего храма Сулеймана (Соломона), Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) стал предстоятелем (имамом) на молитве, в которой приняли участие древние пророки. Затем с развалин иерусалимского храма Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) вознесся на небеса. На первом небе он увидел Адама, на втором – Иоанна Предтечу (Яхъю) и Иисуса, на третьем – Иосифа, на четвертом – Идриса, на пятом – Аарона, на шестом – Моисея, на седьмом – Авраама. Все они приветствовали его и признали его пророчество. После этого Джибраил вознес Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) к «лотосу крайнего предела». Наконец, вознесся с ним к самому Аллаху. Здесь Аллах передал Пророку (мир ему и благословение Аллаха) три вещи: концовку второй суры Корана «Бакара»; благую весть о том, что все, кто почитают единого Бога и не приобщают к Нему равных, войдут в рай; необходимость совершения всеми мусульманами обязательных ежедневных молитв, количество которых по многократной просьбе Пророка (мир ему и благословение Аллаха) было снижено с пятидесяти до пяти.

 

Во время мираджа Пророку (мир ему и благословение Аллаха) также был показан рай и ад. Он видел ужасные сцены мучений грешников в аду и неповторимые по красоте райские сады, где будут жить праведники.

 

Все события мираджа произошли за одну ночь. Вернувшись обратно, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) рассказал об этой истории мусульманам. Весть об этом распространилась по Мекке, и курайшиты стали издеваться над Пророком (мир ему и благословение Аллаха) и его последователями. Они говорили о невозможности путешествия за одну ночь из Мекки в Иерусалим и потребовали у Пророка (мир ему и благословение Аллаха) доказательств его путешествия. Тогда он очень подробно и точно рассказал об Иерусалиме, хотя прежде этого он там никогда не бывал. Он также дал точную информацию о мекканских караванах, которые находились там. Эти слова были подтверждены. Однако язычники ничего не желали слушать, и пошли к Абу Бакру, узнать его мнение об этой истории. В ответ Абу Бакр сказал, что верит всем словам Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и подтверждает истинность этой истории. За это Абу Бакра назвали «правдивейшим» («сиддик»).

 

Еще одним из чудес совершенным Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха) является Иншикак аль-камар (раскалывание луны). Это чудо он показал мекканцам за пять лет до хиджры. В одном из хадисов (Бухари, Тафсир, Сура аль-Камар, 1; Муслим, Кыяма, 44) рассказывается об этом. Лидеры мекканцев Валид ибн Мугира, Абу Джахль, Ас ибн Хишам, Асвад ибн Муталлиб, Надр ибн Харис и другие потребовали, чтобы Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) в качестве доказательства своей посланнической миссии прилюдно совершил чудо и в ночь полнолуния расколол луну надвое. Пророк согласился показать им это чудо. Язычники обещали ему уверовать в Аллаха, если он сумеет это сделать. Тогда Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) возвел Аллаху мольбу о помощи. Аллах ответил ему на эту мольбу и расколол луну надвое. Жители Мекки были свидетелями этого. Однако, несмотря на свое обещание, язычники отказались уверовать и признать Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) посланником Аллаха. В ответ они стали обвинять его в колдовстве.

 

В то время как расколотая луна висела над городом, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) призвал в свидетели своих сподвижников. Абдулла ибн Масуд, который был очевидцем этого чуда, сообщал, что при этом Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил им о том, что это знамение о приближении дня Страшного суда.

 

Чудо Пророка (мир ему и благословение Аллаха) с раскалыванием луны нашло отражение и в аяте Корана: «Близок Судный час, и месяц раскололся. Но они (т. е. многобожники), если увидят какое-либо знамение, то отворачиваются и говорят: «Настоящее колдовство»» (Коран 54:1–2).

 

Мусульманские толкователи писали о том, что, судя по этому аяту, такое же событие с раскалыванием Луны должно произойти незадолго до дня Страшного суда. То есть этот аят имеет двойное значение и являет собой и чудо Пророка (мир ему и благословение Аллаха) для его современников, и предсказание аналогичного события будущего, а именно признака конца света. Таким образом, история о раскалывании луны, является достоверным событием, которое описано как очевидцами в Сунне, так и в аяте Корана.

 

Несколько дней мусульмане не могли взять крепость Хайбар. И в какой-то момент показалось, что эта экспедиция потерпит неудачу. Но внезапно Пророк (мир ему и благословение Аллаха) во всеуслышание заявил, что он называет имя победителя Хайбара. Им будет Али. После этого Пророк позвал Али к себе. Тот пришел, но был болен, плохо видел, у него опухли глаза. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вручил Али знамя. Но Али сказал, что он не видит и не может повести мусульман в бой. В ответ Пророк (мир ему и благословение Аллаха) приложил свои руки на его глаза, и болезнь излечилась. Али завершил поход победоносно, завоевав Хайбар.

 

В хадисах описан и такой эпизод. Как-то в пустыне Пророк (мир ему и благословение Аллаха) с нескольким десятком своих сподвижников собирались совершить молитву. Перед молитвой надо было сделать омовение, но воды для этого оказалось достаточным только для двух-трех человек. Однако Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал, чтобы на это никто не обращал внимания и чтобы все начали совершать омовение из этого кувшина. Чудесным образом все сподвижники совершили омовение, и вода в кувшине после них еще осталась.

 

Пророк (мир ему и благословение Аллаха), будучи еще в Мекке, при переезде в Медину с небольшой группой гонимых последователей, обещал своему сподвижнику Сураке, что тот получит часть сокровищ персидских шахов. Спустя многие годы мусульмане, победив персов, перевезли сокровища персидских правителей в Медину. Халиф Умар, подозвав Сураку, сказал ему: «Ты помнишь, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обещал тебе эти сокровища? Так возьми же их, его пророчество исполнилось».

 

3. Рациональные аргументы, подтверждающие, что Мухаммад – Пророк Аллаха

 

Наши оппоненты говорят, что якобы нет никаких рациональных аргументов, доказывающих, что за рамками Библии может быть еще истинный пророк из авраамической ветви. Следует отметить, что вера в любого пророка основывается на убежденности в своем религиозном чувстве, на стремлении к истине и на убежденности в неложности знамений Всевышнего о Своем пророке или посланнике. Рационально, с помощью только аргументов рассудка, доказать веру в любого пророка, как и веру в Самого Бога, в принципе невозможн

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика