Есть ли в Исламе духовенство?

Есть ли в Исламе духовенство?

«Онивзяли своих священников и монахов и Ису сына Марьям себе за господвместо Бога. Хотя им было приказано поклоняться единому Богу…» (Коран, 9:31). Когда принявший Ислам христианин Ади ибн Хатим спросил у Пророка (мир ему) о значении этого аята, тот уточнил: «Считаетели вы запретным то, что они вам запрещают, и позволяете ли вы себе то,что они вам позволяют?» Ади ибн Хатим ответил: «Да». «Это значит, чтовы почитаете их, вместо Бога», - сказал Посланник Аллаха Пророк (мир ему) (Бухари, Муслим).

Иногдасегодня приходится слышать от некоторых мусульман о каком-то «исламскомдуховенстве». Отдельные люди даже стремятся получить у представителейэтого самого «духовенства» некоего благословения, так, как это делаютхристиане у священников. В связи с этим необходимо внести ясность впонимание термина «мусульманское духовенство» и в понятие «духовенство»вообще.

Жречество существует с незапамятных времен. Всемизвестны жрецы Исиды и Орфея, Атона и Митры, Ваала и Зевса и т. д. Дляруководства отправления культа они создавали сословия или касты, вкоторую принимали только «посвященных».

Они претендовали на то,что обладают некими тайными знаниями, якобы внушенные им богами. Длявоздействия на массы жрецы применяли различные эффекты гипнотическогохарактера и магию.

Жреческие касты обладали несметными богатствами и политическим весом. Многие монархи были вынуждены с ними считаться.

Жреческоесословие, правда, в видоизмененном, но, по сути, в том же видеобразовалось и в религиях, которые принято называть монотеистическими.Суть та же. Претензии на тайное знание, сословность, баснословныеприбыли за счет народа, воздействие на политическую жизнь.

Всемжрецам присуще выделение себя из массы народа по всем параметрам. Онипо-другому одеваются, разговаривают на другом или несколько отличном отсвоего народа языке. Индийские брахманы говорят на санскрите и носятотличительные знаки, еврейские раввины - на древнееврейском и тожеотличаются по внешнему виду, православные священники используютнепонятные для массы своего народа обороты из старославянского игреческого языков, и также носят другую одежду и т. д.

Необходимоотметить, что т. н. «монотеистическое жречество» имеет более позднеепроисхождение. Если внимательно ознакомиться с историей великихпророков, то можно убедиться в том, что священничество возникало спустянекоторое время после выполнения своей миссии пророками Бога (мир имвсем).

Так, сословие иудейских жрецов возникло после Моисея,епископаты после Иисуса (мир им обоим) и т. д. Сами эти пророки неучили ничему подобному, даже наоборот они призывали к ликвидации всякойсословности и равенству всех людей перед Богом.

В Христианствесвященничеством и духовенством называют тех, кто распределяет, каксчитается в этой религии, дары Святого духа. Священничество считаетсяодним из таинств.

К сожалению, данная проблема появилась и вИсламе спустя несколько столетий после Пророка Мухаммада (мир ему).Слишком был велик соблазн, монополизировать религию в руках сословияжрецов, объявить Коран тайным знанием доступным только «посвященным»,использовать Ислам в корыстных интересах отдельных правителей иизвлекать баснословные прибыли от своей «паствы».

В различныхобластях Ислама появились неизвестные до этого «священники» - муллы.Появилась «мечетная» иерархия. Нововозникшее «духовенство» наподобиесвоих христианских предшественников превратилось в гигантскийчиновничий аппарат.

Понятия «муфтий», «шейх уль-Ислам» и т. д.,которые означают лишь степень учености людей, наподобие понятий«профессор» или «академик», стали ступенями этой новой почтисвященнической иерархии. Уважительное добавление к имени «хазрат»получило в некоторых регионах почти сакральный смысл. Подобных примеровможно найти еще много.

Неудивительно, что у многих народов,понятие «мулла» начало вызывать неприязнь, а потом стало синонимомтаких понятий как афера, хапужничество и т. д. Понятие «муллы»превратилось в народе в объект насмешек и анекдотов.

Мусульманскому«священничеству» зачастую присущи все черты их предшественников. Онипротивопоставляют себя народу, по другому одеваются, говорят на языкенасыщенном арабскими и персидскими словами, непонятными своему народу,претендуют на роль «духовных» лидеров, хотя на словах говорят оравенстве всех мусульман перед Богом. Они считают, что никто, кромених, не правомочен читать, и правильно понимать Коран и Сунну.

Еслиже внимательно ознакомиться с первоисточниками, то однозначно можносказать, что института священничества в Исламе нет, и это являетсяпорицаемым нововведением.

В хадисах однозначно говоритсятолько о Пророке (мир ему), сподвижниках и алимах. Алим - это несвященник, а ученый. Его статус такой же, как и у профессора илиакадемика.

Таким образом, в Исламе понятия «священничества»нет и оно введено в подражание иудеям, христианам и другим религиям вболее поздний период его истории. Это, кстати, хорошо видно на примереобразования духовных управлений мусульман в России и ее бывшихколониях. Они были образованы по примеру православных епархий в 18-19-хвеках с тем, чтобы обеспечивать контроль государства над верующими.

Всвязи с этим понятие священства нужно расценивать как явление, неподтвержденное Кораном и Сунной Посланника Аллаха (мир ему). Т.е. онодолжно быть квалифицировано как порицаемое нововведение (бид’а).

Айдын Али-заде (Баку), к. филос. н., сотрудник Академии наук Азербайджана

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика