Нет места угнетению в Исламе

аль-Хамду-Лилляахи Раббиль-'Ааламиин уас-Саляату уас-Саляаму 'аляа Ашрафиль-Анбийяа'и уаль-Мурсалиин, уа ба'д:

Нет места угнетению в Исламе

Кхутба прочитана 9 августа 2001 г. в Соборной мечети г. Махачкалы

Дорогие мусульмане!

Олюди! Бойтесь Аллаха и стремитесь приблизиться к Нему совершениемобязательных и желательных предписаний Аллаха и Его Пророка (мир ему иблагословение). Сохраняйте себя от запретного и порочного и соблюдайтеправа тех, кто находится рядом с вами. Воистину, Всевышний каждомунашему произнесенному слову и делу Свидетель. Я призываю вас оставитьдурные привычки и намерения.

Братья, остерегайтесь вступать на путь тех людей, о ком Всевышний сказал:

"Клеветнику,носителю злословия, погрязшему в грехах и злодеяниях и отвлекающему отблагого, жестокому, к тому ж безродному" (Аль-?алям, 11-13).
Орабы Аллаха! Пробуждайте свои сердца от забвения. Знайте, Аллах видитто, что мы делаем и то, что творится в наших душах. Оберегайте себя отгрехов - и ваша вера будет полноценной, уповайте на Аллаха - и вынайдете уверенность и вдохновение, остерегайтесь клеветы, сплетен,зависти, ненависти и нарушения чьих-то прав. Помните, каким будет нашеобращение с окружающими, такое же отношение получим и мы в ответ.

Аллахсоздал мужчин и женщин и разделил нас на нации и народности для того,чтобы мы познавали и помогали друг другу в благих делах и служенииАллаху. Всевышний требует от людей жить и относиться к окружающим, какк братьям. Поэтому Он запретил любого рода притеснение и угнетениесильным слабого, старшим младшего, власть предержащим подчиненного и т.д. Другими словами, Аллах сделал неприкосновенными жизнь, честь иимущество Своих рабов для кого бы то ни было.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
"Бойтесьпритеснения. Поистине, оно (обернется) мраком в Судный День.Остерегайтесь скупости. Поистине, скупость погубила тех, кто был довас. Она привела их к кровопролитию, и запретное они сделали для себядозволенным" (Муслим).

Слова этого хадиса "обернется мраком"означают, что в то время, когда верующие рабы Аллаха, окруженныесветом, в Судный день будут идти, озаряя себе путь, притеснители,окутанные мраком, будут пребывать в страхе, не видя ничего вокруг себя,кроме ужаса, и в таком состоянии они войдут в пламя Ада.

Также Всевышний говорит в ?ур‘аане:

"Ине считай (о Мухаммад), будто не ведает Аллах о том, чем занятыпритеснители. Дает он только отсрочку им до того Дня, когда люди будутвозводить взоры". То есть наказание, уготованное для них, будетнастолько сильным, что они не смогут отвести и сомкнуть глаз.

Притеснение(Зульм) в терминологии Шариата - это нарушение и преступление техграниц, которые определил Аллах. Формы угнетения и притеснения могутбыть различными. Зульм - это, например, убийство, воровство, грабеж,посягательство на честь, здоровье и имущество других людей и т. д.Самым страшным из всех видов угнетения является то, когда человекнаносит вред самому себе, греша против Аллаха.

"Кто же преступнее того, кому возвещены были аяты Господа его, а он не принял их?! Воистину, наказанием воздадим мы грешникам",
а также

"О,сколько городов ослушалось велений Господа своего и посланников Его, ирассчитались мы с ними (притеснителями) сполна и наслали на них карутяжкую. Вкусили они наказание за деяния свои и обернулись поступки ихущербом для них", - говорит Аллах в ?ур‘аане.

Однако Всевышнийнастолько терпелив, что не спешит наказывать преступивших рабов Своих,а дает им отсрочку и возможность для покаяния. Посланник Аллаха (мирему и благословение) сказал:
"Поистине, Аллах оставляет притеснителя до тех пор, пока не накажет его. Наказания же он не избежит".

В ?ур‘аане же говорится:
"Подобнымобразом наказывает Господь твой и другие города, жители которыхпритеснители. Воистину, мучительна кара его, сурова" (Хууд 102).
Сегоднямы с вами живем в то время, когда сплошь и рядом нам приходитсясталкиваться с угнетением. Посмотрите, разве не зульм то, что родителине обучают своих детей Исламу, разве не зульм то, что работодателивовремя не платят или обсчитывают, а то и вовсе обманывают рабочих. Всудах, правоохранительных органах, госучреждениях царит произвол.Притчей во языцех стали случаи избиения людей, осуждение невинных,освобождение за деньги преступников теми, кто призван беречь законностьи покой граждан. Не ошибусь, если скажу, что для многих изпредставителей, так называемых, внутренних органов справедливость,настолько же чуждое понятие, как палеонтология или генная инженерия.

Зульмпроисходит повсеместно. В некоторых школах и учреждениях женщинамзапрещают одеваться в соответствии с Шариатом и грозят увольнением,мусульманки не могут сфотографироваться на паспорт, не сняв платка,многие молодые люди не считают для себя зазорным ударить более слабого,оскорбить старших, тем самым, унизив их. Разве все это - не угнетение?

Однимиз распространенных сегодня видов зульма является захват кем-либоземли, ему не принадлежащей. Посланник Аллаха (мир ему и благословение)сказал по этому поводу:
"Кто займет какую-либо территорию не по праву, в Судный День будет поглощен семью землями".

А в другой версии этого хадиса говорится:
"Натого, кто, притеснив кого-либо, захватит землю размером в пядь, вСудный День наденут ожерелье из семи земель" (от Ибн Умара передалиБукхаари, Муслим, Ахмад).
Однако наказание Аллаха грозит не толькотому, кто сам становится угнетателем или притеснителем, Всевышнийзапрещает нам даже приближаться к тем, кто совершает зульм. Более того,Господь предостерегает нас от отказа в помощи угнетенному.

Пророк(мир ему и благословение) сказал: "Покинул Ислам тот, кто ходит спритеснителем, помогая ему, и зная, что он притеснитель" (Ахмад,Табарани).

А в хадисе ?удси Сам Всемогущий Аллах говорит:

"Клянусьмоим могуществом и величием, в скором времени и позже я обязательноотомщу угнетателю. Также мое отмщение неминуемо настигнет того, ктовидел притесненного и не помог ему, в то время как он был в состоянииэто сделать" (Ахмад). Существует огромное множество хадисов на этутему. Далее, мы приведем лишь малую толику из них. В частности,Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорит:
"Проклял Аллах того, кто увидел угнетенного и не помог ему" (Дайлами).

У Букхаари же приводится такой хадис:

"Виновномув попрании чести мусульманина или чего-то другого, необходимо попроситьпрощения у угнетенного в тот же день, пока не наступил Час, когда людине смогут расплатиться деньгами. В противном случае в Судный День унего будет отнято хороших поступков на количество, равное совершенномупритеснению. Если же у него таковых не найдется, то грехи пострадавшегобудут отданы ему".
Это означает, что он должен попросить прощения и восстановить нарушенные права.

"Посланник Аллаха (мир ему и благословение) однажды спросил своих асхабов:

- Знаете ли вы, кто является настоящим банкротом?

Тогда они ответили:

- Банкрот среди нас тот, у кого нет ни дирхама, ни динара.

На это Пророк (мир ему и благословение) сказал:

-В моей Умме банкрот это тот, кто явится в Судный День, имея среди своихблагих дел намазы, посты и закат. Однако в то же время он обругал,опорочил, ударил кого-то, проел без права чье-то имущество, пролилчью-то кровь. Он отдаст из своих благих деяний и тому и другому, а еслииссякнут его хорошие поступки до того, как закончится отчет, то будутвзяты их грехи и брошены ему, и потом он будет отправлен в Ад".

Братья,опасайтесь оказаться в числе угнетателей. Ведь, кроме прочего, ду'апритесненного Аллах принимает, т. е. между ним и Аллахом нет никакихпреград. Пророк (мир ему и благословение) говорил:

"Бойтесь мольбы притесненного, поскольку нет между ним и Аллахом никаких преград" (Букхаари, Муслим, Абу Дауд, Нисаи).

"Непременновсе права в Судный День будут восстановлены, и даже рогатая овцавозместит нерогатой" (Муслим и Тирмизи от Абу Хурайра), - предостерегалнас Пророк (мир ему и благословение). Обо всем этом мы должны хорошознать, дабы во время Страшного Суда не оказаться среди притеснителей.

Иногдавозникает вопрос, а как нужно поступить, если мы сами подвергаемсяпритеснению со стороны кого-либо. Посланник Аллаха (мир ему иблагословение) в одном из своих хадисов дает нам ответ.

"Один человек как-то пришел к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) и спросил:

- Как ты думаешь, если кто-то явится в мой дом и захочет забрать мое имущество?

Пророк сказал ему на это:

- Ты не отдавай свое имущество.

- А если он будет драться со мной?

- Тогда и ты сражайся с ним, - последовал ответ Пророка.

Однако тот человек еще раз спросил:

- А если он убьет меня?

- Тогда ты станешь шахидом.

- А если я его убью? - снова задал вопрос человек.

- Тогда он окажется в Аду", - заключил Посланник Аллаха (мир ему и
благословение)".

Необходимопомнить, что оказывать помощь следует не только тем из наших братьев,которые подвергаются угнетению и притеснениям, но и тем, кто угнетает.Это становится ясным из следующего хадиса:

"- Помоги своему брату, будь он притеснитель или притесненный.

Тогда Пророка (мир ему и благословение) спросил один из сподвижников:

- Я помогу моему брату, если его будут притеснять, но как же я буду помогать угнетателю?

На это Посланник (мир ему и благословение) ответил:

-Ты запрети ему притеснять кого-то и тем самым поможешь ему" (Букхаари).Оказание помощи притесненным является очень важным в нашей религии.Отсутствие ее грозит всеобщей социальной катастрофой. Пророк (мир ему иблагословение) говорил:
"Воистину, если люди видят притеснителя ине препятствуют ему, то, возможно, Аллах объемлет их всех наказаниемСвоим". Более того, он наставлял одного из своих сподвижников:
"Когда ты увидишь, что моя Умма не говорит угнетателю среди них "ты угнетатель", то покинь их" (Тирмизи).

Угнетениеможет быть причиной того, что наши мольбы к Аллаху не будут приняты, апросьбы о помощи будут отвергнуты. Лучший из сынов Адама, наш господини Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) как заботливый отецпредостерегает нас в хадисе:

"Нет такого мусульманина, которыйне оставил бы без помощи другого мусульманина в том месте, где унижаютего честь и достоинство, кроме как оставит его Аллах без помощи там,где он будет нуждаться в ней";

"Не притесняйте никого. Иначевы будете взывать к Аллаху и не будет вам отвечено, будете проситьдождя и вы не получите его и будете взывать о помощи и вам не помогут"(Табарани). Давайте посмотрим, как поступил Посланник Аллаха (мир ему иблагословение) с Абу Джахлем, который стал притеснять одного человека.

ОднаждыАбу Джахль купил у Араши верблюда и стал тянуть с оплатой. Тогда Арашипошел в то место, где собирались идолопоклонники, и обратился к ним спросьбой помочь получить деньги у Абу Джахля. Они же решилипоиздеваться над ним и над нашим Пророком (мир ему и благословение),сказав: "Тебе следует обратиться к Мухаммаду ибн Абдулле - онединственный, кто может тебе помочь".

Тогда Араши отправился кПосланнику Аллаха (мир ему и благословение) и пожаловался на АбуДжахля. Выслушав его, Пророк (мир ему и благословение) вместе с нимпошел к Абу Джахлю, несмотря на то, что тот был его врагом. Когда онипостучали в двери Абу Джахля, тот вскрикнул от злости: "Кто там?"Пророк (мир ему и благословение) ответил, что это он. Абу Джахль,услышав это, взбесился еще больше, и полный ярости и гнева, изменившисьв лице, вышел к ним.

Увидев его, Пророк (мир ему и благословение) сказал:

- Возмести ему его права.

Тогда Абу Джахль, не пререкаясь, вежливо попросил Араши:

- Постой здесь, я сейчас отдам тебе твои деньги.

Курейшиты, узнав о происшедшем, были крайне удивлены и сказали Абу Джахлю:

- Горе тебе, о, Абу Джахль, мы не видели, чтобы ты делал когда-либо что-то подобное.

Абу Джахль же, оправдываясь, возразил:

-Горе вам, клянусь Аллахом, когда они постучались ко мне, я услышалголос, переполнивший меня страхом, и как будто над моей головой всталдемон".
Из этого хадиса нам становится очевидно, что того, ктостанет на защиту притесненного, ждет помощь Аллаха, и Он непременноукрепит его стопы в Судный День на мосту Сират.

"Однажды Дауд (мир ему) воззвал к Аллаху:

- О мой Господь! Какие рабы более любимы тобой?

- Аллах ответил ему:

-Те рабы, наиболее любимы Мною, у которых богобоязненное сердце, чистыеруки, не причиняющие вреда окружающим и которые не сплетничают. Онилюбят меня и любят тех, кто любит Меня. Это те, которые стремятся ктому, чтобы рабы Мои полюбили Меня.

Получив ответ, Дауд (мир ему) задал второй вопрос:- Как можно достичь того, чтобы Твои рабы полюбили Тебя?

Всевышний сказал Дауду (мир ему) на это:

-Напоминанием людям о Моих милостях и щедротах. О Дауд! Нет такого раба,который помогает угнетенному, чтобы я не укрепил его стопы на мостуСират в тот День, когда стопы будут соскальзывать". Братья, как важнонам сегодня помнить и руководствоваться в повседневной жизни словамиПророка (мир ему и благословение), особенно в отношениях друг с другом.Ведь, только через следования ?ур‘аану и Сунне мы сможем достичьличного счастья, социальной гармонии и вечного блаженства близ нашегоТворца.

Подготовила сестра Раяна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика