Экономическое положение женщины

Экономическое положение женщины

Извсех великих религий Ислам сделал наибольшее для обеспеченияэкономической независимости женщины. Хорошо известно, что вВеликобритании до 1882 года, когда Акт о Собственности Замужних Женщинбыл принят Парламентом, замужняя женщина не имела прав обладаниясобственностью, независимо от мужа.
Любая собственность, которойобладала femme sole (незамужняя женщина), автоматически переходила вправо собственности мужа. Ныне, более века спустя, следы этого все ещеобнаруживаются в определенных актах Британского законодательства, чтоиллюстрирует зависимое по отношению к мужу положение замужней женщины.
Экономическая независимость женщин была с самого начала законодательно установлена Исламом.
Была отмечена обязанность мужа составить с женой экономический брачныйдоговор пропорционально его материальным средствам. Этим договоромобуславливается приданое жене со стороны мужа (мехр). Если ко временисмерти мужа мехр еще не выплачен, эта сумма считается долгом,вычитаемым из наследуемого имущества и должна быть выплачена преждевсех остальных долгов. В добавление к этому, вдова имеет право напричитающуюся ей по закону часть наследства. Любая собственность,которую женщина приобретает самостоятельно, будь то часть полагающегоей наследства, подарок или результат ее деловых качеств, принадлежит ейнезависимо от мужа. Она может доверить мужу распоряжение еесобственностью, однако если она предпочитает распоряжаться илиуправлять своей собственностью самостоятельно, муж не имеет прававмешиваться в ее дела.
Замужняя женщина, обладающая своейсобственностью, может, и в большинстве случаев вкладывает часть или всюее в общее хозяйство супругов, но она вовсе не обязана поступать так.Ведение общего хозяйства находится в полной ответственности мужа, дажеесли жена является в собственных правах экономически болеесостоятельной, чем ее муж.
Это хорошо показывает следующий случай:Святой Пророк, да благословит его Аллах, однажды при некоторыхобстоятельствах распорядился, чтобы женщины оказывалиблаготворительность также и из собственных средств. После этого двеженщины, обе по имени Зейнаб, одна из которых была женой хорошоизвестного товарища Пророка Абдуллах бин Масууда, пришли к СвятомуПророку и сказали ему, что их досточтимые мужья являются людьми,стесненными в средствах, тогда как они сами сравнительно более богаты.Будет ли для них духовной заслугой, спросили они, если они помогутмужьям из собственных средств? Святой Пророк уверил их, что их трата напомощь мужьям будет двойной заслугой, так как это будет считаться иблаготворительностью, и милосердностью по отношению к близким.Священный Коран наставляет:
"И не завидуйте тому, чем Аллах возвысилодних из вас перед другими. Получат мужчины долю из заслуженного ими, иженщины долю из заслуженного ими. И молите Аллаха о щедростях Его.Истинно, Аллах ведает все в совершенстве.
"И каждому назначили Мынаследников тому, что оставят родители и родственники, (а также) те, скоторыми вы заключили клятвенное соглашение. Итак, дайте им долю их.Истинно, все видит Аллах".
Исламская система старшинства инаследования, определенная в аятах 4:12 - 13 и 4:177, нацелена навозможно более широкое распределение собственности. Если человекумирает, оставляя его или ее живых родителей, мужа и жену, сыновней идочерей, они все получают долю наследства при том главном условии, чтомужская доля вдвое превышает женскую при равной степени родства. Здесьнет никакого неравенства, если учесть, что мужчина ответственен засодержание семьи, в то время как женщина освобождена от этойответственности. Этот закон, как показывает практика, более выгоден длянаследниц.
Мусульманин имеет право завещательно распределить толькоодну треть своей собственности. То, что он хочет оставить наблаготворительность или тем, кто не является наследником по закону, недолжно превышать одной трети того, чем он владеет; он не властенисключить из наследования или уменьшить долю наследства законныхнаследников. Исламская система не оставляет места для несправедливостейв распределении наследства, таких, как право первородства илиисключения женщины из права наследования.
Указание, данное с цельюгарантировать свидетельства при гражданских сделках, и гласящее, чтоэти сделки должны быть обязательно оформлены письменно, иногда ошибочноприводится в доказательство дискриминрования женской половиныИсламского общества. Это указание таково:
"И призовитедвух свидетелей из ваших ближних: но если не (найдется) двух мужчин, томужчину и двух женщин из тех, кого вам угодно взять в свидетели, такчто если одной (из женщин) изменит (память), другая напомнит ей" (2:283).
Здесьнет и малейшего следа дискриминации. Нормальным правилом является то,что женщина должна быть вообще ограждена от случайной повинностивыступать в качестве качестве свидетеля при юридических процедурах.Таким образом, обыкновенно женщина не должна быть призываема, чтобызасвидетельствовать документ при свершениях гражданских сделок. Этоправило может нарушаться, если дело -спешное. Но тогда может возникнутьиная трудность. В случае свидетелей - мужчин их память о сделке,которую они призваны засвидетельствовать, освежается во время ихсоциального общения, когда по разным причинам событие сделкивспоминается. В случае же свидетеля мужчины и одной свидетельницыженщины их общение согласно правилам Ислама, которые еще будут подостоинству оценены, обыкновенно происходит не настолько часто, чтобыпостоянно держать в памяти совместное свидетельство.
С целью обойтиэтот недостаток возможностей для освежения совместной памяти, мудропредложено, чтобы в случае отсутствия двух свидетелей-мужчин сделкузасвидетельствовали один мужчина и две женщины, так как они имеютвозможность общения и тем самым гарантированно держат в памяти каждоеслово документа.
Это указание имеет в виду лишь сохранностьсвидетельства, а вовсе не относительную весомость мужских и женскихсвидетельств. Следующая иллюстрация окончательно проясняет существодела. Представим себе, что сделка, засвидетельствованная одним мужчинойи двумя женщинами, стала предметом спора и требует юридическогоразбирательства. Теперь, обнаруживается, что со времени совершениясделки одна из свидетельниц умерла. Свидетель - мужчина и свидетельница- женщина дали показания в суде, но судья находит, что их свидетельстване во всем гармонируют друг с другом; при этом он сильнее склоняется ктому, что, беря во внимание все привходящие факторы, показаниясвидетельницы более правдоподобны. Тогда простой обязанностью судьибудет предпочесть женское свидетельство - мужскому. В таком случае небудет и речи о дискриминации в пользу или во вред женщине.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика