О (необходимости) примирять людей между собой

 

 О (необходимости) примирять людей между собой

Аллах Всевышний сказал:

«Нет блага во многих из их тайных бесед, если только кто-нибудь не призывает раздавать милостыню, совершать одобряемое или примирять людей между собой...»(«Женщины», 114)

Всевышний также сказал:

«...а мирное решение - лучше».(«Женщины», 128)

Всевышний также сказал:

«...бойтесь же Аллаха и приходите к примирению между собой...» («Добыча», 1)

Всевышний также сказал:

«Верующие - не кто иные как братья, а (поэтому) примиряйте между собой двух (враждующих) братьев ваших...» («Комнаты», 10)

 

248   Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

Каждый день, когда восходит солнце, следует давать садаку столько раз, сколько суставов (имеется в телах) людей: (если) ты справедливо рассудишь двоих, (это будет) садакой, и (если) ты подсадишь человека на его верховое животное, повезёшь его на нём или погрузишь на (животное) его поклажу(, это будет) садакой, и доброе слово - садака, и делая каждый шаг на пути к молитве,[1] (ты даешь) садаку, и когда убираешь с пути причиняющее людям вред, (ты тоже даёшь) садаку. (Аль-Бухари; Муслим)

Слова «...справедливо рассудишь двоих...» означают: примиришь их между собой по справедливости.

 

249   Сообщается, что Умм Кульсум бинт 'Укба бинт Абу Му'айт, да будет доволен ею Аллах, сказала:

Я слышала, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Не является лжецом тот, кто (старается) примирять людей[2] (между собой), сообщая (или: ...говоря) им нечто благое». (Аль-Бухари; Муслим)

В той версии (этого хадиса, которую приводит) Муслим добавлено (следующее):

(Умм Кульсум, да будет доволен ею Аллах,) сказала: «И я не слышала, чтобы он позволял людям (лгать), если не считать трёх (случаев)», - имея в виду войну,[3] (попытки) примирения людей между собой, а также то, что говорит муж своей жене, и то, что говорит жена своему мужу.[4]

 

250   Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, услышал громкие голоса (людей,) споривших у (его) дверей, и оказалось, что один из споривших просит другого простить ему часть долга и проявить доброту, другой же говорит: «Клянусь Аллахом, не сделаю!» Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, вышел к ним и спросил: «Где тот, кто клянётся Аллахом, что не сделает одобряемого?» (Этот человек) сказал: «(Это) я, о посланник Аллаха, а ему пусть будет то, чего он хочет». (Аль-Бухари; Муслим)

 

251   Передают со слов Абу-ль-Аббаса Сахля бин Са'да ас-Са'иди, да будет доволен им Аллах:

Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, узнал о том, что (люди) из племени бану амр бин ауф[5] повздорили друг с другом, он в сопровождении нескольких человек отправился (к ним, чтобы) примирить их между собой. (Там) посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, задержали,[6] а между тем настало время молитвы, и тогда Биляль пришёл к Абу Бакру, да будет доволен Аллах ими обоими, и сказал: «Уже пора молиться, так не проведёшь ли ты эту молитву с людьми?» (Абу Бакр) сказал: «Да, если хочешь», - и Биляль объявил о начале молитвы, а Абу Бакр вышел вперёд и сказал: «Аллах Велик» (Аллаху Акбар). Эти слова произнесли и люди, (и тут появился) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, который прошёл через ряды (собравшихся) и встал в (первом) ряду. (При виде его) люди стали хлопать в ладоши,[7] однако Абу Бакр никогда не смотрел по сторонам во время молитвы. (Тем не менее,) когда хлопать стали сильнее, он всё же повернулся и неожиданно увидел (сзади) посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, который знаком велел ему (оставаться на своём месте. Однако) Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, воздел руки к небу, воздал хвалу Аллаху и стал пятиться назад, встав в (первом) ряду. Что же касается посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, то он вышел вперёд и провёл молитву с людьми, а когда он закончил её, то повернулся к людям и спросил: «Почему, когда с вами что-то произошло во время молитвы, вы стали хлопать в ладоши? Хлопать в ладоши (в таких случаях) следует только женщинам, а тот (из мужчин), с кем во время молитвы что-нибудь случится, пусть скажет: «Преславен Аллах!» (Субхана-Ллах!), - ведь когда кто-нибудь услышит, как он скажет: «Преславен Аллах!», - он обязательно повернётся. О Абу Бакр, что помешало тебе молиться с людьми после того, как я сам подал тебе знак?» (На это) Абу Бакр ответил: «Не пристало Ибн Абу Кухафе[8] проводить молитву в присутствии посланника Аллаха». (Аль-Бухари; Муслим)

 

 



[1] То есть: к мечети.

[2] Имеются в виду такие попытки примирения, когда для достижения его человек прибегает ко лжи с благими намерениями.

[3] Имеются в виду все виды дезинформации противника. Известно также, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Война - это обман".

[4] Например, когда один из супругов говорит другому: "Я люблю тебя больше всех на свете!"

[5] Бану амр бин ауф - одно из племен ансаров. Эти люди жили в селении Куба, где была построена первая в истории Ислама мечеть.

[6] Эти люди не хотели отпускать Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, желая оказать ему достойный приём.

[7] Они делали это, чтобы привлечь внимание Абу Бакра, да будет доволен им Аллах.

[8] Абу Кухафа - кунья (почётное прозвище) отца Абу Бакра, да будет доволен им Аллах. Абу Бакр назвал «себя сыном Абу Кухафы», чтобы подчеркнуть более высокое по сравнению со своим положение Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует.

 

 

САДЫ ПРАВЕДНЫХ  ИЗ СЛОВ ГОСПОДИНА ПОСЛАННИКОВ

Глава 31  

  Сборник Хадисов Имама Ан-Навави «Рийад-ас-Салихин»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика