О побуждении к одобряемому и удержании от порицаемого (Шариатом

 

Глава 23: О побуждении к одобряемому и удержании от порицаемого (Шариатом)

 

Аллах Всевышний сказал:

«И пусть будет из вас община призывающих к благому, побуждающих к одобряемому и удерживающих от порицаемого. Такие-то и преуспеют».(«Семейство Имрана», 104)

Всевышний также сказал:

«Вы (составляете собой) лучшую из представленных людям общин: вы побуждаете к одобряемому и удерживаете от порицаемого...»(«Семейство Имрана», 110)

Всевышний также сказал:

«Держись прощения, побуждай к добру и отстраняйся от невежественных!»(«Преграды», 199)

Всевышний также сказал:

«Верующие мужчины и женщины - покровители[1] друг для друга: они побуждают к одобряемому и удерживают от порицаемого...» («Покаяние», 71)

Всевышний также сказал:

«Прокляты были те из сынов Исраиля, которые не уверовали, через Дауда и Ису, сына Марйам, за то, что они ослушались и преступали.[2]

Они не удерживали друг друга от порицаемого, которое они совершали, и сколь плохо было совершавшееся ими!» («Трапеза», 78-79)

Всевышний также сказал:

«И скажи: "Истина - от вашего Господа: кто хочет, пусть верует, а кто хочет, пусть не верует"».(«Пещера», 29)

Всевышний также сказал:

«Выполняй же, что велено тебе...»(«Аль-Хиджр», 94)

Всевышний также сказал:

«...Мы спасли тех, кто удерживал от дурного, а поступавших несправедливо Мы подвергли тяжким мукам за то, что они грешили». («Преграды», 165)

И аятов, имеющих отношение к этой главе, известно множество.

 

184   Сообщается, что Абу Са'ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал:

Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Пусть тот из вас, кто увидит порицаемое,[3] изменит это собственноручно,[4] если же он не сможет (сделать) этого(, пусть изменит это) своим языком,[5] а если не сможет (и этого), то - своим сердцем,[6] и это будет наиболее слабым (проявлением) веры». (Муслим)

 

185   Передают со слов Ибн Мас'уда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

Какого бы пророка ни направлял Аллах до меня к тому или иному народу, у него обязательно были апостолы и сподвижники из народа его, следовавшие его сунне и выполнявшие его веления, а на смену им приходили говорившие то, чего они не делали,[7] и делавшие то, чего им (делать было) не велено.[8] Борющийся с такими собственноручно является верующим, и борющийся с ними своим языком является верующим, и борющийся с ними своим сердцем является верующим, а за этим нет веры и с горчичное зерно! (Аль-Бухари; Муслим)

 

186   Сообщается, что Абу-ль-Валид 'Убада бин ас-Самит, да будет доволен им Аллах, сказал:

Мы поклялись посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, в том, что будем слушать и повиноваться[9] в нужде и благоденствии, в лёгком и трудном, даже если нас будут обделять,[10] и не станем пытаться лишить власти тех, кому она будет принадлежать, если только не увидим (проявлений) очевидного неверия и не будем располагать доказательствами этого(, полученными) от Аллаха Всевышнего,[11] и что будем говорить истину,[12] где бы мы ни оказались, не боясь порицания порицающего ради Аллаха.[13] (Аль-Бухари; Муслим)

 

187   Передают со слов ан-Ну'мана бин Башира, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

Пекущихся о нерушимости границ[14] Аллаха[15] и преступающих эти границы можно уподобить людям, тянувшим жребий по стрелам,[16] чтобы (занять места) на корабле, в результате чего одни разместились в верхней части (корабля), а другие - в нижней. Когда оказавшиеся внизу хотели зачерпнуть воды, им (приходилось) проходить через разместившихся на палубе, и (в конце концов) они сказали: «А не проделать ли нам дыру (в днище), чтобы набирать воду через неё, не беспокоя тех, кто находится наверху?» И если они[17] предоставят их[18] самим себе и тому, что они хотят сделать, то погибнут все, если же они схватят их за руки, то спасутся сами и спасут всех (остальных). (Аль-Бухари)

 

188   Мать правоверных Умм Салама Хинд бинт Абу Умаййа Хузайфа, да будет доволен ею Аллах, передала, что (однажды) Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

Поистине, поставят над вами правителей, а вы будете признавать или откажетесь признавать.[19] Почувствовавшие отвращение будут непричастны, и спасутся[20] отказавшиеся признавать в отличие от тех, кто согласится[21] и последует». (Люди) спросили: «О посланник Аллаха, так не следует ли нам сражаться с такими?» Он сказал: «Нет, (до тех пор,) пока они будут совершать молитвы среди вас».[22] (Муслим)

Это значит: тот, кто почувствует отвращение своим сердцем, не имея возможности выразить своё неодобрение ни руками, ни языком, будет непричастен к греховному и выполнит свою обязанность; тот, кто по мере возможности будет выражать своё неодобрение, спасётся от подобного ослушания, а тот, кто одобрит их действия и последует за ними, и сам впадёт в грех.

 

189   Передают со слов матери правоверных Умм аль-Хакам Зайнаб бинт Джахш,[23] да будет доволен ею Аллах, что однажды к ней зашёл охваченный страхом Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, который воскликнул:

«Нет бога, кроме Аллаха! Горе арабам от зла, которое уже близко! Сегодня в стене Йаджуджа и Маджуджа[24] было проделано вот такое отверстие!», - соединив большой и указательный пальцы в виде круга.

Зайнаб бинт Джахш сказала:

Я спросила: «О посланник Аллаха, так неужели погибнем и мы, (даже если) среди нас будут праведники?» Он сказал: «Да, если пороки умножатся!» (Аль-Бухари; Муслим)

 

190   Передают со слов Абу Са'ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что (однажды) Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

«Ни в коем случае не следует вам сидеть на дорогах!» Люди сказали: «О посланник Аллаха, но мы обязательно должны собираться, ведь там мы беседуем друг с другом!» Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Если уж вам непременно нужно собираться (там, то по крайней мере) воздавайте дороге должное!» (Люди) спросили: «А что значит воздавать должное дороге, о посланник Аллаха?» Он ответил: «Это значит потуплять взоры, (никому) не причинять вреда, отвечать на приветствия, побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого». (Аль-Бухари; Муслим)

 

191   Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что (как-то раз) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, увидевший на руке одного человека золотой перстень, снял его, выбросил прочь и сказал:

«Один из вас сам стремится к раскалённому угольку из пламени (Ада) и кладёт его себе на руку!»[25] А когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, ушёл, кто-то сказал этому человеку: «Возьми свой перстень и используй его (как-нибудь)», - (на что) он ответил (следующим образом): «Нет, клянусь Аллахом, я никогда не возьму (этот перстень), раз его выбросил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует!» (Муслим)

 

192   Передают со слов Абу Са'ида аль-Хасана аль-Басри, что (однажды) 'Аиз бин Амр,[26] да будет доволен им Аллах, явился к Убайдуллаху бин Зийаду[27] и сказал ему:

«О сынок, поистине, слышал я, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Наихудшими пастырями являются проявляющие жестокость", - так остерегайся же оказаться (одним) из них!"» Убайдуллах сказал ему: «Садись, ведь ты из остатков[28] сподвижников Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует». Тогда ('Аиз) сказал: «А разве были среди них остатки? Поистине, остатки появились только после них, а не среди них!»[29] (Муслим)

 

193   Передают со слов Хузайфы, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, вы обязательно должны побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого, а иначе Аллах не замедлит подвергнуть вас Своему наказанию,[30] и потом станете вы взывать к Нему, но не получите  ответа!» (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: «Хороший хадис».)

 

194   Передают со слов Абу Са'ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

Наилучшим джихадом является (произнесение) справедливого слова[31] в присутствии несправедливого правителя. (Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший хадис».)

 

195   Передают со слов Абу Абдуллаха Тарика бин Шихаба аль-Баджали аль-Ахмаси, да будет доволен им Аллах, что (как-то раз) один человек, уже вложивший ногу в стремя[32],[33] спросил Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует: «Какой джихад является наилучшим?», - (на что) он ответил: «Слово истины в присутствии несправедливого правителя». (Этот хадис с достоверным иснадом приводит ан-Наса'и.)

 

196   Передают со слов Ибн Мас'уда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

Поистине, (религия) сынов Исраиля начала приходить в упадок с того, что один человек, встречавший другого, говорил ему: «Эй ты, побойся Аллаха и откажись от того, что ты делаешь, ведь это тебе не дозволено!», - а назавтра он (снова) встречал его(, видя, что) тот продолжает вести себя точно так же, однако это не мешало ему есть, пить и поддерживать общение (с таким человеком). И когда они стали поступать подобным образом, Аллах столкнул между собой сердца их.[34]

Затем (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) прочёл (следующие аяты):

«Прокляты были те из сынов Исраиля, которые не уверовали, через Дауда и Ису, сына Марйам, за то, что они ослушались и преступали.[35]

Они не удерживали другу друга от порицаемого, которое они совершали, и сколь плохо было совершавшееся ими!

Ты видишь, что многие из них дружат с теми, которые не уверовали. Поистине, скверно было то, что приготовили для них их души, ведь Аллах разгневался на них, и вечно будут они испытывать муки!

А если бы уверовали они в Аллаха, и в Пророка, и в то, что было ему ниспослано, то не избрали бы их своими покровителями, однако многие из них являются нечестивцами».[36]

Затем (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал:

Нет, клянусь Аллахом, обязательно должны вы побуждать к одобряемому, и удерживать от порицаемого, и хватать за руку притеснителя, и склонять его к истине, и удерживать его (в пределах соответствующего) истине, а иначе Аллах непременно столкнёт между собой ваши сердца, а потом проклянёт вас, как проклял их! (Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший хадис».)

Здесь приводится версия Абу Дауда, а в версии ат-Тирмизи сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

Когда сыны Исраиля начали совершать прегрешения, знающие среди них[37] стали запрещать им (поступать так), однако они не прекратили (делать этого, тем не менее знающие продолжали) встречаться с ними в местах их собраний, есть и пить с ними, и тогда Аллах привёл сердца их к раздорам и проклял их через Дауда и Ису, сына Марйам, за то, что были они непокорны и преступны.

И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, который (лежал), опираясь (на руку), сел и сказал:

Нет, клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, (не придут дела ваши в порядок), пока не станете вы склонять их к истине![38]

 

197   Сообщается, что однажды Абу Бакр ас-Сиддик, да будет доволен им Аллах, сказал:

О люди, поистине, вы читаете этот аят:[39] «"Вам следует (беречь) свои души(, и) не повредит вам заблудший, если вы встанете на правильный путь",[40] - а мы слышали, как Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Поистине, если люди увидят притеснителя и не схватят его за руки,[41] то будут они близки к тому, что Аллах подвергнет Своему наказанию их всех"[42]».[43] (Этот хадис с достоверным иснадом приводят Абу Дауд, ат-Тирмизи и ан-Наса'и.)

 



[1] То есть: помощники друг для друга в делах поклонения.

[2] То есть: за то, что они ослушались Аллаха и нарушали установленные Им законы.

[3] Или же узнает о том, что совершается нечто порицаемое Шариатом.

[4] Например, разбив сосуды торгующих вином.

[5] Например, публично осудив людей, нарушающих установления Шариата.

[6] Внутренне выразив свое несогласие с происходящим, если публичное осуждение может нанести мусульманину серьёзный ущерб, и не приемля этого.

[7] Имеется в виду, что они лишь говорили о поклонении Аллаху, не совершая молитв, не соблюдая постов и не выполняя прочих религиозных обязанностей.

[8] Иначе говоря, совершали нечто такое, что противоречило установлениям религиозного закона.

[9] Здесь речь идёт о повиновении представителям власти.

[10] Имеются в виду возможные случаи несправедливого раздела военной добычи, присвоения общественного достояния и так далее.

[11] Имеется в виду наличие в Коране или Сунне явных указаний на то, что действия правителей говорят о неверии.

[12] Здесь подразумевается побуждение людей к одобряемому и попытки удерживать их от порицаемого.

[13] То есть: если речь будет идти об установлениях Аллаха.

[14] Имеется в виду всё запретное.

[15] Под «пекущимся о нерушимости границ Аллаха» подразумевается человек, выражающий своё порицание таким действиям, которые были запрещены Аллахом Всевышним, и прилагающий все усилия для того, чтобы не допустить или устранить подобное.

[16] Распространённый метод решения спорных вопросов в доисламской Аравии, когда все заинтересованные лица писали свои имена на стрелах и смешивали их, а потом вытягивали стрелы по одной из общей связки.

[17] Имеются в виду расположившиеся на палубе.

[18] Речь идёт о разместившихся в трюме.

[19] Подразумевается, что люди признают некоторые дела этих правителей, если они будут соответствовать Шариату, и откажутся признавать их в противном случае.

[20] От наказания в мире ином.

[21] Иначе говоря, не осудит их дела хотя бы в душе.

[22] Молитва является преградой, отделяющей веру от неверия. Таким образом, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, запретил начинать вооружённую борьбу против правителей до тех пор, пока они не впадут в явное неверие, признаком чего станет отказ от совершения молитв.

[23] Одна из жён Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует.

[24] Йаджудж и Маджудж (библейские Гог и Магог) - враждебные людям существа, обитающие на крайнем востоке земли за стеной, которая рассыплется незадолго до наступления Дня воскресения. Об этих существах есть упоминания в Коране (см. суры «Пещера», 93-98; «Пророки», 96).

[25] Имеется в виду, что в мире вечном этот перстень станет частицей адского пламени и будет причинять мучения тому, кто его носил.

[26] Один из сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, отличавшийся своей праведностью.

[27] Наместник Басры, управлявший городом при омеййадском халифе Иазиде Ибн Му'авийи.

[28] Здесь это арабское слово (нухаля), употреблённое в переносном смысле, носит пренебрежительный оттенок, так как основным его значением является - «кожура; высевки; шелуха; отбросы».

[29] 'Аиз хотел подчеркнуть, что эти люди в качестве сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, были избраны Самим Аллахом, а это значит, что среди них не было недостойных.

[30] Здесь имеется в виду произвол правителей или подчинение мусульман их врагам.

[31] Имеется в виду слово истины.

[32] «Аль-гарз» - деревянное или кожаное стремя верблюжьего седла.

[33] То есть: готовый выступить в поход.

[34] Иначе говоря, привёл их к вражде друг с другом.

[35] То есть: за то, что они ослушались Аллаха и нарушали установленные Им законы.

[36] Сура «Трапеза», 78-81.

[37] То есть: знатоки религиозного закона.

[38] То есть: побуждать их к ней, удерживать их, склонять и возвращать.

[39] Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, имеет в виду, что люди неправильно понимают этот аят.

[40] Сура «Трапеза», 105.

[41] То есть: не остановят его силой или с помощью увещания.

[42] Притеснителя - за его грех, а видевших, что он делает, и поддерживавших его или же не воспрепятствовавших ему, несмотря на наличие такой возможности, за невыполнение того, что они обязаны были сделать.

[43] В комментариях к «Сахиху» Муслима ан-Навави, да будет доволен им Аллах Всевышний, пишет: «Для стремящихся к постижению смысла этого аята правильным будет такое его понимание: поистине, если вы выполняете возложенные на вас обязанности, то вам не причинят вреда упущения других, на что, например, указывается в словах Всевышнего: «И никто не понесёт бремени (грехов) другого». («Скот», 164).

 

Сады праведных    Абу Закария Ан-Науауи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика