Об обязательности подчинения решению Аллаха

 

Глава 17: Об обязательности подчинения решению Аллаха и о том, что следует говорить тем, кого к этому призывают и кого побуждают к одобряемому или удерживают от порицаемого Шариатом

 

Аллах Всевышний сказал:

«Но нет, клянусь твоим Господом, они не уверуют, пока не изберут тебя судьей в возникающих между ними (спорах, а) потом не будут ощущать в душах своих никакого неудобства от того, что ты решишь, и подчинятся (этому) полностью». («Женщины», 65)

Всевышний также сказал:

«Поистине, когда верующих призывают к Аллаху и Его посланнику, чтобы он рассудил их, они только говорят: "Мы слышали и повинуемся!"[1] Такие преуспеют». («Свет», 51)

К числу хадисов, которые относятся к данной главе, принадлежит хадис Абу Хурайры, приводимый в начале предыдущей главы,[2] а также и другие хадисы.

 

168   Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

Когда посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, был ниспослан аят, (в котором говорится): «Аллаху принадлежит то, что в небесах и то, что на земле. Обнаружите вы то, что в душах ваших или станете скрывать, (всё равно) потребует Аллах с вас отчёта за это»,[3] - его сподвижникам стало тяжко от этих слов, и тогда они пришли к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, опустились на колени и сказали: «О посланник Аллаха, (сначала) на нас было возложено то, что нам по силам: молитва, джихад, пост и садака, но теперь тебе был ниспослан этот аят, в котором говорится о том, чего мы делать не сможем!»[4] (В ответ им) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Неужели вы хотите сказать нечто подобное тому, что до вас говорили обладатели обоих Писаний[5](,  говорившие): "Мы слышали, но не повинуемся?!" Нет, говорите: "Мы услышали и повинуемся! Прости, Господь наш, Тебе решать!"[6] И после того, как люди прочитали этот аят, подчинившись тому, о чём в нём говорится,[7] Аллах Всевышний сразу же ниспослал (другой аят): "Посланник и верующие уверовали в то, что было ниспослано ему от Господа. Все уверовали в Аллаха, и в Его ангелов, и в Его Писания и в Его посланников. "Не делаем мы различий между кем бы то ни было из посланников Его.[8] Они говорят: "Мы услышали и повинуемся! Прости, Господь наш, Тебе решать!"»[9] И когда они сделали это,[10] Аллах Всевышний отменил тот аят,[11] а затем Всемогущий и Великий Аллах ниспослал (другой, в котором сказано): «Не возлагает Аллах на душу ничего, кроме того, что ей по силам. Ей - то, что она приобрела,[12] и против неё то, что она приобрела.[13] (Они говорят): "Господь наш, не взыщи с нас, если мы забыли или ошиблись! (Он сказал: "Да").[14] Господь наш, не возлагай на нас такого бремени, какое возложил Ты на живших до нас! (Он сказал: "Да".) Господь наш, не возлагай на нас также и того, что нам невмочь! (Он сказал: "Да".) Избавь нас, прости нас и помилуй нас! Ты - наш Владыка, помоги же нам против людей неверных!"»[15] (Он сказал: "Да".) (Муслим)

 



[1] Имеется в виду, что в подобных случаях верующие должны говорить только так.

[2] То есть: хадис № 156.

[3] Сура «Корова», 284.

[4] В данном аяте говорится о том, что скрыто в душах людей и чего они не хотят показывать другим. Возможно, что сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, побоялись, что с них потребуют отчёта за те тайные мысли, которые могут приходить на ум человеку помимо его воли.

[5] Имеются в виду иудеи и христиане.

[6] Смысл этих слов в том, что в День воскресения каждому предстоит вернуться к Аллаху, и только от Него будет зависеть решение его участи.

[7] То есть: начав говорить эти слова.

[8] То есть: мы веруем во всех посланников Аллаха.

[9] Сура «Корова», 285.

[10] Иначе говоря, стали говорить так, как им было велено.

[11] Имеется в виду 284-й аят суры «Корова». Комментаторы высказывают различные мнения относительно того, что в данном случае следует понимать под отменой, но в основном сходятся на том, что на человека не будет возлагаться ответственность за приходящие ему на ум помимо его воли греховные мысли, которые он не станет высказывать вслух.

[12] Здесь речь идёт о приобретении блага, за что человек получит награду.

[13] Имеется в виду приобретение дурного в широком смысле слова, что влечёт за собой наказание.

[14] Эти слова принадлежат Аллаху, отвечающему на мольбы верующих, которые содержатся в этом аяте, говоря: «Да», - то есть: «Я уже сделал это».

[15] Сура «Корова», 286.

 

 

Сады праведных    Абу Закария Ан-Науауи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика