А если шайтан подвергнет тебя искушению, то проси убе­жища

 

«А если шайтан подвергнет тебя искушению, то проси убе­жища у Аллаха, ибо Он — Слышащий, Знающий. Воистину, ес­ли богобоязненным людям предстанет наваждение от шайтана, то они вспоминают [козни Сатаны], и распознают [подлинное значение наваждения]».

(Аль-Аграф, 200-201)

Наваждение (таиф) — это искушение или его начало, и ко­гда оно касается уверовавших, то они распознают истинную его природу и не поддаются ему.

Мухаммед Рашид Риза сказал:

«Сообразительный природный ум, находящийся на прямом пути Аллаха, руководствуясь Кораном и сунной, не поддается увещеваниям шайтана. И когда на него находит наваждение ис­кушения его в состоянии беспечности, человек вспоминает о них и распознает, что к чему. Сильное тело не поддается микробам, которые могут вызвать различные болезни, а ослабленное тело легко заболевает; подобно этому и испорченный ум, склонный к многобожию, нечестию и дурному поведению, бывает готовым последовать за шайтаном. Поэтому нельзя допускать ни ослаб­ления тела, ни ослабления духа, так как они оба влияют на сте­пень такой готовности: чем крепче тело, тем больше здоровья, чем крепче дух, тем меньше опасности попасть под влияние шайтана». 

Чем крепче вера, тем меньше опасности со стороны шайтана; не случайно Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, говорил об Умаре ибн аль-Хаттабе, да будет им доволен Аллах: «О, люди! Я могу доверить себя в руки ибн аль-Хаттаба, так как шайтан никогда не застанет его врасплох»; «Воистину, шайтан бежит от тебя, Умар!»; «Воистину, я вижу, как шайтаны из числа джиннов и людей бегут от Умара».

Это касается не только Умара. Чем крепче вера человека, тем легче ему противостоять шайтану. Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Верующий изнуряет шайтана подобно тому, как во время поездки изнуряется верблюд».

Некоторые грехи, которые случаются у верующих, не озна­чают, что они поддались шайтану, так как они не продолжают совершать этот грех и дальше. Об этом сказано в аятах Корана:

«Воистину, нет у тебя власти над Моими рабами, за ис­ключением заблудших, которые последуют за тобой».

(Аль-Хиджр, 42)

Это значит: У тебя нет такой власти, чтобы ты вверг их в грех, который мог бы привести их к гибели и в котором они не могли бы покаяться. Это не противоречит тому, что произошло с Адамом и Евой, а также им подобными, так как грех может проститься после покаяния, и Аллах очищал от грехов тех, кто по заблуждению последовал за Иблисом, а затем покаялся в этом. Это подтверждают и слова самого Иблиса:

«Иблис сказал: «Господи! За то, что Ты свел меня с пути ис­тины, я исхитрюсь приукрасить все дурное на Земле и непремен­но совращу всех Твоих рабов, за исключением тех, которые ис­кренни».

(Аль-Хиджр, 39-40)

По поводу аята «Воистину, нет у тебя власти над Моими ра­бами...» аль-Куртуби сказал:

«Ученые считают, что нет власти над их сердцами. Ибн Айина говорит: «Нет грехов, в которых нельзя было бы покаяться тем, кого ведет, избрал и описал Аллах».

Я думаю, наверное, под этими словами подразумевалось, что Аллах описал Адама и Еву словами:

«По наущению шайтана они совершили грех...»

(Бакара, 36)

а сподвижников Пророка словами:

«... споткнулись по наущению шайтана из-за каких-то своих деяний... »

(Аль Имран, 155)

Ответ на это уже был дан: у шайтана нет власти над сердцами и над верой людей, а совершенные ими грехи окупаются чис­тосердечным покаянием.

Слова Аллаха «Нет у тебя над ними власти» особенно относятся к тем, кто находится под защитой Аллаха. Однако шайтан может наслать на них тоску и печаль, как это случилось с Билалом (Однажды мусульмане проспали утренний намаз из-за воздействия шайтана на Билала — Автор.), когда шайтан вверг его в умиротворение, будто младенца, и он проспал время намаза — и вместе с ним его проспали Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники. Они проснулись только после того, как солнце уже поднялось высоко, и сказали: «Какие безбожники заставили нас пропустить наш намаз?» Пророк ответил им: «Нет во сне нерадивости, и снимет­ся грех с таких».

«... за исключением заблудших, которые последуют за то­бой»

(Аль-Хиджр, 42),

то есть ошибающихся и неверных, власть шайтана над которыми подтверждается словами:

«Воистину, подвластны шайтану те, которые признают его своим покровителем или которые ради него стали многобожниками».

(Ан-Нахль, 100)

Из фактов, приведенных выше, нам ясно, что грехи верую­щих происходят не потому, что над ними устанавливается власть шайтана, ибо это грехи, за которыми сразу следуют покаяние и просьба о прощении, и вера их после этого только становится крепче. Власть шайтана над неверными устанавливается потому, что они не прекращают совершать недозволенное и тем самым прокладывают путь для шайтана в свои сердца. Аллах сказал:

«Разве ты не знаешь, что Мы послали к неверным шайта­нов, чтобы они подстрекали их?»

(Марйам, 83)

«Шайтан овладел их душами и заставил предать забвению память об Аллахе. Они — последователи шайтана. О, да! Во­истину, сторонники шайтана — понесшие урон».

(Аль-Муджадаля, 19)

«К тем, кто отвращается от упоминания Милосердного, Мы приставим шайтанов, которые станут их закадычными друзья­ми».

(Аз-Зухруф, 36)

«Мы предопределили им товарищей, которые представили им в прекрасном свете их грядущее и прошлое. И подтвердился Господень приговор им, как и предшествовавшим им народам из джиннов и людей. Воистину, они были в числе потерпевших урон».

«Мы предопределили им товарищей, которые представили им в прекрасном свете их грядущее и прошлое».

(Фуссилат, 25)

Ат-Табари разъяснил:

«То есть придали им равных из числа шайтанов и сделали их товарищами их, которые приукрашивают отвратительные их де­ла, и представляют их в ложном виде».

Как писал об этом имам аль-Куртуби:

«Эти товарищи становятся их ближайшими друзьями, запре­щая им выполнять необходимое и поощряя их дурные поступки в этом мире, затем вместе с ними поднимаются из могил в день Страшного суда».

 

www.salihat.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика