Разновидности поминания

74) Зикр бывает двух видов.

 

Первый из них — поминание имен и атрибутов Господа, восславление Его ими, Очищение Его от всего того, что не подобает Ему. Он тоже подразделяется на два вида.

Первый из них — восславление поминающим Его имен. Этот вид упомянут в хадисах, как, например: «Свят Аллах и хвала Аллаху и нет божества, кроме Аллаха и Аллах велик, свят Аллах и хвала Ему, нет божества, кроме Аллаха, Единственного, нет Ему сотоварищей. Только Ему принадлежит власть и хвала и Он на каждую вещь мощен».

Лучший вариант подобного поминания — это когда в нем соединяются воедино и обобщаются слова восхваления. Например, слова: «Свят Аллах, столько раз, сколько существует Его творений», предпочтительнее, нежели простое произношение «Свят Аллах». Слова «Слава Аллаху, столько, сколько Он создал на небе, на земле и что между ними, столько, скольким существам Он Творец», лучше, чем простое: «Слава Аллаху». Привел Муслим.

В хадисе от Джувейрии[1] передается, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ей: «После тебя я сказал по три раза четыре фразы, если взвесить их, то они бы перевесили то, что ты сказала за сегодняшний день из поминания Аллаха. Эти слова: « Свят Аллах и хвала Ему, столько, сколько существует Его созданий, свят Аллах, столько раз, сколько Ему будет угодно, пусть вес этих славословий будет равен весу Его трона, а их количество будет равно числу Его слов»[2].

В сборниках Тирмизи и Абу Дауда со слов Са'да бин Абу Ваккаса, да будет доволен им Аллах, передается, что (как-то раз) он вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, зашёл к одной женщине, которая поминала Аллаха, перебирая лежавшие перед ней косточки (или: мелкие камешки). (Увидев это, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: Я укажу тебе на то, что будет для тебя легче и лучше). (Говори): «Слава Аллаху по числу Его творений в небесах, и слава Аллаху по числу Его творений на земле, и слава Аллаху по числу (Его творений) между небом и землёй, и слава Аллаху по числу (всего) того, что Он (создал и создаст)» (Субхана-Ллахи 'адада ма халяка фи-с-сама'и, ва субхана-Ллахи 'адада ма халяка фи-ль-арди, ва субхана-Ллахи 'ад¬ада ма байна заликя, ва субхана-Ллахи 'адада ма хува Халикун), - (и то же самое говори) о словах «Аллах Велик» (Аллаху Акбар), «Хвала Аллаху» (Аль-хамду ли-Ллахи), «Нет бога, кроме Аллаха» (Ля иляха илля-Ллаху) и «Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха» (Ля хауля ва ля кувватта илля би-Ллахи)[3].

Второй вид — поминание Всевышнего, в виде сообщения о том, в чем выражаются Его имена и атрибуты. Как, например, когда вы говорите, что Аллах слышит голоса своих рабов, видит их движения, ничто из их дел не скрыто от Него, то что Он добрее к ним, чем их родители к ним, то что Он на всякую вещь мощен, то что при покаянии раба, Он радуется больше человека потерявшего своего верблюда, в безжизненной пустыне, на котором была его провизия, а потом нашедшего его.

Лучший способ подобного поминания — восславление Его тем, чем Он вос-хвалил самого Себя или тем, чем восхвалил Его посланник Аллаха, без искажений этих слов, без их отрицания, уподобления и сравнивания с чем-то или кем¬то. Этот вид зикра подразделяется на три вида, на хвалу, восславление и возвеличивание.

Хвала Всевышнего — это сообщение о Его совершенных атрибутах с любовью и довольством. Нельзя назвать молчащего влюбленного хвалящим, также как и того, кто восхваляет Его, не испытывая к Нему чувства любви. Только при совокупности всего этого, то есть произнесения слов хвальбы и чувства любви, получается хвала в истинном смысле этого слова.

Восславление же — это перечисление Его восхваляемых черт, одну задругой. Если восхваляются атрибуты славы, величия, возвышенности и владычества, то это называется — возвеличиванием. Всевышний Аллах соединил все три вида в начале суры «Открывающая» и когда раб произносит: «Хвала Аллаху Господу миров», Аллах говорит: «Раб Мой восхвалил Меня». Когда он говорит: «Милостивый, Милосердный», то Он отвечает: «Раб Мой восславил Меня». Когда же он говорит: «Царь Судного Дня», Он отвечает: « Раб Мой возвеличил Меня»[4].

76) Второй вид зикра: поминание Его приказов, запретов и законов. Оно бывает двух видов:

Первое из них — когда поминаешь Его, сообщая, что Он приказал то-то, запретил от того-то, любит это, гневается тем-то, доволен этим. Второй вид — когда поминаешь Его, когда пришел приказ от Него и спешишь выполнить его и когда, услышав запрет, бежишь от него. Знать наизусть приказы и запреты — это одно, помнить Его при них — совершенно другое. Совокупность всех вышеперечисленных видов для поминающего — лучший, славнейший и наиполезнейший зикр.

Также к зикру Аллаха относится поминание Его милостей, добра, благодеяний и помощи, случаев, когда Он удостаивал кого-то чем-то. Таким образом, получается пять видов поминания Всевышнего Аллаха. Наилучший способ совершения поминания — это когда одновременно задействованы сердце и язык. После нее идет зикр сердцем, это второй способ. Третий — поминание Всевышнего одним лишь языком.

Поминание сердцем лучше, чем зикр языком, так как поминание сердцем плодоносит познанием, порождает любовь, вызывает скромность, пробуждает страх, приводит к самоконтролю, отталкивает от проявления нерадивости в подчинение и пренебрежения грехами и проступками. Поминание одним лишь языком не оказывает такого влияния, если у него и есть благие последствия, они очень незначительны.


[1] Одна из жен посланника Аллаха.

[2] Муслим (2726), Абу Дауд (1503), Тирмизи (3550), Насаи (4/77), Ахмад (6/325, 430), ибнМаджа (3808).

[3] АбуДауд (1500), Тирмизи (3563). Хадис хороший.

[4] Часть хадиса, который передал Малик (1/84,85) и Муслим (395).

 

 

Ибн Кайим аль-Джаузий

БЛАГОДАТНЫЙ ДОЖДЬПРЕКРАСНЫХ СЛОВ

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика