ГЛАВА, о единодушном мнении улемов, считающих неверным того, кто отвергает решения Аллаха и Его посланника и обращается на суд к человеческим законам.
Цитированные нами высказывания некоторых религиозных авторитетов прошлого и современности выражают не только мнения этих людей по данному вопросу, точно также как эти высказывания не являются выражением одной из существующих на эти высказывания не являются выражением одной из существующих на этот счет точек зрения или выражением суждения по данному вопросу, к которому пришла некая группа улемов, следовавшая путем самостоятельных исследований. Поистине, сформированная этими людьми точка зрения является выражением того, что люди узнали о религии Ислам и что утвердилось в сознании и мнениях всех мусульман. И это единодушное мнение по данному вопросу выразил Аль-Хафиз Ибн Кясир, да помилует его аллах, который сказал об этом следующее: "А если человек отверг ясный закон, ниспосланный венцу пророков Мухаммаду бин Абдаллаху, да благословит его аллах и да приветствует, и обратился на суд к иным законам, которые были объявлены недействительными, значит он впал в неверие! Да и что еще можно сказать о том, кто обращается за решением своих проблем к "Ясаку" и ставит его выше шариата?! Единодушное мнение мусульман состоит в том, что человек, поступающий таким образом, впал в неверие".
(Начало и завершение, 13/127. "Ясак" - свод законов Чингиз-хана. Мнение Ибн Кясира об этом своде приводилось нами ранее).
Таким образом, говоря это, Ибн Кясир, да помилует его Аллах, поясняет, что обращение на суд к "Ясаку" /читай: к законам, изобретенным самими же людьми/ и предпочтение подобных законов закону Ислама, по единодушному мнению мусульман, свидетельствует о неверии.
Об этом же единодушии по данному вопросу до Ибн Кясира говорил и его шейх- уль-ислам Ибн Таймийя, сказавший:"Религия мусульман также как и единодушное мнение мусульман однозначно свидетельствуют о том, что человек, который оправдывает обращение к какой-либо иной религии помимо Ислама, а также подчинение каким-либо законам, кроме шариата Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, является неверным".
(Собрание фетв, 28/524).
Слова шейх-уль-ислама"...человек, который опрадывает...подчинение каким-либо законам, кроме шариата Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует" весьма сходны со словами Аль-Хафиза Ибн Кясира: "А если человек отверг ясный закон, ниспосланный венцу пророков Мухаммаду бин Абдаллаху, да благословит его Аллах и да приветствует, и обратился на суд к иным законам..." Таким образом, шейх-уль-ислам поясняет, что, в соответствии с положениями религии мусульман и их единодушным мнением, человек, о котором можно сказать нечто подобное, является неверным, однако шейх-уль-ислам добавил к этому то, что такое же суждение следует вынести и о том, кто оправдывает обращение к какой-либо иной религии, кроме религии Ислама.
В связи с этим шейх-уль-ислам также говорит: "И если человек разрешает то, что, по общему мнению, является запретным, запрещает то, что, по общему мнению, является дозволенным или запрещает то, что, по общему мнению, является дозволенным или заменяет законы, пользующиеся единодушным одобрением людей, то он, по общему мнению факихов, является неверным и вероотсттупником.
И о таких людях Аллах Всевышний сказал:
"А кто не судит по тому, что ниспаслал Аллах, то это - неверные'.
(Трапеза, 48).
И здесь Он имел в виду, что считают допустимым судить не по тому, что ниспослано Аллахом".(Собрание фетв, 3/267).
И то единодушное мнение, о котором упоминали религиозные авторитеты прошлого, выражают некоторые из обладающих знанием и сегодня. Так, например, шейх Абд аль-Азиз Ибн Баз, да хранит его Аллах, говорит: "Каждый из позволяющих то, запретил Аллах и чему религия дает однозначную оценку, в том числе - прелюбодеянию, употреблению вина, ростовщичеству или обращению не к закону Аллаха, по единодушному мнению мусульман, является неверным".
(Собрание фетв и статей шейха Ибн База, 1/137).
Что же касается шейха Умара аль-Ашкара, то, приводя слова шейха Мухаммада Ибн Ибрахима,
(Слова которого мы также цитировали ранее).
да помилует его Аллах, он сказал: "Ознакомление с этим подробным изложением воззрений шейха делает для вас ясным то обстоятельство, что две категории людей, несомненно, впали в неверие:
ПЕРВАЯ КАТЕГОРИЯ: Это те, которые узаконили не то, что было ниспослано Аллахом, то есть те, которые установили законы, противоречащие закону Аллаха, в то время как рабы Аллаха стали придерживаться этих законов вследствие действий этих людей. Единодушное мнение имамов о таких людях состоит в том, что они, несомненно, впали в неверие и стали теми соучастниками, о которых Господь славы упомянул в словах своих:
"Или у них есть сотоварищи, которые узаконили им в религии то, чего не дозволял Аллах?"
(Совет, 20).
И это те люди, которых имел в виду Аллах, сказав:"И так сотоварищи их разукрасили многим из многобожников убиение своих детей..."
(Скот, 138).
Это означает, что они разукрасили для них это с помощью того, что они разукрасили для них это с помощью того, было установлено ими в качестве законов и что превратилось в узаконенный обычай. К числу таких людей относятся иудейские книжки и христианские монахи, которых иудеи и христиане избрали для себя господами помимо Аллаха, сказавшего:"Они взяли своих книжников и монахов за господ себе помимо Аллаха..."
(Покаяние, 31).
Те книжники и монахи, которые узаконили нечто помимо закона Аллаха, являются неверными, и в их неверии нет никаких сомнений, ибо они подменили религию Аллаха и закон Его.ВТОРАЯ КАТЕГОРИЯ: Это те люди, которые подчинились подменяющим и изменяющим закон Аллаха, зная о том, что тем самым они поступают наперекор установлениям религий всех посланников Аллаха".
(Исламский шариат, а не законы времен неведения, сс. 179-183. Под подчинением здесь скорее всего подразумевается согласие сэтими законами и их соблюдение, а Аллах знает лучше).
ПОИСТИНЕ, АЛЛАХ ЯВЛЯЕТСЯ СУДЬЕЙ
МУХАММАД БИН ШАКИР АШ-ШАРИФ