Перейти к содержимому

Close
Фотография

Принципы веры в предопределение


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В теме одно сообщение

#1 Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 30 июля 2010 - 15:21

bismi





Вера в предопределение зиждется на четырех принципах, и если человек признает все четыре принципа, то его вера в предопределение считается правильной. Если же он не признает одного или нескольких из них, то его вера ущербна. Вот эти четыре принципа:

а) вера во всеобъемлющее знание Аллаха;

б) вера в то, что Аллах записал в хранимой скрижали абсолютно все, что произойдет вплоть до судного дня;

в) вера в то, что абсолютно все происходит с дозволения Аллаха и что Его воля непременно исполняется, и что происходит то, что Он пожелает, и ничто не может произойти вопреки Его желанию;

г) Всеблагой и Всевышний Аллах сотворил все сущее, и никто другой не был соучастником этого сотворения.

Ниже мы подробнее поговорим о каждом из этих принципов.

1. Вера во всеобъемлющее знание Аллаха

Аргументов в пользу этого важного принципа в Писании Аллаха и сунне Его Посланника , да благословит его Аллах и приветствует, много. Знание Аллаха объемлет все сущее, и Ему известно то, что произошло в прошлом, и то, что произойдет в будущем, и как бы выглядело то, чего не случилось, если бы оно все-таки случилось. Он ведает обо всем сущем и несуществующем, возможном и невозможном.

Ему известно о сроках жизни, земном уделе и состояниях рабов, о том, как они двигаются и покоятся. Он знает, кто из них счастлив, а кто несчастен; кто попадет в Рай, а кого ввергнут в Ад. Все это было известно Аллаху задолго до сотворения людей, небес и земли. Это следствие того, что Всеблагой и Всевышний Аллах обладает знанием и является Знающим, Ведающим, Слышащим и Видящим.

Всевышний сказал:

«Он — Аллах, и нет божества, кроме Него, Ведающего сокровенное и явное» (Аль-Хашр, 22);

«Повеление нисходит между ними, чтобы вы знали, что Аллах способен на всё и что Аллах объемлет знанием всякую вещь» (Ат-Талак, 12);

«Ничто на небесах и на земле не скроется от Него, будь оно даже весом в пылинку, или меньше того, или больше того» (Саба, 3);

«Воистину, твоему Господу лучше знать, кто сбивается с Его пути. Ему также лучше знать, кто следует прямым путем» (Аль-Ан’ам, 117);

«Ему было лучше знать о вас, когда Он сотворил вас из земли и когда вы были зародышами в утробах ваших матерей» (Ан-Наджм, 32).

В подтверждение того, что Аллаху известно о том, чего не случилось, но как бы это выглядело, если бы все-таки случилось, Он сказал:

«Если бы их вернули обратно, то они непременно вернулись бы к тому, что им было запрещено» (Аль-Ан‘ам, 28). Он знает, что в день воскресения неверующие пожелают вернуться в земной мир, но если бы даже они вернулись в него, то все равно стали бы неверующими и заблудшими.

О тех неверующих, которые не внимают призыву на прямой путь, сказано:

«Если бы Аллах знал, что в них есть добро, Он непременно наделил бы их слухом. Но даже если бы Он наделил их слухом, они все равно бы отвернулись с отвращением» (Аль-Анфал, 23).

Примером знания Аллаха о том, чего не случилось, являются поступки, которые совершили бы те, которые умерли малолетними детьми, если бы им суждено было вырасти. Аль-Бухари в своем «Сахихе» передал со слов Ибн ‘Аббаса: «Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили о детях многобожников, и он сказал: [ اللَّهُ أَعْلَمُ بِمَا كَانُوا عَامِلِينَ ]

“Аллах лучше знает о том, что бы они совершили”»[1].

Муслим передал со слов матери правоверных ‘Аиши, что однажды, когда скончался ребенок, она сказала: «Ему уготована Туба. Один из райских воробушков!» Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] أَوَلاَ تَدْرِينَ أَنَّ اللَّهَ خَلَقَ الْجَنَّةَ وَخَلَقَ النَّارَ ، فَخَلَقَ لِهَذِهِ أَهْلاً وَلِهَذِهِ أَهْلاً [

«Разве ты не знаешь, что Аллах создал Рай и Ад, а потом создал обитателей и для одного, и для другого».

В одной из версий Муслима сообщается, что Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, позвали на похороны скончавшегося ребенка одного из ансаров. ‘Аиша сказала: «Посланник Аллаха, ему уготована Туба. Один из райских воробушков! Он не совершил зла, и оно не добралось до него». Тогда он сказал:

] أَوَغَيْرَ ذَلِكَ يَا عَائِشَةُ إِنَّ اللَّهَ ،خَلَقَ لِلْجَنَّةِ أَهْلاً ، خَلَقَهُمْ لَهَا وَهُمْ فِى أَصْلاَبِ آبَائِهِمْ ، وَخَلَقَ لِلنَّارِ أَهْلاً ، خَلَقَهُمْ لَهَا وَهُمْ فِى أَصْلاَبِ آبَائِهِمْ [

«А мо­жет быть, нет, ‘Аи­ша. По­ис­ти­не, Ал­лах соз­дал оби­та­те­лей для Рая, ко­гда они еще на­хо­ди­лись в чрес­лах сво­их от­цов, и соз­дал оби­та­те­лей для Ог­ня, ко­гда они еще на­хо­ди­лись в чрес­лах сво­их от­цов»[2].

Эти хадисы указывают на то, что Аллаху известно о тех, кто умирает в малолетнем возрасте, но это не значит, что Он бросит людей в Ад, руководствуясь Своим знанием, если даже они не совершат дурных поступков.

Шейх-уль-ислам Ибн Теймийя, говоря о детях многобожников, писал:

Аллах лучше знает о том, что бы они совершили. Это значит, что Он знает, кто из них стал бы верующим, а кто неверующим, если бы они достигли совершеннолетия. В хадисе с похожим иснадом, рассказанном со слов Абу Хурейры, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В день воскресения Аллах подвергнет их испытанию и отправит к ним посланника на место сбора. Тот, кто последует за ним, попадет в Рай, а тот, кто ослушается его, попадет в Огонь». Вот тогда сбудется то, что знал о них Пречистый Аллах. Он воздаст им за их деяния, которые были известны Ему, — за их веру или неверие, но не на основании одного только знания[3].

Логические аргументы в пользу того, что судьбы творений были известны Аллаху еще до их сотворения.

Само существование Вселенной и многочисленных творений в ней ясно указывает на то, что Аллах знал о том, какими они будут, до их сотворения. «Невозможно создать что-либо, не зная того, каким это будет, ведь Аллах творит то, что желает, и нельзя пожелать то, о чем не имеешь представления. Иметь представление о том, чего хочешь, подразумевает знание об этом. Таким образом, чтобы сотворить что-либо, нужно пожелать этого, а чтобы пожелать что-либо, нужно знать об этом. Следовательно, чтобы сотворить что-либо, нужно знать об этом»[4].

Помимо того, «совершенство и умелость, с которыми созданы творения, требуют от Творца знания, ведь совершенное и умелое творение не может быть плодом невежества»[5].

Ученые доказывают обладание Всеблагим и Всевышним Аллахом знаниями путем аналогии по достоинству (кийас аль-аула): «Среди творений есть обладающие знанием, и это считается качеством совершенства, и потому невозможно, чтобы Творец не обладал знанием». Этот аргумент имеет два объяснения:

Во-первых, мы точно знаем, что Творец совершеннее творений и что необходимое (ваджиб) совершеннее возможного (мумкин). И мы точно знаем, что если допустить существование двух существ — знающего и незнающего, то знающий окажется более совершенным. И если бы Творец не был Знающим, то получилось бы, что творения более совершенны, чем Он, а такое невозможно.

Во-вторых, все знания приобретены творениями от Всеблагого и Всевышнего Аллаха, и невозможно, чтобы творивший совершенство сам не обладал этим качеством. Напротив, Он более достоин того, чтобы обладать им, и поэтому любое проявление совершенства, присущее творениям, еще больше подобает Творцу. И любого недостатка, отсутствующего у творений, тем более нет у Творца[6].

Все эти доводы ты можешь найти в словах Всевышнего:

«Неужели этого не будет знать Тот, Кто сотворил, если Он — Проницательный (или Добрый), Ведающий?» (Аль-Мульк, 14).

На то, что Всеблагой и Всевышний Аллах обладает знанием, указывают Его повествования о событиях, которые еще не произошли. Так, в предыдущих Писаниях Аллах сообщил о пришествии нашего благородного Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, его качествах, нравах и отличительных чертах, а также качествах его последователей. В Священном Коране было поведано о том, что византийцы в течение нескольких лет победят зороастрийцев-персов, и впоследствии все так и произошло. В Коране и сунне много рассказов о событиях, которые произойдут в будущем.

2. Вера в то, что Аллах записал абсолютно все в хранимой скрижали

Тексты из Корана и сунны свидетельствуют о том, что Аллах записал все сущее в хранимой скрижали. Муслим в своем «Сахихе» передал хадис ‘Абдуллаха бин ‘Амра бин аль-‘Аса о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] كَتَبَ اللَّهُ مَقَادِيرَ الْخَلاَئِقِ قَبْلَ أَنْ يَخْلُقَ السَّمَوَاتِ وَالأَرْضَ بِخَمْسِينَ أَلْفَ سَنَةٍ - قَالَ- وَعَرْشُهُ عَلَى الْمَاءِ [

«Аллах записал судьбы творений за пятьдесят тысяч лет до сотворения небес и земли». Он сказал: «И Его Трон находился на воде»[7].

Ат-Тирмизи передал его в следующей форме:

] قَدَّرَ اللَّهُ الْمَقَادِيرَ قَبْلَ أَنْ يَخْلُقَ السَّمَوَاتِ وَالأَرْضَ بِخَمْسِينَ أَلْفَ سَنَةٍ [

«Аллах предопределил судьбы за пятьдесят тысяч лет до сотворения небес и земли»[8].

В «Сунане» ат-Тирмизи также приводится рассказ ‘Убады бин ас-Самита о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] إِنَّ أَوَّلَ مَا خَلَقَ اللَّهُ الْقَلَمَ فَقَالَ : اكْتُبْ. فَقَالَ : مَا أَكْتُبُ ؟ قَالَ : اكْتُبِ الْقَدَرَ مَا كَانَ وَمَا هُوَ كَائِنٌ إِلَى الأَبَدِ [

«Поистине, первым, что создал Аллах, была письменная трость. Он сказал ей: “Пиши!” Она спросила: “Что писать?” Он сказал: “Пиши судьбу того, что было, и того, что произойдет во веки вечные”». Абу ‘Иса ат-Тирмизи назвал иснад этой версии малоизвестным (гариб)[9].

Хранимая скрижаль, в которой Аллах записал судьбы творений, в Священном Коране названа писанием, ясным писанием, ясным оригиналом, матерью писания и писанием начертанным:

«Да, это славный Коран в хранимой скрижали» (Аль-Бурудж, 21-22);

«Разве ты не знаешь, что Аллаху известно то, что на небе и на земле? Воистину, это есть в писании» (Аль-Хаджж, 70);

«Всякую вещь Мы подсчитали в ясном оригинале» (Йа син, 12);

«Клянусь горой! Клянусь писанием, начертанным на развернутой нежной коже!» (Ат-Тур, 1-3);

«Воистину, он находится у Нас в матери писания. Он возвышен, преисполнен мудрости» (Аз-Зухруф, 4).

3. Вера в то, что абсолютно все происходит с дозволения Аллаха и что Его воля непременно исполняется

Этот принцип подразумевает веру в неотвратимую волю и безграничное могущество Аллаха. Происходит только то, что угодно Ему, и ничто не может произойти вопреки Его желанию. Ничто не приходит в движение и не замирает на небесах и на земле вопреки Его желанию, и в Его владениях происходит только то, что Ему угодно.

Ясных текстов, подтверждающих данное правило, очень много. Всевышний сказал:

«Но вы не пожелаете [этого], если этого не пожелает Аллах» (Ат-Таквир, 29);

«Даже если бы Мы ниспослали им ангелов, и мертвые заговорили бы с ними, и Мы собрали бы перед ними все сущее, они ни за что не уверовали бы, если бы только [этого] не пожелал Аллах» (Аль-Ан‘ам, 111);

«Если бы твой Господь пожелал, они не поступали бы так» (Аль-Ан‘ам, 112);

«Когда Он желает чего-либо, то стоит Ему сказать: “Будь!” — как это сбывается» (Йа син, 82);

«Аллах вводит в заблуждение, кого пожелает, и наставляет на прямой путь, кого пожелает» (Аль-Ан‘ам, 39).

Неотвратимая воля Аллаха и Его безграничное могущество объединяются во всем, что произошло и чему суждено произойти, но расходятся, когда речь идет о том, чего не случилось и не случится.

Если Всевышний желает чего-либо, то это неизбежно происходит благодаря Его могуществу. Но если Он не желает, чтобы что-либо случилось, то этого не происходит, так как Ему это было не угодно, но не потому, что Он не способен на это. Всевышний сказал:

«Если бы Аллах пожелал, то они не сражались бы друг с другом, но Аллах вершит то, что пожелает» (Аль-Бакара, 253);

«Если бы Аллах пожелал, то сделал бы вас одной общиной» (Аль-Маида, 48);

«Если бы Аллах пожелал, то собрал бы их всех на прямом пути»

(Аль-Ан‘ам, 35);

«Если бы Аллах пожелал, то они не приобщали бы сотоварищей»

(Аль-Ан‘ам, 107);

«Если бы твой Господь пожелал, то уверовали бы все, кто на земле»

(Йунус, 99);

«Разве ты не видишь, как твой Господь простирает тень? Если бы Он захотел, то сделал бы ее неподвижной» (Аль-Фуркан, 45).

На эту тему есть много аятов, и из них следует, что если чего-либо не происходит, то только потому, что так было угодно Аллаху, но не потому, что Он был не способен совершить такое. Поистине, Он способен на всё[10].

4. Вера в то, что все сущее сотворено Аллахом

Из священных текстов ясно, Аллах — Творец всего сущего. Он сотворил абсолютно все, и Он — Создатель, а все остальное — Его создания:

«Аллах — Творец всякой вещи» (Аз-Зумар, 62);

«Воистину, твой Господь — Творец, Знающий» (Аль-Хиджр,86);

«Хвала Аллаху, Который сотворил небеса и землю и установил мраки и свет» (Аль-Ан‘ам, 1);

«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, [произошедших] от них обоих» (Ан-Ниса, 1);

«Он — Тот, Кто сотворил ночь и день, солнце и луну. Все плывут по орбитам» (Аль-Анбийа, 33). Текстов на эту тему много.


[1] Фатх аль-Бари (11/493). Муслим передал этот хадис со слов Абу Хурейры (2659).

[2] Муслим (2662).

[3] Маджму‘ аль-фатава (4/246).

[4] Там же (4/246).

[5] Шарх аль-‘акида ат-тахавийя. С. 148.

[6] Там же.

[7] Муслим (2653).

[8] Ат-Тирмизи (2156). Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим и достоверным.

[9] Ат-Тирмизи (2055). Хадис достоверен, а малоизвестной (гариб) является только версия, переданная ат-Тирмизи в главе «О предопределении». Он же привел в разделе «О толковании Корана» другую версию хадиса, назвав ее хорошей, но малоизвестной. Шейх аль-Албани включил его в сборники «Сахих Сунан ат-Тирмизи» (2/228), «Силсила аль-ахадис ас-сахиха» и др.

[10] Приверженцы сунны и единой общины верят, что Аллах способен превратить неверующих в правоверных, но не делает этого, руководствуясь божественной мудростью. Он ввел этих грешников в заблуждение и запечатал их сердца после того, как они сами отказались от истины и предпочли неверие. В Коране сказано: «Как же Аллах наставит на прямой путь людей, которые стали неверующими после того, как уверовали» (Аль ‘Имран, 86); «Мы отворачиваем их сердца и умы, поскольку они не уверовали в него в первый раз» (Аль-Ан‘ам, 110); «Когда же они уклонились, Аллах совратил их сердца. Аллах не ведет прямым путем людей нечестивых» (Ас-Сафф, 5). ‘Абд ар-Рахман ас-Са‘ди так прокомментировал аят из суры «Аль-Ан‘ам»: «Мы наказываем неверующих за то, что они отказались уверовать, когда проповедники донесли до них истину в первый раз. Мы отворачиваем их взоры, делаем невозможным их обращение в правую веру и не помогаем им встать на прямой путь. Мы поступаем с ними справедливо и мудро, потому что они совершили преступление против самих себя, когда не вошли в распахнувшуюся для них дверь и, узрев прямой путь, отказались пойти им. Они лишились верного руководства только после этого, и поэтому такое наказание является вполне заслуженным». В своем послании к жителям Басры, отрицавшим свободу воли, аль-Хасан аль-Басри писал: «Кто не верит в судьбу и предопределение Аллаха, тот является неверующим. И кто сваливает вину за совершенный грех на своего Господа, тоже является неверующим. Никто не повинуется Аллаху вопреки Его воле, и никто не ослушается Аллаха вопреки Его воле, потому что Он правит тем, чем владеет, и способен на то, что могут совершить Его творения. Если они повинуются Ему, Он не мешает им. Если же они совершают грехи, Он может помешать им, если пожелает. Но даже если они не совершат греха, это не происходит по принуждению со стороны Аллаха, ибо, если бы Он принудил творения к повиновению и покорности, они не заслужили бы вознаграждения, а если бы Он принудил их к неповиновению, то они не заслужили бы наказания. А если бы Он предоставил их самим себе, то это стало бы недостатком Его власти и могущества. Поэтому творения зависят от воли Аллаха, которую они не способны постичь. Если они повинуются Ему, то Он оказывает им милость. Если же они ослушаются Его, то это становится доводом против них». См.: Ас-Са‘ди А.Н. Тайсир аль-Карим ар-Рахман. Бейрут: Муассасат ар-рисала, 1417/1996. С. 232; Аль-Аш‘ари А. Аль-ибана ‘ан усул ад-дийана (с комментариями Башира Мухаммада ‘Уйуна). Эр-Рияд: Мактаба аль-муаййад, 1413/1993. С. 46. — Прим. переводчика.



Название: Судьба и предопределение

Автор : Умар бин Сулайман аль-Ашкар

Переводчик : Эльмир Кулиев


#2 АльЯсмин

АльЯсмин
  • Мусульманка
  • 884 сообщений

Отправлено 11 апреля 2011 - 14:10

:634220: :JazaakiAllaahuKhairan:




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей

Яндекс.Метрика