Перейти к содержимому

Close
Фотография

Краткая информация о земных поклонах, для исправления допущенных в намазе ошибок


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 4

#1 Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 14 июля 2010 - 12:00

bismi




ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!

Краткая информация о земных поклонах, для исправления допущенных в намазе ошибок

Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословения господину всех посланников, нашему Пророку Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам!

Многие мусульмане часто задают вопросы о том, что делать, если в намазе допущена ошибка. Подобных ошибок не может избежать ни один человек, поэтому знание этого вопроса обязательно для каждого мусульманина. Следует отметить, что по этому поводу разные ученые высказывали различные мнения, и для того, чтобы обстоятельно изучить этот вопрос, в первую очередь, необходимо узнать, что говорится об этом в священной Сунне, т.е. хадисах пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

1. АбдуЛлах ибн Бухейна рассказывал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), совершая с ними полуденный намаз зухр, после первых двух рак‘атов не сел [для ташаххуда], а встал. Люди встали вслед за ним. Когда намаз уже заканчивался и люди ожидали слов приветствия (т.е. слов “ас-саламу алейкум ва рахматуллах”), он, сидя, возвеличил Аллаха (т.е. сказал: “Аллаху акбар”), совершил два земных поклона, а затем произнес слова приветствия. (Этот достоверный хадис передали аль-Бухари, Муслим, Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа.)

2. Абу Хурейра рассказывал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), совершая с ними один из дневных намазов (т.е. полуденный намаз зухр или послеполуденный намаз ‘аср), совершил всего два рак‘ата. Затем он встал и подошел к доске, находящейся в передней части мечети, и положил на нее руку. Среди молящихся находились Абу Бакр и Умар, но и они побоялись сказать что-либо. Те, кто спешил, начали выходить из мечети, спрашивая друг друга: «Разве намаз стал короче?» Мужчина, которого Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) называл Зу-ль-йадейн (из-за того, что у него были длинные руки) сказал ему: «О Посланник Аллаха! Ты совершил ошибку по забывчивости или намаз стал короче?» Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Я ничего не забыл, и намаз не стал короче». Но Зу-ль-йадейн сказал: «Нет, ты действительно забыл». Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершил еще два рак‘ата, произнес слова приветствия, затем возвеличил Аллаха и совершил земной поклон так, как делал это обычно или немного дольше, затем поднял голову (т.е. сел) и возвеличил Аллаха, затем еще раз положил голову наземь и возвеличил Аллаха, совершив земной поклон, как он обычно делал это или дольше, затем он поднял голову и вновь возвеличил Аллаха. (Этот достоверный хадис передали аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, ан-Насаи, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, аль-Бейхаки, Малик и др.) Одного из передатчиков этого хадиса Мухаммада ибн Сирина спросили: “Произнес ли он слова приветствия после поклонов для исправления ошибки?” Он ответил: “Я не помню, чтобы Абу Хурейра говорил о них, но Имран ибн Хусайн рассказывал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) произнес их и после того, как совершил поклоны для исправления ошибки”. Эта добавка приводится у аль-Бухари, Муслима и др.

3. Абу Са‘ид аль-Худри рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: «Если один из вас засомневался в намазе, не зная, сколько рак‘атов он совершил: три или четыре, то он должен отбросить сомнения и опираться на то число рак‘атов, в которых он уверен (т.е. на минимальное. В данном случае – три рак‘ата). Затем ему следует совершить два земных поклона до произнесения слов приветствия. Если он совершит в результате этого пять рак‘атов, то два поклона доведут его намаз до четного числа рак‘атов. Если же он совершит намаз правильно, то эти поклоны будут унижением для шайтана». (Этот достоверный хадис передал Муслим).

4. Ибн Мас‘уд рассказывал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) как-то совершил с ними намаз, а когда он произнес слова приветствия, люди сказали ему: «О Посланник Аллаха, неужели намаз изменен?» Он спросил: «А в чем дело?» Они сказали: «Ты совершил то-то и то-то». Тогда он обратился лицом к Кибле и совершил два земных поклона, а после произнес слова приветствия. Затем он повернулся к нам лицом и сказал: «Если намаз будет изменен, то я непременно сообщу вам. Я – всего лишь человек, такой же, как и вы. Я забываю, так же как и вы. Поэтому, когда я забываю что-то, напоминайте мне. Если кто-либо из вас станет сомневаться в намазе, то пусть опирается на то, в чем он уверен, и доведет намаз до конца, а затем совершит два земных поклона». (Этот достоверный хадис передали аль-Бухари и Муслим).

В этом хадисе не сообщается, когда следует совершать земные поклоны: до произнесения слов приветствия или после этого. А в хадисе, который Ибн Хузейма признал достоверным и который передали Ахмад, Абу Дауд и ан-Насаи от племянника Али ибн Абу Талиба АбдуЛлаха ибн Джа‘фара, говорится, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто станет сомневаться в намазе, пусть совершит два земных поклона после того, как произнесет слова приветствия».

5. АбдуЛлах ибн Мас‘уд рассказывал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), совершая полуденный намаз, совершил пять рак‘атов. Его спросили: «Намаз стал длиннее?» Он сказал: «Нет, а в чем дело?» Люди сказали: «Ты совершил пять рак‘атов». Тогда он совершил два земных поклона после слов приветствия. (Этот достоверный хадис передали аль-Бухари и Муслим.)

6. Имран ибн Хусайн рассказывал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), совершая намаз, допустил ошибку и совершил два земных поклона. Затем он прочел ташаххуд и произнес слова приветствия. (Этот хадис передали Абу Дауд, ат-Тирмизи и др. от Аш‘аса ибн Абд аль-Малика аль-Хамрани от Мухаммада ибн Сирина от Халида аль-Хазза от Абу Кулабы от Абу аль-Мухаллиба от Имрана ибн Хусайна.)
Это лишь несколько хадисов о земных поклонах для исправления ошибки.

Имам Ахмад сказал, что известно, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ошибался в намазе в пяти случаях: он завершил намаз, состоящий из четырех рак‘атов, однажды после двух, а также после трех рак‘атов, однажды он удлинил намаз, а однажды укоротил его, а также однажды забыл прочесть ташаххуд после второго рак‘ата.
Существует также много слабых и недостоверных хадисов на эту тему, например, хадис Саубана о том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «При каждой ошибке надо совершать два земных поклона после произнесения слов приветствия». Этот хадис со слабым иснадом (т.е. цепочкой передатчиков) передали Абу Дауд и Ибн Маджа. В его иснаде есть Исма‘ил ибн Аййаш, о котором есть противоречивые высказывания ученых, изучающих передатчиков хадисов. Поэтому такой хадис нельзя использовать в качестве аргумента.

Из этих хадисов видно, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) иногда допускал ошибки в намазе, после чего совершал земные поклоны либо до произнесения слов приветствия, либо после этого.

Все мусульманские ученые единодушны в том, что совершать земные поклоны для исправления ошибки в намазе обязательно, т.е. уаджиб. Тем не менее, между учеными есть и небольшие разногласия. Некоторые из них считали, что молящийся имеет право сам выбирать, совершать земные поклоны до или после слов приветствия.
Имам Малик считал, что если молящийся упустил что-либо, то должен совершить земные поклоны до слов приветствия, а если прибавил, то после них.

Ученые ханифитского мазхаба считали, что земные поклоны следует совершать после слов приветствия, а после них – читать ташаххуд.
Имам аш-Шафи‘и говорил, что, в целом, земные поклоны следует совершать до слов приветствия. Все ученые пытались опираться на известные им хадисы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и правильно истолковать хадисы иного толка. Так, например, имам аш-Шафи‘и считал, что хадисы о том, что земные поклоны надо совершать после слов приветствия, были аннулированы, т.е. мансух.

Ибн Кудама писал, что имам аз-Зухри сказал, что при своей последней ошибке в намазе Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершил земные поклоны до слов приветствия. Однако это не достаточный аргумент для утверждения, что поступать иначе нельзя, ибо Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и прежде делал и то, и другое.

Что касается взглядов ученых ханифитского толка и хадиса Имрана ибн Хусайна под номером 6, то этот хадис слабый, т.е. да'иф, и об этом писал шейх аль-Албани в книге «Ирва аль-Галиль» (2/128). Несмотря на то, что все его передатчики (иснад этого хадиса приведен выше) заслуживают доверия, этот хадис противоречит другим достоверным хадисам. Такой хадис называется шазз (отклоненный). Ибн Хиббан сказал, что Мухаммад ибн Сирин передавал от Халида аль-Хаззы только один этот хадис. При этом только в нем сообщается, что Халид упоминал о чтении ташаххуда после слов приветствия. Ученики Халида – Шу‘ба, Вахиб, Ибн Алиййа, ас-Сакафи, Хашим, Химад ибн Зейд, Йазид ибн Зари‘ и др. – не упоминали об этом. Поэтому даже ат-Тирмизи назвал этот хадис хорошим, но странным, т.е. гариб. А имам аль-Бейхаки назвал его слабым. Таким образом, чтение ташаххуда Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) после слов приветствия не установлено!

В перечисленных нами хадисах есть еще одно сложное обстоятельство. В хадисах Ибн Мас‘уда (под номером 4) и АбдуЛлаха ибн Джа‘фара говорится, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел при сомнениях в намазе совершать земные поклоны после слов приветствия, а в хадисе Абу Са‘ида – до них. Имам ас-Сан‘ани говорил, что и то, и другое разрешено. Но шейх аль-Мубаракфаури, многие ученые ханбалитского мазхаба и др. приверженцы хадисов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) считают, что между хадисами нет противоречий. В случае, когда молящийся сомневается и совершенно не может вспомнить, в каком же рак‘ате он находится, он должен опираться на меньшее число рак‘атов и совершить земные поклоны до слов приветствия. Об этом говорится в хадисе Абу Са‘ида. Если же молящийся помнит, какой рак‘ат он совершает, но в его душу закралось легкое сомнение, то он не должен обращать на него внимание, завершить намаз и совершить два земных поклона после слов приветствия, а затем еще раз повторить слова приветствия. Это сообщается в хадисах Ибн Мас‘уда и АбдуЛлаха.
Итак, мы вкратце рассмотрели этот обширный вопрос и мнения некоторых ученых. О наиболее достоверном и объективном из них мы до сих пор умалчивали, а это – мнение имама Ахмада ибн Ханбала. Он сказал о рассматриваемых нами земных поклонах: “Иногда их следует совершать до слов приветствия, иногда – после, как это делал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)”. Он также сказал: “Если бы не хадисы о том, как поступал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), то я посчитал бы, что эти земные поклоны надо совершать до слов приветствия, потому что они относятся непосредственно к намазу и завершать их надо до слов приветствия. Но я считаю, что в тех случаях, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершал земные поклоны после слов приветствия, их следует совершать после, а во всех остальных случаях – до слов приветствия”.

Это – позиция объективного верующего, который руководствуется учением Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и ставит его решение превыше своих суждений и своей логики.

Из всего сказанного видно, как сложно ученым найти правильное решение и разобраться в большом количестве достоверных и слабых хадисов. Поэтому мусульманин обязан опираться на те мнения, которые подкрепляются хадисами и не противоречат им. Такое мнение по любому вопросу обязательно существует, поскольку Аллах обещал сохранить Свою религию вплоть до Судного дня. Но для того, чтобы мы сами не стали причиной искажения истинного шариата Аллаха, мы обязаны прислушиваться к словам ученых и не выносить самостоятельных решений, а тем более не распространять их среди людей. Для этого, в заключение, мы изложим, как должен поступать мусульманин в каждом конкретном случае и будем основываться на всех имеющихся хадисах.

1. Земные поклоны для исправления ошибок обязательны:
- если человек по невнимательности добавил поясной или земной поклон, если он прежде времени встал для чтения “Фатихи”, или сел для чтения ташаххуда, или прежде времени произнес слова приветствия;
- если он допустил ошибку, изменяющую смысл слов намаза;
- если он по невнимательности пропустил один из уаджибат намаза, например, ташаххуд после двух первых рак‘атов или слова “аллаху акбар” (эти слова в самом начале намаза пропускать нельзя, иначе намаз не принимается) и т.п.;
- если он, находясь в намазе, засомневался в числе совершенных рак‘атов или земных поклонов.

2. При совершении ошибки совершается только два земных поклона, даже если ошибок было несколько.

3. Если молящийся преднамеренно не совершит земные поклоны для исправления ошибки, то его намаз не засчитывается, и его следует повторить. Об этом сказал имам Ибн Кудама в “аль-Мугни”.

4. В земных поклонах для исправления ошибки, т.е. суджуд ас-сахв, следует говорить то же, что и в обычных земных поклонах в намазе. Земные поклоны суджуд ас-сахв одинаково обязательны и совершаются одинаково как в обязательных, так и в дополнительных намазах.

5. Если молящийся встал на лишний, например, пятый, рак‘ат, то он должен прервать его и вернуться в необходимое положение без слов “аллаху акбар”, затем довести намаз до конца, затем произнести слова приветствия, затем совершить суджуд ас-сахв, затем еще раз произнести слова приветствия.

6. Если он завершил намаз, не сделав одного или более рак‘атов, а затем ему напомнили об ошибке, то он должен встать и совершить пропущенное число рак‘атов, прочесть ташаххуд, затем произнести слова приветствия, затем совершить суджуд ас-сахв, а затем еще раз произнести слова приветствия.

7. Если он забыл, что должен был совершить суджуд ас-сахв, и вспомнил об этом вскоре после того, как закончил намаз, то он должен совершить эти земные поклоны, независимо от того, говорил после намаза или нет. Но если прошло много времени (например, он уже вышел из мечети, или продолжил заниматься своим делом, или потерял ритуальную чистоту), то земных поклонов совершать не надо, и его намаз считается законченным.

8. Если ошибку совершил имам, то земной поклон должны совершать и молящиеся за ним. Если же ошибся кто-либо из молящихся за имамом, то его ошибка смывается правильными действиями имама. В этом случае земные поклоны суджуд ас-сахв не совершаются.

9. Если молящийся, находясь в намазе, сомневается в числе совершенных рак‘атов, то он опирается на меньшее их число, в котором он уверен, и совершает суджуд ас-сахв до произнесения слов приветствия. Если же сомнения приходят после завершения намаза, то на них не следует обращать никакого внимания.

10. Если он по ошибке добавил лишний фарз намаза, а это – слова “аллаху акбар” в самом начале намаза, стояние для чтения “Фатихи” по мере возможности, чтение “Фатихи”, поясной поклон, выпрямление после него, земные поклоны, сидение между ними, сидение для чтения заключительного ташаххуда, чтение заключительного ташаххуда, слова “ас-саламу алейкум ва рахматуллах” и др. – то должен совершить суджуд ас-сахв после слов приветствия (естественно, после суджуд ас-сахв надо еще раз произнести слова приветствия). Если же молящийся добавил фарз намаза сознательно, то его намаз неверен.

11. Если он пропустил фарз намаза и вспомнил об этом до того, как дошел до этого фарза в следующем рак‘ате (например, пропустил поясной поклон руку‘ в первом рак‘ате и вспомнил об этом до того, как совершил руку‘ второго рак‘ата), то необходимо вернуться к пропущенному фарзу и довести намаз до конца, совершив суджуд ас-сахв до слов приветствия. Если же он вспомнил об этом, когда уже совершил этот же фарз следующего рак‘ата, то рак‘ат, в котором был пропущен фарз не засчитывается. Его следует повторить и совершить суджуд ас-сахв после слов приветствия. Помните, что это правило распространяется только на фарзы намаза (см. пункт 10). Оно не относится к тем случаям, когда пропущены уаджибаты или суннаты намаза. В этих случаях возвращаться к пропущенному элементу намаза нельзя. Подобное действие также нарушает намаз. Поэтому мусульманин должен хорошо знать, что относится к фарзам, а что к уаджибатам, суннатам и т.д.

12. Если молящийся пропустил ташаххуд после двух первых рак‘атов, но не успел выпрямиться, то он должен вернуться, сесть и прочесть ташаххуд, а затем просто довести намаз до конца. Если же он уже выпрямился, то садиться для чтения ташаххуда нельзя, а следует совершить суджуд ас-сахв до слов приветствия. Также суджуд ас-сахв до слов приветствия совершается, если молящийся пропустил один из уаджибатов намаза, например, не сказал слов “аллаху акбар” во время движений или слов “сами‘аллаху лимян хамидах, раббана ва лякаль хамд” после поясного поклона руку‘, не прочел зикров при поясных или земных поклонах и т.д.

13. Если молящийся совершил ошибки, которые требуют от него совершения суджуд ас-сахв как до слов приветствия, так и после них, то он должен совершать суджуд ас-сахв до слов приветствия.

14. Если имам ошибся в фарзах намаза, то молящиеся за ним не должны следовать его ошибке, и обязаны сказать “субханаллах”, чтобы имам исправился. Если же имам пропустил ташаххуд после двух рак‘атов и уже выпрямился, то молящиеся за ним должны подчиниться имаму.

15. Если молящийся ошибся и совершил суджуд ас-сахв не в нужном месте, то ничего страшного в этом нет, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел нам совершать и то, и другое.

Разногласия в этом и других вопросах, касающиеся мусульманского права, т.е. фикха, не должны выливаться в противоречия и конфликты между мусульманами. Подобные разномнения заставляют нас глубже изучать законы нашего Господа и сильнее стремиться быть похожими на нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Те, кто искал истину, получат за это вознаграждение Аллаха, даже если они ошиблись, поэтому мы обязаны снисходительно относиться друг к другу. Помните, дорогие братья, что даже великие ученые говорили, что нет ничего страшного, если человек не знает, когда надо совершать тот или иной поклон суджуд ас-сахв. А Аллаху об этом ведомо лучше!

Да дарует вам Аллах великую награду за приверженность дороге Его верного Посланника! Хвала Аллаху, мир и благословение Пророку Мухаммаду и его праведным последователям!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аль-Мугъни, имам Ибн Кудама ад-Дамашки
2. Зад аль-Ма‘ад, имам Ибн Каййим аль-Джаузиййа
3. Субуль ас-Салам, имам Мухаммад ас-Сан‘ани
4. Булугъ аль-Марам, имам Ибн Хаджар аль-Аскалани (с комментариями аль-Мубаракфаури)
5. Ируа аль-Галиль, шейх Мухаммад аль-Албани
6. Ад-Дурар аль-Мадыййа, имам Мухаммад аш-Шаукани
7. Усуль аль-Манхадж аль-Ислами, шейх Абд ар-Рахман аль-‘Аббир
8. Аль-Фатауа аль-Мухимма, шейх Абд аль-Азиз ибн Баз и др.
9. Аркан аль-Ислам уа аль-Иман, шейх Мухаммад Зину

http://seyfullah.tauhid.biz

#2 Айша

Айша
  • Мусульманка
  • 2 399 сообщений

Отправлено 16 июля 2010 - 02:59

Помните, что это пра

вило распространяется только на фарзы намаза (см. пункт 10). Оно не относится к тем случаям, когда пропущены уаджибаты или суннаты намаза.

Ассаляму алейкум.Большинство учёных не разделяли фард и ваджиб,напрашивается вопрос(хотя может я что и пропустила в статье,скажите если что) что они считают ваджибам а что к фардам.?
У аль-Албани.написано только про фарды и про рукны-столпы намаза.Аллаху Алим.

Помните, дорогие братья, что даже великие ученые говорили, что нет ничего страшного, если человек не знает, когда надо совершать тот или иной поклон суджуд ас-сахв. А Аллаху об этом ведомо лучше!

да 15 пунктов в каком случае как читается суджуд ас-сахв запомнить сложновато :Pochitayem:

#3 Muwahhidah

Muwahhidah

    La haula wa la quwwata illa Billah 'Aliyul 'Azim

  • Мусульманка
  • 2 777 сообщений

Отправлено 31 марта 2011 - 15:05

Когда нужно совершать земные поклоны для невнимательных?


Между учеными существуют разногласия по поводу того, когда надо совершать суджуд ас-сахв. Имам Малик считал, что если молящийся упустил что-либо, то должен совершить их до таслима, а если он добавил что-либо к намазу, то должен совершить их после таслима. Богословы ханифитского толка считали, что их следует совершать после таслима, а затем читать ташаххудПри совершении намаза молящийся может допустить ошибку, которая требует от него совершения двух земных поклонов для невнимательных (суджуд ас-сахв). Иногда их следует совершать до таслима, иногда – после него, потому что достоверно известно, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, поступал и так, и так.
Между учеными существуют разногласия по поводу того, когда надо совершать суджуд ас-сахв. Имам Малик считал, что если молящийся упустил что-либо, то должен совершить их до таслима, а если он добавил что-либо к намазу, то должен совершить их после таслима. Богословы ханифитского толка считали, что их следует совершать после таслима, а затем читать ташаххуд. Имам аш-Шафии разрешал совершать земные поклоны до таслима, полагая, что хадисы о совершении их после таслима были аннулированы. Ибн Кудама рассказал со слов аз-Зухри, что при своей последней ошибке в намазе Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершил земные поклоны до таслима. Однако это недостаточно для того, чтобы говорить об аннулировании предписания, ибо Пророк, мир ему и благословение Аллаха, и прежде делал и то, и другое.
Поэтому наиболее достоверным нам представляется мнение имама Ахмада: «Если бы не хадисы о том, как поступал Пророк, мир ему и благословение Аллаха, то я сказал бы, что земные поклоны надо совершать до таслима, потому что они относятся непосредственно к намазу и совершить их полагается до таслима. Но я считаю, что в тех случаях, когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал их после таслима, их следует совершать после таслима, а во всех остальных случаях – до него».
Таким образом, суджуд ас-сахв следует совершить до таслима, если молящийся пропустил ташаххуд после двух первых ракатов и успел выпрямиться полностью. В этом случае возвращаться к ташаххуду нельзя, потому что ташаххуд после первых двух ракатов не относится к столпам намаза (аркан). Но если молящийся не успел выпрямиться полностью, то он должен сесть и прочесть ташаххуд, а затем довести намаз до конца и совершить дополнительные земные поклоны до таслима.
Следует знать, что суджуд ас-сахв совершаются до таслима, если молящийся пропустил любое из обязательных предписаний намаза (ваджиб), например, если он пропустил один из такбиров (за исключением такбират аль-ихрам, который считается столпом намаза) или не произнес молитвы во время поясных и земных поклонов, а также выпрямления после поясного поклона.
Если человек во время намаза засомневался в числе совершенных ракатов, то он должен взять за основу то число ракатов, в котором он уверен, довести намаз до конца, а затем совершит суджуд ас-сахв до таслима. Но если сомнения появились после завершения намаза, то, согласно наиболее достоверному мнению, на них не следует обращать внимания.
Если молящийся по невнимательности совершил лишний столп намаза, например, совершил лишний поясной или земной поклон, то совершать суджуд ас-сахв следует после таслима. В таких случаях после дополнительных земных поклонов нужно еще раз произнести таслим. Следует помнить, что сознательное добавление одного из столпов намаза делает его недействительным.
Поэтому, если молящийся встал на лишний (например, пятый) ракат, то он должен прервать его и вернуться в необходимое положение без такбира, довести намаз до конца и произнести таслим, а затем совершить суджуд ас-сахв и еще раз произнести таслим.
Если молящийся пропустил столп намаза и вспомнил об этом до того, как дошел до этого столпа в следующем ракате (например, если он пропустил поясной поклон в первом ракате и вспомнил об этом до поясного поклона второго раката), то ему следует вернуться к пропущенному столпу и довести намаз до конца, совершив суджуд ас-сахв после таслима. Если же он вспомнил об этом, совершив этот же столп следующего раката, то ракат, в котором было допущена ошибка, не засчитывается. Его следует повторить и совершить суджуд ас-сахв после таслима.
Следует знать, что если молящийся допустил ошибки, требующие совершения земных поклонов до и после таслима, то совершать их следует до таслима. Если же молящийся не уверен, где именно нужно совершить суджуд ас-сахв, то он должен совершить их до таслима. А лучше всего об этом известно Аллаху!

Э.Кулиев

Please Login or Register to see this Hidden Content



#4 Muwahhidah

Muwahhidah

    La haula wa la quwwata illa Billah 'Aliyul 'Azim

  • Мусульманка
  • 2 777 сообщений

Отправлено 31 марта 2011 - 15:07

Земные поклоны для невнимательных и прочие 326. Передают, что ‘Абдуллах ибн Бухейна, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал: «Однажды во время полуденного намаза после первых двух рак‘атов Пророк не сел для чтения ташаххуда, а встал, и люди встали вслед за ним. Когда намаз уже заканчивался и люди ожидали слов приветствия, он, сидя, возвеличил Аллаха, совершил два земных поклона, а затем произнес слова приветствия». Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим, Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, а текст хадиса принадлежит аль-Бухари. В версии Муслима говорится: «При совершении каждого земного поклона он сидя возвеличивал Аллаха, и люди совершили эти поклоны вместе с ним, искупив тем самым то, что он забыл сесть для чтения ташаххуда». 327. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал: «Во время одного из дневных намазов Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершил всего два> рак‘ата. Затем он встал, подошел к доске, находящейся в передней части мечети, и положил на нее руку. Среди молящихся находились Абу Бакр и Умар, но они побоялись сказать что-либо. Те, кто спешил, начали выходить из мечети, спрашивая друг друга: “Разве намаз стал короче?” И тогда мужчина, которого Пророк называл Зу-ль-Йадейн, что означает “длиннорукий”, сказал ему: “О Посланник Аллаха! Ты сделал это по забывчивости или намаз стал короче?” Пророк, мир ему и благословение Аллаха, ответил: “Я ничего не забыл, и намаз не стал короче”. Зу-ль-Йадейн сказал: “Нет, ты действительно забыл”. Тогда он совершил еще два рак‘ата, произнес слова приветствия, затем возвеличил Аллаха и совершил земной поклон так, как делал это обычно или немного дольше, затем поднял голову и возвеличил Аллаха, затем еще раз положил голову наземь и возвеличил Аллаха, совершив земной поклон так, как он обычно делал это или немного дольше, затем он поднял голову и вновь возвеличил Аллаха». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и текст хадиса принадлежит аль-Бухари. В версии Муслима говорится, что это был послеполуденный намаз. А в версии Абу Давуда сообщается, что он (Пророк) спросил: «Зу-ль-Йадейн говорит правду?» И тогда люди кивнули головой в знак согласия. То же самое сообщается в одной из версий, переданной аль-Бухари и Муслимом, но в ней говорится, что люди ответили на вопрос Пророка словами. А в одной из версий говорится, что он не совершил земных поклонов до тех пор, пока Всевышний Аллах не убедил его в этом. 328. Передают, что ‘Имран ибн Хусайн, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал: «Однажды во время намаза Пророк, мир ему и благословение Аллаха, допустил ошибку и совершил два земных поклона. Затем он прочел ташаххуд и произнес слова приветствия». Этот хадис передали Абу Давуд и ат-Тирмизи, и последний назвал его хорошим. А аль-Хаким назвал его достоверным. 329. Передают, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-нибудь из вас во время намаза станет сомневаться в том, сколько рак‘атов он совершил: три или четыре, то он должен отбросить сомнения и опираться на то число рак‘атов, в которых он уверен. Затем ему следует совершить два земных поклона до произнесения слов приветствия. Если он совершит в результате этого пять рак‘атов, то два поклона доведут его намаз до четного числа рак‘атов. Если же он совершит намаз правильно, то эти поклоны будут унижением для сатаны». Этот хадис передал Муслим. 330-331. Передают, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал: «Однажды Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершил намаз, и после произнесения слов приветствия люди сказали ему: “О Посланник Аллаха, неужели намаз изменился?» Он спросил: “А в чем дело?” Они сказали: “Ты совершил то-то и то-то”. Тогда он обратился лицом к кибле и совершил два земных поклона, после чего произнес слова приветствия. Затем он повернулся к нам лицом и сказал: “Если намаз будет изменен, то я непременно сообщу вам. Я – всего лишь человек, такой же как и вы. Я забываю, так же как и вы. Поэтому, когда я забываю что-то, напоминайте мне. Если кто-либо из вас во время намаза станет сомневаться, то пусть опирается на то, в чем он уверен, и доведет намаз до конца, а затем совершит два земных поклона”». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. В версии аль-Бухари говорится: «…пусть доведет намаз до конца, а затем произнесет слова приветствия и совершит земные поклоны». А в версии Муслима сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершил два земных поклона для невнимательных после того, как произнес слова приветствия и заговорил с людьми. В хадисе ‘Абдуллаха ибн Джа‘фара сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-либо из вас во время намаза станет сомневаться, то пусть после произнесения слов приветствия совершит два земных поклона». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд и ан-Насаи, а Ибн Хузейма назвал его достоверным. 332. Передают, что аль-Мугира ибн Шу‘ба, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-нибудь из вас по ошибке встанет после второго рак‘ата и окончательно выпрямится, то пусть продолжает намаз и не возвращается к ташаххуду, а затем совершит два земных поклона. Если же он не успеет окончательно выпрямиться, то пусть сядет и не считает это за ошибку». Этот хадис передали Абу Давуд, Ибн Маджа и ад-Даракутни, и текст хадиса принадлежит последнему, однако цепочка рассказчиков хадиса слабая. 333. Передают, что ‘Умар, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ошибки того, кто совершает намаз позади имама, не принимаются во внимание, но если ошибку допустил имам, то он должен совершить земные поклоны вместе с теми, кто молился позади него». Этот хадис передали аль-Баззар и аль-Бейхаки со слабой цепочкой рассказчиков. 334. Передают, что Саубан, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «За каждую ошибку полагается совершить два земных поклона после произнесения слов приветствия». Этот хадис передали Абу Давуд и Ибн Маджа со слабой цепочкой рассказчиков. 335. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал: «Мы совершали земные поклоны вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, при чтении сур “Читай во имя Господа твоего, который сотворил…” и “Когда небо развернется…”».Этот хадис передал Муслим. 336. Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал: «Повеления совершать земной поклон в суре “Сад” не было, но я видел, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, поступал так». Этот хадис передал аль-Бухари. 337. Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Всевышний Аллах, также рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершил земной поклон при чтении суры “ан-Наджм”. Этот хадис передал аль-Бухари. 338. Передают, что Зейд ибн Сабит, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал: «Я прочел Пророку, мир ему и благословение Аллаха, суру “ан-Наджм”, и он не совершил земного поклона». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. 339-340. Передают, что Халид ибн Ма‘дан, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал: «Сура “аль-Хадж” была отмечена двумя земными поклонами». Этот хадис передал Абу Давуд и назвал его отосланным. Однако существует похожий хадис ‘Укбы ибн ‘Амира, в котором также говорится: «Кто не совершает этих поклонов, пусть не читает ее».Этот хадис передали Ахмад и ат-Тирмизи со слабой цепочкой рассказчиков. 341. Передают, что ‘Умар, да будет доволен им Всевышний Аллах, сказал: «О люди! Мы читаем аяты, после которых следует совершать земные поклоны. Кто совершает эти поклоны, тот поступает правильно. А кто не делает этого, тот не совершает греха». Этот хадис передал аль-Бухари. А в версии Малика также говорится: «Всевышний Аллах не предписал обязательно совершать земные поклоны [во время чтения Корана], но тот, кто пожелает, может поступать таким образом». 342. Передают, что Ибн ‘Умар, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, читал нам Коран, и когда он доходил до места, где следует совершить земной поклон, то возвеличивал Аллаха и падал ниц, а мы делали это вслед за ним». Этот хадис передал Абу Давуд, но в нем есть признаки слабого хадиса. 343. Передают, что Абу Бакра, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал: «Когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, получал радостное известие, он падал ниц». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. 345. Передают, что аль-Бара ибн ‘Азиб, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, отправил ‘Али в Йемен. Через некоторое время ‘Али написал ему послание, в котором сообщил о том, что жители Йемена обратились в ислам. Прочтя это послание, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершил земной поклон в знак благодарности Аллаху за это. Это – краткое изложение хадиса, переданного аль-Бейхаки. Суть его также передал аль-Бухари. БУЛУГ АЛЬ-МАРАМ МИН АДИЛЛАТ АЛЬ-АХКАМ

#5 Ищущая_знаний

Ищущая_знаний

    Счастливая мама двух малышей

  • Мусульманка
  • 1 406 сообщений

Отправлено 01 апреля 2011 - 08:00

:JazaakiAllaahuKhairan:




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей

Яндекс.Метрика