Перейти к содержимому

Close
Фотография

Ангелы и Адам


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 2

#1 Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 30 июня 2010 - 15:07

Ангелы вопрошают о смысле сотворения человека

Задумав создать Адама, Пречистый Аллах сообщил о Своем намерении ангелам, и они спросили Его о смысле сотворения человека, так как они поняли, что потомки Адама будут распространять нечестие и проливать кровь, ослушаться и отказываться от веры. Тогда Аллах сообщил им о том, что в этом заключена великая мудрость, о которой они не знают:

«Вот твой Господь сказал ангелам: “Я установлю на земле наместника”. Они сказали: “Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и славим Твое совершенство?” Он сказал: “Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете”» (Аль-Бакара, 30).

Ангелы падают ниц перед Адамом

Аллах приказал ангелам поклониться Адаму после того, как Он завершит его сотворение и вдохнет в него душу:

«Вот твой Господь сказал ангелам: “Я создам человека из глины. Когда же Я придам ему соразмерный облик и вдохну в него от Моего духа, то падите перед ним ниц”» (Сад, 71-72).

Все ангелы исполнили приказ Аллаха, за исключением Иблиса:

«Все ангелы без исключения пали ниц, кроме Иблиса, который возгордился и стал одним из неверующих» (Сад, 73-74)[1].

Ангелы наставляют Адама

Передают со слов Абу Хурейры, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

]خَلَقَ اللَّهُ آدَمَ عَلَى صُورَتِهِ ، طُولُهُ سِتُّونَ ذِرَاعًا ، فَلَمَّا خَلَقَهُ قَالَ : اذْهَبْ فَسَلِّمْ عَلَى أُولَئِكَ النَّفَرِ مِنَ الْمَلاَئِكَةِ جُلُوسٌ ، فَاسْتَمِعْ مَا يُحَيُّونَكَ ، فَإِنَّهَا تَحِيَّتُكَ وَتَحِيَّةُ ذُرِّيَّتِكَ . فَقَالَ : السَّلاَمُ عَلَيْكُمْ . فَقَالُوا : السَّلاَمُ عَلَيْكَ وَرَحْمَةُ اللَّهِ . ( فَزَادُوهُ وَرَحْمَةُ اللَّهِ ) [

«Аллах создал Адама по образу Своему[2]. Его рост составил шестьдесят локтей. Создав его, Он сказал: “Ступай и пожелай мира вот той группе сидящих ангелов. Послушай, как они поприветствуют тебя, и это будет приветствием твоим и твоих потомков”. Он сказал: “Мир вам!” Они ответили: “Мир тебе и милость Аллаха!” Они добавили: “…и милость Аллаха”»[3].

Ангелы моют тело Адама после его смерти

Когда Адам скончался, его дети не знали, что делать с его телом, и ангелы обучили их этому. Аль-Хаким в «Мустадраке» и ат-Табарани в «Аль-му‘джам аль-аусате» передали с достоверным иснадом хадис Убейя о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] لَمَّا تُوُفِّيَ آدَمُ غَسَّلَتْهُ الْمَلائِكَةُ بالماءِ وِتْراً، و أَلْحَدوا لَهُ و قالوا: هذه سُنَّةُ آدمَ في وَلَدِهِ [

«Когда Адам скончался, ангелы обмыли его тело водой нечетное число раз, похоронили его в нише, а потом сказали: “Это обычай, который Адам оставил своим детям”»[4].

Из достоверных преданий известно, что ангелы обмыли тело одного из мусульман, павшего на войне. Его звали Ханзала бин Абу ‘Амир. Он пал смертью мученика в сражении при Ухуде, и Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал своим сподвижникам:

[ إِنَّ صَاحِبَكُمْ تَغْسِلُهُ الْمَلاَئِكَةُ ]

«Тело вашего товарища обмывают ангелы». Когда же сподвижники спросили об этом его жену, та сказал: «Он услышал боевой клич и вышел из дома, будучи в состоянии полового осквернения». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: [ لِذَلِكَ غَسَلَتْهُ الْمَلاَئِكَةُ ]

«Поэтому ангелы и обмыли его». Этот хадис передали аль-Хаким и аль-Бейхаки с хорошим иснадом. Ибн ‘Асакир же передал с достоверным иснадом рассказ о том, что ауситы гордились тем, что ангелы обмыли одного из них — Ханзалу бин ар-Рахиба[5].

Ангелы и потомки Адама

Ангелов и потомков Адама соединяют крепкие связи. Они заботятся о человеке во время его сотворения и оберегают его после появления на свет. Они приносят людям откровение от Аллаха, наблюдают за их деяниями и поступками, а когда наступает их срок, они извлекают их души из тел.

1. Участие ангелов в сотворении человека

В «Сахихе» Муслима приводится рассказ Абу Зарра о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] إِذَا مَرَّ بِالنُّطْفَةِ ثِنْتَانِ وَأَرْبَعُونَ لَيْلَةً ؛ بَعَثَ اللَّهُ إِلَيْهَا مَلَكًا فَصَوَّرَهَا وَخَلَقَ سَمْعَهَا وَبَصَرَهَا وَجِلْدَهَا وَلَحْمَهَا وَعِظَامَهَا ثُمَّ. قَالَ : يَا رَبِّ أَذَكَرٌ أَمْ أُنْثَى ؟ فَيَقْضِى رَبُّكَ مَا شَاءَ وَيَكْتُبُ الْمَلَكُ [

«На сорок второй день после возникновения капли Аллах отправляет к ней ангела. Он придает ей образ, наделяет ее слухом и зрением, создает кожу, мясо и кости, а потом говорит: “Господи, мальчик или девочка?” Тогда твой Господь решает, что Ему угодно, а ангел записывает»[6].

Передают со слов Ибн Мас‘уда: «Правдивый и достойный доверия Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] إِنَّ أَحَدَكُمْ يُجْمَعُ خَلْقُهُ فِى بَطْنِ أُمِّهِ أَرْبَعِينَ يَوْمًا ، ثُمَّ يَكُونُ عَلَقَةً مِثْلَ ذَلِكَ ، ثُمَّ يَكُونُ مُضْغَةً مِثْلَ ذَلِكَ ، ثُمَّ يَبْعَثُ اللَّهُ مَلَكًا ، فَيُؤْمَرُ بِأَرْبَعِ كَلِمَاتٍ وَيُقَالُ لَهُ : اكْتُبْ عَمَلَهُ وَرِزْقَهُ وَأَجَلَهُ وَشَقِىٌّ أَوْ سَعِيدٌ . ثُمَّ يُنْفَخُ فِيهِ الرُّوحُ [

“У каждого из вас все составляющие вашего творения собираются вместе в утробе матери к сороковому дню. Затем он столько же пребывает в виде сгустка крови и столько же — в виде разжеванного кусочка. Потом Аллах посылает к нему ангела с четырьмя указаниями. Ему велят записать его деяния, его удел, его срок и то, будет он несчастным или счастливым. Потом в него вдыхают душу”»[7].

В обоих «Сахихах» приводится рассказ Анаса о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] وَكَّلَ اللَّهُ بِالرَّحِمِ مَلَكًا فَيَقُولُ أَىْ رَبِّ نُطْفَةٌ ، أَىْ رَبِّ عَلَقَةٌ ، أَىْ رَبِّ مُضْغَةٌ . فَإِذَا أَرَادَ اللَّهُ أَنْ يَقْضِىَ خَلْقَهَا قَالَ أَىْ رَبِّ ذَكَرٌ أَمْ أُنْثَى أَشَقِىٌّ أَمْ سَعِيدٌ فَمَا الرِّزْقُ فَمَا الأَجَلُ فَيُكْتَبُ كَذَلِكَ فِى بَطْنِ أُمِّهِ [

«Аллах приставляет к утробе ангела, и тот говорит: “Господи, капля! Господи, сгусток крови! Господи, разжеванный кусочек!” Когда же Аллах желает завершить его сотворение, ангел говорит: “Господи, мальчик или девочка? Несчастный или счастливый? Каков его удел? Каков его срок?” Все это записывается еще в утробе матери»[8].

2. Ангелы оберегают потомков Адама

Всевышний Аллах сказал:

«Скрываете вы свои речи или произносите их вслух, прячетесь вы ночью или открыто передвигаетесь днем — все вы равны [перед Аллахом]. Есть у него (человека) ангелы, следующие впереди него и позади него и охраняющие его по повелению Аллаха» (Ар-Ра‘д, 10-11).

Ибн ‘Аббас, известный как комментатор Корана, сказал, что здесь имеются в виду ангелы, которым Аллах поручил охранять человека спереди и сзади, но когда должно случиться то, что предопределено Аллахом, они оставляют его.

Муджахид сказал: «У каждого раба есть ангел, которому поручено оберегать его от людей, джиннов и насекомых во сне и наяву. Когда кто-либо из них приближается к нему, ангел говорит: “Берегись!” — за исключением тех случаев, когда Аллах позволяет беде поразить его».

Один мужчина сказал ‘Али бин Абу Талибу: «Несколько человек из племён мурад хотят убить тебя». Он ответил: «При каждом человеке есть два ангела, оберегающие его от всего, что не предначертано, но если чему-то суждено случиться, то они оставляют его. Поистине, отведенный срок — это надежный щит»[9].

Ангелы, о которых шла речь в суре «Ар-Ра‘д», упоминаются и в другом аяте:

«Он — Одолевающий и находится над Своими рабами. Он посылает к вам хранителей. Когда же к кому-нибудь из вас приходит смерть, Наши посланцы умерщвляют его, и они не делают упущений» (Аль-Ан‘ам, 61). Хранители, которых отправляет Аллах, оберегают раба до тех пор, пока не истекает его жизненный срок.

3. Ангелы, отправляемые к посланникам и пророкам

Аллах сообщил нам, что эта обязанность возложена на Джибрила:

«Скажи: “Кто является врагом Джибрилу?” Он низвел его (Коран) на твое сердце с соизволения Аллаха в подтверждение правдивости того, что было прежде» (Аль-Бакара, 97);

«Верный Дух сошел с ним на твое сердце, чтобы ты стал одним из тех, кто предостерегает» (Аш-Шу‘ара, 193-194).

В некоторых случаях откровения от Аллаха приносили другие ангелы. Муслим передал со слов Ибн ‘Аббаса: «Однажды, когда Джибрил находился рядом с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он услышал скрип над головой, поднял голову и сказал:

] هَذَا بَابٌ مِنَ السَّمَاءِ فُتِحَ الْيَوْمَ لَمْ يُفْتَحْ قَطُّ إِلاَّ الْيَوْمَ ، فَنَزَلَ مِنْهُ مَلَكٌ فَقَالَ : هَذَا مَلَكٌ نَزَلَ إِلَى الأَرْضِ لَمْ يَنْزِلْ قَطُّ إِلاَّ الْيَوْمَ فَسَلَّمَ وَقَالَ : أَبْشِرْ بِنُورَيْنِ أُوتِيتَهُمَا لَمْ يُؤْتَهُمَا نَبِىٌّ قَبْلَكَ : فَاتِحَةُ الْكِتَابِ ، وَخَوَاتِيمُ سُورَةِ الْبَقَرَةِ ، لَنْ تَقْرَأَ بِحَرْفٍ مِنْهُمَا إِلاَّ أُعْطِيتَهُ [

“Это открылись ворота на небе, которые еще никогда не открывались”. Через них спустился ангел, который явился к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: “Возрадуйся двум светочам, которые дарованы тебе и не были дарованы никому из пророков до тебя. Это сура ‘Аль-Фатиха’ и последние аяты суры ‘Аль-Бакара’. И все, что ты прочтешь в них, тебе непременно будет даровано”»[10].

В «Тарихе» Ибн ‘Асакира приводится рассказ Хузейфы о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] أتاني مَلَكٌ فَسَلَّمَ عَلَيَّ ، نَزَلَ مِنْ السَّمَاءِ لَمْ يَنْزِلْ قَبْلَها ، فَبَشَّرَنِي أَنَّ الْحَسَنَ وَالْحُسَيْنَ سَيِّدَا شَبَابِ أَهْلِ الْجَنَّةِ ، وَأَنَّ فَاطِمَةَ سَيِّدَةُ نِسَاءِ أَهْلِ الْجَنَّةِ [

«Ко мне явился ангел и пожелал мне мира. Он спустился с неба впервые и сообщил мне весть о том, что аль-Хасан и аль-Хусейн — самые уважаемые среди молодых обитателей Рая и что Фатима — самая уважаемая среди женщин в Раю»[11].

В «Муснаде» Ахмада и «Сунане» ан-Насаи приводится другой хадис Хузейфы о том, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] أَمَا رَأَيْتَ الْعَارِضَ الَّذِى عَرَضَ لِى قُبَيْلُ [. قَالَ : قُلْتُ : بَلَى. قَالَ : ] فَهُوَ مَلَكٌ مِنَ الْمَلاَئِكَةِ لَمْ يَهْبِطِ الأَرْضَ قَبْلَ هَذِهِ اللَّيْلَةِ ، فَاسْتَأْذَنَ رَبَّهُ أَنْ يُسَلِّمَ عَلَىَّ وَيُبَشِّرَنِى : أَنَّ الْحَسَنَ وَالْحُسَيْنَ سَيِّدَا شَبَابِ أَهْلِ الْجَنَّةِ ، وَأَنَّ فَاطِمَةَ سَيِّدَةُ نِسَاءِ أَهْلِ الْجَنَّةِ [

«Ты не заметил нечто необычное, что возникло передо мной?» Он ответил: «Да». Он сказал: «Это был один из ангелов, который не спускался на землю прежде этой ночи. Он попросил разрешения у Аллаха пожелать мне мира и сообщил мне весть о том, что аль-Хасан и аль-Хусейн будут самыми уважаемыми среди молодых обитателей Рая, а Фатима — самой уважаемой женщиной в Раю»[12].

Ангелы являются не только к посланникам и пророкам

Не ка­ж­дый, к ко­му яв­ля­ют­ся ан­ге­лы, счи­та­ет­ся Божь­им по­слан­ни­ком или про­ро­ком. Это не­вер­ное су­ж­де­ние. Из­вест­но, что Ал­лах от­пра­вил Джиб­ри­ла к Марь­ям, а так­же к ма­те­ри Ис­ма‘ила, ко­гда у нее за­кон­чи­лись пи­тье и еда. Спод­виж­ни­ки то­же ви­де­ли Джиб­ри­ла, ко­гда он явил­ся в об­ра­зе бе­дуи­на. Кро­ме то­го, Ал­лах от­пра­вил ан­ге­ла к муж­чи­не, ко­то­рый от­пра­вил­ся на­вес­тить сво­его бра­та по ве­ре, и тот об­ра­до­вал его ве­стью о том, что Ал­лах воз­лю­бил его за его лю­бовь к сво­ему бра­ту. По­доб­ных ис­то­рий мно­го, но на­шей це­лью бы­ло лишь по­ка­зать, что та­кое воз­мож­но.

Как Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, получал откровение?

В «Сахихе» аль-Бухари приводится рассказ ‘Аиши о том, что аль-Харис бин Хишам спросил Посланника, да благословит его Аллах и приветствует: «Посланник Аллаха, каким образом к тебе приходит откровение?» Он сказал:

] أَحْيَانًا يَأْتِينِى مِثْلَ صَلْصَلَةِ الْجَرَسِ - وَهُوَ أَشَدُّهُ عَلَىَّ - فَيُفْصَمُ عَنِّى وَقَدْ وَعَيْتُ عَنْهُ مَا قَالَ ، وَأَحْيَانًا يَتَمَثَّلُ لِىَ الْمَلَكُ رَجُلاً ، فَيُكَلِّمُنِى ، فَأَعِى مَا يَقُولُ [

«Ино­гда оно яв­ля­ет­ся ко мне по­доб­но ко­ло­коль­но­му зво­ну, и для ме­ня это яв­ля­ет­ся са­мой тя­же­лой фор­мой. Оно по­ки­да­ет ме­ня, ко­гда я уже за­пом­нил его. Ино­гда же ан­гел пред­ста­ет пре­до мной в об­ли­ке муж­чи­ны. Он раз­го­ва­ри­ва­ет со мной, и я за­по­ми­наю то, что он го­во­рит»[13].

Таким образом, самой тяжелой формой откровения была та, когда Джибрил приходил к Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, в ангельском состоянии. Во втором случае он перевоплощался в человека, и это было легче для Посланника, да благословит его Аллах и приветствует.

Известно, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, дважды видел Джибрила в том образе, в котором его сотворил Аллах.

В первый раз это произошло через три года после начала пророчества. В «Сахихе» аль-Бухари приводится рассказ Джабира бин ‘Абдуллаха о том, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] بَيْنَا أَنَا أَمْشِى ، إِذْ سَمِعْتُ صَوْتًا مِنَ السَّمَاءِ ، فَرَفَعْتُ بَصَرِى فَإِذَا الْمَلَكُ الَّذِى جَاءَنِى بِحِرَاءٍ جَالِسٌ عَلَى كُرْسِىٍّ بَيْنَ السَّمَاءِ وَالأَرْضِ ، فَرُعِبْتُ مِنْهُ ، فَرَجَعْتُ فَقُلْتُ: زَمِّلُونِى [

«Я шел пеш­ком и вдруг ус­лы­шал звук с не­ба. Взгля­нув на­верх, я уви­дел то­го са­мо­го ан­ге­ла, ко­то­рый явил­ся мне в Хи­ре. Он си­дел на пре­сто­ле ме­ж­ду не­бом и зем­лей. Ис­пу­гав­шись, я вер­нул­ся и ска­зал: “Ук­рой­те ме­ня”»[14].

Во второй раз это произошло во время восхождения на небеса. Об этих двух событиях говорится в словах Всевышнего:

«Научил его обладающий могучей силой  и прекрасным сложением. Он выпрямился  на наивысшем горизонте.  Потом он приблизился и спустился.  Он находился от него (т.е. Джибрил от Мухаммада или Мухаммад от Аллаха) на расстоянии двух луков или даже ближе.  Он внушил Его рабу откровение,  и сердце не солгало о том, что он увидел.  Неужели вы будете спорить с ним о том, что он увидел?  Он уже видел его другое нисхождение  у Лотоса крайнего предела,  возле которого находится Сад пристанища.  Тогда Лотос покрыло то, что покрыло (т.е. золотая саранча, или группы ангелов, или повеление Аллаха).  Его же взор не уклонился в сторону и не излишествовал» (Ан-Наджм, 5-17).

Миссия Джибрила не ограничивается передачей откровения

Джибрил отвечает не только за передачу откровения Всевышнего Аллаха. Каждый год в рамадане он приходил к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, по ночам, и они повторяли с ним Коран. Аль-Бухари передал в своем «Сахихе» следующие слова Ибн ‘Аббаса: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был самым великодушным человеком, но наибольшую щедрость он проявлял в рамадане, когда с ним встречался Джибрил. Он приходил к нему каждую ночь в рамадане, чтобы прочесть вместе с ним Коран, и тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был более щедр на все благое, чем насланный ветер»[15].

Джибрил руководил намазом Посланника, да благословит его Аллах и приветствует,

Известно, что Джибрил руководил намазом, который он совершал вместе с Посланником, да благословит его Аллах и приветствует,, чтобы научить его молиться так, как того пожелал Всевышний Аллах. В «Сахихе» аль-Бухари и «Сунане» ан-Насаи приводится рассказ Абу Мас‘уда о том, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] نَزَلَ جِبْرِيلُ فَأَمَّنِى ، فَصَلَّيْتُ مَعَهُ ، ثُمَّ صَلَّيْتُ مَعَهُ ، ثُمَّ صَلَّيْتُ مَعَهُ ، ثُمَّ صَلَّيْتُ مَعَهُ ، ثُمَّ صَلَّيْتُ مَعَهُ [ يَحْسُبُ بِأَصَابِعِهِ خَمْسَ صَلَوَاتٍ .

«Джибрил спустился ко мне и руководил намазом. Я помолился с ним раз, потом еще раз, потом еще раз, потом еще раз, потом еще раз». Он посчитал на пальцах до пяти[16].

В «Сунане» приводится хадис Ибн ‘Аббаса о том, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] أَمَّنِى جِبْرِيلُ عَلَيْهِ السَّلاَمُ عِنْدَ الْبَيْتِ مَرَّتَيْنِ ، فَصَلَّى بِىَ الظُّهْرَ حِينَ زَالَتِ الشَّمْسُ وَكَانَتْ قَدْرَ الشِّرَاكِ ، وَصَلَّى بِىَ الْعَصْرَ حِينَ كَانَ ظِلُّهُ مِثْلَهُ ، وَصَلَّى بِىَ - يَعْنِى الْمَغْرِبَ - حِينَ أَفْطَرَ الصَّائِمُ ، وَصَلَّى بِىَ الْعِشَاءَ حِينَ غَابَ الشَّفَقُ ، وَصَلَّى بِىَ الْفَجْرَ حِينَ حَرُمَ الطَّعَامُ وَالشَّرَابُ عَلَى الصَّائِمِ ، فَلَمَّا كَانَ الْغَدُ صَلَّى بِىَ الظُّهْرَ حِينَ كَانَ ظِلُّهُ مِثْلَهُ ، وَصَلَّى بِىَ الْعَصْرَ حِينَ كَانَ ظِلُّهُ مِثْلَيْهِ ، وَصَلَّى بِىَ الْمَغْرِبَ حِينَ أَفْطَرَ الصَّائِمُ ، وَصَلَّى بِىَ الْعِشَاءَ إِلَى ثُلُثِ اللَّيْلِ ، وَصَلَّى بِىَ الْفَجْرَ فَأَسْفَرَ ، ثُمَّ الْتَفَتَ إِلَىَّ فَقَالَ : يَا مُحَمَّدُ ، هَذَا وَقْتُ الأَنْبِيَاءِ مِنْ قَبْلِكَ ، وَالْوَقْتُ مَا بَيْنَ هَذَيْنِ الْوَقْتَيْنِ [

«Джибрил, мир ему, два дня руководил моим намазом возле Каабы. Он совершил со мной полуденный намаз сразу после того, как солнце прошло зенит, когда длина тени стала равна длине ремешка сандалии. Когда длина тени, отражаемой предметом, стала равна его высоте, он совершил со мной послеполуденный намаз. Закатный намаз он совершил со мной, когда разговляются постящиеся, а вечерний — когда исчезло красное зарево. Рассветный намаз он совершил со мной, когда постящимся запрещается есть и пить.

На следующий день он совершил со мной полуденный намаз, когда длина тени, отбрасываемой предметом, стала равна его высоте. Он совершил со мной послеполуденный намаз, когда длина тени, отбрасываемой предметом, стала в два раза длиннее его высоты. Закатный намаз он совершил со мной, когда разговляются постящиеся, а вечерний намаз — по истечении первой трети ночи. Когда же мы завершили рассветный намаз, уже рассвело. Потом он повернулся ко мне и сказал: “О Мухаммад, это сроки, которых придерживались пророки до тебя, и намаз разрешается совершать в промежутках между этими двумя сроками”»[17].

Джибрил читал заклинание Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует,

روى مسلم في صحيحه عَنْ أَبِى سَعِيدٍ أَنَّ جِبْرِيلَ أَتَى النَّبِىَّ صلى الله عليه وسلم فَقَـالَ : ] يَا مُحَمَّدُ اشْتَكَيْتَ ؟[ فَقَالَ : ] نَعَمْ [. قَالَ :] بِاسْمِ اللَّهِ أَرْقِيكَ ، مِنْ كُلِّ شَىْءٍ يُؤْذِيكَ ، مِنْ شَرِّ كُلِّ نَفْسٍ أَوْ عَيْنِ حَاسِدٍ ، اللَّهُ يَشْفِيكَ ، بِاسْمِ اللَّهِ أَرْقِيكَ [

Муслим в своем «Сахихе» передал со слов Абу Са‘ида, что Джибрил пришел к Пророку , да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «Мухаммад, ты болен?» Он ответил: «Да». Тогда он сказал: «Именем Аллаха заклинаю тебя от всего, что причиняет тебе страдания, от зла каждого, кто обладает душой, и дурного глаза завистника. Да исцелит тебя Аллах, именем Аллаха заклинаю тебя!»[18]


Другие деяния Джибрила , мир ему,

Известно, что Джибрил , мир ему, вместе с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, принимал участие в битве при Бадре и сражении у рва. Он сопровождал Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, во время ночного путешествия в Иерусалим (Эль-Кудс) и т.д.

Почему пророки Аллаха не были ангелами?

Аллах не отправлял к людям посланников из числа ангелов, потому что их природа отличается от природы человека. Потомкам Адама не легко вступать в связь с ангелами, и ранее мы уже отмечали, что Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, было нелегко, когда Джибрил являлся к нему в ангельском обличии. Увидев однажды Джибрила в его истинном обличии, он сильно испугался и, придя к жене, попросил укутать его.

Итак, поскольку природа ангелов отличается от природы людей, Аллах решил отправлять к ним посланников из них самих. Поэтому, если бы на Земле обитали ангелы, Аллах отправил бы к ним ангела:

«Скажи: “Если бы по земле спокойно ходили ангелы, то Мы отправили бы к ним посланником с неба ангела”» (Аль-Исра, 95).

Но если бы даже Аллах отправил к людям посланников из числа ангелов, то они все равно не приходили бы к ним в ангельском обличии. Они непременно перевоплощались бы в людей и носили такую же одежду, как они, чтобы те могли обучаться у них:

«Они сказали: “Почему к нему не спускается ангел?” Если бы Мы ниспослали ангела, то решение уже было бы вынесено, после чего они не получили бы отсрочки.  Если бы даже Мы ниспослали ангела, Мы все равно сделали бы его мужчиной и привели бы их в замешательство относительно того, в чем они сомневаются» (Аль-Ан‘ам, 8-9).

Всевышний сообщил, что неверующие хотели увидеть ангелов и требовали отправить к ним посланника из числа небожителей. Они просили об этом не для того, чтобы встать на прямой путь, а лишь проявляли упорство, и, если бы их требования были удовлетворены, они все равно не уверовали бы:

«Даже если бы Мы ниспослали им ангелов, и мертвые заговорили бы с ними, и Мы собрали бы перед ними все сущее, они ни за что не уверовали бы, если бы только этого не пожелал Аллах. Однако большинство их не ведает [об этом]» (Аль-Ан‘ам, 111).

4. Ангелы пробуждают в рабах Аллаха желание творить добро

Аллах приставил к каждому человеку одного ангела и одного джинна, и те неразлучно следуют за ним. В «Сахихе» Муслима приводится рассказ Ибн Мас‘уда о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] مَا مِنْكُمْ مِنْ أَحَدٍ إِلاَّ وَقَدْ وُكِّلَ بِهِ قَرِينُهُ مِنَ الْجِنِّ وَقَرِينُهُ مِنَ الْمَلاَئِكَةِ [. قَالُوا : وَإِيَّاكَ يَا رَسُولَ اللَّهِ ؟ قَالَ : ] وَإِيَّاىَ ، إِلاَّ أَنَّ اللَّهَ أَعَانَنِى عَلَيْهِ فَأَسْلَمَ ، فَلاَ يَأْمُرُنِى إِلاَّ بِخَيْرٍ [

«К каждому из вас приставлен спутник из числа джиннов и спутник из числа ангелов». Люди спросили: «Даже к тебе, Посланник Аллаха?» Он ответил: «Даже ко мне, но Аллах помог мне одолеть его, и тот покорился, и теперь он побуждает меня только к добру»[19].

Очевидно, здесь речь идет не о тех ангелах, которым приказано записывать деяния людей. Вероятно, этот ангел и этот джинн попеременно воздействуют на человека: один из них велит ему творить зло и побуждает к этому, а другой велит творить добро и вдохновляет на благодеяния. Передают со слов Ибн Мас‘уда, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] إِنَّ لِلشَّيْطَانِ لَمَّةً بِابْنِ آدَمَ وَلِلْمَلَكِ لَمَّةً ، فَأَمَّا لَمَّةُ الشَّيْطَانِ فَإِيعَادٌ بِالشَّرِّ وَتَكْذِيبٌ بِالْحَقِّ ، وَأَمَّا لَمَّةُ الْمَلَكِ فَإِيعَادٌ بِالْخَيْرِ وَتَصْدِيقٌ بِالْحَقِّ ، فَمَنْ وَجَدَ ذَلِكَ فَلْيَعْلَمْ أَنَّهُ مِنَ اللَّهِ فَلْيَحْمَدِ اللَّهَ ، وَمَنْ وَجَدَ الأُخْرَى فَلْيَتَعَوَّذْ بِاللَّهِ مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ . ثُمَّ قَرَأَ : (الشَّيْطَانُ يَعِدُكُمُ الْفَقْرَ وَيَأْمُرُكُمْ بِالْفَحْشَاءِ) [

«Поистине, шайтан внушает потомку Адама одно, а ангел — другое. Шайтан внушает ему зло и неверие в истину, а ангел — добро и веру в истину. Если кто-либо почувствует такое, пусть знает, что это — от Аллаха, и пусть воздаст хвалу Ему. Если же кто-либо почувствует иное, пусть попросит Аллаха уберечь его от проклятого шайтана». Потом он прочел:

«Шайтан угрожает вам бедностью и велит творить мерзость. Аллах же обещает вам прощение от Него и милость. Аллах — Объемлющий, Знающий» (Аль-Бакара, 268).

После цитирования данного хадиса Ибн Касир сказал: «В таком виде его передали ат-Тирмизи и ан-Насаи в своих “Сунанах”, в разделах, посвященных толкованию Корана. В обоих случаях его рассказчиком был Ханнад бин ас-Сари. Ибн Хиббан передал его в своем “Сахихе” через Абу Йа‘лу аль-Мусали, который слышал его от того же Ханнада. Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим, но малоизвестным. Другим передатчиком хадиса был Абу аль-Ахвас, т.е. Саллам бин Сулейм».

Прочтя следующий хадис, ты поймешь, как два неотлучных спутника — ангел и джинн — пытаются опередить друг друга, чтобы вдохновить человека на добрый или дурной поступок. Хафиз Абу Муса передал через Абу аз-Зубейра рассказ Джабира о том, что Посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда человек ложится в постель, к нему спешат и ангел, и шайтан. Ангел говорит: “Заверши [свой день] добрым поступком”. Шайтан же говорит: “Заверши [свой день] злодеянием”. Если он поминает Всевышнего Аллаха, пока сон не одолеет его, то ангел прогоняет шайтана и проводит ночь, оберегая его. Когда он просыпается, ангел и шайтан снова спешат к нему. Ангел говорит: “Начни [свой день] добрым поступком”. Шайтан же говорит: “Начни [свой день] злодеянием”. Если он говорит: “Хвала Аллаху, Который вернул меня к жизни после того, как упокоил, и не умертвил меня во сне! Хвала Аллаху, Который оставляет у Себя души тех, кому суждено умереть, и отпускает остальные души до названного срока! Хвала Аллаху, Который удерживает небеса и землю, чтобы они не сдвинулись, ибо, если они сдвинутся, никто другой не удержит их! Хвала Аллаху, Который удерживает небо, чтобы оно не упало на Землю без Его дозволения”, — то ангел прогоняет шайтана и остается оберегать его»[20].

Эти хадисы побуждают нас чаще совершать добрые дела, которые очищают наши души и сближают нас с ангелами, ибо, поистине, близость с ангелами приносит нам большую пользу. Мы уже приводили хадис Ибн ‘Аббаса о том, как Джибрил приходил к Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, в рамадане, чтобы повторять с ним Коран, и что в это время Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, становился более щедрым на все благое, чем насланный ветер[21].

bismi

#2 Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 30 июня 2010 - 15:08

5. Ангелы записывают праведные и дурные деяния потомков Адама

Есть ангелы, которым поручено записывать все добрые и злые деяния потомков Адама. О них говорится в словах Всевышнего Аллаха:

«Воистину, над вами есть хранители — благородные писцы, которые знают о том, что вы совершаете» (Аль-Инфитар, 10-12).

С этой целью Аллах приставил к каждому человеку двух ангелов, которые неотлучно следуют за ним и подсчитывают его слова и поступки:

«Мы сотворили человека и знаем, что нашептывает ему душа. Мы ближе к нему, чем яремная вена.  Справа и слева от него сидят [двое ангелов].  Какое бы слово он ни произнес, при нем всегда готовый наблюдатель» (Каф, 16-18). Эти ангелы всегда наготове, и они не пропускают ни единого вымолвленного слова.

Из очевидного смысла текстов следует, что приставленные к человеку ангелы записывают абсолютно все его слова и поступки, ничего не упуская из виду: «Какое бы слово он ни произнес, при нем всегда готовый наблюдатель» (Каф, 18).

Поэтому человек обнаружит в своей книге все, что он совершил, и в день воскресения, когда неверующие увидят свои дела записанными, они завопят:

«Горе нам! Что это за книга! В ней не упущен ни малый, ни великий грех — все подсчитано». Они обнаружат перед собой все, что совершили, и твой Господь ни с кем не поступит несправедливо» (Аль-Кахф, 49).

В «Сахихе» аль-Бухари приводится следующий рассказ Абу Хурейры о том, что Посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] إِنَّ الْعَبْدَ لَيَتَكَلَّمُ بِالْكَلِمَةِ مِنْ رِضْوَانِ اللَّهِ ، لاَ يُلْقِى لَهَا بَالاً ، يَرْفَعُ اللَّهُ بِهَا دَرَجَاتٍ ، وَإِنَّ الْعَبْدَ لَيَتَكَلَّمُ بِالْكَلِمَةِ مِنْ سَخَطِ اللَّهِ ، لاَ يُلْقِى لَهَا بَالاً يَهْوِى بِهَا فِى جَهَنَّمَ [

«Поистине, раб может произнести слово, угодное Аллаху, не придав ему никакого значения, а оно возвысит его на [многие] ступени, и, поистине, раб может произнести слово, которое вызовет гнев Аллаха, не придав ему никакого значения, а оно ввергнет его в Геенну»[22].

Ибн Касир в своем толковании писал:

Передают, что аль-Хасан аль-Басри прочел аят «Справа и слева от него сидят [двое ангелов]» (Каф, 17), а потом сказал: «Потомок Адама, перед тобой развернут свиток, и к тебе приставлены два благородных ангела: один справа от тебя, а второй — слева. Тот, что справа от тебя, записывает твои благодеяния, а тот, что слева от тебя, — злодеяния. Делай, что тебе угодно, много или мало. Когда же ты умрешь, твой свиток свернут, и он останется на твоей шее в могиле, пока ты не выйдешь из нее в день воскресения. Об этом сказал Всевышний Аллах:

“Каждому человеку Мы повесили на шею его деяния (т.е. сделали их неразлучными с ним). А в день воскресения Мы представим ему книгу, которую он увидит развернутой.  Читай свою книгу! Сегодня достаточно того, что ты сам сосчитаешь [свои деяния] против самого себя” (Аль-Исра, 13-14). Клянусь Аллахом, справедливо поступает Тот, Кто позволяет тебе самому сосчитать свои грехи.

Ибн Касир передал, что Ибн ‘Аббас, комментируя аят

«Какое бы слово он ни произнес, при нем всегда готовый наблюдатель» (Каф, 18), сказал: «Записываются все добрые и дурные слова, которые он произносит, и даже такие слова, как “я поел”, “я попил”, “я пошел”, “я пришел”, “я увидел”. В каждый четверг его слова и поступки представляются [Аллаху], и остаются только добрые и злые поступки, а все остальное отбрасывается. Об этом сказал Всевышний:

“Аллах стирает и утверждает то, что пожелает, и у Него — Мать Писания” (Ар-Ра‘д, 39)».

Ибн Касир сообщил, что имам Ахмад во время болезни громко стонал, и ему сообщили слова Тавуса: «Ангел записывает все, даже стоны». Тогда он прекратил стонать и до самой смерти не издал ни единого стона — да смилостивится над ним Аллах!

Ангел справа записывает добрые дела, а ангел слева — злодеяния

Ат-Табарани в своде «Аль-му‘джам аль-кабир» передал с хорошим иснадом рассказ Абу Умамы о том, что Посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

]إِنَّ صَاحِبَ الشِّمَالِ لِيَرْفَعُ الْقَلَمَ سِتَّ سَاعَاتٍ عَنِ الْعَبْدِ الْمُسْلِمِ الْمُخْطِئِ أَوِ الْمُسِيءِ، فَإِنْ نَدِمَ وَاسْتَغْفَرَ اللَّهَ مِنْهَا أَلْقَاهَا، وَإِلا كُتِبَتْ وَاحِدَةً[

«Если раб-мусульманин совершает грех, то ангел, находящийся слева, не опускает трости[23] в течение шести часов. Если он раскается и попросит у Аллаха прощения, то он отбрасывает его; если же нет, то [его поступок] записывается как один грех»[24].

Записывают ли ангелы то, что происходит в душе?

В комментарии к трактату имама ат-Тахави, посвященному вероучению, сообщается, что ангелы записывают то, что происходит в сердце[25]. При этом автор ссылается на слова Всевышнего Аллаха о том, что ангелы «знают о том, что вы совершаете» (Аль-Инфитар, 12). Здесь речь идет обо всех деяниях, совершаемых телом и душой.

Другим аргументом в пользу данного суждения является хадис Абу Хурейры, переданный Муслимом. В нем сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] قَالَ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ : إِذَا هَمَّ عَبْدِى بِسَيِّئَةٍ فَلاَ تَكْتُبُوهَا عَلَيْهِ ، فَإِنْ عَمِلَهَا فَاكْتُبُوهَا سَيِّئَةً ، وَإِذَا هَمَّ بِحَسَنَةٍ فَلَمْ يَعْمَلْهَا فَاكْتُبُوهَا حَسَنَةً ، فَإِنْ عَمِلَهَا فَاكْتُبُوهَا عَشْرًا [

«Могучий и Великий Аллах сказал: “Если Мой раб вознамерился совершить дурной поступок, то не записывайте его, но если он совершил его, то запишите ему один дурной поступок. Если же он вознамерился совершить добрый поступок, но не совершил его, то запишите ему одно благодеяние, но если он совершил его, то запишите ему за это десять благодеяний”»[26].

В другом хадисе, переданном аль-Бухари и Муслимом со слов Абу Хурейры, сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] قَالَتِ الْمَلاَئِكَةُ : رَبِّ ذَاكَ عَبْدُكَ يُرِيدُ أَنْ يَعْمَلَ سَيِّئَةً - وَهُوَ أَبْصَرُ بِهِ - فَقَالَ : ارْقُبُوهُ فَإِنْ عَمِلَهَا فَاكْتُبُوهَا لَهُ بِمِثْلِهَا ، وَإِنْ تَرَكَهَا فَاكْتُبُوهَا لَهُ حَسَنَةً - إِنَّمَا تَرَكَهَا مِنْ جَرَّاىَ [

«Ангелы говорят: “Господи, тот раб хочет совершить дурной поступок”. Он лучше них видит его, но говорит: “Следите за ним, и если он сделает это, то запишите ему одно злодеяние. Если же он откажется от него, то запишите ему одно благодеяние, ведь он отказался от него ради Меня”»[27].

Кое-кто может спросить: не противоречит ли утверждение о том, что ангелы знают о намерениях и желаниях человека, словам Всевышнего:

«Он знает о предательском взгляде и том, что скрывают груди» (Гафир, 19)?

На это можно возразить следующим образом: знание об этом не является исключительным атрибутом Всевышнего Аллаха. Оно сокрыто от людей, и никто из них не может знать, о чем помышляет его брат. Однако это не значит, что человеческие помыслы не известны ангелам.

Можно сказать, что ангелы узнают лишь о части того, что таится в сердцах, а именно — о намерениях и желаниях. Что же касается убеждений человека и прочих тайн его души, то у нас нет доказательств того, что ангелы ведают об этом.

Ангелы призывают рабов Аллаха творить добро

В обоих «Сахихах» приводится хадис Абу Хурейры о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] مَا مِنْ يَوْمٍ يُصْبِحُ الْعِبَادُ فِيهِ إِلاَّ مَلَكَانِ يَنْزِلاَنِ ، فَيَقُولُ أَحَدُهُمَا: اللَّهُمَّ أَعْطِ مُنْفِقًا خَلَفًا، وَيَقُولُ الآخَرُ اللَّهُمَّ أَعْطِ مُمْسِكًا تَلَفًا [

«Каждый день, в который просыпаются рабы, с небес нисходят два ангела. Один из них говорит: “Господи, возмести тому, кто раздает пожертвования”. А второй говорит: “Господи, погуби того, кто скупится”»[28].

6. Ангелы испытывают потомков Адама

Иногда Аллах отправляет ангелов, чтобы те испытали потомков Адама. Аль-Бухари и Муслим передали со слов Абу Хурейры, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] إِنَّ ثَلاَثَةً فِى بَنِى إِسْرَائِيلَ أَبْرَصَ وَأَقْرَعَ وَأَعْمَى بَدَا لِلَّهِ أَنْ يَبْتَلِيَهُمْ ، فَبَعَثَ إِلَيْهِمْ مَلَكًا، فَأَتَى الأَبْرَصَ. فَقَالَ أَىُّ شَىْءٍ أَحَبُّ إِلَيْكَ قَالَ لَوْنٌ حَسَنٌ وَجِلْدٌ حَسَنٌ ، قَدْ قَذِرَنِى النَّاسُ. قَالَ فَمَسَحَهُ، فَذَهَبَ عَنْهُ، فَأُعْطِىَ لَوْنًا حَسَنًا وَجِلْدًا حَسَنًا. فَقَالَ أَىُّ الْمَالِ أَحَبُّ إِلَيْكَ قَالَ الإِبِلُ - أَوْ قَالَ الْبَقَرُ هُوَ شَكَّ فِى ذَلِكَ ، إِنَّ الأَبْرَصَ وَالأَقْرَعَ ، قَالَ أَحَدُهُمَا الإِبِلُ ، وَقَالَ الآخَرُ الْبَقَرُ - فَأُعْطِىَ نَاقَةً عُشَرَاءَ . فَقَالَ يُبَارَكُ لَكَ فِيهَا . وَأَتَى الأَقْرَعَ فَقَالَ أَىُّ شَىْءٍ أَحَبُّ إِلَيْكَ قَالَ شَعَرٌ حَسَنٌ ، وَيَذْهَبُ عَنِّى هَذَا ، قَدْ قَذِرَنِى النَّاسُ . قَالَ فَمَسَحَهُ فَذَهَبَ ، وَأُعْطِىَ شَعَرًا حَسَنًا . قَالَ فَأَىُّ الْمَالِ أَحَبُّ إِلَيْكَ قَالَ الْبَقَرُ . قَالَ فَأَعْطَاهُ بَقَرَةً حَامِلاً ، وَقَالَ يُبَارَكُ لَكَ فِيهَا . وَأَتَى الأَعْمَى فَقَالَ أَىُّ شَىْءٍ أَحَبُّ إِلَيْكَ قَالَ يَرُدُّ اللَّهُ إِلَىَّ بَصَرِى ، فَأُبْصِرُ بِهِ النَّاسَ . قَالَ فَمَسَحَهُ ، فَرَدَّ اللَّهُ إِلَيْهِ بَصَرَهُ . قَالَ فَأَىُّ الْمَالِ أَحَبُّ إِلَيْكَ قَالَ الْغَنَمُ . فَأَعْطَاهُ شَاةً وَالِدًا ، فَأُنْتِجَ هَذَانِ ، وَوَلَّدَ هَذَا ، فَكَانَ لِهَذَا وَادٍ مِنْ إِبِلٍ ، وَلِهَذَا وَادٍ مِنْ بَقَرٍ ، وَلِهَذَا وَادٍ مِنَ الْغَنَمِ . ثُمَّ إِنَّهُ أَتَى الأَبْرَصَ فِى صُورَتِهِ وَهَيْئَتِهِ فَقَالَ رَجُلٌ مِسْكِينٌ ، تَقَطَّعَتْ بِىَ الْحِبَالُ فِى سَفَرِى ، فَلاَ بَلاَغَ الْيَوْمَ إِلاَّ بِاللَّهِ ثُمَّ بِكَ ، أَسْأَلُكَ بِالَّذِى أَعْطَاكَ اللَّوْنَ الْحَسَنَ وَالْجِلْدَ الْحَسَنَ وَالْمَالَ بَعِيرًا أَتَبَلَّغُ عَلَيْهِ فِى سَفَرِى . فَقَالَ لَهُ إِنَّ الْحُقُوقَ كَثِيرَةٌ . فَقَالَ لَهُ كَأَنِّى أَعْرِفُكَ ، أَلَمْ تَكُنْ أَبْرَصَ يَقْذَرُكَ النَّاسُ فَقِيرًا فَأَعْطَاكَ اللَّهُ فَقَالَ لَقَدْ وَرِثْتُ لِكَابِرٍ عَنْ كَابِرٍ. فَقَالَ إِنْ كُنْتَ كَاذِبًا فَصَيَّرَكَ اللَّهُ إِلَى مَا كُنْتَ ، وَأَتَى الأَقْرَعَ فِى صُورَتِهِ وَهَيْئَتِهِ ، فَقَالَ لَهُ مِثْلَ مَا قَالَ لِهَذَا ، فَرَدَّ عَلَيْهِ مِثْلَ مَا رَدَّ عَلَيْهِ هَذَا فَقَالَ إِنْ كُنْتَ كَاذِبًا فَصَيَّرَكَ اللَّهُ إِلَى مَا كُنْتَ. وَأَتَى الأَعْمَى فِى صُورَتِهِ فَقَالَ رَجُلٌ مِسْكِينٌ وَابْنُ سَبِيلٍ وَتَقَطَّعَتْ بِىَ الْحِبَالُ فِى سَفَرِى، فَلاَ بَلاَغَ الْيَوْمَ إِلاَّ بِاللَّهِ ، ثُمَّ بِكَ أَسْأَلُكَ بِالَّذِى رَدَّ عَلَيْكَ بَصَرَكَ شَاةً أَتَبَلَّغُ بِهَا فِى سَفَرِى. فَقَالَ قَدْ كُنْتُ أَعْمَى فَرَدَّ اللَّهُ بَصَرِى، وَفَقِيرًا فَقَدْ أَغْنَانِى، فَخُذْ مَا شِئْتَ ، فَوَاللَّهِ لاَ أَجْهَدُكَ الْيَوْمَ بِشَىْءٍ أَخَذْتَهُ لِلَّهِ. فَقَالَ أَمْسِكْ مَالَكَ ، فَإِنَّمَا ابْتُلِيتُمْ ، فَقَدْ رَضِىَ اللَّهُ عَنْكَ وَسَخِطَ عَلَى صَاحِبَيْكَ [

«Не­ко­гда жи­ли трое сы­нов Ис­раи­ла: про­ка­жен­ный, пле­ши­вый и сле­пой. По­же­лав под­верг­нуть их ис­пы­та­нию, Ал­лах по­слал к ним ан­ге­ла. При­дя к про­ка­жен­но­му, ан­гел спро­сил его: “Че­го бы те­бе хо­те­лось боль­ше все­го?” Про­ка­жен­ный от­ве­тил: “Чис­той, при­ят­но­го цве­та ко­жи и из­бав­ле­ния от то­го, что вы­зы­ва­ет от­вра­ще­ние лю­дей”. Ан­гел при­кос­нул­ся к его те­лу, и его ко­жа очи­сти­лась, став чис­той и при­ят­но­го цве­та. По­сле это­го ан­гел спро­сил его: “А ка­кое иму­ще­ст­во нра­вит­ся те­бе боль­ше все­го?” Он от­ве­тил: “Верб­лю­ды или ко­ро­вы”. (Пе­ре­дат­чик по име­ни Ис­хак не был уве­рен в том, что имен­но бы­ло упо­мя­ну­то в ха­ди­се.) И бы­ла да­ро­ва­на ему же­ре­бая верб­лю­ди­ца, и ан­гел ска­зал: “Да бу­дет те­бе в ней бла­го­сло­ве­ние Ал­ла­ха”.

Потом он пришел к плешивому и спросил: “Чего бы тебе хотелось больше всего?” Тот ответил: “Красивых волос и избавления от того, что вызывает отвращение людей”. Ангел прикоснулся к его голове, и исчезла его болезнь, и были дарованы ему прекрасные волосы. Затем он спросил его: “А какое имущество нравится тебе больше всего?” Он ответил: “Коровы”. И была дарована ему стельная корова, и ангел сказал: “Да будет тебе в ней благословение Аллаха”.

Потом он пришел к слепому и спросил: “А тебе чего хочется больше всего?” Тот ответил: “Чтобы Аллах вернул мне зрение, и чтобы я мог видеть людей”. Ангел прикоснулся к нему, и Аллах вернул ему зрение. Затем ангел спросил его: “А какое имущество нравится тебе больше всего?” Он ответил: “Овцы”. И была дарована ему покрытая овца. Затем животные расплодились, и у одного появилось стадо верблюдов, у другого — стадо коров, а у третьего — отара овец.

Затем ангел в образе прокаженного явился к первому из них и сказал: “Я — бедный путник, в пути у меня кончились припасы, и не на кого мне сегодня уповать, кроме Аллаха, а затем тебя. Именем Того, Кто даровал тебе приятную внешность и чистую кожу, а также это имущество, умоляю тебя дать мне одного верблюда, чтобы я смог продолжить путь”. Он ответил: “Обязательств много”. Тогда ангел сказал ему: “Кажется, я узнал тебя! Разве не ты был прокаженным и презираемым всеми бедняком, а затем Аллах одарил тебя?” Он ответил: “Нет, я унаследовал это от предков”. Ангел сказал: “Да вернет тебя Аллах в прежнее состояние, если ты лжешь!”

Затем он явился ко второму в образе плешивого и сказал ему то же, что сказал первому, но тот ответил так же. Тогда ангел сказал: “Да вернет тебя Аллах в прежнее состояние, если ты лжешь!”

За­тем ан­гел явил­ся к треть­ему в об­ра­зе сле­по­го и ска­зал: “Я — бед­ный пут­ник, в пу­ти у ме­ня кон­чи­лись при­па­сы, и не на ко­го мне се­го­дня упо­вать, кро­ме Ал­ла­ха, а за­тем те­бя. Име­нем То­го, Кто вер­нул те­бе зре­ние, про­шу те­бя дать мне в до­ро­гу од­ну ов­цу, что­бы я смог про­дол­жить путь”. Он от­ве­тил: “Я был сле­пым, но Ал­лах вер­нул мне зре­ние. По­это­му бе­ри се­бе, что хо­чешь, и ос­тавь, что хо­чешь. Кля­нусь Ал­ла­хом, се­го­дня я не по­ме­шаю те­бе взять то, что ты возь­мешь име­нем Ал­ла­ха”. То­гда ан­гел ска­зал: “Ос­тавь се­бе свое бо­гат­ст­во, ибо это бы­ло лишь ис­пы­та­ни­ем для вас. Ал­лах ос­тал­ся до­во­лен то­бой и раз­гне­вал­ся на тво­их двух то­ва­ри­щей”»[29].




7. Ангелы извлекают души рабов из тел, когда истекает их срок

Некоторым ангелам поручено извлекать души рабов из тел, когда истекает отведенный им срок. Всевышний Аллах сказал:

«Скажи: “Ангел смерти, которому вы поручены, умертвит вас, а затем вы будете возвращены к своему Господу”» (Ас-Саджда, 11).

Души людей забирает не один ангел:

«Он — Одолевающий и находится над Своими рабами. Он посылает к вам хранителей. Когда же к кому-нибудь из вас приходит смерть, Наши посланцы умерщвляют его, и они не делают упущений.  Потом их возвращают к Аллаху, их Истинному Покровителю. Он один принимает решение, и Он — Самый быстрый в расчете» (Аль-Ан‘ам, 61-62).

Ангелы вырывают души неверующих и грешников грубо и жестко, не проявляя к ним жалости и не делая им снисхождения:

«Если бы ты видел несправедливых, когда они оказываются в предсмертной агонии, и ангелы простирают к ним свои руки: “Отдайте свои души! Сегодня вам воздадут унизительными мучениями”»

(Аль-Ан‘ам, 93);

«Если бы ты видел, как ангелы умерщвляют неверующих. Они бьют их по лицу и по спинам: “Вкусите мучения от обжигающего Огня!”»

(Аль-Анфал, 50);

«Но что же будет, когда ангелы станут умерщвлять их, ударяя по их лицам и спинам?» (Мухаммад, 27).

Что же касается верующих, то их души ангелы извлекают нежно и ласково.

Извлекая души верующих, ангелы сообщают им благую весть

Когда для верующего раба наступает смертный час, ангелы спускаются к нему, чтобы сообщить ему благую весть и поддержать его:

«Воистину, к тем, которые сказали: “Наш Господь — Аллах”, — а потом были стойки, нисходят ангелы: “Не бойтесь и не печальтесь, а возрадуйтесь Раю, который был обещан вам.  Мы — ваши помощники в мирской жизни и Последней жизни. Вам там уготовано все, чего пожелают ваши души! Вам там уготовано все, о чем вы попросите!”» (Фуссилат, 30-31).

Когда же умирают неверующие, ангелы сообщают им о том, что их ожидают Ад и гнев Всемогущего Аллаха. Они говорят:

«Отдайте свои души! Сегодня вам воздадут унизительными мучениями» (Аль-Ан‘ам, 93).

Муса выбивает глаз у Ангела смерти

В «Сахихе» Муслима приводится рассказ Абу Хурейры о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] جَاءَ مَلَكُ الْمَوْتِ إِلَى مُوسَى عَلَيْهِ السَّلاَمُ فَقَالَ لَهُ : أَجِبْ رَبَّكَ - قَالَ : - فَلَطَمَ مُوسَى عَلَيْهِ السَّلاَمُ عَيْنَ مَلَكِ الْمَوْتِ فَفَقَأَهَا - قَالَ - فَرَجَعَ الْمَلَكُ إِلَى اللَّهِ تَعَالَى فَقَالَ : إِنَّكَ أَرْسَلْتَنِى إِلَى عَبْدٍ لَكَ لاَ يُرِيدُ الْمَوْتَ ، وَقَدْ فَقَأَ عَيْنِى - قَالَ - فَرَدَّ اللَّهُ إِلَيْهِ عَيْنَهُ وَقَالَ : ارْجِعْ إِلَى عَبْدِى فَقُلِ : الْحَيَاةَ تُرِيدُ ؟ فَإِنْ كُنْتَ تُرِيدُ الْحَيَاةَ فَضَعْ يَدَكَ عَلَى مَتْنِ ثَوْرٍ ، فَمَا تَوَارَتْ يَدُكَ مِنْ شَعْرَةٍ فَإِنَّكَ تَعِيشُ بِهَا سَنَةً ، قَالَ : ثُمَّ مَهْ ؟ قَالَ : ثُمَّ تَمُوتُ. قَالَ : فَالآنَ مِنْ قَرِيبٍ [

«Ан­гел смер­ти при­шел к Му­се, мир ему, и ска­зал ему: “От­веть твое­му Гос­по­ду!” Но Му­са уда­рил его по гла­зу и вы­бил его. То­гда ан­гел вер­нул­ся к Все­выш­не­му Ал­ла­ху и ска­зал: “Ты от­пра­вил ме­ня к ра­бу Твое­му, ко­то­рый не хо­чет уми­рать, и он вы­бил мне глаз”. Ал­лах вер­нул ему глаз и ска­зал: “Вер­нись к Мо­ему ра­бу и ска­жи: ‘Ты хо­чешь жить? Ес­ли ты хо­чешь жить, то по­ло­жи ру­ку на спи­ну бы­ка, и ты про­жи­вешь столь­ко лет, сколь­ко во­лос­ков на­кро­ет твоя ру­ка’”. Му­са спро­сил: “А что по­том?” Он ска­зал: “А по­том ты ум­решь”. Он ска­зал: “То­гда сей­час”»[30]. В ха­ди­се так­же го­во­рит­ся: «Ан­гел смер­ти при­хо­дил к лю­дям так, что они мог­ли ви­деть его, и ко­гда он при­шел к Му­се, тот вы­бил ему глаз»[31].

Как сообщил Ибн Хаджар, некоторые еретики отрицают данный хадис. Опровергая их точку зрения, он сказал: «Муса выбил глаз Ангелу смерти, потому что увидел его в образе человека, пробравшегося в его дом без разрешения. Он не знал, что это Ангел смерти. Законотворец разрешил выколоть глаз тому, кто подсматривает за мусульманином в его доме без разрешения. Когда ангелы пришли к Ибрахиму и Луту в человеческом обличье, те тоже не сразу узнали их, ведь если бы Ибрахим узнал их, то он не стал бы предлагать им поесть, а если бы Лут узнал их, то он не стал бы опасаться за них»[32].

Непринятие достоверных хадисов, повествующих о незримом мире, несовместимо с верой, даже если оно опирается на логические доводы. Вера в сокровенное — первое качество богобоязненных рабов, о чем ясно говорится в начале суры «Аль-Бакара». И если достоверность высказывания Аллаха и Его Посланника доказана, то нам не остается ничего, кроме как поверить ему:

«А те, кто обладает основательными знаниями, говорят: “Мы уверовали в него. Все это — от нашего Господа”. Но поминают назидание только обладающие разумом» (Аль ‘Имран, 7).

8. Связь ангелов с человеком в могиле, на месте сбора и в Последней обители

Говоря о вере в Последний день, мы еще коснемся — если на то будет воля Всевышнего Аллаха — связи ангелов с людьми после смерти. Мы поговорим о том, как Мункар и Накир допрашивают раба в могиле, как одни ангелы доставляют праведникам удовольствие в могиле, а другие причиняют страдания неверующим и преступникам. Мы расскажем, как в день воскресения они встретят верующих, а Исрафил затрубит в Рог, как они соберут всех людей для расчета, а потом погонят неверующих в Геенну, а верующих препроводят в Рай, как они будут наказывать неверующих в Аду и желать мира верующим в Раю.


[1] Этот аят ясно указывает на то, что все ангелы без исключения пали ниц перед Адамом. Это опровергает мнение о том, что Адаму поклонились лишь некоторые ангелы или только ангелы земли. Что касается сообщения, приписываемого Ибн ‘Аббасу, о том, что это были только ангелы земли, то его иснад прерван и неприемлем. По мнению Ибн Теймийи, данный аят имеет ясное значение и не может быть истолкован вопреки его очевидному смыслу.

[2] Комментаторы хадиса разошлись во мнениях, к кому относится данное местоимение: к Адаму или к Аллаху. Одни считали, что оно относится к Адаму, т.е. Аллах создал его по образу его. В таком случае хадис опровергает мнение о том, что облик Адама изменился после его низведения на Землю, а также суждения атеистов-дахритов, полагающих, что человек возник из зародыша и не был сотворен в прекрасном обличии. Другие считали, что местоимение относится к Аллаху, поскольку в одной из версий хадиса сказано: «...по образу Милостивого». Это значит, что Он наделил человека такими качествами, как знание, жизнь, слух, зрение и т.д. Они совпадают по звучанию с атрибутами Всевышнего Творца, но нисколько не похожи на них, поскольку в Коране сказано: «Нет никого подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий» (Аш-Шура, 11). См.: Ибн Хаджар. Указ. соч. Т. 11. С. 5-6. — Прим. переводчика.

[3] Аль-Бухари (6227), Муслим (2841).

[4] Сахих аль-джами‘ (5/48).

[5] Силсила аль-ахадис ас-сахиха (326).

[6] Муслим (2645).

[7] Аль-Бухари (3208), Муслим (2643).

[8] Аль-Бухари (6595), Муслим (2646). В таком виде хадис передал аль-Бухари.

[9] См.: Аль-Бидайа ва-н-нихайа (1/54).

[10] Муслим (806).

[11] Сахих аль-джами‘ (1/80).

[12] Муснад (5/391), Сахих Сунан ан-Насаи (2975). В таком виде хадис передал Ахмад.

[13] Аль-Бухари (2).

[14] Там же (4).

[15] Там же (6).

[16] Там же (3221), Сахих Сунан ан-Насаи (480).

[17] Сахих Сунан Абу Давуд (377), Сахих Сунан ат-Тирмизи (127), Сахих Сунан ан-Насаи (488). В таком виде хадис передал Абу Давуд, а версия ан-Насаи пересказана со слов Абу Хурейры.

[18] Муслим (2186).

[19] Муслим (2814).

[20] В комментариях к книге «Аль-вабил ас-саййиб» говорится: «Похожий хадис передал Ибн Хиббан в “Мавариде” (2362). Аль-Хаким (1/548) назвал хадис достоверным, и с этим согласился аз-Захаби, а все его рассказчики заслуживают доверия. Аль-Хейсами привел его в сборнике “Маджма‘ аз-заваид” (10/120), а потом сообщил, что его передал Абу Йа‘ла, а все его рассказчики, кроме Ибрахима аш-Шами, были передатчиками хадисов, вошедших в “Сахих”. Что же касается Ибрахима, то он тоже заслуживал доверия. В действительности же этого передатчика звали Ибрахим бин аль-Хаджжадж ас-Сами».

[21] Аль-Бухари (6).

[22] Там же (6478).

[23] То есть воздерживается от записи совершенного греха. — Прим. переводчика.

[24] Сахих аль-джами‘ (2/212).

[25] Шарх аль-‘акида ат-тахавийя. С. 438.

[26] Муслим (128).

[27] Аль-Бухари (7501), Муслим (129). В таком виде его передал Муслим.

[28] Аль-Бухари (1442), Муслим (1010).

[29] Аль-Бухари (3464), Муслим (2964). В таком виде его передал Муслим.

[30] Аль-Бухари (1339), Муслим (2372). В таком виде хадис передал Муслим.

[31] Эту версию передали Ахмад в «Муснаде» и ат-Табари. См.: Фатх аль-Бари (6/442).

[32] Там же.




Книга: Мир благочестивых Ангелов Автор : Умар бин Сулайман аль-Ашкар

#3 imashka18

imashka18

    умм Ясмина умм Ибрагим

  • Мусульманка
  • 1 315 сообщений

Отправлено 12 октября 2011 - 20:11

:::66as :JazaakiAllaahuKhairan: :634220:




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей

Яндекс.Метрика