Перейти к содержимому

Close
Фотография

Ангелы и верующие


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 8

#1 Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 30 июня 2010 - 14:59

bismi




В предыдущем параграфе мы поговорили о роли ангелов в жизни каждого человека, будь то верующий или безбожник. Мы рассказали о том, как ангелы формируют зародыши и охраняют рабов, передают им откровение и наблюдают за ними, записывают их деяния и извлекают их души. Сказанное относится ко всем людям без исключения и не является привилегией только верующих.

В то же время некоторые обязанности ангелов в отношении верующих и неверующих различаются, и мы подробно рассмотрим отношение небожителей к каждой из этих групп в отдельности.

1. Любовь ангелов к верующим

Аль-Бухари и Муслим передали со слов Абу Хурейры, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] إِذَا أَحَبَّ اللَّهُ عَبْدًا ؛ نَادَى جِبْرِيلَ : إِنَّ اللَّهَ يُحِبُّ فُلاَنًا ، فَأَحِبَّهُ . فَيُحِبُّهُ جِبْرِيلُ ، فَيُنَادِى جِبْرِيلُ فِى أَهْلِ السَّمَاءِ : إِنَّ اللَّهَ يُحِبُّ فُلاَنًا ، فَأَحِبُّوهُ . فَيُحِبُّهُ أَهْلُ السَّمَاءِ ، ثُمَّ يُوضَعُ لَهُ الْقَبُولُ فِى أَهْلِ الأَرْضِ [

«Если Аллах возлюбил раба, то Он зовет Джибрила: “Поистине, Аллах любит такого-то, и ты возлюби его”. Потом Джибрил обращается к небожителям: “Поистине, Аллах любит такого-то, и вы возлюбите его”. И небожители начинают любить его, а потом его принимают и жители Земли»[1].

2. Ангелы наставляют верующих

Аль-Бухари передал в своем «Сахихе» рассказ Хассана бин Сабита о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, помолился за него и сказал:

]اللَّهُمَّ أَيِّدْهُ بِرُوحِ الْقُدُسِ [

«О Боже, поддержи его Святым Духом»[2].

В том же своде приводится рассказ Абу Хурейры о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] قَالَ سُلَيْمَانُ بْنُ دَاوُدَ - عَلَيْهِمَا السَّلاَمُ - لأَطُوفَنَّ اللَّيْلَةَ بِمِائَةِ امْرَأَةٍ ، تَلِدُ كُلُّ امْرَأَةٍ غُلاَمًا ، يُقَاتِلُ فِى سَبِيلِ اللَّهِ ، فَقَالَ لَهُ الْمَلَكُ قُلْ إِنْ شَاءَ اللَّهُ . فَلَمْ يَقُلْ وَنَسِىَ ، فَأَطَافَ بِهِنَّ ، وَلَمْ تَلِدْ مِنْهُنَّ إِلاَّ امْرَأَةٌ نِصْفَ إِنْسَانٍ [ . قَالَ النَّبِىُّ - صلى الله عليه وسلــم - ]لَوْ قَالَ إِنْ شَاءَ اللَّهُ لَمْ يَحْنَثْ ، وَكَانَ أَرْجَى لِحَاجَتِهِ [

«Однажды Сулейман, мир ему, сказал: “Этой ночью я обойду сто своих женщин, и каждая из них родит мне сына, который будет сражаться на пути Аллаха”. Ангел сказал ему: “Скажи: ‘Если так будет угодно Аллаху’”, — но он запамятовал и не произнес этого. Он обошел своих женщин, но только одна из них [зачала] и родила ему получеловека»[3]. Потом Пророк , да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если бы он сказал: “Если так будет угодно Аллаху”, — то не нарушил бы клятвы, и шансов на исполнение его желания было бы больше»[4].

Таким образом, ангел дал совет пророку Сулейману и указал ему на то, что является более правильным.

3. Ангелы благословляют верующих

Аллах поведал нам о том, что ангелы молятся за благословение Посланника, да благословит его Аллах и приветствует:

«Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка» (Аль-Ахзаб, 56). Они также благословляют верующих:

«Он — Тот, Кто благословляет вас, и Его ангелы также [благословляют вас], чтобы вывести вас из мраков к свету. Он милосерден к верующим» (Аль-Ахзаб, 43).

Аль-Бухари привел высказывание Абу аль-‘Алийи о том, что благословение Всевышнего Аллаха — похвала в адрес раба в присутствии ангелов. Существует мнение, что благословение Могучего и Великого Аллаха — милость. Следует признать, что между этими двумя мнениями нет принципиального противоречия.

Что же касается благословения ангелов, то это — мольба за верующих и молитва о прощении для них, и ниже мы поговорим об этом более подробно.

Деяния, за которые ангелы благословляют человека

1. Обучение людей добру

В «Сунане» ат-Тирмизи приводится хадис Абу Умамы о том, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] إِنَّ اللَّهَ وَمَلاَئِكَتَهُ، وَأَهْلَ السَّمَوَاتِ وَالأَرْضِ، حَتَّى النَّمْلَةَ فِى جُحْرِهَا، وَحَتَّى الْحُوتَ، لَيُصَلُّونَ عَلَى مُعَلِّمِ النَّاسِ الْخَيْرَ [

«Поистине, Аллах и Его ангелы, жители небес и земли, даже муравьи в своем муравейнике и даже кит благословляют того, кто обучает людей добру»[5].

2. Ожидание коллективного намаза

В «Сахихе» Муслима приводится рассказ Абу Хурейры о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] إِنَّ الْمَلاَئِكَةَ تُصَلِّى عَلَى أَحَدِكُمْ مَا دَامَ فِى مَجْلِسِهِ ، تَقُولُ : اللَّهُمَّ اغْفِرْ لَهُ ، اللَّهُمَّ ارْحَمْهُ ، مَا لَمْ يُحْدِثْ [

«Поистине, ангелы благословляют любого из вас, пока он продолжает сидеть [на том месте, где он помолился]. Они говорят: “О Боже, прости его! О Боже, смилуйся над ним!” — пока он не осквернится»[6].

3. Моление в первом ряду

В «Сунане» Абу Давуда приводится хадис Абу Хурейры о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] إِنَّ اللَّهَ وَمَلاَئِكَتَهُ يُصَلُّونَ عَلَى الصُّفُوفِ الأُوَلِ [

«Поистине, Аллах и Его ангелы благословляют молящихся в первых рядах»[7].

В версии Ан-Насаи говорится: «…в передних рядах»[8].

В «Сунане» Ибн Маджи приводится следующая версия, рассказанная со слов аль-Бары и ‘Абд ар-Рахмана бин ‘Ауфа:

] إِنَّ اللَّهَ وَمَلاَئِكَتَهُ يُصَلُّونَ عَلَى الصَفِّ الأُوَلِ [

«Поистине, Аллах и Его ангелы благословляют первый ряд»[9].

4. Заполнение свободных мест в рядах молящихся

В «Сунане» Ибн Маджи приводится рассказ ‘Аиши о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] إِنَّ اللَّهَ وَمَلاَئِكَتَهُ يُصَلُّونَ عَلَى الَّذِينَ يَصِلُونَ الصُّفُوفَ ، وَمَنْ سَدَّ فُرْجَةً رَفَعَهُ اللَّهُ بِهَا دَرَجَةً [

«Поистине, Аллах и Его ангелы благословляют тех, кто заполняет ряды, и за то, что человек заполняет промежуток в ряду, Аллах возвышает его на одну ступень»[10].

5. Предрассветная трапеза в день поста

Ибн Хиббан в «Сахихе» и ат-Табарани в «Аль-му‘джам аль-аусате» передали с хорошим иснадом рассказ Ибн ‘Умара о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

[ إنَّ اللَّهَ وَمَلاَئِكَتَهُ يُصَلُّونَ عَلَى الْمُتَسَحِّرِينَ ]

«Поистине, Аллах и Его ангелы благословляют тех, кто принимает пищу перед рассветом[11]»[12].

6. Мольба за благословение Пророка, да благословит его Аллах и приветствует

Ахмад в «Муснаде» и ад-Дийа в «Мухтаре» передали с хорошим иснадом рассказ ‘Амира бин Раби‘и о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] مَا صَلَّى عَلَىَّ أَحَدٌ صَلاَةً إِلاَّ صَلَّتْ عَلَيْهِ الْمَلاَئِكَةُ ، مَا دَامَ يُصَلِّى عَلَىَّ ، فَلْيُقِلَّ عَبْدٌ مِنْ ذَلِكَ أَوْ لِيُكْثِرْ [

«Если раб молится за мое благословение, то ангелы благословляют его, пока он не прекратит молиться за меня. Пусть же рабы благословляют меня, [сколько угодно] — много или мало»[13].

7. Посещение больных

Абу Давуд передал со слов ‘Али бин Абу Талиба, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] مَا مِنْ رَجُلٍ يَعُودُ مَرِيضًا مُمْسِيًا إِلاَّ خَرَجَ مَعَهُ سَبْعُونَ أَلْفَ مَلَكٍ يَسْتَغْفِرُونَ لَهُ حَتَّى يُصْبِحَ وَكَانَ لَهُ خَرِيفٌ فِى الْجَنَّةِ وَمَنْ أَتَاهُ مُصْبِحًا خَرَجَ مَعَهُ سَبْعُونَ أَلْفَ مَلَكٍ يَسْتَغْفِرُونَ لَهُ حَتَّى يُمْسِىَ وَكَانَ لَهُ خَرِيفٌ فِى الْجَنَّةِ [

«Ес­ли че­ло­век на­ве­ща­ет боль­но­го ве­че­ром, то с ним вы­хо­дят семь­де­сят ты­сяч ан­ге­лов, ко­то­рые про­сят для не­го про­ще­ния до на­сту­п­ле­ния рас­све­та, и он по­лу­ча­ет сад в Раю. Ес­ли же он на­ве­ща­ет боль­но­го ут­ром, то с ним вы­хо­дят семь­де­сят ты­сяч ан­ге­лов, ко­то­рые про­сят для не­го про­ще­ния до на­сту­п­ле­ния ве­че­ра, и он по­лу­ча­ет сад в Раю»[14].

Влияет ли на нас благословение ангелов?

Всевышний сказал:

«Он — Тот, Кто благословляет вас, и Его ангелы также [благословляют вас], чтобы вывести вас из мраков к свету» (Аль-Ахзаб, 43).

Из дан­но­го ая­та сле­ду­ет, что ес­ли Ал­лах по­ми­на­ет нас в выс­шем сон­ме, а ан­ге­лы мо­лят­ся за нас и про­сят про­ще­ния, то это спо­соб­ст­ву­ет на­став­ле­нию нас на пря­мой путь и из­бав­ле­нию от мра­ка не­ве­рия и мно­го­бо­жия, гре­хов и ос­лу­ша­ния. Все это по­мо­га­ет нам вый­ти на свет, т.е. яс­но уз­реть пря­мой путь, а дос­ти­га­ет­ся это по­сред­ст­вом по­сти­же­ния ис­ти­ны — ис­ла­ма, и то­го, что Ал­лах по­же­лал от нас, и бла­го­да­ря то­му све­ту, ко­то­рый об­лег­ча­ет нам ви­де­ние ис­ти­ны в де­лах, сло­вах и лю­дях.

4. Ангелы говорят «Аминь» после молитв верующих

Когда верующий читает молитву, ангелы говорят: «Аминь»[15], — и благодаря этому Аллах быстрее отвечает на его просьбы. В «Сахихе» Муслима и «Сунане» Ибн Маджи приводится рассказ Абу ад-Дарды о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] دَعْوَةُ الْمَرْءِ الْمُسْلِمِ لأَخِيهِ بِظَهْرِ الْغَيْبِ مُسْتَجَابَةٌ ، عِنْدَ رَأْسِهِ مَلَكٌ مُوَكَّلٌ كُلَّمَا دَعَا لأَخِيهِ بِخَيْرٍ قَالَ الْمَلَكُ الْمُوَكَّلُ بِهِ آمِينَ وَلَكَ بِمِثْلٍ [

«Мольба мусульманина за своего брата, возносимая в его отсутствие, принимается. У его головы находится ангел, и каждый раз, когда он желает ему благое, приставленный к нему ангел говорит: “Аминь! И тебе того же!”»[16]


Поскольку молитва, после которой произносят «аминь», заслуживает того, чтобы быть услышанной, верующему не следует призывать на себя проклятия. В «Сахихе» Муслима приводится рассказ Умм Саламы о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] لاَ تَدْعُوا عَلَى أَنْفُسِكُمْ إِلاَّ بِخَيْرٍ ، فَإِنَّ الْمَلاَئِكَةَ يُؤَمِّنُونَ عَلَى مَا تَقُولُونَ [

«Не просите для себя ничего, кроме добра, потому что после ваших слов ангелы говорят “аминь”»[17].

5. Ангелы просят прощения для верующих

Аллах поведал нам о том, что ангелы просят прощения для тех, кто на земле:

«Небеса готовы разверзнуться сверху. Ангелы прославляют хвалой своего Господа и просят прощения для тех, кто на земле. Воистину, Аллах — Прощающий, Милосердный» (Аш-Шура, 5).

В суре «Гафир» сообщается, что ангелы, которые носят Трон и окружают его, прославляют святость Аллаха, повинуются Ему и просят прощения для тех верующих, которые раскаиваются в грехах. Они просят спасти их от Ада и ввести в Рай, а также уберечь их от грехов и ослушания:

«Те, которые несут Трон, и те, которые вокруг него, прославляют хвалой своего Господа, веруют в Него и просят прощения для верующих: “Господь наш! Ты объял всякую вещь милостью и знанием. Прости же тех, которые раскаялись и последовали Твоим путем, и защити их от мучений в Аду.  Господь наш! Введи их в сады Эдема, которые Ты обещал им, а также праведников из числа их отцов, супруг и потомков. Воистину, Ты — Могущественный, Мудрый.  Защити их от грехов, ведь только тот, кого Ты защитишь в тот день от грехов, будет помилован Тобой. Это и есть великое преуспеяние”» (Гафир, 7-9).

6. Ангелы присутствуют на собраниях, где люди постигают знания и поминают Аллаха, и окружают их своими крыльями

В «Сахихах» аль-Бухари и Муслима приводится рассказ Абу Хурейры о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] إِنَّ لِلَّهِ مَلاَئِكَةً يَطُوفُونَ فِى الطُّرُقِ ، يَلْتَمِسُونَ أَهْلَ الذِّكْرِ ، فَإِذَا وَجَدُوا قَوْمًا يَذْكُرُونَ اللَّهَ تَنَادَوْا هَلُمُّوا إِلَى حَاجَتِكُمْ . قَالَ فَيَحُفُّونَهُمْ بِأَجْنِحَتِهِمْ إِلَى السَّمَاءِ الدُّنْيَا [

«Поистине, у Аллаха есть ангелы, которые странствуют по дорогам в поисках тех, кто поминает Аллаха. Когда же они находят тех, кто поминает Аллаха, то зовут друг друга: “Скорее, здесь то, что вы искали!” И они окружают их своими крыльями до самого нижнего неба»[18].

В «Сахихе» Муслима приводится рассказ Абу Хурейры о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

]وَمَا اجْتَمَعَ قَوْمٌ فِى بَيْتٍ مِنْ بُيُوتِ اللَّهِ يَتْلُونَ كِتَابَ اللَّهِ ، وَيَتَدَارَسُونَهُ بَيْنَهُمْ ، إِلاَّ نَزَلَتْ عَلَيْهِمُ السَّكِينَةُ ، وَغَشِيَتْهُمُ الرَّحْمَةُ ، وَحَفَّتْهُمُ الْمَلاَئِكَةُ ، وَذَكَرَهُمُ اللَّهُ فِيمَنْ عِنْدَهُ [

«Если люди собираются в одном из домов Аллаха, чтобы прочесть Писание Аллаха и повторить его, то на них обязательно опускается спокойствие, их осеняет милость, окружают ангелы, и Аллах поминает их среди тех, кто находится возле Него»[19].

В «Сунане» ат-Тирмизи встречается хадис Абу ад-Дарды о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

]إِنَّ الْمَلاَئِكَةَ لَتَضَعُ أَجْنِحَتَهَا لِطَالِبِ الْعِلْمِ رِضًا بما يَصْنَعُ [

«Поистине, ангелы складывают крылья перед тем, кто ищет знания, выражая удовлетворенность тем, что он делает»[20], т.е. подчеркивая свое смирение перед ним.

Как видим, праведные деяния сближают нас с ангелами, и если человек сумеет поддерживать в себе состояние духовного подъема, то он возвысится до такой ступени, что сможет видеть ангелов и здороваться с ними за руку. В хадисе, переданном Муслимом со слов Ханзали аль-Усейди, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] وَالَّذِى نَفْسِى بِيَدِهِ إِنْ لَوْ تَدُومُونَ عَلَى مَا تَكُونُونَ عِنْدِى وَفِى الذِّكْرِ ، لَصَافَحَتْكُمُ الْمَلاَئِكَةُ عَلَى فُرُشِكُمْ وَفِى طُرُقِكُمْ [

«Клянусь Тем, в Чьей Длани моя душа, если бы вы всегда оставались такими, какими бываете рядом со мной или при поминании Аллаха, то ангелы здоровались бы с вами за руку на ваших постелях и на улицах»[21].

В версии ат-Тирмизи, также переданной со слов Ханзали, сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] لَوْ أَنَّكُمْ تَكُونُونَ كَمَا تَكُونُونَ عِنْدِى لأَظَلَّتْكُمُ الْمَلاَئِكَةُ بِأَجْنِحَتِهَا [

«Если бы вы всегда оставались такими, какими бываете рядом со мной, то ангелы затеняли бы вас своими крыльями»[22].

#2 Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 30 июня 2010 - 15:01

7. Ангелы записывают тех, кто приходит на пятничный намаз

Есть ангелы, которые записывают только определенные деяния рабов. Так, некоторые из них записывают тех, кто приходит на пятничный намаз, одного за другим. Передают со слов Абу Хурейры, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] إِذَا كَانَ يَوْمُ الْجُمُعَةِ ، وَقَفَتِ الْمَلاَئِكَةُ عَلَى بَابِ الْمَسْجِدِ يَكْتُبُونَ الأَوَّلَ فَالأَوَّلَ ،... فَإِذَا خَرَجَ الإِمَامُ طَوَوْا صُحُفَهُمْ ، وَيَسْتَمِعُونَ الذِّكْرَ [

«Днем в пятницу ангелы останавливаются у дверей мечети и записывают [входящих] одного за другим. <…> Когда имам выходит [к людям], они сворачивают свои свитки и слушают напоминание». Хадис передали аль-Бухари и Муслим[23].

Они также записывают добрые слова, произносимые рабами.

في صحيح البخاري وغيره ، عَنْ رِفَاعَةَ بْنِ رَافِعٍ الزُّرَقِىِّ رضي الله عنه قَالَ :كُنَّا يَوْمًا نُصَلِّى وَرَاءَ النَّبِىِّ - صلى الله عليه وسلم - فَلَمَّا رَفَعَ رَأْسَهُ مِنَ الرَّكْعَةِ قَالَ ] سَمِعَ اللَّهُ لِمَنْ حَمِدَهُ [ . قَالَ رَجُلٌ وَرَاءَهُ رَبَّنَا وَلَكَ الْحَمْدُ ، حَمْدًا كَثِيرًا طَيِّبًا مُبَارَكًا فِيهِ ، فَلَمَّا انْصَرَفَ قَالَ ] مَنِ الْمُتَكَلِّمُ [ . قَالَ أَنَا . قَالَ ] رَأَيْتُ بِضْعَةً وَثَلاَثِينَ مَلَكًا يَبْتَدِرُونَهَا ، أَيُّهُمْ يَكْتُبُهَا أَوَّلُ [

В «Сахихе» аль-Бухари и других сводах приводится следующий рассказ Рифа‘а бин Рафи‘ аз-Зураки: «Однажды мы молились позади Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и когда он выпрямился после поясного поклона, сказав: “Аллах внимает тому, кто Его восхваляет”, — один из молящихся сказал: “Господь наш, хвала Тебе, хвала большая, благая, благословенная”. Завершив намаз, он спросил: “Кто это сказал?” Тот мужчина ответил: “Я”. Он сказал: “Я увидел тридцать с лишним ангелов, каждый из которых хотел записать это первым”»[24]. Совершенно точно, что это не те два ангела, которые записывают праведные и дурные поступки раба, потому что их было свыше тридцати.

8. Ангелы сменяют друг друга

Речь идет об ан­ге­лах, ко­то­рые стран­ст­ву­ют по до­ро­гам в по­ис­ках тех, кто по­ми­на­ет Ал­ла­ха, ко­то­рые при­сут­ст­ву­ют на пят­нич­ных и кол­лек­тив­ных на­ма­зах, сме­няя друг дру­га. Од­ни из них при­хо­дят, а дру­гие ухо­дят, но они со­би­ра­ют­ся вме­сте во вре­мя рас­свет­но­го и по­сле­по­лу­ден­но­го на­ма­зов. В «Са­хи­хах» аль-Бу­ха­ри и Мус­ли­ма при­во­дит­ся рас­сказ Абу Ху­рей­ры о том, что По­слан­ник Ал­ла­ха, да благословит его Аллах и приветствует, ска­зал:

] يَتَعَاقَبُونَ فِيكُمْ مَلاَئِكَةٌ بِاللَّيْلِ وَمَلاَئِكَةٌ بِالنَّهَارِ ، وَيَجْتَمِعُونَ فِى صَلاَةِ الْفَجْرِ وَصَلاَةِ الْعَصْرِ ، ثُمَّ يَعْرُجُ الَّذِينَ بَاتُوا فِيكُمْ ، فَيَسْأَلُهُمْ وَهْوَ أَعْلَمُ بِهِمْ كَيْفَ تَرَكْتُمْ عِبَادِى فَيَقُولُونَ تَرَكْنَاهُمْ وَهُمْ يُصَلُّونَ ، وَأَتَيْنَاهُمْ وَهُمْ يُصَلُّونَ [

«Рядом с вами пребывают ангелы, сменяющие друг друга. Одни из них приходят по ночам, а другие — днем, но они собираются вместе во время рассветного и послеполуденного намазов. Потом те ангелы, которые провели с вами ночь, поднимаются, и Господь спрашивает их: “Что делали Мои рабы, когда вы покинули их?” — хотя Он лучше них осведомлен об этом. Они отвечают: “Они молились, когда мы покинули их, и молились, когда мы пришли к ним”»[25].

Очевидно, именно эти ангелы возносят деяния рабов к Аллаху. В «Сахихе» Муслима упоминается следующий рассказ Абу Мусы аль-Аш‘ари: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, встал и сообщил нам пять вещей:

] إِنَّ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ لاَ يَنَامُ ، وَلاَ يَنْبَغِى لَهُ أَنْ يَنَامَ ، يَخْفِضُ الْقِسْطَ وَيَرْفَعُهُ ، يُرْفَعُ إِلَيْهِ عَمَلُ اللَّيْلِ قَبْلَ عَمَلِ النَّهَارِ ، وَعَمَلُ النَّهَارِ قَبْلَ عَمَلِ اللَّيْلِ [

“Поистине, Великий и Могучий Аллах не спит, и не подобает Ему спать. Он поднимает и опускает весы[26]. Совершенные ночью деяния возносят к Нему прежде, чем деяния, совершенные днем, а деяния, совершенные днем, возносят к Нему прежде, чем деяния, совершенные ночью”»[27].

Аллах подчеркнул важность рассветного намаза именно потому, что на нем присутствуют ангелы:

«И читай Коран на рассвете. Воистину, на рассвете Коран читают при свидетелях» (Аль-Исра, 78).

9. Ангелы спускаются к верующему, читающему Коран

Среди них есть такие, которые спускаются с небес на чтение Корана. В «Сахихе» Муслима приводится следующий рассказ аль-Бары бин ‘Азиба: «Один человек читал суру “Аль-Кахф”, как вдруг животное, находившееся во дворе его дома, испугалось чего-то, а его самого окутал туман или облако. Когда он рассказал об этом Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, тот сказал:

] اقْرَأْ فُلاَنُ فَإِنَّهَا السَّكِينَةُ تَنَزَّلَتْ عِنْدَ الْقُرْآنِ أَوْ تَنَزَّلَتْ لِلْقُرْآنِ [

“Читай, о такой-то, ибо, поистине, это было спокойствие, которое нисходит при чтении Корана”»[28].

عن أبي سَعِيدٍ الْخُدْرِىَّ رضي الله عنه : أَنَّ أُسَيْدَ بْنَ حُضَيْرٍ رضي الله عنه بَيْنَمَا هُوَ لَيْلَةً يَقْرَأُ فِى مِرْبَدِهِ إِذْ جَالَتْ فَرَسُهُ ، فَقَرَأَ ثُمَّ جَالَتْ أُخْرَى، فَقَرَأَ ثُمَّ جَالَتْ أَيْضًا، قَالَ أُسَيْدٌ: فَخَشِيتُ أَنْ تَطَأَ يَحْيَى ، فَقُمْتُ إِلَيْهَا ، فَإِذَا مِثْلُ الظُّلَّةِ فَوْقَ رَأْسِى فِيهَا أَمْثَالُ السُّرُجِ، عَرَجَتْ فِى الْجَوِّ حَتَّى مَا أَرَاهَا – قَالَ: - فَغَدَوْتُ عَلَى رَسُولِ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- فَقُلْتُ : يَا رَسُولَ اللَّهِ، بَيْنَمَا أَنَا الْبَارِحَةَ مِنْ جَوْفِ اللَّيْلِ أَقْرَأُ فِى مِرْبَدِى ، إِذْ جَالَتْ فَرَسِى. فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم : ] اقْرَإِ ابْنَ حُضَيْرٍ [. قَالَ: فَقَرَأْتُ ثُمَّ جَالَتْ أَيْضًا. فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم: ] اقْرَإِ ابْنَ حُضَيْرٍ [. قَالَ: فَقَرَأْتُ ثُمَّ جَالَتْ أَيْضًا. فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم:] اقْرَإِ ابْنَ حُضَيْرٍ [. قَالَ فَانْصَرَفْتُ. وَكَانَ يَحْيَى قَرِيبًا مِنْهَا خَشِيتُ أَنْ تَطَأَهُ ، فَرَأَيْتُ مِثْلَ الظُّلَّةِ، فِيهَا أَمْثَالُ السُّرُجِ عَرَجَتْ فِى الْجَوِّ حَتَّى مَا أَرَاهَا ، فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم: ] تِلْكَ الْمَلاَئِكَةُ كَانَتْ تَسْتَمِعُ لَكَ ، وَلَوْ قَرَأْتَ لأَصْبَحَتْ يَرَاهَا النَّاسُ مَا تَسْتَتِرُ مِنْهُمْ [

Пе­ре­да­ют со слов Абу Са‘ида аль-Худ­ри, что од­на­ж­ды но­чью, ко­гда Усейд бин Ху­дайр на­хо­дил­ся в са­рае для суш­ки фи­ни­ков и чи­тал су­ру «аль-Ба­ка­ра», его ло­шадь вдруг за­вол­но­ва­лась. Он про­дол­жил чте­ние, и ло­шадь сно­ва за­вол­но­ва­лась. Он сно­ва при­нял­ся за чте­ние, и она опять за­вол­но­ва­лась. Усейд рас­ска­зы­вал: «Я ис­пу­гал­ся, что она за­топ­чет Йа­хью, и по­до­шел к ней, и тут я уви­дел над сво­ей го­ло­вой не­что по­хо­жее на об­ла­ко, в ко­то­ром бы­ло что-то на­по­до­бие све­тиль­ни­ков, ви­ся­щих в воз­ду­хе, но по­том все это под­ня­лось в не­бо и ис­чез­ло». На­ут­ро он при­шел к По­слан­ни­ку Ал­ла­ха, да благословит его Аллах и приветствует, и ска­зал: «По­слан­ник Ал­ла­ха, вче­ра но­чью я чи­тал Ко­ран в сво­ем са­рае, и тут моя ло­шадь за­вол­но­ва­лась». По­слан­ник Ал­ла­ха, да благословит его Аллах и приветствует, ска­зал: «Чи­тай, Ибн Ху­дайр!» Усейд ска­зал: «Я чи­тал, и она сно­ва за­вол­но­ва­лась». Он ска­зал: «Чи­тай, Ибн Ху­дайр!» Он ска­зал: «Я чи­тал, и она сно­ва за­вол­но­ва­лась». По­слан­ник Ал­ла­ха , да благословит его Аллах и приветствует, ска­зал: «Чи­тай, Ибн Ху­дайр!» Он ска­зал: «А по­том я пе­ре­стал чи­тать. Йа­хья ле­жал воз­ле нее, и я ис­пу­гал­ся, что она за­топ­чет его. Я уви­дел не­что по­хо­жее на об­ла­ко, в ко­то­ром бы­ло что-то на­по­до­бие све­тиль­ни­ков, ви­ся­щих в воз­ду­хе, но по­том все это ис­чез­ло». По­слан­ник Ал­ла­ха, да благословит его Аллах и приветствует, ска­зал: «Это бы­ли ан­ге­лы, ко­то­рые слу­ша­ли те­бя, и ес­ли бы ты про­дол­жил чи­тать, то ут­ром лю­ди бы смог­ли уви­деть их, и они не скры­лись бы от них!»[29]


10. Ангелы передают Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, приветствия его последователей

Ан-Насаи и ад-Дарими передали со слов ‘Абдуллаха бин Мас‘уда, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] إِنَّ لِلَّهِ مَلاَئِكَةً سَيَّاحِينَ فِى الأَرْضِ يُبَلِّغُونِى مِنْ أُمَّتِى السَّلاَمَ [

«Поистине, у Аллаха есть ангелы, которые странствуют по земле и передают мне приветствия моих последователей»[30].

11. Ангелы приносят благую весть верующим

Известно, что пророку Ибрахиму они принесли весть о рождении праведного ребенка:

«Дошел ли до тебя рассказ о почтенных гостях Ибрахима?  Вот они вошли к нему и сказали: “Мир тебе!” Он сказал: “И вам мир, люди незнакомые!”  Второпях и украдкой он направился к своей семье и принес жирного теленка.  Он придвинул его к ним и сказал: “Не отведаете ли?”  Он испугался их в душе, и тогда они сказали: “Не бойся”. Они обрадовали его вестью о знающем мальчике» (Аз-Зарийат, 24-28).

Пророк Закария узнал от них о предстоящем рождении сына Йахьи:

«Когда он стоял на молитве в молельне, ангелы воззвали к нему: “Аллах радует тебя вестью о Йахье”» (Аль ‘Имран, 39).

Ангелы приносят радостные вести не только пророкам и посланникам, но и простым верующим. В «Сахихе» Муслима упоминается рассказ Абу Хурейры о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] أَنَّ رَجُلاً زَارَ أَخًا لَهُ فِى قَرْيَةٍ أُخْرَى ، فَأَرْصَدَ اللَّهُ لَهُ عَلَى مَدْرَجَتِهِ مَلَكًا ، فَلَمَّا أَتَى عَلَيْهِ قَالَ : أَيْنَ تُرِيدُ ؟ قَالَ : أُرِيدُ أَخًا لِى فِى هَذِهِ الْقَرْيَةِ. قَالَ هَلْ لَكَ عَلَيْهِ مِنْ نِعْمَةٍ تَرُبُّهَا ؟ قَالَ : لاَ ، غَيْرَ أَنِّى أَحْبَبْتُهُ فِى اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ. قَالَ : فَإِنِّى رَسُولُ اللَّهِ إِلَيْكَ ، بِأَنَّ اللَّهَ قَدْ أَحَبَّكَ كَمَا أَحْبَبْتَهُ فِيهِ [

«Один человек отправился навестить своего брата, живущего в другом селении, и Аллах отправил ангела, чтобы тот сел на его пути. Когда они встретились, ангел спросил: “Куда ты направляешься?” Тот сказал: “Хочу навестить моего брата, живущего в этом селении”. Он спросил: “Он тебе должен что-то?” Мужчина ответил: “Нет, просто я люблю его ради Могучего и Великого Аллаха”. Тогда ангел сказал: “Я послан Аллахом, чтобы сообщить тебе, что Аллах любит тебя за то, что ты возлюбил [брата твоего] ради Него”»[31].

В «Сахихах» аль-Бухари и Муслима приводится другой хадис Абу Хурейры о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

]أَتَانِي جِبْرِيلُ فَقَالَ : يَا رَسُولَ اللَّهِ ! هَذِهِ خَدِيجَةُ قَدْ أَتَتْ مَعَهَا إِنَاءٌ فِيهِ إِدَامٌ أَوْ طَعَامٌ أَوْ شَرَابٌ ، فَإِذَا هِىَ أَتَتْكَ فَاقْرَأْ عَلَيْهَا السَّلاَمَ مِنْ رَبِّهَا وَمِنِّى ، وَبَشِّرْهَا بِبَيْتٍ فِى الْجَنَّةِ مِنْ قَصَبٍ ، لاَ صَخَبَ فِيهِ وَلاَ نَصَبَ[

«Ко мне явился Джибрил и сказал: “Посланник Аллаха, пришла Хадиджа с сосудом, в котором еда и приправа. Когда она войдет к тебе, передай ей приветствие от ее Господа и от меня. И обрадуй ее вестью о доме из полой жемчужины в Раю, где не будет ни шума, ни усталости”»[32].

12. Ангелы и сновидения

Аль-Бухари в главе о ночном намазе (тахаджжуд) передал следующий хадис ‘Абдуллаха бин ‘Умара: «При жизни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, если кто-либо видел сон, он рассказывал его Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и я тоже хотел что-нибудь увидеть во сне, чтобы рассказать об этом Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. К тому времени я уже был взрослым юношей. При жизни Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, я спал в мечети, и однажды мне приснились два ангела. Они взяли меня с собой и привели к Аду. Он был похож на обложенный камнями колодец. Его края тоже были похожи на края колодца, и там были люди, которых я узнал. Я стал повторять: “Упаси меня Аллах от Ада!” Потом нас повстречал другой ангел, который сказал мне: “Не бойся!”»[33]


В «Сахихе» аль-Бухари приводится хадис ‘Аиши о том, что однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ей:

] رَأَيْتُكِ فِى الْمَنَامِ يَجِىءُ بِكِ الْمَلَكُ فِى سَرَقَةٍ مِنْ حَرِيرٍ فَقَالَ لِى : هَذِهِ امْرَأَتُكَ. فَكَشَفْتُ عَنْ وَجْهِكِ الثَّوْبَ ، فَإِذَا أَنْتِ هِىَ ، فَقُلْتُ : إِنْ يَكُ هَذَا مِنْ عِنْدِ اللَّهِ يُمْضِهِ [

«Я увидел тебя во сне. Ангел привел тебя ко мне в шелковом одеянии и сказал: “Это твоя жена”. Я открыл твое лицо и увидел тебя, а потом подумал: “Если этот [сон] от Аллаха, то так оно и будет”»[34].

13. Ангелы сражаются вместе с верующими и поддерживают их

Аллах отправил на помощь верующим многочисленное войско ангелов во время битвы при Бадре:

«Вот вы попросили своего Господа о помощи, и Он ответил вам: «Я помогу вам тысячью ангелов, следующих друг за другом» (Аль-Анфал, 9);

«Аллах уже оказал вам поддержку при Бадре, когда вы были слабы. Бойтесь же Аллаха, — быть может, вы будете благодарны.  Вот ты сказал верующим: “Разве вам не достаточно того, что ваш Господь ниспосылает вам в помощь три тысячи ангелов?”  Конечно, да! Если же вы будете терпеливы и богобоязненны, и если враги нападут на вас прямо сейчас, то ваш Господь поможет вам пятью тысячами меченых ангелов» (Аль ‘Имран, 123-125).

В «Сахихе» аль-Бухари приводится рассказ Ибн ‘Аббаса о том, что в день битвы при Бадре Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] هَذَا جِبْرِيلُ آخِذٌ بِرَأْسِ فَرَسِهِ - عَلَيْهِ أَدَاةُ الْحَرْبِ [

«Это Джибрил держит за голову своего коня, и на нем боевые доспехи»[35].

Аллах разъяснил, что важнейшей целью такой поддержки является укрепление веры мусульман. Ангелы сражаются вместе с ними против врагов Аллаха, рубя им головы и пальцы:

«Аллах сделал это лишь доброй вестью, дабы ваши сердца обрели покой. Победа может быть только от Аллаха. Воистину, Аллах — Могущественный, Мудрый» (Аль-Анфал, 10);

«Вот твой Господь внушил ангелам: “Я — с вами. Укрепите тех, которые уверовали! Я же вселю ужас в сердца тех, которые не веруют. Рубите им головы и рубите им все пальцы”» (Аль-Анфал, 12);

«Аллах сделал это всего лишь благой вестью для вас и [сделал это], чтобы ваши сердца утешились благодаря этому, а победа [приходит] только от Могущественного и Мудрого Аллаха,  и дабы отсечь от неверующих одну часть или разгромить их так, чтобы они вернулись разочарованными» (Аль ‘Имран, 126-127).

Во время сражения один из мусульман услышал звук удара, когда один из ангелов поразил неверующего, и голос этого ангела, когда тот подгонял своего коня. В «Сахихе» Муслима приводится следующий рассказ Ибн ‘Аббаса: «Один из мусульман в этот день усердно преследовал язычника и вдруг услышал над своей головой удар кнута и голос всадника: «Вперед, Хайзум!» Он взглянул на стоявшего перед ним язычника, и тот упал на спину. Осмотрев его, он увидел, что у него разбит нос и рассечено лицо, словно его ударили кнутом, и все это посинело. Придя к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, этот сподвижник из числа ансаров рассказал ему об этом. Тогда он сказал: [ صَدَقْتَ ذَلِكَ مِنْ مَدَدِ السَّمَاءِ الثَّالِثَةِ]

“Ты говоришь правду. Это была помощь с третьего неба”»[36].

Ангелы принимали участие и в других сражениях. В частности, Аллах отправил их к мусульманам во время битвы у рва:

«О те, которые уверовали! Помните милость Аллаха, которая была оказана вам, когда воины выступили против вас. Мы наслали на них ветер и воинов, которых вы не видели» (Аль-Ахзаб, 9). Упомянутые здесь воины — ангелы.

В обоих «Сахихах» и других сводах сообщается: «Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вернулся после битвы у рва, сложил свое оружие и искупался, к нему пришел Джибрил, стряхивая пыль со своей головы. Он сказал:

]وَضَعْتَ السِّلاَحَ وَاللَّهِ مَا وَضَعْنَاهُ اخْرُجْ إِلَيْهِمْ . فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- ] فَأَيْنَ [. فَأَشَارَ إِلَى بَنِى قُرَيْظَةَ [

“Ты уже сложил оружие? Клянусь Аллахом, мы еще не сложили его. Выступи против них”. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “Против кого?” Джибрил показал в сторону бану курейза»[37].

В «Сахихе» аль-Бухари приводится следующий рассказ Анаса: «Я как сейчас вижу пыль, которая поднималась по узким улицам бану ганм от шагов Джибрила, когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выступил в поход на бану курейза»[38].

14. Ангелы опекали Посланника, да благословит его Аллах и приветствует

В «Сахихе» Муслима приводится следующий рассказ Абу Хурейры: «Абу Джахль спросил: “Мухаммад пачкает свое лицо землей в вашем присутствии?” Люди сказали: “Да”. Он сказал: “Клянусь Аль-Лат и Аль-‘Уззой, если я увижу, что он делает это, то наступлю ему на шею или ткну его лицом в землю”. И когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал намаз, он хотел подойти к нему и наступить ему на шею. Тут он неожиданно попятился назад и начал отбиваться от чего-то руками. Его спросили: “Что с тобой?” Он ответил: “Между мной и им был ров, наполненный огнем, что-то ужасное и крылья”. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] لَوْ دَنَا مِنِّى لاَخْتَطَفَتْهُ الْمَلاَئِكَةُ عُضْوًا عُضْوًا [

“Если бы он приблизился ко мне, то ангелы разорвали бы его на части”»[39]. Аль-Бухари передал этот хадис в сокращенной форме в разделе о толковании Корана[40].

15. Ангелы опекают праведников, помогают им и утешают их

Иногда Аллах отправляет ангелов, чтобы они опекали не только пророков и посланников, но и остальных праведных рабов. Одну из таких историй рассказал Ибн Касир в комментарии к словам Всевышнего «Кто отвечает на мольбу нуждающегося, когда он взывает к Нему?» (Ан-Намль, 62):

Хафиз Ибн ‘Асакир в биографическом описании Абу Бакра Мухаммада бин Давуда ад-Динавари, известного как ад-Даки ас-Суфи, привел следующий его рассказ:

«У меня был мул, на котором я возил людей из Дамаска в город аз-Забдани. Однажды со мной поехал какой-то мужчина, и когда мы проезжали мимо какой-то нехоженой тропы, он сказал: “Езжай по этой дороге, она короче”. Я ответил: “Там нет ничего хорошего”. Мужчина сказал: “Нет, она короче”. И мы поехали по ней. Когда мы добрались до труднопроходимого места в каком-то глубоком ущелье, где было много убитых, мужчина сказал: “Останови мула, чтобы я слез”. Сойдя на землю, он засучил рукава, собрал полы своей одежды, вытащил нож и направился ко мне. Я стал убегать, а он принялся преследовать меня. Заклиная его именем Аллаха, я сказал: “Забирай мула и все, что есть на нем”. Он ответил: “Он и так уже мой, но я хочу убить тебя”. Я напомнил ему о наказании Аллаха, но он не внял назиданиям. Наконец, я сдался и сказал: “Прошу тебя, позволь мне совершить два раката”. Он сказал: “Поторопись”. Я начал молиться, но не смог прочесть Коран. Я не смог вспомнить ни одного слова и стоял в растерянности, а он повторял: “Давай, заканчивай”. Тут Аллах вложил в мои уста аят:

“Кто отвечает на мольбу нуждающегося, когда он взывает к Нему, и устраняет зло?” (Ан-Намль, 62). Вдруг у входа в ущелье появился всадник с копьем в руках. Он метнул копье, поразив того мужчину в самое сердце, и тот упал замертво. Я повис на всаднике и спросил: “Заклинаю тебя именем Аллаха, кто ты?” Он ответил: “Посланец Того, Кто отвечает на мольбу нуждающегося и устраняет зло, когда тот взывает к Нему”. Я забрал своего мула и поклажу и благополучно вернулся».

Другим примером может служить история о том, как Джибрил пришел на помощь матери Исма‘ила в Мекке. В «Сахихе» аль-Бухари приводится хадис о том, как Ибрахим привел своего сына Исма‘ила и его мать Хаджар в Мекку, пересказанный Ибн ‘Аббасом со слов Пророка , да благословит его Аллах и приветствует,. Это длинная история, и в ней сообщается о том, как Хаджар семь раз пробежала между холмами ас-Сафа и аль-Марва в поисках воды. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

]فَلَمَّا أَشْرَفَتْ عَلَى الْمَرْوَةِ سَمِعَتْ صَوْتًا، فَقَالَتْ صَهٍ. تُرِيدَ نَفْسَهَا، ثُمَّ تَسَمَّعَتْ، فَسَمِعَتْ أَيْضًا، فَقَالَتْ قَدْ أَسْمَعْتَ، إِنْ كَانَ عِنْدَكَ غِوَاثٌ. فَإِذَا هِىَ بِالْمَلَكِ، عِنْدَ مَوْضِعِ زَمْزَمَ، فَبَحَثَ بِعَقِبِهِ - أَوْ قَالَ بِجَنَاحِهِ - حَتَّى ظَهَرَ الْمَاءُ، فَجَعَلَتْ تُحَوِّضُهُ وَتَقُولُ بِيَدِهَا هَكَذَا، وَجَعَلَتْ تَغْرِفُ مِنَ الْمَاءِ فِى سِقَائِهَا، وَهْوَ يَفُورُ بَعْدَ مَا تَغْرِفُ - قَالَ ابْنُ عَبَّاسٍ قَالَ النَّبِىُّ - صلى الله عليه وسلم - ] يَرْحَمُ اللَّهُ أُمَّ إِسْمَاعِيلَ لَوْ تَرَكَتْ زَمْزَمَ - أَوْ قَالَ لَوْ لَمْ تَغْرِفْ مِنَ الْمَاءِ - لَكَانَتْ زَمْزَمُ عَيْنًا مَعِينًا [. - قَالَ فَشَرِبَتْ وَأَرْضَعَتْ وَلَدَهَا، فَقَالَ لَهَا الْمَلَكُ لاَ تَخَافُوا الضَّيْعَةَ، فَإِنَّ هَا هُنَا بَيْتَ اللَّهِ، يَبْنِى هَذَا الْغُلاَمُ، وَأَبُوهُ، وَإِنَّ اللَّهَ لاَ يُضِيعُ أَهْلَهُ [

«Достигнув аль-Марвы, она услышала какой-то звук, сказала себе: «Тише!» Она стала прислушиваться и снова услышала его. Тогда она сказала: «Ты дал мне услышать себя, а можешь ли ты помочь?» И тут на месте источника Замзам она увидела ангела, который рыл землю пяткой (или: крылом), пока оттуда не забила вода». Потом в хадисе сообщается, что ангел сказал ей: «Не бойтесь гибели, ибо, поистине, здесь находится Дом Аллаха, который построят этот мальчик и его отец, а Аллах не погубит его семью!»[41]


Ангелом, который явился к ней, был Джибрил. В «Муснаде» приводится хадис Ибн ‘Аббаса, пересказавшего слова Убейя бин Ка‘ба: «Поистине, когда Джибрил рыл пяткой землю, мать Исма‘ила стала собирать песок, и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

[ رَحِمَ اللَّهُ هاجَرَ أُمَّ إِسْمَاعِيلَ لَوْ تَرَكَتْها لَكَانَتْ عَيْنًا مَعِينًا ]

“Да помилует Аллах мать Исма‘ила! Если бы она не тронула [Замзам], он превратился бы в ручей!”»[42]


16. Ангелы присутствуют на похоронах праведников

Сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал о Са‘де бин Му‘азе:

] هَذَا الَّذِى تَحَرَّكَ لَهُ الْعَرْشُ وَفُتِحَتْ لَهُ أَبْوَابُ السَّمَاءِ وَشَهِدَهُ سَبْعُونَ أَلْفًا مِنَ الْمَلاَئِكَةِ لَقَدْ ضُمَّ ضَمَّةً ثُمَّ فُرِّجَ عَنْهُ [

«Из-за его [смер­ти] со­тряс­ся Трон, и для не­го раз­верз­лись вра­та не­бес­ные, и семь­де­сят ты­сяч ан­ге­лов при­сут­ст­во­ва­ли [на его по­хо­ро­нах]. Сна­ча­ла его сда­ви­ло [в мо­ги­ле], а по­том от­пус­ти­ло». Этот ха­дис пе­ре­дал ан-На­саи со слов Ибн ‘Ума­ра[43].

#3 Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 30 июня 2010 - 15:02

17. Ангелы укрывают павшего мученической смертью крыльями

Аль-Бухари передал со слов Джабира: «Изувеченное тело моего отца принесли к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и положили перед ним. Я хотел открыть его лицо, но мои родственники запретили мне это. Раздался женский плач, и люди сказали: “Это дочь ‘Амра (или: сестра ‘Амра)”. Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] لِمَ تَبْكِى أَوْ لاَ تَبْكِى ، مَا زَالَتِ الْمَلاَئِكَةُ تُظِلُّهُ بِأَجْنِحَتِهَا [

“Зачем ты плачешь? (или: Не плачь!) Ведь ангелы все еще укрывают его своими крыльями”». Аль-Бухари поместил его в главу «О том, как ангелы укрывают павших мученической смертью»[44].

18. Ангелы, которые принесли ковчег Завета

Всевышний сказал:

«Их про­рок ска­зал им: “Зна­ме­ни­ем его цар­ст­вия ста­нет то, что к вам явит­ся ков­чег, в ко­то­ром уми­ро­тво­ре­ние от ва­ше­го Гос­по­да. В нем бу­дет то, что ос­та­лось по­сле се­мьи Му­сы и се­мьи Ха­ру­на. Его при­не­сут ан­ге­лы”» (Аль-Ба­ка­ра, 248). Из это­го ая­та сле­ду­ет, что в тот пе­ри­од ан­ге­лы при­нес­ли сы­нам Ис­раи­ла ков­чег, что­бы ук­ре­пить их ве­ру и убе­дить их в том, что Та­лут дей­ст­ви­тель­но был из­бран Все­выш­ним Ал­ла­хом, и за ним сле­ду­ет сле­до­вать, и ему сле­ду­ет по­ви­но­вать­ся.

19. Ангелы оберегают Медину и Мекку от Антихриста

Ан­ти­христ (Аль-Ма­сих ад-Дад­жжал) смо­жет зай­ти в лю­бой го­род, за ис­клю­че­ни­ем Мек­ки и Ме­ди­ны, по­то­му что их ох­ра­ня­ют ан­ге­лы. В «Са­хи­хе» Мус­ли­ма при­во­дит­ся ха­дис Фа­ти­мы бинт Кайс об ис­то­рии, при­клю­чив­шей­ся с Та­ми­мом ад-Да­ри. В ней со­об­ща­ет­ся, что Ан­ти­христ ска­зал: «Я — Ах­тих­рист, и очень ско­ро мне бу­дет по­зво­ле­но вый­ти. Когда я вый­ду, я за со­рок дней обой­ду зем­лю, ос­та­нав­ли­ва­ясь в ка­ж­дом се­ле­нии, за ис­клю­че­ни­ем Мек­ки и Тай­бы[45]. Они за­прет­ны для ме­ня, и ка­ж­дый раз, ко­гда я по­пы­та­юсь про­ник­нуть в них, ме­ня бу­дет встре­чать ан­гел с об­на­жен­ным ме­чом в ру­ке, не по­зво­ляя мне прой­ти. По­ис­ти­не, на ка­ж­дой гор­ной тро­пе, ве­ду­щей в них, есть ан­ге­лы, ох­ра­няю­щие их». По­том По­слан­ник Ал­ла­ха, да благословит его Аллах и приветствует, уда­рив сво­ей пал­кой по ка­фед­ре, ска­зал:

] هَذِهِ طَيْبَةُ هَذِهِ طَيْبَةُ هَذِهِ طَيْبَةُ [

«Это Тайба! Это Тайба! Это Тайба!»[46]


Аль-Бухари передал со слов Абу Бакры, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] لاَ يَدْخُلُ الْمَدِينَةَ رُعْبُ الْمَسِيحِ الدَّجَّالِ، لَهَا يَوْمَئِذٍ سَبْعَةُ أَبْوَابٍ، عَلَى كُلِّ بَابٍ مَلَكَانِ [

«Страх перед Антихристом не проникнет в Медину. В тот день у нее будет семь ворот, и у каждых ворот по два ангела»[47].

В том же сборнике приводится хадис Абу Хурейры о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] عَلَى أَنْقَابِ الْمَدِينَةِ مَلاَئِكَةٌ ، لاَ يَدْخُلُهَا الطَّاعُونُ وَلاَ الدَّجَّالُ [

«На горных тропах, ведущих в Медину, находятся ангелы, и не проникнут в нее ни чума, ни Антихрист»[48].

20. ‘Иса спустится в сопровождении двух ангелов

В «Сунане» ат-Тирмизи приводится хадис ан-Нуваса бин Сам‘ана о явлении Антихриста. В нем сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] فَبَيْنَمَا هُوَ كَذَلِكَ إِذْ هَبَطَ عِيسَى ابْنُ مَرْيَمَ عَلَيْهِ السَّلاَمُ بِشَرْقِىِّ دِمَشْقَ عِنْدَ الْمَنَارَةِ الْبَيْضَاءِ بَيْنَ مَهْرُودَتَيْنِ ، وَاضِعًا يَدَيْهِ عَلَى أَجْنِحَةِ مَلَكَيْنِ [

«В это время в восточной части Дамаска, возле белого минарета, спустится ‘Иса, сын Марьям. Он спустится в двух желтых одеждах, положив руки на крылья двух ангелов»[49].

21. Ангелы простирают крылья над Шамом

Передают со слов Зейда бин Сабита аль-Ансари, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: [طُوبَى لِلشَّامِ طُوبَى لِلشَّامِ]

«Блажен Шам! Блажен Шам!» Его спросили: «Посланник Аллаха, с чем это связано?» Он ответил:

[ الْمَلاَئِكَةُ بَاسِطُو أَجْنِحَتِهَا عَلَى الشَّامِ ]

«Ангелы Аллаха простирают свои крылья над Шамом»[50].

22. О награде, которую получает человек, если произнесет «аминь» одновременно с ангелами

В обоих «Сахихах» сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

]إِذَا أَمَّنَ الإِمَامُ فَأَمِّنُوا ، فَإِنَّهُ مَنْ وَافَقَ تَأْمِينُهُ تَأْمِينَ الْمَلاَئِكَةِ غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِهِ [

«Когда имам скажет: “Аминь”, вы тоже скажите: “Аминь”. Поистине, тому, кто произнесет это одновременно с ангелами, будут прощены его прежние грехи»[51].

В «Сахихе» аль-Бухари сообщается:

] إِذَا قَالَ أَحَدُكُمْ آمِينَ . وَقَالَتِ الْمَلاَئِكَةُ فِى السَّمَاءِ آمِينَ . فَوَافَقَتْ إِحْدَاهُمَا الأُخْرَى، غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِهِ [

«Если кто-нибудь из вас скажет “Аминь” одновременно с ангелами на небе, то ему будут прощены совершенные ранее грехи»[52].

Там же приводится рассказ Абу Хурейры о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] إِذَا قَالَ الإِمَامُ سَمِعَ اللَّهُ لِمَنْ حَمِدَهُ. فَقُولُوا اللَّهُمَّ رَبَّنَا لَكَ الْحَمْدُ . فَإِنَّهُ مَنْ وَافَقَ قَوْلُهُ قَوْلَ الْمَلاَئِكَةِ غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِهِ [

«Если имам скажет: “Аллах внимает тому, кто Его восхваляет”, — то говорите: “Господь наш, хвала Тебе”. Поистине, тому, кто произнесет эти слова вместе с ангелами, будут прощены совершенные ранее грехи»[53].


[1] Аль-Бухари (3209), Муслим (2637).

[2] Фатх аль-Бари (6/304).

[3] По мнению некоторых комментаторов, о рождении у пророка Сулеймана, мир ему, уродливого ребенка говорится в словах Всевышнего: «Мы подвергли Сулеймана искушению и бросили на его трон тело, после чего он раскаялся» (Сад, 34). Мухаммад аль-Амин аш-Шанкити в своем комментарии к аяту «И никогда не говори: “Я сделаю это завтра”» (Кахф, 23) писал, что причиной искушения Сулеймана стало то, что он не сказал “если так будет угодно Аллаху”, и только одна из его женщин зачала и родила получеловека, чье тело было брошено на его трон после смерти. См.: Аш-Шанкити М. Указ. соч. С. 632. — Прим. переводчика.

[4] Аль-Бухари (5242), Муслим (1654). Ибн Хаджар сообщил, что в версии аль-Мугиры упоминаются семьдесят женщин, а версии Шу‘айба — девяносто. Эта версия приводится в разделе, посвященном клятвам и обетам, и ей автор отдал предпочтение. См.: Фатх аль-Бари (6/460). В различных версиях Муслима называются цифры шестьдесят, семьдесят и девяносто.

[5] Сахих Сунан ат-Тирмизи (2161).

[6] Аль-Бухари (647), Муслим (649). В таком виде хадис передал Муслим.

[7] Сахих Сунан Абу Давуд (618).

[8] Сахих Сунан ан-Насаи (781).

[9] Сахих Сунан Ибн Маджа (816).

[10] Там же (814).

[11] Имеются в виду те, которые принимают пищу перед рассветом, чтобы набраться сил для соблюдения поста, и поэтому предрассветная трапеза перед постом считается желательной и благодатной. См.: Аль-Мунави А. Ат-тайсир би-шарх аль-джами‘ ас-сагир. Эр-Рияд: Мактаба аль-имам аш-Шафи‘и, 1408/1988. Т. 1. С. 264. — Прим. переводчика.

[12] Сахих аль-джами‘ (2/135).

[13] Там же (5/174).

[14] Сахих Сунан Абу Давуд (2655). Абу Давуд назвал восходящую версию хадиса достоверной и привел другую достоверную версию, прерванную на ‘Али бин Абу Талибе.

[15] Аль-Джаухари считал, что это выражение означает «Да будет так!» Ат-Тирмизи считал, что оно означает «Не делай пустыми наши надежды!» По мнению большинства ученых, оно означает «Боже, ответь». Этому суждению отдал предпочтение Ибн Касир. См.: Тафсир аль-Кур’ан аль-‘Азим. Т. 1. С. 46. Эль-Кувейт: Аль-ирфан, 1416/1996. — Прим. переводчика.

[16] Муслим (2733), Сахих Сунан Ибн Маджа (2340). В таком виде хадис передал Муслим.

[17] Муслим (920).

[18] Аль-Бухари (6408), Муслим (2689). В таком виде хадис передал аль-Бухари.

[19] Муслим (2699).

[20] Сахих Сунан ат-Тирмизи (2159).

[21] Муслим (2750).

[22] Сахих Сунан ат-Тирмизи (1994).

[23] Мишкат аль-масабих (1384).

[24] Аль-Бухари (799).

[25] Аль-Бухари (3223), Муслим (632).

[26] Слово القسط «кист» означает «справедливость». Существует мнение, что здесь оно использовано в значении «весы», потому что благодаря им достигается справедливость. Имам ан-Навави писал: «Это значит, что Всевышний Аллах опускает и поднимает [чаши] весов, на которых взвешиваются восходящие деяния рабов и ниспосылаемый им удел. Здесь определение судьбы сравнивается со взвешиванием на весах. Существует мнение, что под словом “кист” подразумевается пропитание. Оно является уделом (кист) каждого творения, и Аллах уменьшает его или увеличивает его. А лучше всего об этом известно Аллаху». См.: Шарх Сахих Муслим. Дар Абу Хайян. 1415/1995. Т. 2. С. 18. — Прим. переводчика.

[27] Муслим (179). В одной из версий сказано: «…посредством четырех фраз».

[28] Муслим (796).

[29] Аль-Бухари (5018), Муслим (796). В таком виде хадис передал Муслим. Версия аль-Бухари передана через Мухаммада бин Ибрахима со слов Усейда бин Худайра.

[30] Мишкат аль-масабих (924). В комментариях к сборнику шейх аль-Албани сказал: «Иснад хадиса достоверный. Аль-Хаким тоже назвал хадис достоверным, и с этим согласился аз-Захаби».

[31] Муслим (2567).

[32] Аль-Бухари (3820), Муслим (232). В таком виде хадис передал Муслим.

[33] Аль-Бухари (1121), Муслим (2479).

[34] Аль-Бухари (5125), (3895), (7011), (7012), Муслим (2438).

[35] Аль-Бухари (3995).

[36] Муслим (1763).

[37] Аль-Бухари (4117), Муслим (1769).

[38] Аль-Бухари (4118).

[39] Муслим (2797).

[40] Аль-Бухари (4958).

[41] Аль-Бухари (3364).

[42] Ахмад (5/121).

[43] Хадис о сотрясении Трона при смерти Са‘да бин Му‘аза был передан аль-Бухари (3802) и Муслимом (2466) со слов Джабира. Сведения о присутствии ангелов на его похоронах приводятся только у ан-Насаи. См.: Сахих Сунан ан-Насаи (1942).

[44] Аль-Бухари (2816).

[45] Одно из названий Лучезарной Медины. Оно означает «Благая». — Прим. переводчика.

[46] Муслим (2942).

[47] Аль-Бухари (7125).

[48] Там же (7123).

[49] Сахих Сунан ат-Тирмизи (1825). Нисхождение ‘Исы , мир ему, подтверждается хадисом, переданным Муслимом (2940).

[50] В комментариях к хадисам о превосходстве Шама, собранных шейхом ар-Раб‘и, шейх аль-Албани сказал: «Этот достоверный хадис передали ат-Тирмизи, аль-Хаким в “Мустадраке” и Ахмад в “Муснаде”. Аль-Хаким назвал его достоверным согласно требованиям аль-Бухари и Муслима, и с этим согласился аз-Захаби, и это действительно так. Аль-Мунзири в книге “Ат-таргиб ва-т-тархиб” сообщил, что этот хадис с достоверным иснадом передали Ибн Хиббан в своем “Сахихе” и ат-Табарани».

[51] Аль-Бухари (780), Муслим (410).

[52] Аль-Бухари (781).

[53] Там же (796).




Книга: Мир благочестивых Ангелов Автор : Умар бин Сулайман аль-Ашкар

#4 Марьяма

Марьяма
  • Мусульманка
  • 3 348 сообщений

Отправлено 08 ноября 2010 - 06:52

:al3: :al3: Сколько хорошего делают ангелы для нас!! :al3:

#5 inzilay

inzilay
  • Мусульманка
  • 343 сообщений

Отправлено 09 ноября 2010 - 12:31

да это правда :al3:

#6 HAVA_umm_MILANA

HAVA_umm_MILANA
  • Мусульманка
  • 437 сообщений

Отправлено 02 марта 2011 - 07:14

mashaallah АльхамдулиЛЛах за всё... и за ангелов,которые нам помогают по Воле Аллаха и за каждое их слово "амин"... Аллаху Акбар! Аллаху Акбар! Аллаху Акбар! Так приятно читать всё это и каждый раз утверждаться в том, что мы на правильном пути инша Аллах до конца!!!

#7 Umm Umar

Umm Umar
  • Гости
  • 3 786 сообщений

Отправлено 12 октября 2011 - 19:45

«Те, которые несут Трон, и те, которые вокруг него, прославляют хвалой своего Господа, веруют в Него и просят прощения для верующих: “Господь наш! Ты объял всякую вещь милостью и знанием. Прости же тех, которые раскаялись и последовали Твоим путем, и защити их от мучений в Аду.  Господь наш! Введи их в сады Эдема, которые Ты обещал им, а также праведников из числа их отцов, супруг и потомков. Воистину, Ты — Могущественный, Мудрый.  Защити их от грехов, ведь только тот, кого Ты защитишь в тот день от грехов, будет помилован Тобой. Это и есть великое преуспеяние”» (Гафир, 7-9).


Свят Аллах!! :crying:


«Поистине, у Аллаха есть ангелы, которые странствуют по дорогам в поисках тех, кто поминает Аллаха. Когда же они находят тех, кто поминает Аллаха, то зовут друг друга: “Скорее, здесь то, что вы искали!” И они окружают их своими крыльями до самого нижнего неба»


машаАллах...Какой красивый хадис.

«Вот твой Господь внушил ангелам: “Я — с вами. Укрепите тех, которые уверовали! Я же вселю ужас в сердца тех, которые не веруют. Рубите им головы и рубите им все пальцы”» (Аль-Анфал, 12);



:allahu:

#8 umm tasnim

umm tasnim

    Nura

  • Мусульманка
  • 1 441 сообщений

Отправлено 11 сентября 2013 - 19:52

Ассалям алейк. Джазакилляху хойрон

#9 ~elmira~

~elmira~
  • Администраторы
  • 1 739 сообщений

Отправлено 20 марта 2015 - 12:14

Ма ша Аллах




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей

Яндекс.Метрика