Перейти к содержимому

Close
Фотография

Правильный метод познания атрибутов Аллаха


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1 Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 23 июня 2010 - 15:24

bismi




Как писал шейх Мухаммад аль-Амин аш-Шанкити, да смилуется над ним Аллах, Коран указывает на три принципа, лежащих в основе изучения божественных атрибутов. Кто придерживается всех трех принципов, тот понимает данный вопрос правильно и приобретает убеждения, которые исповедовали Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, его сподвижники и наши праведные предшественники. А кто не признает хотя бы один из этих трех принципов, тот впадает в заблуждение. Шейх подчеркнул, что каждый из этих принципов находит подтверждение в Великом Коране.

Первый принцип — ни одно из качеств Аллаха не похоже на качества творений. Этот принцип подтверждается словами Всевышнего:

«Нет никого подобного Ему» (Аш-Шура, 11);

«Нет никого равного Ему» (Аль-Ихлас, 4);

«Никого не сравнивайте с Аллахом!» (Ан-Нахль, 74).

Второй принцип — вера во все качества, которыми Аллах описал Себя, потому что никто не может знать об Аллахе лучше, чем Он Сам:

«Вы лучше знаете или же Аллах?» (Аль-Бакара, 140).

Также необходимо верить во все качества, которыми Посланник , да благословит его Аллах и приветствует, описал Аллаха, потому что никто, кроме Аллаха, не мог знать о Нем лучше, чем Его Посланник , да благословит его Аллах и приветствует,. Поэтому Коран говорит о нем:

«Он не говорит по прихоти.  Это всего лишь внушаемое [ему] откровение» (Ан-Наджм, 3-4).

Заблуждение тех, кто опирается лишь на один из этих принципов

Шейх аш-Шанкити подверг критике тех, кто не признает хотя бы один из этих двух принципов. По его словам, человек, не признающий хотя бы одно из качеств, которыми Аллах описал Себя, проявляет упрямство перед Господом небес и земли и совершает весьма дерзкий грех.

Шейх назвал это самым глубоким заблуждением, поскольку этот несчастный и невежественный человек, отрицающий совершенные и величественные качества, которыми Аллах охарактеризовал Себя, словно говорит Могучему Владыке небес и земли: «Качества, которыми Ты описал Себя, не приличествуют Тебе. В них есть такое-то несовершенство, и поэтому я интерпретирую их значения и не стану признавать их. Я заменю их другими качествами, которые сочту нужными, не опираясь ни на Коран, ни на сунну».

В подобном заблуждении находится и тот, кто признает качества Всеблагого и Всевышнего Аллаха, но уподобляет их качествам творений. И только тот добивается успеха и обретает спасение, следуя прямым путем, кто верует в оба вышеназванных принципа, не делая между ними различий. Он верует во все атрибуты, которыми Аллах охарактеризовал Себя, и не уподобляет их качествам творений. Это верующий, не признающий сходства Творца с творениями, далекий от любых проявлений антропоморфизма (ташбих) и неверия в божественные атрибуты (та‘тил).

Аят из Корана подтверждает эти принципы

Названные принципы подтверждаются следующим аятом из Писания Аллаха:

«Нет никого подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий» (Аш-Шура, 11).

Аллах поведал о том, что у Него есть слух и зрение, и в то же время сообщил, что нет никого подобного Ему. Это ясное указание на то, что люди не имеют права отрицать божественный слух и зрение только потому, что творения тоже обладают слухом и зрением. Вера в то, что у Аллаха есть слух и зрение, не означает уподобление Его творениям.

Смысл данного аята в том, что слух и зрение относятся к атрибутам Аллаха. Они не похожи на слух и зрение Его созданий; они приличествуют Его величию и совершенству. Слух и зрение творений соответствуют их положению, но между этими качествами творений и Творца нет никакого сходства.

Третий принцип, на который, согласно шейху аш-Шанкити, опирается изучение божественных атрибутов, сводится к отказу от попыток постижения их качественной сути (хакика аль-кейфийя). Постичь качественную суть атрибутов Аллаха невозможно, и об этом недвусмысленно сказано в суре «Та ха»:

«Он знает их будущее и прошлое, но они не способны объять Его своим знанием» (Та ха, 110). Это значит, что человеческое знание неспособно объять Господа небес и земли и что постичь сущность Его качеств невозможно.

Непостижимость качественных характеристик сущности и атрибутов Аллаха, о чем писал шейх аш-Шанкити, вполне логична, поскольку человеческий ум, каким бы острым и проницательным он ни был, абсолютно бессилен перед постижением истинной природы вещей.

Человек не способен постичь природу души, которая живет в его теле. Он бессилен перед постижением природы света, одной из самых очевидных субстанций. Он не может постичь природу материи и атомов, из которых она состоит. Как же он стремится постичь природу сущности и атрибутов Бога?

Отступление от правильного метода и причины этого

Причиной неправильного понимания имен и качеств Всевышнего Аллаха является отступление от одного из трех перечисленных нами принципов. И в прошлом, и в настоящем заблуждения людей в данном вопросе можно было разделить на три категории.

1. Языческие заблуждения

Как сообщили Ибн ‘Аббас, Ибн Джурейдж и Муджахид, язычники искажали имена Всевышнего Аллаха, что-то прибавляли к ним, что-то убавляли от них, а потом нарекали ими своих истуканов. Имя аль-Лат произошло от имени Аллах, аль-‘Узза — от имени Аль-‘Азиз (Могущественный), Манат — от имени Аль-Маннан (Щедрый).

Свидетельством того, что язычники не признавали и отвергали многие имена Всевышнего Аллаха, является непризнание ими имени Ар-Рахман (Милостивый): «Но они не уверовали в Милостивого» (Ар-Ра‘д, 30);

«Когда им говорят: “Падайте ниц перед Милостивым!” — они говорят: “Что такое Милостивый?”» (Аль-Фуркан, 60).

Сюда же можно отнести тех, кто приписывает Аллаху недостатки, например, преступников из числа иудеев, которые сказали:

«Воистину, Аллах беден, а мы богаты» (Аль ‘Имран, 181);

«Иудеи сказали: “Рука Аллаха скована”. Это их руки скованы, и они прокляты за то, что они сказали» (Аль-Маида, 64).

2. Заблуждения антропоморфистов

Эти люди признают качества, которыми Аллах описал Себя, но не отрицают сходства между Ним и творениями. Они принимают последнюю часть прекрасного аята:

«Нет никого подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий» (Аш-Шура, 11), но не вникают в его начало. Если бы они задумались над его началом, им стало бы ясно, что нет никого похожего на Аллаха. И тогда они не осмелились бы произнести свои ужасные слова, от которых содрогаются тела и трепещут сердца. Они не стали бы говорить, что Рука, зрение и слух Аллаха похожи на наши руки, наш слух и наше зрение. Аллах превелик и бесконечно далек от того, что они говорят!

Они уподобляют Бога истуканам, и поэтому ранние мусульмане говорили, что антропоморфисты поклоняются идолу. Те, кто разделяет приведенные выше взгляды, являются неверующими и вероотступниками. Среди них были Давуд аль-Джавариби и Хишам бин аль-Хакам ар-Рафиди.

Еретические взгляды названных двух категорий противоположны: язычники возвысили творения до уровня Творца, приравняв их к Нему, а антропоморфисты опустили Творца до уровня творений, уподобив Его им. Аллах же превелик и далек от их измышлений и заблуждений!

3. Заблуждения тех, кто отрицает божественные атрибуты, можно разделить на три группы.

Джахмиты отрицают имена Аллаха и их значения и описывают Его, пользуясь только категориями отрицания

Please Login or Register to see this Hidden Content

. Их заблуждение фактически является неверием в Аллаха, таким же, как неверие язычников.

Мутазилиты признают имена Аллаха как слова, но отрицают заключенные в них качества совершенства. Они говорят: «Аллах — Ар-Рахман (Милостивый) и Ар-Рахим (Милосердный), но у Него нет милости. Он — Аль-Хаким (Мудрый), но у Него нет мудрости. Он — Аль-Кадир (Всемогущий), но у Него нет могущества. Он — Ас-Сами‘ (Слышащий), но у Него нет слуха и т.д.»

Ашариты признают лишь семь качеств — сифат аль-ма‘ани: жизнь (хайа), знание (‘илм), могущество (кудра), желание (ирада), слух (сам‘), зрение (басар), речь (калам). Все остальные божественные качества они отрицают

Please Login or Register to see this Hidden Content

.

Все, кто не верует в имена и качества Аллаха, кто уподобляет их качествам творений или отрицает божественные имена и качества, находятся в очевидном заблуждении. Они воспротивились Аллаху и Его Посланнику, не признали Коран и сунну. Их позиция настолько очевидна, что не нуждается в дополнительном разъяснении.

Зато есть необходимость в изобличении ошибочных взглядов тех мутакаллимов, которые заявляют о своем нежелании уподоблять Всевышнего Аллаха творениям и на этом основании отрицают божественные атрибуты, упомянутые в Коране и сунне. Пытаясь избежать уподобления, они интерпретируют атрибуты Аллаха вопреки их правильному смыслу

Please Login or Register to see this Hidden Content

.

Классификация божественных атрибутов, принятая у мутакаллимов

Шейх Мухаммад аль-Амин аш-Шанкити разъяснил классификацию атрибутов Всевышнего Аллаха, принятую сторонниками калама. Он разъяснил, какие атрибуты они признают, а какие отрицают, указал на их ошибки и неправильные выводы. Потом он рассмотрел коранические аргументы в пользу описания Аллаха этими качествами и доказал недопустимость их отрицания на том основании, что эти качества также присущи творениям. Атрибуты Аллаха приличествуют Его величию, тогда как качества творений соответствуют их слабости и бессилию.

Шейх разъяснил, что ученые, углубившиеся в каламические рассуждения, ссылаются на аргументы, которые они называют рациональными и которые основаны на логических аналогиях. Они делят качества Аллаха на шесть видов:

а) чувственные качества (сифат нафсийя);

б) качества, обладающие смыслом (сифат аль-ма‘ани);

в) адъективные качества (сифат ма‘навийя);

г) качества, описывающие действия (сифат фи‘лийя);

д) качества, отрицающие недостатки (сифат салбийя);

е) собирательные качества (сифат джами‘а).

Все остальные качества они считают релятивными, не существующими самостоятельно, и это создает им большие проблемы.


Please Login or Register to see this Hidden Content

Это значит: они не называют имен и качеств, которыми обладает Аллах, а лишь отрицают качества, которые не приличествуют Ему. Например, они говорят, что Аллах не глухой, не слепой, не мертвый и т.д. — Прим. переводчика.

Please Login or Register to see this Hidden Content

Абу аль-Хасан аль-Аш‘ари не разделял этих убеждений, и об этом мы поговорим, когда коснемся его воззрений относительно атрибутов Всеблагого и Всевышнего Творца.

Please Login or Register to see this Hidden Content

Шейх Хасан аль-Банна, шейх Хасан Айюб и некоторые другие современные авторы были снисходительны к поздним ученым, допускавшим такую ошибку. Они пытались сблизить позиции ранних (салаф) и поздних (халаф) ученых, но мы обязаны признать тот факт, что суждения поздних богословов, истолковывавших божественные атрибуты вопреки их очевидному смыслу, далеки от истины. Их нельзя сблизить с учением ранних мусульман, и даже доброе намерение не является оправданием для некоторых из поздних богословов, потому что доброе намерение не превращает ложь в истину.



Книга: Вера в Аллаха Автор : Умар бин Сулайман аль-Ашкар Переводчик : Эльмир Кулиев






Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей

Яндекс.Метрика