То, что противоречит единобожию, называется приобщением сотоварищей к Аллаху, или многобожием (ширк). Выражение شركته في أمر «шариктух фи амр» означает «стать партнером». В Коране сказано:
«…и позволь ему разделить со мной мою миссию» (Та ха, 32), т.е. сделай его моим партнером.
В исламском шариате принято делить «многобожие» на два вида.
Великое многобожие
Великое многобожие совершает тот, кто придумывает для себя иного господа, помимо Аллаха. Так поступают христиане, которые верят в троицу, и зороастрийцы, которые считают, что добро сотворено Светом, а зло — Тьмой, и сабии, полагающие, что небесные тела управляют миром. Им уподобляются многие из поклоняющихся могилам, полагающие, что души приближенных к Аллаху (вали) после смерти распоряжаются делами, удовлетворяют нужды, избавляют от печали, помогают тем, кто взывает к ним, и оберегают тех, кто прибегает к их покровительству. К великому многобожию также относится поклонение кому-либо, помимо Аллаха, будь то ангел, посланник, приближенный, солнце, луна, камень или человек. Это может быть любая форма поклонения, например, мольба, обращение за помощью, жертвоприношение, обет и т.д.
Многобожие не обязательно означает приравнивание творения к Аллаху
Приобщение сотоварищей к Аллаху не означает того, что человек приравнивает творение, которому он поклоняется, к Аллаху во всех отношениях. Если человек приобщил сотоварища к Аллаху, он уже считается многобожником, если даже он убежден, что его божество обладает меньшими знаниями и меньшим могуществом, чем Аллах.
Что же касается слов Аллаха:
«Клянемся Аллахом, мы пребывали в очевидном заблуждении, когда равняли вас с Господом миров» (Аш-Шу‘ара, 97-98), то здесь имеется в виду, что они любили и боялись их, надеялись на них и повиновались им так же, как Аллаху. Это не значит, что они признавали за ними такую же способность творить и создавать, как у Аллаха, ведь они считали Его Единственным Творцом.
Опасность такого многобожия
Великое многобожие крайне опасно, поскольку оно делает тщетными деяния. Всевышний сказал:
«Но если бы они приобщили сотоварищей, то стало бы тщетным все, что они совершали» (Аль-Ан‘ам, 88).
Обращаясь к Своему Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, Аллах сказал:
«Тебе и твоим предшественникам уже было внушено: “Если ты станешь приобщать сотоварищей, то тщетными будут твои деяния, и ты непременно окажешься одним из потерпевших убыток”» (Аз-Зумар, 65).
Совершающий такое многобожие будет вечно пребывать в Геенне. Аллах никогда не простит его, и он никогда не попадет в Рай:
«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает»
(Ан-Ниса, 48);
«Не уверовали те, которые говорят: “Аллах — это Мессия, сын Марьям”. Мессия сказал: “О сыны Исраила! Поклоняйтесь Аллаху, Господу моему и Господу вашему”. Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна, и у несправедливых не будет помощников» (Аль-Маида, 72).Величайшее преступление и самая ужасная несправедливость
Передают со слов ‘Абдуллаха бин Мас‘уда, что он спросил Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Какой грех перед Аллахом самый тяжкий?» Он сказал:
أَنْ تَدْعُوَ لِلَّهِ نِدًّا وَهْوَ خَلَقَكَ
«Взывать к кому-либо наравне с Аллахом, тогда как Он сотворил тебя». Хадис передали аль-Бухари и Муслим .Всевышний сказал:
«Многобожие — великая несправедливость» (Лукман, 13);
«Кто же приобщает сотоварищей к Аллаху, тот измышляет великий грех» (Ан-Ниса, 48).
Малое многобожие
К нему относятся, например, невыраженная показуха, притворство, не искреннее поклонение Аллаху, а совершение добрых дел иногда ради собственного удовлетворения, иногда ради получения мирской награды, иногда ради положения. В таких случаях доброе деяние частично совершается ради Аллаха, а частично — ради чего-то или кого-то другого. К этому виду многобожия относятся некоторые высказывания, например, клятва не именем Аллаха или слова «так пожелали Аллах и ты», «мне не на кого надеяться, кроме Аллаха и тебя».
Иногда, в зависимости от положения и намерения человека, все это может перерасти в великое многобожие.
Несмотря на то, что малое многобожие не выводит человека из ислама, совершающий его подвергает себя большой опасности. Его награда сильно уменьшается, а иногда его поступки становятся и вовсе бесполезными. В обоих «Сахихах» приводится хадис Абу Мусы аль-Аш‘ари о том, что к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришел какой-то мужчина и сказал: «Один человек сражается ради добычи, другой — ради славы, а третий — чтобы люди увидели его. Кто из них на пути Аллаха?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
مَنْ قَاتَلَ لِتَكُونَ كَلِمَةُ اللَّهِ هِىَ الْعُلْيَا فَهُوَ فِى سَبِيلِ اللَّهِ
«Кто сражается, чтобы возвысить слово Аллаха, тот на пути Аллаха» .В «Сахихе» Муслима приводится хадис Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, о том, что его Господь сказал:
أَنَا أَغْنَى الشُّرَكَاءِ عَنِ الشِّرْكِ ، مَنْ عَمِلَ عَمَلاً أَشْرَكَ فِيهِ مَعِى غَيْرِى ، تَرَكْتُهُ وَشِرْكَهُ
«Я не нуждаюсь в каком бы то ни было сотоварище. Я оставлю любого, кто своим действием приобщит ко Мне сотоварища, вместе с его многобожием» .В «Муснаде» сообщается, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
إِنَّ أَخْوَفَ مَا أَخَافُ عَلَيْكُمُ الشِّرْكُ الأَصْغَرُ . قَالُوا : وَمَا الشِّرْكُ الأَصْغَرُ يَا رَسُولَ اللَّهِ ؟ قَالَ : الرِّيَاءُ
«Более всего я опасаюсь того, что вы станете совершать малое многобожие». Люди спросили: «А что такое малое многобожие, Посланник Аллаха?» Он сказал: «Показуха». В версии, приведенной аль-Бейхаки в сборнике «Шу‘аб аль-иман», добавлено:
يَقُولُ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ لَهُمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ إِذَا جُزِىَ النَّاسُ بِأَعْمَالِهِمْ : اذْهَبُوا إِلَى الَّذِينَ كُنْتُمْ تُرَاءُونَ فِى الدُّنْيَا ، فَانْظُرُوا هَلْ تَجِدُونَ عِنْدَهُمْ جَزَاءً
«В день, когда Аллах воздаст людям за их деяния, Он скажет: “Ступайте к тем, перед кем вы показывали себя в мирской жизни, и посмотрите, найдете ли вы у них какое-нибудь вознаграждение”» .
Запрет на этот вид многобожия был ниспослан в словах Всевышнего:
«Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом»
(Аль-Кахф, 110).
Мишкат аль-масабих (49).
Аль-Бухари (281); Муслим (1904).
Джами‘ аль-усул (2651).
Мишкат аль-масабих (5334).
Вера в Аллаха Умар бин Сулайман аль-Ашкар Перевод: Э. Кулиев