Рафидиты основывались на враждебности к сподвижникам. На этой почве они считали вероотступничеством все, что пришло от их достоинств.
Вслед за ними появилась община хариджитов, последователей Абдаллаха ибн Сабаа, которые убили Усмана ибн Аффана, да будет доволен им Аллах, затем приступили к опорочиванию Али Ибн Абу Талиба, обвинили его в неверии, как обвинили в вероотступничестве всех сподвижников. Затем установили для них правило, которая заключалась в том, что они называли человека, совершившего смертный грех, неверным в земной и потусторонней жизни. Они были людьми невежественными, несведущими в текстах Шариата. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал о них, что они убивают последователей Сунны и избегают идолопоклонников. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал также, что у них нет правовых знаний о религии при их стойком поклонении невежеству. Характеризуя их, он сказал: "Вы пренебрегаете молитвой вашей вместе с их молитвой, и чтением вашим - с их чтением". В повествовании Муслима приводятся его слова о том, что люди, которые сами читают Коран, не должны противиться тому, чтобы они совершенствовались и что они не должны поражать религию своим отклонением от веры [подобно тому, как] поражает выпущенная [из лука] стрела. Поэтому, побуждая к их (хариджитов) убийству, он говорил: "Если вы встретите их, то убивайте, так как в Судный день воздаяние от Господа снизойдет для того, кто убьет их" (Муслим, Милостыня, гл. О побуждении к убийству хариджитов, 2/746, х.154).
И эта порочная община убила Али ибн Абу Талиба и сподвижников его, так как они выдвинули альтернативу, заявив, что будут учениками сподвижников, которые еще были при них и последовали за Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Они стремились к тому, чтобы самим судить об Исламском Шариате и его нормах, но хариджиты обвинили их в неверии. О тех, кто последовал за Абдаллахом ибн Сабаа, и выступивших против Усмана ибн Аффана, да будет милости к нему Аллах, и были вероломно убиты, говорил Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Затем появились джахмиты, последователи ал-Джахма ибн Сафвана. Они утверждали, что Аллах, Велик Он и Всемогущ, ни с кем не говорит и что Он незрим в мире потустороннем, что Он не возвышается над Троном и нет у Него тех признаков, которыми Он обладает. На основе этого джахмиты допускали вероотступничество и отвергали все, что ниспослано Аллахом в Его Книге и Сунне Его Посланника, в корне противореча всему этому.
Мутазилиты же утверждали, что тот, кто войдет в ад, никогда не выйдет из него. Они отвергали также признаки Всевышнего Аллаха и говорили о сотворенности Корана.
Подобно им поступали и килабиты, ашариты, мурджииты и все те общины, которые следовали по пути отрицания прекрасных имен и признаков Аллаха. Они отходили от текстов и обращались к разуму, принимая за веру все то, что поддается их осмыслению и отвергая то, что осмыслить они не могли. Между тем разум не является мерилом того, чтобы на его основе отвергать тексты Шариата, изложенные в Книге Аллаха и Сунне Его Посланника, так как носителей всевозможных умозаключений много, вследствие чего, то, что принимается джахмитами, может быть отвергнуто рафидитами и мутазилитами. Однако они обусловливали свою помощь и покровительство на тех основах и правилах, которые согласовывались с их разумением, и тех людей, кто соглашался с ними, они облагодетельствовали, только их они принимали и к ним лишь были лояльны.
Тех же, кто противоречил им, они отвергали, против них они враждовали, подвергали их притеснениям.
Разъясняя проблему, связанную с обвинением в неверии, упоминая общение имама Ахмада ибн Ханбала с мутазилитами и его взаимоотношения с теми, кто не соглашался с их ложными идеями, Ибн Таймийа приводит свидетельства, которые, если мы сравним их с современными течениями и группами, дают нам возможность понять степень противоречий между ними.
В своей книге "Фатвы" (12/488) шейх-уль-Ислам Ибн Таймийа говорит, что имам Ахмад, например, вразумлял джахмитов, которые твердили о сотворенности Корана, отвергали признаки Аллаха, противоречили Его текстам и мнению всех ученых его времени, они порочили правоверных, которые не соглашались с ними, подвергая их гонениям, тирании и смерти, они отказывали их в дружеском общении, лишали их средств пропитания, не защищали их от нападок врагов, вследствие чего многие подверглись порочному влиянию джахмитов. Они же в свою очередь обвиняли в неверии всех тех, кто к ним не присоединялся, кто не соглашался с их идеями об отрицании признаков Аллаха, например, с высказыванием о том, что Коран не имеет божественного происхождения. В отношении своих противников они сами принимали решение, называя их неверными, отказывая им в покровительстве, они запрещали им обращаться за помощью к байту-л-мал, не вызволяли из неволи пленных мусульман, если те отказывались разделять их порочные мнения.
Тех, кто соглашался с мнением о сотворенности Корана, они непосредственно причисляли к вере, а несогласных с этим называли лишь сторонниками веры (ахл ал-иман). Выступавших против джахмизма убивали, подвергали пыткам и заточению.
Такие отношения имели место между сектами и сторонниками Сунны и Джамаата, последователями победоносной общины, к которой принадлежал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники, как говорит об этом Ибн Таймийа.
В то же время многие современные авторы, занимающиеся проповедничеством и миссионерством, объединением мусульманской общины и мусульман, полагают, что возрождение основ религии и обращение на это внимания молодежи, является базой для последующего построения общества, как сделал это Избранный Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Ибо суть вопроса - в реформировании человеческих душ. Исследователи в вопросах веры раскапывают то историческое, что находится слишком глубоко, в том смысле, что повествуют о сектах в соответствии с их мнением о необходимости изучения истории прошлого. Что касается конкретно людей, то они как личности ушли из истории, но остались идеи и пути, всевозможные направления, верования, убеждения, они продолжают быть распространенными. Для этого мы и проводим сравнение между прошлыми и современными путями и направлениями