Вопрос № 59905
У меня есть друг в одной из арабских стран, где «День матерей» является официальным праздником, который он отмечает вместе с сестрами и братьями в честь их матери. Сейчас он хочет прекратить все это. Однако, его мать рассердится, т.к. она привыкла к празднованию этого дня, которое стало обычаем в их стране. И он боится вызвать гнев матери, которая будет очень недовольна и скорее умрет, чем согласится с ним. Он пытался ее убедить в том, что это харам, однако она не согласилась с его доводами из-за царящей в стране атмосферы. Что же ему делать? Дайте нам, пожалуйста, совет. Да смилуется над вами Аллах.
Ответ:
Хвала Аллаху!
Празднование «Дня матери» является новшеством, которое не совершал ни пророк (да благословит его Аллах и приветствует), ни его сподвижники (да будет доволен ими Аллах). Это также является подражанием кафирам, отличаться от которых нам было велено. Поэтому не разрешается ни отмечать этот день и повиноваться в этом матери, ибо пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Нет повиновения в непослушании, поистине повиновение лишь только в одобряемом». (Аль-Бухари; Муслим, 1840).
Ему следует продолжать оказывать ей почет и делать добро, стараясь убедить ее в том, что празднование этого дня является одним из нововведений, ибо пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Наихудшими из дел являются нововведения и каждое нововведение ведет к заблуждению» (Муслим, 867). В хадисе, приведенном Ан-Насаи (1578) имеется дополнение, где говорится: «и каждое заблуждение ведет в огонь»
Мать имеет полное право, чтобы к ней относились с почтением, добротой, с уважением и поддерживали бы с ней родственные связи всю ее жизнь. В чем же смысл ограничиваться лишь одним днем для оказания ей почитания. Более того, это новшество перешло к нам из тех обществ, где неповиновение родителям получило широкое распространение и где они не находят иного убежища ,помимо домов для престарелых. Здесь они остаются одни, и никто не навещает их, и все свое время они проводят в страхе и сожалениях. Поэтому в этих обществах полагают, что почтение, оказанное матери один день, смоет грехи непослушания за весь остальной год.
Однако мы мусульмане, которым приказано оказывать почтение родителям, и поддерживать родственные связи и запрещено выказывать неповиновение по отношению к ним. И в нашей религии матери было дано такое право, которого не было дано ей ни в одной другой религии. Право матери предшествовало праву отца, как об этом было передано Аль-Бухари (55/4) и Муслимом (4621) в хадис от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах): «(как-то раз) один человек пришел к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и спросил: «О, посланник Аллаха, кто из людей более всего достоин того, чтобы я с ним хорошо обходился?» Он сказал: «Твоя мать» (этот человек) спросил: «А кто потом?» Он сказал: «Твоя мать» (человек) спросил: «А кто потом» Он сказал: «Твоя мать» (человек снова) спросил: «А кто потом?» - (и тогда) он сказал (ему): «Твой отец».
Почитание матери не прекращается даже после смерти. Что выражается в совершении погребальной молитвы (салята) по ней, дуа за прощение ее грехов, исполнении завещания и почитания родственников и друзей ее.
Так давайте крепко придерживаться этой великой религии, соблюдая этикет и постановления ее, ибо в ней заключается довольство и сострадание.
Шейх Али Махфуз (да смилуется над ним Аллах) разъясняя то, каким образом празднование «Дня матери» является уподоблением кафирам:
«Разъясняя опасность отмечания праздников ,не являющихся мусульманскими, пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сообщает о том, что в его общине появятся люди или группы людей, которые последуют за людьми Писания и воспримут некоторые из их обычаев и традиций». Передают со слов Абу Саида аль-Худри (да будет доволен им Аллах), что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Вы последуете по пути тех, кто был до вас пядь за пядью, локоть за локотем ,вплоть до того, что если они войдут в нору ящерицы, вы последуете за ними». Мы спросили: О, посланник Аллаха (ты имеешь в виду) евреев и христиан?» Он ответил: «А кто еще?» (Аль-Бухари, Муслим)
Любовь к подражанию, хотя и существует в сердце людей, запрещена по Шариату, особенно, если объект подражания отличается от нас по своему вероубеждению и образу мышления. В частности, ими являются идеология, акты поклонения, ритуалы и обычаи. В настоящее время, когда произошло ослабление мусульман, подражание своим врагам получило широкое распространение среди них. И многое из обычаев и традиций Запада, без различия ,является ли это товарами потребления или же поведением, широко распространилось среди них. И одним из этих обычаев и явилось празднование «Дня матери».
Шейху Мухаммеду Салиху ибн Усеймину был задан вопрос о справлении этого праздника, на что он ответил: «Все праздники, отличающиеся от мусульманских, являются новшествами. Они не были известны во времена праведных салафов. Возможно также, что они перешли к нам от немусульман. Наряду с новшествами, в них заключается уподобление врагам Аллаха (Преславен Он и Велик)».
Установленные же Шариатом праздники хорошо известны среди мусульман. Это – Ид-аль-Фитр (Праздник Разговения) и Ид-аль-Адха (Празник жертвоприношения), а также еженедельный праздник – день пятницы. В исламе не существует праздников ,помимо этих трех. Все же праздники, привнесенные в религию ,помимо этих, будут отвергнуты, согласно Шариату Аллаха (Преславен Он и Велик), т.к. они являются новшеством и ложью. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «(Дело того), кто внесет в наше дело то, что не имело к нему отношения, (будет) отвергнуто». (Аль-Бухари, Муслим), т.е. будет обратно возвращено нему и не будет принято Аллахом. Или же: «Любое дело того, кто совершит нечто несоответствующее нашему делу, (будет) отвергнуто».
Из выше сказанного становится ясно, что не разрешается мусульманину проявлять какие-либо признаки празднества по случаю «Дня матери», т.е. выказывать признаки радости и счастья, преподносить подарки и т.п.
Мусульманину следует гордиться своей религией и не преступать границ, установленных Аллахом Всевышним и его посланником (да благословит его Аллах и приветствует) ,и которую Аллах избрал для рабов своих. И не следует мусульманину ни добавлять и не извлекать из нее что-либо. Что же следует также делать мусульманину , так это не следовать за каждой появившейся новой идеей. Более того, его характер должен соответствовать требованиям, установленным Шариатом Аллаха, т.е. он должен быть лидером, а не подчиненным, быть примером для подражания, но не стремящимся к подражанию. Ибо Шариат Аллаха (Хвала Ему) является во всех отношениях совершенным, как об этом сказал Всевышний: Вам запрещены мертвичина,кровь,мясо свиньи и то,над чем не было произнесено имя АЛлаха (или ,что было зарезано не ради АЛлаха),или было задушено ,или забито до смерти или подохло при падении или заколото рогами или задрано хищником ,если только вы не успеете зарезать его ,и то,что зарезано на каменных жертвенниках (или для идолов),а также гадание по стрелам.Все это есть нечестие .Сегодня неверующие отчаялись в вашей религии.Не бойтесь же их ,а бойтесь Меня.Сегодня Я ради Вас усовершенствовал вашу религию ,довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам.Если же кто-либо буден вынужден пойти на это(на употребление запрещенных продуктов )от голода,а не из склонности к греху ,то ведь АЛлах Прощающий,Милосердный (5:3) [/u]Право же матери огромно, чтобы быть отмеченным лишь одним днем в году. Более того, право матери над ее детьми заключается в том, чтобы они заботились о ней, были внимательными по отношению к ней, слушались бы ее везде и всегда, дабы не привело бы ослушание ей к неподчинению Аллаху (Преславен Он и Велик).
«Сборник фетв Шейха Ибн Усеймина» (2/301)
См. вопрос № 10070