Перейти к содержимому

Close
Фотография

Алчность = Скупость+Несправедливость


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1 Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 24 мая 2010 - 14:53


bismi

Алчность = Скупость+Несправедливость


Хоть разум и шариат определяет грехи как скверное и порицаемое в природе человека есть жажда к грехам. Также у нафса человека есть такая особенность как нелюбовь к тому, чтобы другой человек выделялся чем-нибудь от нее или превосходил в чем-либо. Наоборот, нафс хочет, чтобы у него было тоже, что и у другого нафса. Это наименьшая степень зависти (хасад), именуемая ревность (гъибтъа). Также нафс хочет возвышения и преобладания над другими; он завидует, желая исчезновения блага у другого даже это и не происходит. Ведь нафс одолевают чувства высокомерия, нечестия, надменности и зависти и как следствие нафс будет пытаться выделиться среди других. Что уже говорить о том, если нафс увидит превосходство другого нафса.

Справедливый из нафсов такой, который любит равенство и общность, остальные же завистливы и несправедливы (желающие исчезновения блага и добра у другого). Преобладание нафсов над другими может происходить в области мубахов и в области харамов. И если какой-нибудь нафс выделяется среди других в таких мубахах, как еда, питье, жены, одежда, верховые животные, имущество, то у других нафсов возникают несправедливость, жадность и зависть. Первопричиной же всех этих страстей является алчность (ненасытность, жажда).

В связи с этим в «Сахихе» передается от пророка (с.а.в.), как он сказал:

عن النبي صلى الله عليه و سلم انه قال إياكم والشح فان الشح اهلك من كان قبلكم امرهم بالبخل فبخلوا وامرهم بالظلم فظلموا وامرهم بالقطيعة فقطعوا

«Опасайтесь алчности, ведь алчность погубила тех, кто был до вас. Она приказала им скупость, и они поскупились. Она приказала им несправедливость, и они причиняли несправедливость. Она приказала им порывание родственных связей, и они порвали.» - (Бухари, Закят, 46; Муснад Ахмада 2/160)


По той же причине Всевышний Аллах, описывая ансаров, сказал:

وَالَّذِينَ تَبَوَّؤُوا الدَّارَ وَالْإِيمَانَ مِن قَبْلِهِمْ يُحِبُّونَ مَنْ هَاجَرَ إِلَيْهِمْ وَلَا يَجِدُونَ فِي صُدُورِهِمْ حَاجَةً مِّمَّا أُوتُوا وَيُؤْثِرُونَ عَلَى أَنفُسِهِمْ وَلَوْ كَانَ بِهِمْ خَصَاصَةٌ وَمَن يُوقَ شُحَّ نَفْسِهِ فَأُوْلَئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ

«А те, которые жили в доме (Медине) и обрели веру до них, любят переселившихся к ним (мухаджиров-мекканцев) и не находят в груди своей никакой нужды (зависти) к тому, что им даровано. Они дают предпочтение пред собой, хотя бы и было у них стеснение. И кто уберегся от алчности самого себя (нафса), - те суть преуспевшие!» - (59/9)




Также передается, что люди заметили Абдур-Рахмана бин Ауфа, когда он делал обход Запретного Дома и молился словами:

رب قنى شح نفسي رب قني شح نفسي رب قنى شح نفسي فقيل له في ذلك فقال اذا وقيت شح نفسي فقد وقيت البخل والظلم والقطيعة

«О господь! Спаси меня от алчности моего нафса. О господь! Спаси меня от алчности моего нафса. О господь! Спаси меня от алчности моего нафса.». Люди спросили его об этом и он ответил: «Коль скоро я спасусь от алчности своего нафса, я спасусь от скупости, несправедливости и порывания родственных связей».


Алчность это сильная жажда нафса, порождающая с одной стороны скупость, которая заставляет человека не давать то, что он должен дать, и с другой стороны несправедливость, которая заставляет покушаться на имущество других; и также порождающая прерывание родственных связей. Алчность вызывает зависть, то есть чувство досады и раздражения, обусловленное превосходством другого в какой-нибудь вещи и желание уничтожения оной. Соответственно зависть содержит в себе два элемента: скупость и несправедливость. Скупость это нежелание того, чтобы нечто убыло от себя, несправедливость же желание того, чтобы нечто убыло от другого. Если положение таково в случае с мубахами, то, что уже говорить о харамах, таких как прелюбодеяние, распитие алкоголя и тому подобное. Когда некто выделяется в харамах, то вызываемое этим нелюбовь может быть двух видов. Первая неприязнь это та же самая неприязнь, что и в случае с мубахами, связанная с ревностью и завистью. Вторая неприязнь – правая неприязнь, вызванная отвращением к нарушению прав Аллаха.

Соответственно грехи делятся на три категории:

Первая категория, это когда человек причиняет несправедливость людям. Например, покушаться на их имущество, ущемлять их права, завидовать и тому подобное. Вторая категория это причинять несправедливость только самому себе. Например, распивать алкоголь, прелюбодействовать, не причиняя вреда другим. Третья категория: обобщающая две первых категории. Например, когда представитель власти забирает у людей имущество, прелюбодействует с ними; распивает с ними алкоголь; или например, склоняет человека к прелюбодеянию с ним, возвышая его над людьми или угрожая ему вредом, как это бывает с теми, кто имеет влечение к некоторым женщинам или детям.

Сказал Всевышний Аллах:

انما حرم ربي الفواحش ما ظهر منها وما بطن والاثم والبغي بغير الحق وان تشركوا بالله ما لم ينزل به سلطانا وان تقولوا على الله مالا تعلمون سورة الاعراف 33

«Скажи: "Господь мой запретил только мерзости, как явные из них, так и скрытые, грех, притеснение (людей) без права, и чтобы вы придавали Аллаху в сотоварищи то, о чем Он не низвел доказательства и власти, и чтобы говорили против Аллаха то, чего не знаете.» - (7/33)

Источник: Шейхульислам Ахмад бин Таймия
Побуждение к добру и удержание от зла






Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей

Яндекс.Метрика