Перейти к содержимому

Close
Фотография

Препятствия такфира


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1 BARIRA

BARIRA

    Umm Yahya

  • Администраторы
  • 1 348 сообщений

Отправлено 27 января 2010 - 18:10

Джахилия может быть принята, как оправдание или препятствие, если не может устранить ее по некоторым причинам, связанным с ним самим или источником знания.

Но если при имеющейся возможности узнать и устранить свою джахилию он этого не делает, то он не имеет оправдания, и даже если он не знает, хукм его – хукм знающего. Такого положение отвернувшегося от религии Аллаха.

Такого положение человека, до которого дошла Книга Аллаха Тааля, но он не старается узнать для чего Аллах Тааля создал его и познать Коран. Аллаху Тааля сказал о таких так:

Что же с ними? Почему они уклоняются от Назидания, словно напуганные ослы, бегущие от стрелка (или льва)? (Завернувшийся, 49-51)

Скажи: "Чье свидетельство является самым важным?" Скажи: "Аллах - Свидетель между мною и вами. Этот Коран дан мне в откровение, чтобы я предостерег посредством него вас и тех, до кого он дойдет. (Скот, 19)

Тот, кто отворачивается от Таухида, утопает в болоте ширка, придает сотоварища Аллаху притом, что до него дошел Коран, не имеет оправдания по причине своей джахилии. Потому что впал в эту джахилию по той причине, что отвернулся от понимания Корана. Все алимы единогласны в отсутствии оправдания для того кто имея возможность изучать Коран не стал этого делать. Разногласие есть лишь в вопросе наличия оправдания для человека, не имевшего такую возможность.

Потому что религия Аллаха Тааля дошла даже до детей, Книга Аллаха Тааля и разъясняющая ее Сунна Посланника (мир ему и его семье) дошли до всех. И у каждого есть возможность изучать их. Поэтому нет другой веской причины не знать Коран, кроме отказа изучать его. Особенно нет этому оправдания в вопросе Таухида, который знаком и известен не только мусульманам, но и христианам и иудеям.

Как сообщил Каррафи, алимы вывели шариатское правило:

Нет худжа для мукалляфа, который в состоянии устранить джахилию в любом ее виде.(аль-Карафи, аль-Фурук, 4/264, 2/149-151)

Ибнуль-Лаххам сказал так:

Незнающий хукма имеет оправдание до тех пор, пока не проявляет небрежности и недостатка в стремлении узнать его. Если же есть недостаток и небрежность в этом, он не имеет никакого оправдания. (Ибнуль-Лаххам, аль-Каваид валь-Фаваидуль-Усулия, 58)

У препятствия джахилии много деталей. Алимы нашего времени высказали по этому поводу много мнений доходящих до крайностей (до ифрата и тафрита). Некоторые ошиблись, считая, что нет такого препятствия, как джахилия, и сделали такфир тем, кому не делали такфир Аллах и его Посланник. Другие же взяли понятие джахилии гораздо шире должного и преступили в этом пределы установленные Аллахом Тааля. И даже сочли оправданными упорствующих муртадов и отворачивающихся кафиров.

Хотя те, кого они пытаются оправдать, по своему желанию и воле, по причине своей любви и привязанности к мирской жизни не стали изучать религию Аллаха Тааля. Притом, что эти люди являются учеными в любом малом и большом мирском деле, мы не видим, чтобы они хотя бы повернули голову в сторону изучения того, что Аллах Тааля изучать сделал фарзом. Хотя возможности изучать широки, Коран и Сунна находятся перед ними. Про них Аллах так сказал:

Они знают о мирской жизни только явное и беспечны к Последней жизни. (Румы, 7)

Тот человек имеет оправдание джахилией, как одним из препятствий для такфира, который, несмотря на имеющиеся у него знания о Таухиде не может постигнуть некоторых скрытых вопросов, требующих объяснения. Например, вопрос имен и сыфатов Аллаха относится к таковым. Есть шариатские далилы на то, что приверженец Таухида не знающий этих вопросов имеет оправдание, нельзя делать ему такфир до того, как до него будет доведенна худжа (доводы).

Как указанно в хадисе:

Человек, не совершивший за всю жизнь ни одного благого дела кроме Таухида завещал, чтобы после смерти его тело сожгли, а пепел развеяли по ветру, и сказал своим детям: «Валлахи, если мой Господь достаточно могучий, чтобы оживить меня, он подвергнет меня таким мучениям, каким не подвергнет никого другого». (Имам Ахмад р. передал от Абу Хурайры р.а.(сахих) и от Ибн Масуда р.а.(мавкуф) в своем Муснаде)

Этот человек был джахилем в вопросе того, что Аллах обладает безграничной силой и способен воскресить его, даже если тело обратится в пепел. Несмотря на это он был прощен Аллахом Тааля из-за его приверженности к Таухиду и страха перед Аллахом Тааля. Это доказательство того, что мутебер джахилия является достоверным оправданием.

Ибн Таймия р., отвечая возразившим против предложения «это акида спасшейся группы», использованного им в своей книге «аль-Акидатуль-Васития», важная часть которой посвящена именам и сыфатам Аллаха Тааля, высказал следующее:

«Не обязательно, чтобы погиб каждый, кто не последовал какому-либо положению этой акиды. Потому что непоследовавший может ошибиться будучи муджтахидом. Аллаху Тааля простит ему его ошибку. Либо же он может не обладать достаточным знанием, что бы быть извещенным в этом вопросе.» Маджмууль Фатава, 3/116.

Человек, недавно принявший Ислам или живущий очень далеко от людей, чтобы изучить Ислам в деталях имеет оправдание в вопросах, о которых он не знает, до тех пор, пока не замарает себя ширком. Ранее мы показали (в других главах книги), что Ибн Таймия разделил абсолютный (общий) и определенный (частный) такфир, и что для определенного (частного) такфира обязательно нужно рассмотреть условия и препятствия.

Ибн Таймия приводит такой пример этому:

«Недавно принявшие Ислам или выросшие там, куда не дошел шариат, или же подобные тем, кто по ошибке решил, что уверовав и совершая благодеяния они выходят из под запрета на выпивку, люди, до которых не дошла худжа, должны быть извещенны и призванны к покаянию.

Подобно тому, как некоторые из саляфов до тех пор отрицали какие-то вещи, пока не убеждались в том, что на это есть строгое указание Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Вопрос о том, что в Ахирате Аллах Тааля покажется своим рабам, а также и некоторые другие вопросы подвергались ими сомнению, пока не спрашивались и узнавались у Посланника. Людям в таком положении не делается такфир прежде, чем будет доведенна худжа.

Потому что Аллах Тааля сказал:

Мы отправили посланников, которые несли благую весть и предостерегали, дабы после пришествия посланников у людей не было никакого довода против Аллаха. Аллах - Могущественный, Мудрый. (Женщины, 165)

Ведь Аллах Тааля простил этой умме совершенное по ошибке и по забывчивости.» Маджмууль Фатава, 35/101.

Ибн Хазм рахимахуллах сказал так:

«Человек, ставший мусульманином, но еще не знающий хукмы Ислама, и по причине того, что до него не дошли хукмы Аллаха Тааля верящий в дозволенность выпивки и необязательность намаза не станет кафиром. Но если после того как до него дойдет худжа он останется в прежнем положении, по единогласию иджмы он станет кафиром.» Аль-Мухалля, 13/151.

В другом месте Ибн Хазм сказал:

«Тот, кто не может овладеть информацией о религиозных ваджибах считаются оправданными и не должны порицаться. Так как Коран ниспосылавшийся Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, в Медине и установленные хукмы не достигали Джафара бин Абу Талиба, да будет доволен им Аллах, который находился в Эфиопии. Потому что не было транспорта между этими двумя местами. Они шесть лет прибывали в этом состоянии. Совершение запретного и оставление фарзов не принесло им вреда в их религии.» Аль-Фасль, 4/105.

Ибн Кудама в части «Китабуль-Муртад» своего труда «Аль-Мугни» сказал так:

«Нет ихтиляфа (разногласия) в том, что оставляющий намаз, отрицая его обязательность, является кафиром, если он не из тех, кто не знает, что намаз это фарз. И только в том случае не выносится хукм куфра человеку, не знающему об обязательности молитвы, если он недавно принял Ислам, или вырос за пределами исламской земли, или из-за того, что он живет вдалеке от знаний или алимов. Если же после того, как ему объяснят обязательность этого и предоставят доказательства, он будет отрицать, то станет кафиром. И этот хукм таков для всех принципов Ислама.

Алимы приводят далилом на это хадис от Абу Вакида аль-Лейси, переданный Тирмизи:

Когда мы выступили на битву при Хунейне с Посланником, да благословит его Аллах и приветствует, мы были только что принявшими Ислам. У мушриков было дерево вокруг которого они собирались и развешивали на нем свое оружие. Оно называлось Зату Анват. Проходя мимо такого дерева мы сказали: «О посланник Аллаха! Назначь и нам Зату Анват, как у мушриков».

На это Посланник ответил: «Аллаху Акбар! Это Сунна Аллаха. Клянусь Аллахом, в руке которого находится моя душа, вы сказали подобное тому, что сказали сыны Израиля Мусе. Они сказали: «Сделай нам идола, как у них». Муса ответил: «Вы племя джахилей». А вы последовали вашим предшественникам».

Те из алимов, которые принимают этот риваят, как достоверный, считают его далилом на то, что не делается такфир человеку, совершившему по джахилии куфр, если он оставляет это, когда его призывают отказаться от этого действия. Тайсиратуль-Азизиль-Хамид Шархи Китабит-Таухид, 185.

Но в этом риваяте нет положения, которое используют современные мурджииты, как далил для совершивших самый большой ширк и поэтому ставших мушриками тагутов и их помощников. Потому что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, разгневался на просьбу сахабов, да будет доволен ими Аллах, и выступил против нее, но оправдал их и не сделал им такфир. Вместе с тем он не счел оправданными мушриков совершавших ширк в то же самое время.

Сахабы по причине незнания попросили такую вещь у Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Так как они только что приняли Ислам, они решили, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, имеет полномочия назначить им дерево, под которым они стали бы поклонятся Аллаху Тааля. Они не совершили ширк и не встали на путь, ведущий к ширку. Поэтому надо остановиться на том, на чем остановился далил, и следовать лишь до той точки, до которой доходит этот далил.

Пока человек не совершает явного ширка или куфра, следует считать оправданным по причине незнания того, что он делает ширк или куфр. При том, что ниспосланный Аллахом Тааля как милость и оберегаемый Им по сей день Коран, которым Он предостерегает людей, сегодня есть везде, нет оправдания незнанием в известных и явных вопросах ширка и куфра, для устранения которых был послан Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, о чем знают даже иудеи и христиане.

Тот, кто говорит слово или совершает действие ширка и куфра, при том, что до него дошло предупреждение, не спасется по причине джахилии от того, чтобы стать кафиром и вкусить адские муки. Потому что джахилия таких людей не по причине отсутствия возможности узнать, а, напротив, по причине того, что они отвернулись от знания.

То как ответил Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, человеку спросившему о своем отце явно указывает на это: «И твой отец, и мой отец в огне». (Муслим от Анаса(марфу). Из этого же ряда хадис от имама Ахмада «и моя мать и твоя мать в огне». У Муслима есть и такой риваят: «Я спросил разрешения у Аллаха, чтобы молиться о прошении для моей матери, но он мне не позволил»

А ведь отцы задавшего вопрос и самого Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, были из тех, о ком Аллах Тааля сказал:

«Чтобы ты предостерег людей, отцов которых никто не предостерег, из-за чего они оставались беспечными невеждами.» (Йа Син, 6)

«Или же они скажут: "Он измыслил его"? Нет, оно является истиной от твоего Господа, чтобы ты предостерег людей, к которым до тебя не приходил предостерегающий увещеватель, - быть может, они последуют прямым путем.» (Поклон, 3)

Не смотря на то, что к ним не приходил увещеватель, они не были оправданны за их ширк по джахилии. Потому что для предупреждения явного ширка Аллах Тааля показал явные далилы, послал посланников, чтобы известить и отвести людей от него, ниспослал все писания, чтобы устранить его.

Для этого же был ниспослан и Коран, который является последним писанием и который Он обязался оберегать. О том, что родившиеся после ниспослания этой Книги имеют оправдания в вопросах ширка по джахилии, нет и речи.

Говоря о тех, кто совершил непростительный грех оскорбления и ругательства в адрес Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, Кади Ияд сказал следующее:

«Известно положение того, кто бездумно скажет грязные слова или обругает. Если подтвердится далилами намеренное оскорбление или поношение Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, по джахилии, в опьянении или небрежной речи, по вспыльчивости, злости или заносчивости, без колебаний становится действительным решение об убиении. Потому что джахилией никто не оправдан в куфре». Аш-Шифа, 2/231.

Кади Ияд показывает своими словами, что никто не имеет оправдания джахилией в таком явном куфре, как оскорбление Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. В то же время сам Кади Ияд говорил о том, что надо избегать такфира приверженца единобожия, совершающего намаз, за то, что он совершил путем неправильного толкования.

Абу Мухаммад Асым аль-Макдиси.

Книга «30 положений о предостережении от крайностей в такфире», глава «Препятствия такфира».

ИА «Milleti-ibrahim»





Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей

Яндекс.Метрика