Перейти к содержимому

Close
Фотография

Будет ли никах правильным, если о нем не знают родители.


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 7

#1 Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 16 марта 2008 - 11:39

Обязательно ли согласие отца девушки для ее вступления в брак?

Большинство богословов – Али б. Абу Талиб, Умар б. аль-Хаттаб, Ибн Аббас, Ибн Умар, Ибн Масуд, Абу Хурейра, Аиша, аль-Хасан аль-Басри, Ибн аль-Мусаяб, Ибн Шубрума, Ибн Абу Лейла, Ахмад, Исхак, аш-Шафии и др. – считали, что согласие опекуна невесты и его присутствие на бракосочетании обязательно, и в случае невыполнения этого условия брак считается недействительным.

Если же поступившие так люди уже вступили в половую близость, то они должны расстаться, и брачный дар при этом остается женщине. Это мнение – самое достоверное по этому вопросу, и оно опирается на целый ряд доказательств. Ахмад и Ибн Маджа передали со слов Аиши, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Нет бракосочетания без опекуна, и султан – опекун той, у которой нет опекуна". Аль-Бейхаки передал со слов Имрана, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Нет бракосочетания без опекуна и двух справедливых свидетелей". Аль-Албани назвал эти сообщения достоверными.
Ибн Маджа и ад-Даракутни передали со слов Абу Хурейры, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Одна женщина не может выдать замуж другую, и женщина не может выдать замуж саму себя. Поистине, саму себя выдает замуж прелюбодейка".

Ибн Хаджар и другие знатоки хадисов отметили, что последняя фраза в этом хадисе принадлежит самому Абу Хурейре.

Несмотря на это, богословы ханифитского толка считают, что присутствие опекуна необязательно. Абу Саур считал, что женщина может выдать себя замуж, но только с согласия опекуна. Однако эти суждения недостоверны и противоречат ясным и недвусмысленным высказываниям Пророка, мир ему и благословение Аллаха.

По мнению большинства ученых, опекуном могут быть только родственники невесты по мужской линии. Правом на опекунство над свободной женщиной обладает отец (дед и другие прямые родственники по восходящей линии). Если их нет в живых, то опекунство переходит последовательно к сыну (внуку и т.д. по нисходящей линии); родному брату (по отцу и по матери); брату по отцу; сыновьям братьев (внукам и т.д. по нисходящей линии); дядьям со стороны отца; их сыновьям (внукам и т.д. по нисходящей линии); дядьям отца. Если этих родственников нет, то опекуном может стать тот, кто подарил свободу (если раньше женщина была в рабстве). В случае отсутствия перечисленных выше лиц опекунство переходит к ближайшему родственнику по мужской линии. Родственники матери, по мнению большинства ученых, не могут быть опекунами невесты. Если таковых нет, то опекунство переходит к представителям властей. То же самое относится к тем случаям, когда человека лишают право на опекунство (например, если он не исповедует ислам) или когда он отказывается выдать девушку замуж. А лучше всего об этом известно Аллаху.

Э.Кулиев
8 августа 2004 г.


#2 Башкирочка

Башкирочка
  • Пользователи
  • 938 сообщений

Отправлено 28 апреля 2008 - 11:23

у меня отца нет в живых

#3 Марьяма

Марьяма
  • Мусульманка
  • 3 348 сообщений

Отправлено 16 июня 2008 - 11:55

Изображение сестра за информацию Изображение

Quote (Башкирочка)
у меня отца нет в живых

Прими мои саболезнования сис... Изображение
Но иншаАллах, брат папы или кто ещё найдётся кто сможет быть твоим Уалимом на свадьбе Изображение Изображение Изображение Изображение


#4 Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 20 июня 2008 - 17:08

Изображение

Please Login or Register to see this Hidden Content

Please Login or Register to see this Hidden Content

Вопрос #48992: Мусульманка вышла замуж без ведома семьи

Я китаянка вышла замуж за ливанца. Основной причиной для этого стало то, что я приняла Ислам… мы женились по Исламским законам, но свадьба была совершена без ведома наших семей, из-за тяжелых условий. Считается ли это харамом? Я имею ввиду против Корана?
Ответ

 

Вся хвала Аллаху.

 

Доводы из Корана и Сунны указывают на то, что женщине не следует выходить замуж без вали (попечителя), который отстаивал бы ее интересы и смотрел бы за ней, чтобы она не была обманута шайтанами из мужчин. Аллах сказал (перевод смысла):

«Посему женитесь на них с разрешения их семей и давайте им вознаграждение достойным образом, если они являются целомудренными, а не распутницами или имеющими приятелей»  (4:25)

От Абу Муссы аль Ашари передано, что Пророк ( да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Нет замужества без вали» Передано пятью передатчиками и оценен сахих ибн Мадини.

Тирмизи сказал: «Это правильное мнение по этому вопросу, основанное на хадисе Пророка ( да благословит его Аллах и приветствует): «Нет замужества без вали» согласно ученым из числа сподвижников посланника Аллаха ( да благословит его Аллах и приветствует), таких как Умар ибн Хаттаб, Али ибн Талиб, Абдуллах ибн Аббас, Абу Хурайра и др.

Если один из ваших близких родственников мусульманин, такие как ваш отец, брат, кузен, то он ваш вали в замужестве, и ваше замужество не действительно без его разрешения и согласия. Ему следует составит брачный договор или назначить кого либо вместо себя.

Если ваши ближайшие родственники не мусульмане, то кяфир не может быть вали для мусульманина.

Ибн Кудама сказал: «Кяфир не может быть вали для мусульманки ни при каких ситуациях, согласно иджме ученых»

Ибн Мунзир сказал: «Те у кого мы приобрели знания единогласны в этом»

Имам Ахмад сказал: «Мы слышали, что Али разрешил замужество устроенное братом, но он запретил замужество устроенное отцом христианином» Al-Mughni, 7/356. 

И мусульманин не может быть попечителем для своих детей кяфиров. Шейх уль Ислама спросили о человеке, принявшем Ислам; является ли он вали для своих детей ахли Китаб?

Он ответил: «Он не может быть попечителем для них в замужестве или в наследстве. Мусульманин не может составлять брачный договор для женщины кяфира, будь это его дочь или кто нибудь еще. И кяфир не может наследовать от мусульманина, и мусульманин не может наследовать от кяфира. Это мнение четырех имамов и их сподвижников из поздних поколений. Аллах разорвал связи попечительства между верующими и неверными в Своей Книге и Он определил что у них нет никаких общих связей друг с другой и что связь попечительства wilaayah существует среди верующих. (32/35) Но мусульманке следует сообщить об этом своей семьи и просить их одобрения, так как это поможет открыть их сердца для Ислама.

Вопрос: что следует делать женщине у которой нет вали?

Ответ:

Мусульманин обладающий властью или статусом -  как например руководитель Исламского центра, имам мечети, ученый - должен составить брачный контракт для нее. Если она не может найти кого нибудь из этого числа, то ей следует назначить мусульманина с хорошими качествами для составления брачного контракта. 

Шейх уль Ислам сказал: В случае если у женщины нет вали из числа родственников, то ей следует выбрать представителя главы или руководителя селения, или лидера, которому подчиняются, для того чтобы он составил контракт для нее с ее разрешения. (32/35). 

Ибн Кудама сказал: 

Если у женщины нет вали или главы, то существует сообщение переданное от Ахмада, которое указывает на то, что человек с хорошим характером может составить контракт с ее разрешения. (7/352). 

Al-Juwayni сказал: Если у нее нет вали, и нет правителя мусульман, то мы определенно знаем, что в шариате невозможно закрыть путь к замужеству, и сомнения по этому вопросу только у тех, кто не обладает правильным пониманием шариата. Закрытие двери к замужеству также пагубно как и предотвращение людей от заработка на жизнь. Al-Ghayaathi 388. Затем он сказал, что это должны сделать (составить контракт для женщины без вали) ученые.

Заключение:

Если контракт был составлен подобным образом, и имам Исламского центра в вашей стране или мусульманин с хорошим характером выступал в роли попечителя, то ваше замужество действительно. Но если ваше замужество было без вали, то вам следует отправится с мужем в ближайший Исламский центр и совершить никах повторно, и выбрать например руководителя Исламского центра как вали.

Ваш муж не обязан говорить об этом своей семье, потому что это не является условием для никаха.



#5 Марьяма

Марьяма
  • Мусульманка
  • 3 348 сообщений

Отправлено 02 июля 2008 - 11:16

Изображение Мусульманка Изображение Изображение Изображение

#6 Соня

Соня
  • Пользователи
  • 1 283 сообщений

Отправлено 05 июля 2008 - 03:09

вполне подробно, только ничего не сказано, если семья невесты кяферы не желающие чтоб дочь выходила за мусульманина, можно ли в таком случае не ставить их в курс?

#7 muiminka

muiminka
  • Мусульманка
  • 1 360 сообщений

Отправлено 08 декабря 2008 - 17:54

Изображение

#8 Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 09 января 2010 - 15:59

Вопрос: Ассалам алайкум, ахи, тут братья задают такой вопрос: будет ли никах правильным если не знают родители, просто много таких которые читают никах чисто чтобы не делать зина?

Ответ: Уалейкум ассалам уа РахматуЛлахи уа баракатуху.

Этот вопрос затрагивает сразу несколько важных моментов и основ, для полного освещения которых, отвечающий нуждается в написании целой книги в виду многогранности этого вопроса в его теоретической основе, и еще более усложненного и многостороннего его проявления в действительности, особенно на пространстве бывшего СССР. Однако постараюсь с позволения Аллаха  указать на основные положения этого вопроса, не претендуя на полное его раскрытие в этом ответе. Также ввиду наличие многих мнений в этих вопросах и зачастую их похожесть во многих нюансах, постараюсь обобщать некоторые мнения где это будет возможно, поэтому зачастую не буду давать ссылку на конкретный источник, так как то, что будет сказано будет взято как общий смысл из нескольких источников.
Для начала необходимо знать мусульманину несколько основ, на которые   вкратце  попытаюсь указать с позволения Аллаха.

Основа первая. Это основа, на которую  указали многие Коранические тексты, а также слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Вот лишь часть из них:
Сказал Всевышний Аллах: «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому кроме Него и делать добро родителям» Сура аль-Исра 23. Что касается русского перевода  слова ????? как "делать добро", то конечно это выражение не передает в полной мере первоначальный смысл, на который указывает слово ?????, но все же в этом аяте доказательство на обязательность хорошего отношения к родителям. Говорит шейх Усеймин: "И совершение добра включает в себя совершение его словом, делом, имуществом и всеми возможными путями, так как Всевышний обобщил это, поэтому все то, что можно назвать совершением добра (хорошим отношением), то это будет входить в смысл аята"
Тафсир Усеймина 195/3. 
Также сказал Всевышний: «Мы заповедовали человеку делать добро его родителям… А если они буду упорствовать в том, чтобы ты приобщил ко Мне сотоварищей, о которых у тебя нет знаний, то не повинуйся им, но сопровождай их в этом мире по-доброму» Сура ал-Лукман 14, 15.  В этом аяте, также устанавливаются две великие основы в отношениях с родителями:
1. Обязательность хороших отношений, совершения добра  во всем том, что имеет отношение к взаимоотношениям в этой жизни. В свою очередь из этого приказа следует запрет обратного отношения. Т.е. нельзя иметь плохие отношения с родителями, совершать то, что их будет печалить или гневить во всем, что касается отношений в этой жизни.
2. Исключается из  этой основы лишь то, что является запрещенным шариатом или обязательным для совершения или разрешенным по шариату в то время, как родители запрещают это без основания, с которым можно было бы считаться в свете шариатских доказательств. Затем, у этого приказа, у этого положения или этой сущности, совершать добро, проявлять хорошее отношение к родителям, а также в свою очередь запрет на обратное, нет строгих границ установленных шариатом, следовательно в соответствие с известным правилом в таких вопросах, определение это возвращается к традициям, порядкам, обычаям и общепринятым нормам поведения в этом  среди того или иного общества, народа и т.д. Это правило звучит следующим образом: "?? ?? ??? ?? ????? ????? ? ? ?? ???? ?? ??? ? ? ?? ?? ????? ???? ??? ??? ?????" «Все то, что пришло в шариатских текстах в обобщенной форме и нет ни в них для этого четкой границы, ни в языке, то в этом случае определение этого возвращается к традиции» См. Аль-ашбах уа ан-Назаир имая ас-Суюти 1/235. Поэтому для начала следует задаться вопросом: Будут ли родители тех или иных молодых братьев и сестер, в той или иной местности считать хороших отношением к ним, если их сыновья и дочери даже не сообщат им о своем браке? Это, что касается общего указания  доказательств. Затем, необходимо знать о другой основе. Все виды поклонений (намаз, пост, хадж и т.д.), а также взаимоотношения  (торговля, брак, развод и т.д.), совершаемые мусульманином будут либо ???? (достоверным, правильным), либо ???? (недостоверным, неправильным).
Польза того, что поклонение будет достоверным – снятие ответственности за его повторное совершение. Во взаимоотношениях – распространение последствий или  цели, ради которых это взаимоотношение установлено в основе, как переход владения товаром к покупателю и цены к продавцу при заключении достоверной сделки, включающей в себя все необходимые условия, ее составные части и лишенная препятствий.
Что же касается недостоверности поклонения или взаимоотношения, то влияние этого – обратное достоверности. 
Затем в основе своей все виды поклонения или взаимоотношений состоят из  ????? (арканы), т.е. составляющие части, без которых не будет самой сущности этого поклонения, затем  во всем этом обуславливаются условия ???? (шурут), которые хоть и не входят в саму суть вещи, однако их отсутствие влияет на достоверность. И если это ясно, то давай посмотрим, является ли знание родителей, либо обоих, либо одного из них, обоих молодожен, или одного из них, является ли это рукном (составляющей частью), или условием (шартом) достоверности брака?  Затем следует знать, что утверждение чего то рукном или шартом, все это нуждается в шариатском доказательстве. 
И если это стало ясно, то давайте познакомимся с мнениями ученых в этих вопросах. 
Для начала ханафисткий  мазхаб. Арканов у них только один, а это форма заключения брака, т.е. предложение и принятие. Затем, у этого рукна, есть условия, без которых он будет недействительным. И так, как полное объяснение их махзаба в этом вопросе нуждается в долгом объяснении ограничусь лишь упоминанием того, что имеет значение в нашей теме. Одно из условий  этого рукна, которое ханафитские ученые называют как "условие действительности заключения договора" ??? ????????, смысл которого заключается в том, что без наличия этого условия брачный договор не будет заключен  вообще. В это условие входит: Попечительство (аль-уиляя), поэтому брак не будет заключен тем, кто не имеет права попечительства. Затем следующий вид условия, который они называют "условие обязательности договора”  ??? ??????, т.е. шарт, который делает договор невозможным для разрыва со стороны попечителя (ауалия) в частности, кроме как при наличии определенных причин для этого. Это условие - "равенство"   ??????? в супруге, если он берет в жены совершеннолетию девушку, без довольства ее попечителей, давая за нее калым, который обычно дается таким женщинам как она. Формы, которыми достигается равенство у ханафитов следующие:
1. Религия. Поэтому  дочь праведных людей не может выйти замуж за фасика, и это мнение Абу Ханифы и Абу Юсуфа.
2. Родословная. Поэтому жених должен быть из одного рода с невестой, народа, племени и т.д.
3. Свобода. Поэтому  раб не может жениться на свободной.
4. Профессия. Поэтому  обладатель грязной и презираемой в обществе профессии не может жениться на дочке обладающего более благородной профессией.  И в другом риуаяте от Абу Ханифы, это положение не является условием. 
5. Материальное положение. Поэтому  бедняк не будет равным для богатой.

Как обуславливание этих положений отражается на достоверность брачного договора у ханафитских ученых?

Основное мнение у них заключается в том, что  если девушка вышла замуж за неравного ей в вышеперечисленных положениях, то ее попечитель (уалий) имеет право расторгнуть брак и он имеет это право до тех пор, пока не выявит признак довольства этим браком, либо словесное, либо в виде действия в соответствии с традициями того или иного народа в этом. Что касается самого разрыва между супругами, то это по мнению этих ученых привилегия судьи, так как он делает ижтихад в этом, определяя степень неравенства супругов. Пока же судья не вынесет решение, брак продолжает быть действительным со всеми вытекающими последствиями.  В другой риуаяте от Абу Ханифы договор не будет действительным в таком случае в основе. Сказал ибн Абидин, один из поздних специалистов  ханафитского мазхаба: "И эта риуая выбрана для фетвы." Т.е. хоть  доказательства у них указывают на обратное, однако в виду тех или иных обстоятельств, как необходимость,  изменение традиции и т.д. фетва будет в соответствие с этим мнением. См. Хашия дар аль-Мухтар 103/3. Сказал имам ас-Сархаси об этой риуае: "Это ближе к безопасности, так как не каждый попечитель (уалий) думает о том, чтобы поднять этот вопрос к судье, а также не каждый судья будет справедливым, поэтому более безопасным будет закрыть дверь брака, в котором нет условий равенства". См. Аль-Мабсут 57/6.  Намеренно привел отдельно все эти подробности в ханафитском мазхабе, несмотря на то, что об этих смыслах пойдет речь, для того чтобы обратить внимание тех братьев и сестер, которые заключают брак, вообще без ведома родителей невесты или в случае несогласия ее отца, затем говорят, что  их договор будет действительным в соответствие с ханафитским мазхабом. Мы видели, что те условия равенства, которые должны собраться в женихе  для того, чтобы сбросить право отца на расторжение брака, а в соответствии с более поздним мнением,  в соответствие с которым дается фетва, при отсутствие этих условий и довольства уалия брак вообще не будет действительным. И в этом случае ханафисткий мазхаб не только не отличается от других мазхабов в этом вопросе, но и будет более строгим в обуславливание ими тех условий равенства, которые не обуславливают другие мазхабы.
И чтобы подвести итог во мнении ханафитов в том, что касается нашего вопроса: Довольство попечителя, а это в первую очередь отец – условие достоверности  заключения договора. Что касается просто довольства, а не присутствия, то это потому что они не обуславливают присутствие уалия при договоре брака совершеннолетней девушки, в то время как другие  мазхабы ставят присутствие уалия или того, кто его замещает, при договоре. Маликитский, шафиитский и ханбалитский мазхабы обуславливаниют присутствия уалия или его заместителя при договоре. Одно из доказательств этих ученых – хадис, который передает Аиша, да будет доволен ею Аллах, в котором Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Какая бы женщина не вышла замуж без разрешения ее уалия, то ее брак недействителен.» Этот хадис передал  Абу Дауд 2083, ат-Тирмизи 1102, аль-Байхаки 13337 и др. Здесь конечно не будет рассматриваться подробно вопрос обуславливания уалия и доказательства  всех сторон, хотя нет сомнения в правильности мнения джумхура. Это одна сторона вопроса.
Другая сторона вопроса уалия заключается в положении известного в книгах по фикху как вопрос ??? ?????? . Т.е. состояние, когда уалий не хочет выдать девушку или женщину за равного для нее, в то время как они довольны друг другом. Это является запретным для уалия и если он не хочет в этом случае выдавать замуж, то это попечительство переходит к другому уалию и так пока не дойдет до судьи или правителя по мнению одних ученых или сразу к судье или правителю по другому мнению. Доказательство этому то, что Ма’каль ибн Ясар выдал свою сестру за человека, затем он с ней развелся и по окончанию  после разводного периода (аль-идда), захотел еще раз жениться на  ней, на что Ма’каль ибн Ясар ответил: "Я выдал ее за тебя замуж, проявил к тебе щедрость,  постелил тебе (т.е.  дал ему принадлежности дома), затем ты с ней развелся?! Клянусь Аллахом, она к тебе никогда не вернется" И Аллах ниспослал аят: «Если вы развелись с вашими женами и они выждали положенный срок, то не мешайте (не препятствуйте) им выходить замуж за своих прежних мужей, если они договорились друг с другом на разумных условиях» сура аль-Бакара 232. Аль-Бухари  5130. Однако здесь встает вопрос, кто будет считаться равным для девушки/женщины, препятствовать  брату, на котором  уалий не имеет права? Также равенство будет условием  достоверности, так что его отсутствие влияет на действительность договора в основе, или условием обязательности, так что сам договор будет достоверным, однако тот, кто имеет право выбора, а это уалии и невеста могут требовать расторжения брака? Что касается условий этого у ханафитов, то мы об этом узнали. Что касается других мазхабов и мнений ученых, то вот основные мнения в этом вопросе. 

Первое мнение, это мнение о том, что равенство в основе своей является условием достоверности брака, так что если оно отсутствует в момент его заключения, то договор будет недействительным, все равно довольны все стороны или нет. Это позднее мнение  ханафитских ученых, как уже упоминалось, также алЯхми, ибн Башир, ибн Фархун и ибн Сальмун из маликитских ученых, а также это одна  риуая имама Ахмада. В общем, доказательство  этого мнения - хадис,  в котором  Посланник  Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Выбирайте для своего семя, выдавайте за равных и сватайтесь к равным». Этот хадис  передал  аль-Байхаки 13536, аль-Хаким 2687, ад-Даракутни 198, аль-Кудаи в муснад  аш-Шихаб 667,  ибн Маджа 706, ибн Адий 1/64. Иснад этого хадиса вращается на Хишаме ибн Уруа, который хоть и является достоверным передатчиком, однако все пути от него очень слабые. Поэтому такие ученые как Абу Хатим, ибн Абдуль Бар посчитали этот хадис недостоверным. См. Иляль аль-Хадис 404/1 , ат-Тамхид 165/19. Однако шейх аль-Альбани упомянул вариант иснада от Хишама, который передал ибн Асакир, и общее состояние его передатчиков позволяет сделать этот хадис достоверным. Также Ибн Хаджар посчитал его хадисом хасан. Однако  шейх аль-Альбани после того как поговорил о достоверности хадиса сказал: "Но следует знать, что равенство обязательно только в религии и хорошем поведении." См. Сильсиля ас-Сахиха 141/3. И в этом нет сомнения, как скоро станет ясно с позволения Аллаха. Однако забегая вперед можно сказать: В этом хадисе Посланник Аллаха, да благословит его Аллах  и приветствует, приказал соблюдение равенства между супругами и  если обусловить  хоть одно описание в супругах, в котором они будут равны, то таким образом произошло подчинение этому хадису. Так как если хорошую, религиозную девушку выдали за такого же молодого парня, то нет сомнения, что в этом описании они равны друг другу и следовательно в них осуществилось то, что требуется в хадисе из наличия равенства. Так что этот хадис, если и может быть аргументом для обуславливания равенства в общем, то его можно понять как обуславливание равенства лишь в одном описании, а это религия в чем нет разногласия. Все же остальное, как родословная, профессия и т.д., все это нуждается в другом, более частном доказательстве. Другой аргумент на обуславливание равенства в достоверности договора - слова, переданные от Умара, да будет доволен им Аллах: "Поистине я запрещу брак женщин с благородной родословной, кроме как за равных им.” Aль-Байхаки 14135, ибн аби Шейба 17702, Абду Раззак 10324, ад-Даракутни 3831. Это предание передает от Умара Ибрахим ибн Мухаммад ибн Тальха, который не слышал от Умара, да будет доволен им Аллах, как сказал об этом аль-Хафиз аль-Мизи и согласился с ним ибн Хаджар. См. Ируа аль-Галиль 265/6.  Следовательно, это предание недостоверно от Умара, да будет доволен им Аллах. Мало того,  утверждение о том, что равенство в родословии – условие достоверности брака, все равно довольна сама невеста или ее уалий или нет, это утверждение противоречит тому, что намного сильнее как скоро станет ясно с позволения Аллаха.

Другое мнение, и это мнение шафиитских ученых, явное мнение Абу Ханифы, основное мнение маликитов, поздних ханбалитских ученых большинства ученых и другая риуая от имама Ахмада, то что равенство не является условием достоверности договора, однако это условие его обязательности. Т.е. если оно будет отсутствовать, то договор будет действительным, однако тот, кто имеет право выбора, а это девушка и ее попечитель (уалий) имеют право потребовать его расторжения. Доказательства этой группы ученых из Корана Слова Всевышнего Аллаха: "Самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный" Сура аль-Худжурат 13. Всевышний Аллаха установил высшей степенью благородства – богобоязненность, а не родословную, доказательство из Сунны: Выдал замуж  Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Зейнаб бинт Джахш, которая была из рода курейш за Зейда ибн Хариса, который был из рода освобожденных рабов. Также выдал замуж Фатиму бинт Кайс, также из курейш, за Усама ибн Зейда, сына Зейда ибн Хариса. Муслим 1480, Абу Дауд 2284, ан-Насаи 208/6. Также сподвижник по имени Абу Хинд, который не был из благородного племени, однако был из рода, покровителем которого были Бану Баяда, и который занимался хиджамой, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал в отношении него:  "О Бану Баяда, выдавайте замуж за Абу Хинда и сватайтесь к нему.” Абу Дауд 2102. Этот хадис посчитал хасан Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани. См ат-Тальхис аль-Хабир 164/3, ас-Сильсиля ас-Сахиха 445/5. Сказали ученые аргументирующие этими доказательствами на свое мнение: Если бы равенство в родословной, социальном  положении, богатстве было бы условием достоверности брака, то все эти браки были бы недействительны. Следовательно, равенство во всех этих положениях будет лишь условием обязательности договора, так что если тот, кто имеет право выбора, не будет доволен, то брак не будет обязательным и должен быть аннулирован.  Однако эта группа ученых, все-таки обусловили равенство в определенных положениях, так что если одно из этих описаний будет отсутствовать в женихе, то уалий невесты имеет право возражения, и в этом случае он не будет считаться запрещающим брак, так чтобы он лишался его права на попечительство. Следует сразу сказать, что эта группа ученых привела в доказательство этого положения те же доказательствам, что и первая группа, только  сказали, что они указывают на обуславливание равенства в общем, а не в достоверности брака, как уже говорилось об этом. Затем они подкрепили эту аргументацию  мотивировкой, смысл которой сходится к тому что разница в социальном положении, богатстве, профессии, все это в соответствие с традициями людей будет причиной  для своего рода позора и унижения для уалия из благородного рода, с хорошей профессией если он  выдаст свою дочь за человека  неизвестного рода, бедного, с плохой профессией. Поэтому, все это утверждает право уалия на возражение против брака такого рода, даже если девушка согласна. Затем подтвердили принятие в расчет все эти положения некоторыми аргументами, часть которых либо недостоверна, другая же лишь указывает на принятие во внимание всего этого в общем, но никак не доходит до уровня обуславливания. Так в отношении обуславливания равенства в родословной было приведено от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, следующее: "Курейши - равные друг другу, и арабы – равные друг другу. Поселение за поселение. Племя за племя. И освобожденные рабы – равные друг другу.” Это передал аль-Баззар 121/7, аль-Байхаки 7/134 и другие.  Об этом хадисе Абу Хатим сказал: Ложь. Ибн Абдуль Бар: Выдуманый. Сказал шейх аль-Альбани после того как привел все варианты иснадов этого хадиса: "И в заключении, все иснады этого хадиса, большая часть из них очень слабые, и сердце неспокойно в подкреплении одних иснадов другими, тем более некоторые ученые посчитали этот хадис вымышленным, как ибн АбдульБар и другие. Что же касается его слабости, то это в положении единогласного мнения, и сердце больше склоняется к тому, что он вымышлен по причине отдаленности его смысла от других достоверных доказательств.” См. Ируа аль-Галиль  268/6.  Из того, что явно противоречит этому смыслу: Сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: "Нет преимущества для араба, над не арабом. И нет преимущества для не араба над арабом. Нет преимущества  для белого над черным, черного над белым, кроме на основе богобоязненности. Все люди от Адама, а Адам из земли.” Ахмад 411/5. См. Сильсиля ас-Сахиха 199/6. Значит нет сомнения, что положение когда молодой парень, религиозный, знающий, с хорошим поведением  однако не из курейш или араб, если захочет жениться на девушке, согласной выйти за него замуж, однако она из курейш или арабов, и ее уалий в этом случае не разрешает и препятствует этому, желая выдать свою дочь за невежду, человека с плохим поведением и слабой религией. Нет сомнения, что только представление этого достаточно для того, чтобы понять, что шариат не может такого допустить. Также всему этому противоречит то, что намного сильнее, чем хадисы, говорящие об  условии равенства в родословной. Передал Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах то, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Если к вам пришел тот, чьей религией и поведением вы довольны, то выдавайте за него замуж. Если же вы этого не сделайте, то будет фитна на земле и большое нечестие.”  Этот хадис передал  ат-Тирмизи 1085, и ибн Маджа 1967. Иснад  этого хадиса от Абу Хурейры слабый, так как во-первых в нем передатчик по имени  АбдульХамид ибн Сулейман, который является слабым. Во-вторых он противоречит тому, кто намного  достовернее, чем он, а это Лейс ибн Са’д, который передал этот хадис от Ижляна от Абу Хурейры напрямую в то время как между ними есть кто-то, так как Ижлян не слышал напрямую от Абу Хурейры. Поэтому вариант Лейса ибн Са’да с прерванным иснадом, более правильный как сказал имам аль-Бухари. См. Джамии ат-Тирмизи хадис 1085, Ируа аль-Галиль 267/6. Однако у этого иснада есть подтверждающий вариант, который передал имам ат-Тирмизи также от Абу Хатима аль-Музани, да будет доволен им Аллах, от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах. В иснаде этого варианта АбдуЛлах ибн Муслим ибн  Хурмуз, слабый передатчик, также Мухаммад и Саид сыновья Убейда, два передатчика от Абу Хатима – неизвестны. Однако один иснад свидетельствует другому и позволяет сделать этот хадис хасан, тем более его смыслу свидетельствуют другие доказательствам. См. Джамии ат-Тирмизи хадис 1085, Ируа аль-Галиль 267/6. В этом хадисе не обуславливается кроме как описание религии и хорошего поведения. 
Также доказательства из Корана: сказал Всевышний: «Хорошие женщины – для хороших мужчин.» Сура ан-Нур 26. Также: «Самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный.» Сура аль-Худжурат 13.  Также: «Воистину, верующие - братья.» Сура аль-Худжурат 10. Также сказал Всевышний Аллах после того, как были упомянуты те женщины, на которых нельзя человеку жениться: «Вам дозволены все остальные  женщины.» Сура ан-Ниса 23.  Также: «Женитесь на женщинах которые вам нравятся.» Сура ан-Ниса 3. Все эти аяты общие и не ограничены кроме как  условием равенства в религии. 

Затем условие равенства в материальном положении. Одно из доказательств этому – хадис: "Женятся на женщинах по причине ее религии, красоты, родословной, и имущества.” Аль-Бухари 5090, Муслим 1466. Сказала группа ученых, и это два мнения в шафиитском и ханбалитском мазхабе: "Обуславливается  равенство во всем, что упомянуто в этом хадисе, а это религия, родословная и имущество, кроме красоты которое вышло по единогласному мнению.” Однако  на это отвечается тем, что, в этом  хадисе не больше как сообщение о тех причинах, ради которых берут в жены, не больше этого, и никак не может это дойти до уровня условия, кроме как через дополнительные доказательства. Также было приведено в доказательство то, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Фатиме бинт Кейс, к которой посватались несколько женихов: "Что касается Муауи, то он бедняк, а что касается Абу Джахма, то он бьет женщин. Выходи замуж за Усаму.” Муслим 1480, Абу Дауд 2284, ат-Тирмизи 1135 , ан-Насаи 75/6 , ибн Маджа 1869. Однако в этом хадисе не больше как совет Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Фатиме и указание на то, что будет лучше для нее. И нет разногласия в том, что наличие имущества поощряется в общем, однако речь идет об обуславливании  равенства в этом, так что если девушка из богатой семьи захочет выйти за бедняка и будет этим довольна, то уалий имеет право этому препятствовать. И нет сомнения, что на это положение хадис не указывает. В этом разделе были приведены еще другие доказательствам, но не буду их упоминать  ввиду того, что на их смысл уже был дан ответ.

Также осталось условие равенства в профессии и свободе. О первом не будет говорить, так как это мнение не построено кроме как на мотивировках, о которых уже упоминалось, а не на прямых доказательствах, поэтому все то, что предшествовало, является ответом на это условие.

Что касается свободы, то об этом не будет идти речь в виду неактуальности этого.

Значит у нас остается одно описание, которое может быть достойным для исследования, а это  равенство в религии. После того как ученые согласились, что мусульманка не может выйти замуж за любого неверного, а мусульманин кроме как за девушек из людей Писания с  условиями известными в книгах по фикху.

Затем ученые разошлись в условии равенства в религиозности - будет ли фасик равным для религиозной девушки, так как он все таки  мусульманин и в этом они равны? Или  его фиск будет давать право уалию препятствовать браку?  Можно собрать слова ученых в этом вопросе в два основных мнения, так как хоть  и есть некоторая разница в выражениях и определениях, кроме как они все приводят к одному смыслу.
Первое мнение говорит о том, что фиск не является препятствием для равенства. И это мнение  некоторых ханафитских ученых.  И ввиду предельной слабости того, на чем оно построено, не буду обсуждать его доказательства.
Другое мнение, и это мнение джумхура ученых – то, что фасик не будет равным для религиозной девушки. И одно из доказательств этого слово Аллаха: «Неужели верующий подобен нечестивцу? Они не равны!» Сура ас-Сажда 18. Также: «Скверные женщины для скверных мужчин, а скверные мужчины для скверных женщин и хорошие женщины для хороших мужчин, а хорошие мужчины для хороших женщин.» Сура ан-Нур 26.  И нет сомнения в правильности этого мнения. Сказал имам ибн Кайим:  "То что требуют доказательствам, это принятие в расчет религии в равенстве, как в основе, так и в полноте. Поэтому не  выдается замуж целомудренная за нечестивца. И не посчитался Коран и Сунна с чем-то другим в вопросе равенства.” См. Зад аль-Маад 159/5. И в общем это мазхаб имама Малика, Хасана аль-Басри, Суфьяна ас-Саури, аш-Шаукани. Что касается имама Малика, то от него некоторые ученые передают обуславливание лишь религии, хотя в книгах маликитского махзаба  добавляется еще отсутствие телесных недостатков. Аллах знает лучше.
И после того, как стало ясно, что единственное условие,  в котором жених и невеста должны быть равны - это религия. И  это не значит равенство во всех желательных вещах, однако один из них не должен опускаться до уровня фиска, все равно будет это в делах, словах или убеждениях, становится ясным ответ на вопрос, который был задан.  А это то, что из полноты и обязательности в благочестии к родителям – совещание с ними, в этом важном вопросе как в отношении жениха, так и невесты. Затем в том, что касается невесты, то ее уалий имеет право препятствовать ее выхождению замуж  в случае лишь неравенства ее жениха с ней в религии, если она довольна всем остальным в этом женихе. Если же она вопреки этому условию, будучи религиозной девушкой, выйдет замуж, за нечестивца, то ее брак будет недействительным, даже по ханафитскому мазхабу. Если же уалий при наличие этого условия и довольства девушки препятствует браку, то после  попыток уговорить его, его уиляя переходит к другому уалию. Это как основа в этом вопросе. Однако у  основы  бывают исключения.  Иногда например девушка из богатой семьи, привыкшая к богатству и роскоши, принимает Ислам или делает таубу, затем  слушает рассказы сподвижниц и праведных женщин, которые были довольны самым малым и решает быть такой же. Она выходит замуж за религиозного, но бедного молодого человека, затем проходит первая  эйфория и девушка, не привыкшая к бедности, начинает невыдерживать бедную жизнь. Затем происходит много зла для ее религии и религии других людей. Это всего лишь как пример,  который взят из реальной жизни, на который можно провести аналогию во всем том, что может быть причиной плохой жизни между супругами.

Поэтому совет молодоженам: Не спешить, не спешить и еще раз не спешить с неприятием советов и мнений родителей, даже если они далеки от религиозности. Ведь они в основе своей хотят вам добра, хоть в силу многих причин и не всегда понимают его истинный смысл. А ведь брак это не  короткий период быстрой радости, однако, будни, с разного рода житейскими трудностями. И наши родители могут быть очень опытны в понимании этого. Также принятие решения о переходе уиляи в случае отказа отца выдать замуж должен принимать знающий человек, знающий по мере возможности общую ситуацию молодожен. И это не оставляется на выбор самому, как правило молодому, горячему и невежественному в этих вопросах жениху или его друзьям. Так как есть все таки разница между основой и ситуацией по причине, которой может быть изменена фетва, и это отдельная тема, и нет мощи и силы кроме у Аллаха.

Аллаху ведомо лучше
Абдуллах Абу Абду Ррахман.






Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей

Яндекс.Метрика