Перейти к содержимому

Close
Фотография

Вопросы, касающиеся зикра и намаза


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 4

#1 Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 09 января 2010 - 10:58

Вопрос:
Ассаламу алейкум!

1). Некоторые после намаза читают фатиху. Утверждая, что в это не запрещено. Что это считается как дуа. Есть ли этому подтверждение из сунны?
2). Во время поясного поклона надо смотреть на ноги или на то место куда смотрел стоя?
3). Подскажите, что нужно читать имаму после групповой молитвы. Зикр делают после фарза или можно прочитать еще сунну, а в конце потом зикр?

Ответ: Уалейкум ассалам уа РахматуЛлахи уа баракатуху
.

Что касается первого вопроса, то хотел бы привести общее правило в этом и подобном этому вопросе.

Говорит Шейху -ль-Ислам ибн Таймия:
Шариатское правило. Если Аллах и Его Посланник  узаконили какое-то дело (поклонение) в общей форме, это не означает, что это дело будет законным в какой то конкретной, определенной и отдельной форме в равной степени как и в общей  форме. Так как общий текст не указывает сам по себе на желательность той или иной конкретной формы, которая попадает под общий смысл текста. Поэтому необязательно чтобы та или иная отдельная  конкретная форма будет желательной или нежелательной (хоть она, в общем,  и попадает под общий текст). И если дополнительные доказательства укажут на то, что одна из конкретных форм из тех которые включает в себя общий смысл текста будет желательной, то она будет желательной, дополнительной желательностью превышающей основную желательность указанной в общем тексте. И  если что - то укажет на нежелательность, какой- то отдельной формы, то она будет нежелательной. Если - же не будет всего этого, то всё остается  на той основе, на которую указал общий текст. Пример этому — Всевышний  Аллах узаконил мольбу к Нему и Его поминание, узаконил это общим приказом .  Сказал Всевышний Аллах : «Поминайте Аллаха многочисленным поминанием». Сура Аль Ахзаб. 41. Этот приказ или побуждение общее, не конкретизированное в той или иной форме, времени, месте. Поэтому  постоянно собираться для поминания, в каком- то конкретном месте, в какое - то конкретное время или вообще собираться для этого, всё это является конкретизацией этого общего побуждения и эта конкретизация, на неё не указывает общий текст побуждения. И если дополнительные доказательства указали на желательность этой конкретности, как поминание Аллаха на горе  Арафат, поминание в 5 молитвах, праздниках, перед сном, еде, одевании, вхождении в мечеть, выходе из неё  и т.д., то в этом случае желательность этих действий будет желательностью дополнительной, превышающей желательность общую, на которую указал общий текст.  Если же доказательства указали на нежелательность той или иной формы, то эта форма будет нежелательной. Как, например,  делать постоянно  то, на что нет указания желательности в этом постоянстве. Как постоянное совершение в джамаате тех видов намаза, на постоянство в которых не указали доказательства. Или собираться постоянно для поминания после каждой молитвы. Всё это является нововведением. Если  же не пришло доказательство на желательность или нежелательность той или иной конкретной формы, то текст остаётся в своей общей форме, и можно делать это действие, на которое указал этот общий текст иногда, без постоянства в нём. Как например иногда собираться для того, чтобы  кто-то прочитал Коран или сделал дуа или сказал вслух некоторые поминания и т.д. И это правило очень полезно, посредством его различается бид’а о того, что узаконил Аллах. см.Мажмуа-ль-фатауа 20\196 — 198

И если это ясно, то также дело обстоит с чтением фатихи после намаза. Если это делается иногда, и человек не убежден что в этом действии есть дополнительная привилегия , однако ему захотелось прочитать фатиху в этот момент , то нет проблем в этом действии , так как оно входит в общий смысл доказательств побуждающих к чтению Корана , поминанию , совершению дуа . Если же  это делается постоянно, и завершение намаза становится причиной для чтения фатихи , то это и есть бид’а , так не пришло от Посланника Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – постоянства в этом или словесное побуждение.  И совершающий это не может аргументировать общими доказательствами, так как аргументирует общим на частное, а это ошибка. Ведь он связал эту обобщенность с конкретной причиной, которой нет в этих общих текстах. 

Что касается второго вопроса, то сказал Шейх ибн Усеймин , после того как привел разногласие ученых в вопросе направление взгляда во время молитвы:
Этот вопрос широкий (т.е. нет затруднения и ужесточения). Пусть смотрит человек туда, куда, если он направит свой взгляд, то  это будет добавлять ему богобоязненности. См. Шарх аль-Мумти’ 3\29. 

Однако шейх аль-Альбани своей книге об описании молитвы привел хадисы указывающие своим общим смыслом на то, что взгляд желательно направлять на место суджуда . Передал аль-Хаким и аль-Байхаки, то что Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – «если совершал намаз , опускал голову и направлял взгляд на землю.» Этот хадис общий, в положении стояния и поясного поклона. Также:  «Когда Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – зашел в Ка’абу , то его взгляд не с ходил с места его суджуда.» Это также общий хадис . 

Что касается третьего вопроса , то нет для имама отдельного поминания или зикра. Относительно же совершение зикра после фарза или нет, то имам аль-Бухари привел хадис о бедняках, которые пожаловались Посланнику Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – на то, что богатые сподвижники обгоняют их в совершении хороший дел давая садака. На что Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – сказал : «Не указать ли вам на дело , которое если вы сделаете , то будете лучшими ? Делайте тасбих, тахмид , такбир , после каждой молитвы тридцать три раза (каждый из видов).» Аль-Бухари 844.
Сказал ибн Хаджар  с комментарии этого хадиса:  Внешний смысл слова « после каждой молитвы» охватывает фард  и желательную молитву. Однако большинство ученых отнесли это к фарду. И пришло в варианте хадиса Ка’аб ибн Ужра у Муслима конкретизация этой обобщенности обязательной молитвой. И как, будто эти ученые конкретизировали этой общий текст, тем конкретизирующим. И отталкиваясь от этого возникает вопрос :  Будет ли совершение дополнительной молитвы после обязательным разделением между обязательной молитвой и зикром или нет? Это нуждается в дополнительном исследовании. См. Фатхуль Бари 2\423.
Что же касается мнения аль-Бухари, то очевидно что он обобщает все это, так как он озаглавил главу в которой привел этот и другие хадисы , в которых есть конкретизация обязательной молитвой следующим образом: «Раздел . Поминание после молитвы .» Что внешне указывает на то , что его мнение – разрешение совершение зикра как после фарда так и после дополнительной молитвы.  И в общем вопрос в самом деле нуждается в более широком исследовании. В любом случае и это и другое мнение – мнение ученых .

Дополнение:

В дополнение к вопросу о совершении зикра после обязателной или желательной молитвы, и исходя из  положения научной ответственности, решил  добавить пару слов.  Вчера спросил у одного шейха имеющего иджазу в аль-Бухари как в передаче хадисов, так и комментарии о слове аль-Бухари: Раздел.  Поминание (зикр ) после молитвы. Араб . ????? ??? ?????? 

Я спросил его, что имеется  ввиду, или как надо понимать значение  определяющего артикля- ??-в слове аль-Бухари – ?????? – (намаз, молитва)? Понять ли его как указание обобщенности, что является одним из смыслов этого артикля, или конкретной определенности, т.е., то, что конкретная молитва (обязательная) а не общая? Ведь среди ученых по усуль фикху есть разногласие в том, какой смысл в основе будет нести этот артикль.

Шейх ответил, что аль-Бухари имеет ввиду конкретную молитву, обязательную. И это мнение большинства  ученых.

[font=" Palatino Linotype;"]Аллаху ведомо лучше
Абдуллах Абу Абду Ррахман.

Please Login or Register to see this Hidden Content

[/font]



#2 АльЯсмин

АльЯсмин
  • Мусульманка
  • 884 сообщений

Отправлено 17 января 2010 - 10:08

Мусульманка, Изображение

#3 umm Mohammad

umm Mohammad

    Айиша

  • Мусульманка
  • 1 375 сообщений

Отправлено 29 марта 2012 - 17:08

:::66as А что если при чтении зикра сбиваешься со счета? как с этим быть? есть какая нибудь инфа? (очень надо, спрашивает одна сестра)

#4 mariam_ukr

mariam_ukr
  • Мусульманка
  • 141 сообщений

Отправлено 30 марта 2012 - 11:17

:::66as А что если при чтении зикра сбиваешься со счета? как с этим быть? есть какая нибудь инфа? (очень надо, спрашивает одна сестра)


:wa3AleikumAsSalaam_: сестра, введи в поиске Ютуба "Как считать тасбих на пальцах". это видео скинула мне сестра Хайат, я так и считаю всегда.

#5 umm Mohammad

umm Mohammad

    Айиша

  • Мусульманка
  • 1 375 сообщений

Отправлено 10 апреля 2012 - 18:03

mariam_ukr :JazaakiAllaahuKhairan: ухти)




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей

Яндекс.Метрика