Плохой аппетит у ребенка -
“Помогите, плохой аппетит у ребенка!” Как часто можно услышать эту фразу от обеспокоенных мамочек. “Он ничего не ест, не могу впихнуть ни ложечки и т.п.” Как же помочь таким родителям? Собственного опыта у меня нет, так как мои дети, хвала Аллаху, едят хорошо. А если когда и отказываются, то через несколько часов наверстывают упущенное. Но ведь люди хотят конкретных советов. Поэтому обратимся к специалистам.
-
Для начала определим, ребенок действительно не хочет есть или не может. Иногда бывает, что ребенок есть попросил, а после начала принятия пищи вдруг отказался. Здесь может быть несколько причин:
*
проблемы с поступлением еды: плоский сосок, «тугая» грудь, маленькая дырка в соске;
*
проблемы в полости рта, когда сосание, жевание или глотание вызывает боль: молочница и другие варианты стоматита, воспаление десен в связи с прорезыванием зубов, просто зубная боль, воспалительные процессы в области глотки (тонзиллит, фарингит);
*
проблемы в кишечнике: у грудных детей совсем нередкой является ситуация, при которой после начала сосания резко усиливается перистальтика (сократимость) кишечника. При повышенном газообразовании, при склонности к запорам, при наличии воспалительных процессов упомянутая активная сократимость может провоцировать боли в животе;
*
нарушение дыхания: если у малыша «забит» нос, то в процессе сосания появляется весьма ощутимый дискомфорт, поскольку дыхание через рот становится невозможным;
*
вкус еды: соленая, кислая, горькая и т. п. – кормящая мама селедочки с чесночком отведала, папа лично супчик поперчил, индивидуальная непереносимость конкретного продукта – трудно ведь отрицать, что есть дети, у которых попадание в рот манной каши провоцирует рвотный рефлекс;
*
физические характеристики пищи: горячая, холодная, кусочки крупные, а жевать еще не научились, вот и давимся.
-
Так, причины невозможности принятия пищи исключили, а ребенок все равно не ест! Может он заболел? Действительно, снижение аппетита наблюдается практически при любом заболевании (и при инфекциях и при отравлениях, и при травме, и при аппендиците и пр.). Вопрос: отсутствие аппетита – это просто притупление чувств или снижение потребности в еде? Чаще всего – второе. Это может показаться не логичным, ведь организму, чтобы справиться с болезнью, нужны силы. Да, силы нужны, но на переваривание пищи сил тоже уходит не мало.
-
Основные проявления острых болезней (боль, стресс, повышение температуры тела, нехватка кислорода) приводят к стандартной реакции – активизируется циркуляция крови в жизненно важных органах (головной мозг, сердце, легкие), а сосуды в органах менее значимых – сужаются. Сужение сосудов и значительное уменьшение активности кровотока особо выражено в кишечнике. Снижается его перистальтика, меньше вырабатывается кишечных соков, они становятся более густыми. Понятно, что кишечнику в такой ситуации, мягко говоря, не до еды.
-
Печень – важнейший орган системы пищеварения и в то же время главный «борец» с инфекциями. Именно печень – активный участник синтеза иммуноглобулинов – тех самых всем известных антител, что нейтрализуют вирусы и токсины бактерий. Опять-таки, печень – мощный фильтр, который останавливает и обезвреживает яды, продукты распада тканей. Понятно, что при острой инфекции нагрузка на печень высока, а потеря аппетита – важный защитный механизм, преследующий очевидную цель: дать печени возможность сосредоточиться на функциях, более необходимых, чем переваривание пищи.
-
Отсюда делаем вывод – если аппетит снижен или отсутствует по причине болезни, то не нужно насильно запихивать в ребенка еду.
-
А если, кроме отсутствия аппетита, других симптомов нет, что тогда? Вдруг это какое-то страшное скрытое заболевание?! Не нужно искать несуществующие болезни.
-
Ситуация, при которой нет никаких жалоб, врач не видит никакой патологии при осмотре ребенка, нет изменений в стандартных анализах крови и мочи, но где-то таится скрытая болезнь, выраженная настолько, что это приводит к потере аппетита, – совершенно нереальна.
Самое грустное в этой ситуации состоит в том, что:
*
не всякий врач найдет в себе силы не поддаться на уговоры и не стать союзником (заложником) родителей в очень благодарном (!) процессе поиска болезней;
*
указания на то, что надо жить по-человечески, а не дитя насиловать, скорее приведут к поиску другого врача, чем к действительной коррекции образа жизни;
*
при отсутствии реальных жалоб вероятность обнаружения при осмотре ребенка тяжкой скрытой хвори очень мала;
*
всегда могут помочь анализы и обследования.
-
Это вылечиться сложно, а найти заболевание, при современном уровне развития медицины, – элементарно. Вот и появляются на свет диагнозы, с одной стороны ничего не значащие, с другой – позволяющие расставить точки над i, обозначить присутствие якобы болезни и предоставить родителям возможность отвлечься от темы аппетита в пользу искоренения обнаруженной хвори.
Проще всего сдать анализ кала – в нем обитает множество самых разнообразных бактерий (около 400 видов), количество какой-нибудь обязательно выйдет за отведенные ей медицинской наукой нормы, и тогда мы узнаем, что у дитя «страшный дисбактериоз». Можно мазок из горла взять: у 80% людей там живет стафилококк – чем не болезнь! Если сделать УЗИ печени, а перед этим настоятельно обратить внимание врача на полное отсутствие аппетита, появятся вполне реальные шансы обнаружить дискинезию желчевыводящих путей… Перечень таких болезней велик и вполне способен удовлетворить потребности самых привередливых родителей.
А можно и не искать. Можно обратить внимание на болезни реально существующие, коих у любимого современного дитя достаточно, – аллергии, хронический тонзиллит, аденоиды, частые простуды и т. д. и т. п.
-
Другой вопрос в том, что никакой прямой связи между этими болезнями и аппетитом нет, но косвенных связей – сколько угодно. Да и как им не быть – малоподвижный образ жизни, дефицит свежего воздуха и активные интеллектуальные занятия снижают не только аппетит, но и общие запасы здоровья.
Вот тут давайте по-подробней. Что влияет на аппетит?
1. Индивидуальные особенности обмена веществ, свойственные и детям, и взрослым. Петя и Саша едят одинаково, Петя худой, а Саша толстый. Худая Маша ест много, а толстая Лена – мало. По большому счету, имеет ведь значение не сколько еды ребенок съел, а сколько из съеденного усвоится и на сколько хватит этого «усвоенного». Здесь может быть вполне уместна не очень корректная, но понятная техническая аналогия: один автомобиль «съедает» 20 л бензина на 100 км пути, а другой, в тех же условиях, – только 5 л.
2. Интенсивность выработки гормонов. Процесс роста не равномерен. На первом году жизни, в подростковом возрасте, гормон роста, гормоны щитовидной и паращитовидной желез, половые гормоны вырабатываются в большем количестве, ребенок активно растет, усиливается аппетит. Интенсивность роста зависит и от генетических особенностей. Если родители Васи под два метра ростом, то Вася, скорее всего, будет есть больше, чем Сережа, папа которого имеет метр шестьдесят, да и то в кепке. Существуют и сезонные закономерности: зимой рост замедляется (меньше гормонов), летом – активизируется (больше гормонов). Понятно, что и аппетит летом получше.
3. Уровень энергозатрат. Питание, по сути, преследует две глобальные цели: во-первых, обеспечить организм веществами, необходимыми для роста и нормального функционирования внутренних органов; во-вторых, покрыть текущие затраты энергии, обусловленные, прежде всего, двигательной активностью. Здесь все вполне очевидно – чем больше ребенок тратит энергии, тем лучше аппетит.
-
Таким образом становится понятным, что кроме индивидуальности и гармонов на аппетит влият образ жизни. Текущие затраты энергии обусловлены, прежде всего, двигательной активностью, но не только ею. Огромное значение имеет поддержание температуры тела: чем теплее и комфортнее, чем больше одежды – тем меньше энергозатраты, хуже аппетит. Соотношение интеллектуальных и физических нагрузок, распорядок дня, температурный режим – основные элементы, составляющие образ жизни.
-
В современном мире очень много внимания уделяют интеллектуальному развитию, порой в ущерб физическому. Ребенку не бывает холодно – на шубку, носочки и обогреватель средства всегда находятся. Ребенок посещает детский сад или школу, тщательное выполнение уроков всячески контролируется, и времени на занятия не жалко. Не редкость – дополнительные нагрузки в виде, опять-таки, занятий (иностранный язык, музыкальная школа, развивающие игры и т. п.). А в свободное от учебы время мы играем на компьютере или смотрим телевизор. Не удиительно, что у такого ребенка снижается аппетит, он слишко мало расходует энергии.
-
Если здоровый ребенок отказывается от еды, то первое, с чего надо начать, – осуществить коррекцию образа жизни, дабы активизировать затраты энергии. Это справедливо для любого возраста. Исключение перегрева, гимнастика, прохладная вода, активные игры, длительное пребывание на свежем воздухе – это одинаково важно и в 5 месяцев, и в 14 лет.
-
И не пихайте еду в ребенка насильно. Если ребенок не нагулял аппетит, значит его организм не готов к принятию пищи, следовательно, большая часть насильно скормленной еды просто не усвоится.
-
Многие родители пытаются ориентироваться на некие нормы. Вот в книге написано, что в годик он должен весить 12 кило, а наш только 10. А вот мне сказали, что в это возрасте надо питаться столько-то раз в день, а наш меньше. А вот на этой баночке написано – объем съедаемой пищи 180 мл, а наш только 150 с трудом съедает. Не гонитесь за нормами. Они расчитаны на среднестатистического ребенка. Но ведь все дети разные. Невозможно подогнать всех под однй гребенку.
-
Часто “добрые” соседи и родственники поучают родителей. “Он у вас слишком худой, наверное мало ест!”, и прочие подобные высказывания. У родителей начинает развиваться комплекс вины перед ребенком. И бедное дитя начинают пичкать едой против его воли. Здесь действует тот же принцип – все дети разные.
-
Бывает, что ребенок отказывается только от некоторых продуктов, а другие ест с аппетитом. В возрасте до года это может быть обусловлено потребностями организма. Например ребенку нужно больше кальция, поэтому он ест молочное, но отказывается от овощей.
-
В более старшем возрасте такая проблема обусловлена скорее воспитанием, нежели необходимостью. Ребенок может отказаться от еды, поскольку отсутствует естественная потребность в пище, но охотно согласится съесть что-нибудь сладенькое-вкусненькое. Даже когда аппетита нет вообще, от шоколадки мало кто отказывается…
-
Когда же аппетитвсе-таки присутствует, а у дитя при этом имеется возможность выбора между супом, колбасой и манной кашей, то ребенок отдает предпочтение совершенно конкретным продуктам. Родители часто поощряют такое положение вещей (пусть ест, что хочет, лишь бы ел), а потом горько сетуют – дескать, наш, кроме жареной картошки и колбасы, ничего в рот не берет…
-
Если вы, именно вы решили, что ребенок на обед будет есть суп, а он не хочет, то самое мудрое решение – не ругать, не причитать, а мирно отпустить нагуливать аппетит. Ибо единственное «лекарство», в 100% случаев решающее проблему избирательного аппетита, – это чувство голода. Важно только, чтоб через два-три часа ребенку был предложен тот же самый суп. Не хочет? Значит, еще не нагулялся. Единственная сложность этого лечения – состояние здоровья того, кто кормит. Сплошь и рядом после двух подряд отказов от супа кормящие мамы-бабушки нуждаются в неотложной психотерапевтической помощи и готовы согласиться на требуемую жареную картошку.
-
Еще одна проблема – когда избирательность аппетита состоит не в выборе самой еды, а в выборе способа поглощения пищи. Не хочет ложкой есть кашу или пить кефир из чашки – только из бутылки с соской. Охотно открывает рот, когда бабушка кормит супчиком, но самостоятельно взять в руки ложку отказывается наотрез. И в этом случае чувство голода способно помочь.
-
Частный случай избирательного аппетита – еда в промежутках между едой. Если в доме легко отыскать вкусности (конфетки, печенье, шоколадки, апельсинки и т. п.), то в интервале между обедом и ужином дитя вполне может обеспечить себе достаточный запас калорий для того, чтобы исчезла потребность не только в ужине, но и в завтраке. С одной стороны, польза такого питания весьма сомнительна. С другой – в этом нет ничего опасного, но при условии, что родители не склонны драматизировать ситуацию и совершать уже упомянутые нами классические ошибки (заставлять есть, искать болезни и т. д.). Если отсутствие аппетита – реальная проблема, то следует сделать все, чтобы в промежутках между кормлениями еда ребенком не обнаруживалась.
-
Итак, подведем итоги. Если у ребенка плохой аппетит, то:
* Убедитесь, что ребенок тратит достаточно энергии. Пусть побольше играет, бегает, гуляет, словом – двигается.
* Не кутайте ребенка. Пусть на обогрев тоже расходуется энергия.
* Не кормите ребенка насильно, дайте нагулять аппетит.
* Давайте ему порции поменьше, чтобы успевал проголодаться к следующему приему пищи. Помните, что из-за стола нужно выходить с чувством легкого голода.
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:“Наихудший сосуд, который может быть наполнен сыном Адама [человеком] – это его желудок. Человеку достаточно кушать столько, сколько необходимо для поддержания сил. Если больше, то: треть [желудка] – для пищи, треть – для питья и треть – для дыхания” (хадис от аль-Микдама; сборники хадисов от Ахмада, Ибн Маджа, ат-Тирмизи и др).
* Исключите все перекусы между приемами пищи.
* Не делайте из этого трагедии и не впадайте в панику. Человеческий организм вполне способен обходиться без пищи несколько дней. А если ребенок болен, то у него должны быть и другие симптомы, кроме отсутствия аппетита.
По материалам статьи Е.Комаровского “Я кушать не хочу…”
Источник www.detivislame.ru