Передают со слов ‘Итбана ибн Малика аль-Ансари (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
[color= rgb(0, 0, 255);]«Аллах обязательно сделает запретным для Огня любого раба, который явится в День Воскресения и который (при жизни) говорил: «Нет бога, кроме Аллаха», стремясь к лику Аллаха
»[/color] (Аль-Бухари, № 6423).* * *
Этот хадис многие понимают буквально и думают, что если человек произнес эти слова, он уже защищен от Огня и войдет в Рай, даже если творил запретное и не совершал обязательного.
Такое понимание хадиса, несомненно, противоречит многим достоверным и неоспоримым религиозным текстам, в которых говорится о том, что мусульманин-грешник будет наказан в Огне за свои грехи, даже если умрет, произнося два Свидетельства и веруя в них. Поэтому изучать тексты и пытаться понять их смысл следует только после того, как мы соберем их все вместе, ничего не отбрасывая. Достоверные хадисы дополняют друг друга, а не противоречат одни другим, и нельзя принять один из них и оставить другие, как этого порой хочется людям и как нас пытается склонить к этому Шайтан.
Всевышний говорит: [color= rgb(255, 0, 0);]«Неужели вы станете веровать в одну часть Писания и отвергать другую часть? Воздаянием тому, кто совершает подобное, будет позор в мирской жизни, а в День Воскресения они будут подвергнуты еще более ужасным мучениям. Аллах не находится в неведении о том, что вы совершаете»[/color] (сура 2, аят 85).
Причиной унижения и позора, постигшего в наши дни исламский мир, является то, что сегодняшние мусульмане берут что-то из мусульманской идеологии и поведения, оставляя при этом остальное. А тот, кто поступает так, следует отнюдь не Корану – он следует своим прихотям и капризам.
Так как же нам понять данный хадис таким образом, чтобы это не противоречило остальным текстам?
Ученые на этот счет имеют следующие мнения:
1 – В этом хадисе подразумевается слово, которое не упоминается, и если его подставить в хадис, он не будет противоречить по смыслу другим хадисам. Подобных примеров немало в Коране, в Сунне и просто в арабском языке.
Например, Всевышний сказал: [color= rgb(255, 0, 0);]«Спроси селения…»[/color] (сура 12, аят 82). При этом понятно, что само селение спросить нельзя, ибо оно все равно не ответит. Аят означает: спроси жителей селения.
Всевышний также сказал: [color= rgb(255, 0, 0);]«Вам запрещены мертвечина, кровь и мясо свиньи»[/color] (сура 5, аят 3). То есть, вам запрещено употреблять их в пищу.
И Он сказал: [color= rgb(255, 0, 0);]«Вам запретны ваши матери, ваши дочери, ваши сестры…»[/color] (сура 4, аят 23). То есть, вам запрещено жениться на них.
Так же и хадис – его значение: [color= rgb(0, 0, 255);]«…того избавит Аллах от вечного пребывания в Огне»[/color]. То есть верующий, который свидетельствует, что нет бога, кроме Аллаха, не пребудет в Огне вечно, но это не означает, что он туда вообще не попадет. Мусульманин-грешник войдет в Огонь, однако он не останется там навечно.
2 – Избавлен от Огня будет верующий, который искренне раскается во всех своих грехах до того, как к нему придет смерть, в то время, когда покаяние еще принимается.
А каковы же необходимые условия для того, чтобы покаяние было правильным и принималось Всевышним Аллахом?
1. Оставление грехов и ослушания Аллаха.
Кто лгал, тот должен отказаться ото лжи. Кто слушал песни и музыку, должен оставить это. Кто не читал намаз, должен начать читать его. А кто видел порицаемое, но не делал попыток изменить его, должен начать побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого. И так далее. Вне всякого сомнения, человек, который заявляет о том, что покаялся, но при этом продолжает совершать грех, лжет, и даже более того – он насмехается над Всевышним Аллахом. Ведь критерием служат дела и поведение, а не слова и утверждения.
Рассказывают, что однажды охотник стрелял в стаю птиц и попал в некоторых из них. Одна из них, раненная, упала на землю, и охотник приготовился прикончить ее. Погода была холодной и ветреной, и у него потекли слезы. Тогда раненная птица сказала другой: «Посмотри на жалость охотника к нам! Он плачет». На что другая птица ответила: «Не смотри на слезы, бегущие из его глаз, но смотри на деяния рук его!».
А сколько людей от Ислама берут только имя, от нравственности оставляют лишь хвастовство, а покаяния их – показуха!
2. Сожаление о совершенных ранее грехах.
Это еще один критерий и непременное условие правильного и искреннего покаяния.
Искреннее сожаление – это когда человек желает вернуться в прошлое, чтобы изменить свое поведение, неуклонно выполнять веления Аллаха и должным образом соблюдать Ислам.
Например: если человек ударил своего сына палкой и нанес ему увечье, какие чувства будет он испытывать всякий раз, глядя на сына и видя, что он сотворил с ним? Сердце его будет разрываться, и он, конечно же, будет горько сожалеть о содеянном и сокрушенно вздыхать: «Ах, если бы я никогда этого не делал!».
Это и есть сожаление, которое является признаком искреннего раскаяния.
И человек, который, вспоминая прошлые грехи, не только не чувствует, что совершил нечто порицаемое и дурное, но и готов повторить их снова и рассказывает о них людям с нескрываемой гордостью – такой человек в своем покаянии просто лжет и пытается обмануть людей. Это человек, который отказался от совершения грехов не из страха перед Всевышним Аллахом, а просто стыдясь людей и боясь их – потому что он занял такой пост или вошел в такой возраст, в котором он уже не может продолжать совершать такие грехи. Общество не приемлет таких деяний от ему подобных. Поэтому он оставляет их, но оставляет, сожалея о том, что не может вернуться к ним.
Один из примеров искреннего сожаления – когда человек, вспоминая свои прошлые грехи, плачет от страха перед Аллахом. И когда человек плачет в подобном случае, в одиночестве, это смывает его грехи и очищает его душу от всякой скверны.
3. Решительное намерение не совершать этот грех снова.
Это одно из необходимых условий искреннего покаяния. Предположим, что человек раньше не совершал намаз, а с приходом Рамадана начал молиться, но когда он думает о том, будет ли он продолжать делать это и после Рамадана, он решает для себя, что нет, не будет. То есть, он намеревается снова оставить намаз вплоть до наступления следующего Рамадана. Или он говорит себе: «Я подумаю об этом потом и поступлю в соответствии с обстоятельствами». Этот человек не считается раскаявшимся. Конечно, его ожидает награда за намазы, совершенные им в Рамадан, однако при этом ему не прощается его пренебрежение намазом в остальные месяцы года.
Итак, необходима решимость, твердая решимость не возвращаться больше к тому, что является грехом, а не просто намерение или мысль вроде: «Ну, наверное, я все-таки больше этого делать не буду».
Если человек решительно настроился не совершать больше подобного греха, но Шайтан все-таки сумел искусить его, он должен раскаяться вновь.
Сказал Всевышний: [color= rgb(255, 0, 0);]«Воистину, Аллах любит кающихся и любит очищающихся»[/color] (сура 2, аят 222).
«Кающиеся», о которых упоминается в аяте – это те, кто, совершив грех, спешат совершить покаяние. При этом покаяние их каждый раз сопровождается решительным намерением не возвращаться к этому греху вновь. Человек же, который ослушивается Аллаха, а затем раскаивается на словах, но каждый раз, как только представится возможность, снова впадает в тот же грех без малейших колебаний, не относится к кающимся. Кающийся – это человек, который твердо решил больше не возвращаться к греху.
4. Возвращение людям того, что им причитается.
Это также является необходимым условием искреннего покаяния. Потому что кающийся, как мы уже сказали, мечтает повернуть время вспять, чтобы удержаться от того, что совершил. А кто чувствует себя именно так, тот непременно возвращает людям несправедливо отнятое у них, возмещает им ущерб и заглаживает нанесенные обиды.
Если были ущемлены права людей, он возвращает им все, что возможно возвратить. Взяв у кого-то деньги без права, он возвращает их. А если он не знает хозяина этих денег, но у него есть надежда встретиться с ним в будущем, он сохраняет эти деньги у себя, чтобы вернуть их при первой возможности. Если же он не знает хозяина этих денег или встретиться с ним в будущем не представляется возможным, он отдает эти деньги неимущим, чтобы не оставлять у себя запретное.
Если же возместить нанесенный ущерб невозможно, он просит прощения. Например, человек, который обругал другого человека или причинил ему страдания или неудобства, а затем попросил прощения. Если пострадавший простит его добровольно от чистого сердца, то считается, что совесть человека освобождается от права людей.
А тот, кто злословил о другом человеке, должен лично опровергнуть сказанное в присутствии тех, кто слышал его слова, если это возможно. Например, он говорит: «Мне стало ясно, что мои слова неверны, и такой-то не имеет никакого отношения к сказанному мною». После этого он хвалит этого человека, упоминая действительно имеющиеся у него достоинства, или же просит прощения у него самого.
Что же касается прав Всевышнего Аллаха, то, вероятнее всего, их возмещение тоже является необходимым условием покаяния, и кто раскаялся и на его совести невыплаченный закят, непрочитанные намазы или пост, тот должен выполнить их и восстановить.
На это указывает хадис, передаваемый Ибн Аббасом: [color= rgb(0, 0, 255);]«Пришел один человек к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и сказал: «О, Посланник Аллаха! Моя мать умерла, а за ней долг – пост в Рамадан. Выдержать ли мне его вместо нее?». Он ответил: «Да. Долг Аллаху больше всего заслуживает того, чтобы его вернуть»[/color] (Аль-Бухари, № 1953).
Здесь необходимо обратить внимание на то, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в своем ответе не ограничился простым «Да», но еще и указал общее правило, касающееся поста и других прав Аллаха, сказав: «Долг Аллаху больше всего заслуживает того, чтобы его вернуть». Под этим правом подразумеваются все права Аллаха, более того, их нужно возмещать прежде, чем права людей.
Что же до утверждения о том, что намаз возмещать не надо, то оно основано на мнении, что оставивший намаз является неверующим, и приняв Ислам, он не возмещает ничего из упущенного ранее. Однако хадисы, если их собрать вместе, не подтверждают это мнение. На него указывают лишь некоторые хадисы, и то при условии буквального их понимания. Если же мы рассмотрим все имеющиеся хадисы на данную тему, нам станет ясно, что тот, кто оставляет намаз, отрицая его обязательность, является неверующим. А тот, кто оставляет намаз, не отвергая при этом его обязательности и не высмеивая его, тот является мусульманином-грешником, но никак не неверующим.
Самым веским доказательством этого служит хадис, передаваемый Абу Саидом аль-Худри (да будет доволен им Аллах), в котором говорится: [color= rgb(0, 0, 255);]«…и Он выведет (из Огня) людей, которые никогда не делали ничего благого…»[/color] (Муслим, № 183).
Это означает, что они не совершали намаз, не постились и не совершали никаких благих деяний, и вместе с тем, они войдут в Рай после того, как будут подвергнуты наказанию в Огне. А если бы они были неверующими, они ни за что не вошли бы в Рай… И это – мнение большинства ученых.
Если же совершаемый грех исправить невозможно – как грех того, кто пил вино – то в этом случае достаточно исполнения других необходимых условий покаяния. При этом такому человеку следует, в добавление к обязательному, совершать как можно больше желательных дел, за которые рабам Аллаха причитается награда. Всевышний Аллах говорит: [color= rgb(255, 0, 0);]«Воистину, добрые деяния удаляют дурные»[/color] (сура 11, аят 114).
Если все необходимые условия будут выполнены, покаяние примется. Сказал Всевышний: [color= rgb(255, 0, 0);]«Воистину, Аллах обязался принимать покаяния тех, которые совершают дурной поступок по своему невежеству и вскоре раскаиваются. Их покаяния Аллах принимает, ведь Аллах – Знающий, Мудрый. Но бесполезно покаяние для тех, кто совершает злодеяния, а когда к нему приходит смерть, говорит: «Вот теперь я раскаиваюсь», – и для тех, кто умирает неверующим. Для них Мы приготовили мучительные страдания»[/color] (сура 4, аяты 17-18).
Покаяние принимается только в предназначенное для этого время, то есть до того, как наступит одно из двух:
1 – Предсмертный хрип.
Имеется в виду такое состояние (а Аллах знает обо всем лучше), когда становится ясно, что человек умирает, и в этом не остается никаких сомнений. Например, человек уже видит Ангела смерти, или ангелов наказания или нечто подобное. В таком состоянии покаяние уже не принимается, потому что оно подобно покаянию Фараона, который уверовал, когда понял, что тонет и ему уже не спастись.
Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) передал слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): [color= rgb(0, 0, 255);]«Поистине, Аллах принимает покаяние раба до тех пор, пока тот не начнет издавать предсмертный хрип»[/color] (Ат-Тирмизи, № 3603, хороший хадис).
2 – Восход солнца на Западе незадолго до Судного Дня.
На это указывает аят: [color= rgb(255, 0, 0);]«Неужели они ожидают чего-либо помимо того, что к ним явятся ангелы, или явится твой Господь, или явятся некоторые из знамений твоего Господа? В тот день, когда явятся некоторые знамения твоего Господа, вера не принесет пользы душе, если она не уверовала прежде или не приобрела благодаря своей вере благо. Скажи: «Ждите, и мы тоже подождем»[/color] (сура 6, аят158).
К тому же, Абу Хурейра сказал: [color= rgb(0, 0, 255);]«Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто покаялся до того, как солнце взойдет на Западе, его покаяние примет Аллах»[/color] (Муслим, № 2703).
Методы Шайтана, которыми он отдаляет человека от покаяния:
Шайтан, увидев, что человек задумался о покаянии, не сидит сложа руки, потому что покаяние человека делает тщетными все усилия Шайтана, которые он приложил, чтобы склонить человека к греху. А ему, конечно же, не хочется, чтобы его труды пропали даром, поэтому наибольшую активность он проявляет, когда человек задумывается о покаянии, а также когда он находится при смерти.
Однако какими путями Шайтан отвращает человека от покаяния? Путей этих много, и вот важнейшие из них:
[color= rgb(153, 51, 102);]1. Приукрашивание.[/color]
Шайтан не приходит к человеку, прямо побуждая его совершать зло или запрещая делать добро. Он избирает душу орудием обольщения. Душа, как мы уже говорили, тянется к наслаждениям. И Шайтан идет именно по этому пути. Он напоминает человеку об удовольствии, которое приносит данное действие, о том, что кроется в этом действии приятного, из того, что так любит душа, к чему она склоняется... Когда мусульманин слышит темной и холодной ночью азан, возвещающий о наступлении времени утреннего намаза, Шайтан говорит ему: «Спи! Ведь постель теплая, а ты так устал, ты утомлен, ты хочешь спать…». А если Рамадан в какой-то год попадает на лето, когда дни длинные и жаркие, Шайтан напоминает человеку о прохладной воде, приятном питье и блюдах, которые любит его душа. При этом он называет запретные вещи другими именами, чтобы человек не бежал от них. Отказ от повиновения Аллаху он называет раскрепощением, ростовщичество именует процентами и прибылью, вино – напитками для души, а танцы и песни – искусством. И так далее.