Перейти к содержимому

Close
Фотография

Будь в этом мире словно чужестранец


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 5

#1 Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 17 декабря 2009 - 18:34

Изображение

Передает Ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах ими обоими): [color= rgb(0, 0, 255);]«Однажды Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)[/color]

[color= rgb(0, 0, 255);] взял меня за плечо и сказал: «Будь в этом мире словно чужестранец… Или путник»[/color] (Аль-Бухари, № 4616).

 

Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) часто говорил: «Коль доживешь до вечера, то не жди утра, а коль доживешь до утра, то не жди вечера, и запасайся у своего здоровья (тем, что пригодится) для твоей болезни, а у своей жизни – (тем, что пригодится) для твоей смерти».

* * *

Этот хадис учит мусульманина, как ему относиться к этому миру и как вести себя в нем. Это наставление для Ибн ‘Умара и для каждого мусульманина после него: быть в этом мире словно человек, просто проходящий мимо. «Или» здесь не указывает на наличие выбора. Это – частица исправления, и здесь оно имеет значение «а лучше». То есть Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал Ибн ‘Умару: «Будь в этом мире словно чужестранец», - но потом ему пришло в голову, что чужестранец, покинув родину, может поселиться в другой стране. А, оставшись там жить, он вполне может привязаться к этому миру даже больше, чем местные жители. Тогда он сказал: «Или как путник», имея в виду человека, который в данный момент находится в пути, который нигде не остановился, который все идет и идет. И смысл высказывания в этом случае: «Нет, лучше будь как человек, просто проходящий мимо, а не как чужестранец».

Однако в чем должен походить мусульманин в этом мире на путника? Что же, он должен отстраняться от людей и удаляться от них? Нет, в хадисе речь идет совсем не об этом. Поэтому ни Ибн ‘Умар, ни другие сподвижники не отделялись от общины, частью которой они были. Мы не будем говорить здесь об уединении. Об этом – отдельный хадис.

Что же касается сходства, то оно должно заключаться в следующем:

1. Человек, живущий на родине, среди своих близких и родных, может привязаться к семье, детям, родственникам, друзьям, имуществу и не ощущать острой потребности в заботе Аллаха в каждое мгновение своей жизни.

А путешественник находится далеко от всего перечисленного, и он полагается и уповает только на Аллаха, и его связь с Аллахом намного крепче.

Более того, сердца людей, живущих на родной земле, привязаны к Аллаху в разной степени. Сила этой привязанности зависит от многого, например, от работы этих людей. Сердце земледельца привязано к Аллаху больше, чем сердце чиновника, и в этом нет сомнения. Ведь земледелец постоянно надеется на то, что дождей выпадет достаточно, что погода будет стоять подходящая, что урожай не погубят болезни и вредители, что будут подходящие цены и т.д. Поэтому он постоянно привязан к Аллаху и уповает на Него. Ведь любое нарушение в течение нескольких дней может привести к тому, что окажутся напрасными все усилия, приложенные им за целый год.

Сердце студента, несомненно, сильнее связано с Аллахом в период экзаменов, чем в начале учебного года.

Итак, хадис говорит: «Пусть будет сердце твое как можно сильнее привязано к Аллаху. Не бойся никого, кроме Аллаха, и не надейся получить благо, кроме как от Него, и уповай и надейся на Него одного, и нет у Него сотоварищей».

2. Путешественник берет с собой в дорогу лишь самое необходимое. Он не берет с собой всю обстановку своего дома, не берет спальню, гостиную или столовую, не берет всю одежду или библиотеку. И его поведение понятно – возьми он все это с собой, он просто не сможет сдвинуться с места или, по крайней мере, этот скарб сильно задержит его в пути и причинит ему немало неудобств.

Так же и мусульманин – он должен брать от этого мира то, что поможет ему преуспеть в Мире Вечном, и оставлять все, что мешает ему возвышаться в Мире Вечном и достигнуть высших ступеней в Садах Вечности.

3. Путешественник не считает саму дорогу своей целью. Для него она лишь средство, помогающее достичь цели. Поэтому он не собирает по дороге все деревья, цветы и камни, что понравились ему.

Так же и мусульманин – он должен относиться к этому миру как к средству достижения цели, а не считать его целью. Ведь, поистине, мир этот не заслуживает того, чтобы быть целью, ибо он – преходящий, и обязательно исчезнет однажды.

4. Путешественник в каждое мгновение и с каждым шагом ощущает, что отдаляется от исходного пункта и приближается к цели. Отправляясь в путешествие, например, на машине, он время от времени невольно подсчитывает: вот, он проехал столько-то километров, и осталось еще столько-то. А если он путешествует самолетом, он не раз смотрит на часы и думает: позади уже такая-то часть полета, а осталось еще столько-то.

И так далее. И мусульманин должен постоянно чувствовать, что приближается конец его путешествия в этом мире и что он все ближе подходит к смерти. И если путешественник знает, какой отрезок пути он уже преодолел и сколько ему еще предстоит пройти, то человек в своем путешествии под названием жизнь знает, сколько прошло из его жизни, но ему не дано знать, сколько еще осталось. Поэтому он должен быть готовым встретиться со смертью в любой миг, ведь он не знает, когда умрет.

В этом его положение схоже с положением старательного студента, когда преподаватель говорит: «Экзамен я вам сделаю неожиданно». Усердно учащийся, серьезный студент будет каждый день приходить подготовленным, тогда как ленивый студент говорит себе: «Вряд ли экзамен будет на этой неделе», - и не готовится. А если экзамен все-таки наступает раньше, чем он предполагал, он проваливается на нем, а потом начинает горько жалеть о свой беспечности.

Это и есть смысл слов Ибн ‘Умара: «Коль доживешь до вечера, то не жди утра, а коль доживешь до утра, то не жди вечера, и запасайся у своего здоровья (тем, что пригодится) для твоей болезни, а у своей жизни – (тем, что пригодится) для твоей смерти».

Да, здоровье не вечно, и точно так же жизнь. Поэтому и сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Используй пять вещей прежде, чем придут пять других: твою молодость прежде, чем придет твоя старость, твое здоровье прежде, чем придет к тебе болезнь, твое богатство прежде, чем придет к тебе бедность, твое свободное время прежде, чем окажешься занят делами, и твою жизнь прежде, чем придет твоя смерть» (Аль-Хаким, достоверный хадис).

5. Путешественник делает в пути остановки, чтобы запастись всем необходимым для продолжения путешествия, и без этого ему нельзя – ведь иначе его запасы кончатся, когда он будет в дороге. Так же и мусульманин – он должен непременно пополнять свои запасы на стоянках знания и в собраниях праведных и благочестивых.

К тому же, на своем пути он встречает немало трудностей. Ведь путешествие, как известно, отрезок страдания. Так же и верующий встречает немало трудностей и всего того, что ему неприятно, на своем пути к Всевышнему Аллаху. И преуспеть он может, только приучая себя к послушанию Аллаху, воздерживаясь от ослушания Его и терпеливо перенося беды и испытания. Передает Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах): «Огонь скрыт за страстями, а Рай – за тем, что ненавистно» (Аль-Бухари, № 6487).

Такова жизнь – дорога к достижению великих целей всегда трудна. А легкие пути ведут только к незначительным, маловажным, ничтожным целям.

Например, хорошей успеваемости в учебе добиться можно, но для этого необходимо приложить усилия, тогда как проваливаться на экзаменах и получать плохие оценки легче легкого, и это может каждый.

А что дороже и выше Рая? Поэтому трудная дорога вполне соответствует великой цели. Поистине, товар Аллаха дорог. Товар Аллаха – Рай.

4-й хадис из 21-го. Книга доктора Шараф Аль-Куда "СМЯГЧЕНИЕ СЕРДЕЦ".

Перевод с арабского НАЦ "БАДР ЦЕНТР"




#2 mad

mad
  • Мусульманка
  • 4 436 сообщений

Отправлено 10 января 2010 - 01:20

Изображение Изображение Изображение

#3 altusha

altusha
  • Мусульманка
  • 122 сообщений

Отправлено 13 января 2010 - 15:45

Да, это очень серьёзная и важная тема! Хочется взять эти слова и просто вколотить в своё сердце, чтобы они остались там до момента, когда уже ничего нельзя будет изменить! Порой, понимая это, мы поступаем наоборот... Да поможет Аллах всем искренне взывающим к Нему с просьбой о помощи и прощении!!!

#4 Муслима

Муслима

    Марина-Muwahidah

  • Мусульманка
  • 5 992 сообщений

Отправлено 22 января 2010 - 09:20

Мир этот является переправой и путём к миру вечному


В этом мире верующий является либо чужеземцем, либо путником. Он не полагается на него, не отвлекается на его украшения и не обманывается тем, что в нём есть, поскольку мир этот недостоин того, чтобы от него зависеть, и прилагать свои усилия ради него, ведь он предназначен только для перехода, а не для постоянного пребывания.
Аллах Всевышний сказал:
"...а жизнь эта только ослепляет..." "Семейство Имрана", 185.
Душу и сердце верующего никогда не покидает ощущение того, что в этом мире он живёт жизнью чужеземца, разлучённого со своей родиной и находящегося вдали от своей семьи. Он постоянно стремится к родным местам и тоскует по встрече со своей семьёй, детьми, любимыми и друзьями. И сколько бы ни продолжалась его жизнь на чужбине в той стране, где он находится, сердце его не покидает желание расстаться с ней, и поэтому он не возводит в этой стране никаких построек и не приобретает дорогую обстановку, но довольствуется самым необходимым, делая на чужбине запасы и накапливая там те дары, которыми потом будет наслаждаться в своей стране вместе с членами своей семьи и близкими. Причина состоит в том, что он знает, что постоянное его место находится именно там. И исходя из этого, верующий отрекается от мира, так как он не отличается постоянством, а по сравнению с миром вечным существование его продлится всего лишь несколько мгновений.
Аллах Всевышний сказал:
"Hо наслаждение жизнью этой (по сравнению) с жизнью вечной ничтожно." "Покаяние", 38.

Аллах Всевышний также сказал:
"...а мир иной, поистине, (станет) обителью (вечного) пребывания" "Верующий", 39.
Аль-Хасан аль-Басри сказал: "Верующий подобен чужеземцу, который не боится унижений этого мира и не борется за eго славу: у него свои интересы, а у людей - свои ".
Ибн Раджаб сказал: "Когда Аллах создал Адама, мир ему, Он поселил его вместе с его женой в раю, а потом заставил их покинуть его, но им было обещано, что они и их праведные потомки смогут туда вернуться, и поэтому верующий всегда тоскует по своей Первой родине".
Более того, верующий живёт в этом мире, поддерживая с ним ещё меньше связей, чем чужеземец, живущий вдали от своей родины, с чужой землёй, поскольку чужеземцу может понравиться то место, в котором живёт, и он может обзавестись там жилищем, женой и детьми, тогда как положение верующего в мире этом отличается от положения чужеземца. В нём он подобен страннику, находящемуся в пути и достойно следующему этим путём, тогда как душой он стремится к своей родине и к своему постоянному местопребыванию. Каждый раз когда ему удаётся преодолеть какой-нибудь участок пути, это приносит ему большую радость, а когда что-нибудь задерживает его, это заставляет его огорчаться и страдать. Во время своего путешествия странник не обзаводится жилищем и не заводит себе друзей, довольствуясь только самым необходимым из этого, а именно - лишь тем, что ему нужно для преодоления этого расстояния и достижения своей цели. То же самое можно сказать и о верующем, который из жилищ и всего относящегося к миру этому не пользуется ничем, кроме способствующего достижению его цели в мире вечном, а цель эта состоит в том, чтобы снискать благоволение Аллаха Всевышнего, сказавшего:
"...который сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас (и посмотреть), кто из вас лучше по делам (своим)" "Власть". 2.



#5 Aliy - Алия

Aliy - Алия
  • Мусульманка
  • 467 сообщений

Отправлено 23 января 2010 - 22:43

Да, когда начинаешь слишком много хотеть от этого мира, то, вышеприведенные слова, остужают.

#6 Radima

Radima
  • Пользователи
  • 30 сообщений

Отправлено 24 января 2010 - 23:26

Джазака ЛЛАХУ хайран!Тема очень нужная и важная
Quote (altusha)
Изображение
Да, это очень серьёзная и важная тема! Хочется взять эти слова и просто вколотить в своё сердце, чтобы они остались там до момента, когда уже ничего нельзя будет изменить! Порой, понимая это, мы поступаем наоборот... Да поможет Аллах всем искренне взывающим к Нему с просьбой о помощи и прощении!!!





Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей

Яндекс.Метрика