Перейти к содержимому

Close
Фотография

Исламский детсад. Будущее мусульман закладывается сегодня


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 2

#1 УммСальма

УммСальма
  • Мусульманка
  • 1 976 сообщений

Отправлено 18 декабря 2008 - 20:21

Исламский детсад. Будущее мусульман закладывается сегодня

Проблемы детского дошкольного и школьного образования в последние годы в нашей стране стоят наиболее остро. Сироты, беспризорность, рост детской преступности, детская наркомания и проституция – все это нахлынуло на нас вкупе с экономическим и духовным кризисом.

Не успел мальчик пойти в школу, мамы и папы уже думают, где взять денег на институт, чтобы парень не оказался в рядах родной армии. Не успела девочка окончить пятый класс, ее родители хватаются за голову, не поздно ли объяснять ей «основы безопасного секса».

Старшеклассники учат вашего ребенка курить и ругаться матом, играть в автоматы и «резаться» на деньги в карты во время урока, а после школы его подстерегают дяди с предложениями «травки» и тети с предложениями «легкого заработка».

Педагоги и психологи давно бьют тревогу: надо что-то менять, добавлять, исправлять в системе образования, надо срочно заняться воспитанием культуры, морали, нравственности. Родители согласно кивают и бегут на работу: ребенка, ко всему прочему, надо кормить и одевать.

Но многодетные или бездетные, семейные или холостые, мы соприкасаемся с детским миром каждую минуту, поскольку живем из прошлого в будущее, из собственного детства в детство наших детей и внуков. Мы прямо или косвенно растим новое поколение, которое не всегда бывает нам благодарно, ибо мы недостаточно внимательны и усердны.

Вы скажете – какое это имеет отношение к мусульманским детям? Мол, наши-то растут под чутким домашним присмотром верующих мам, воспитываются в религиозных семьях в духе Ислама, читают Коран, молятся и никак не могут стать наркоманами, проститутками или бандитами. А мама, исповедующая Ислам, вполне может не работать, ее же обеспечивает муж-мусульманин – глава семейства, настоящий мужчина, защитник и кормилец.

Увы, эта теория верна лишь в теории. Наши дети-мусульмане живут в реальном мире, ходят по улицам, общаются со сверстниками, которые, скажем прямо, не всегда благосклонны к ним. А главы семейства не всегда бывают настоящими защитниками и кормильцами, да и мамы порой недостаточно осведомлены о воспитании в духе Ислама.

В конце концов, даже если исламская семья оказалась идеальной, она, конечно же, может поместить детей в свой маленький семейный «инкубатор», но окружающий мир не станет от этого чище. И раз уж мы хотим изменить ситуацию к лучшему, то, как известно, должны начать с себя.

Взгляд со стороны

Мусульманская умма России, по последним данным, составляет более 20 млн. человек. Каждый год община увеличивается, люди приходят в Ислам, создают семьи, рожают детей, но ситуация с мусульманским образованием остается все еще неизменной. Так, в Москве, где проживает более 2 млн. мусульман (а по некоторым данным, 3,5 млн.), нет исламских детских садиков и школ.

Каждый родитель «выкручивается» из этой ситуации сам – таковы правила, навязанные мусульманам столичным мегаполисом: здесь каждый - сам за себя. Объединять усилия согласно хадисам о единении исламской уммы пока не очень получается.

Отдавать ребенка в садик, где питание не соответствует нормам Шариата, а зачастую и морально-нравственная обстановка оставляет желать лучшего, родители-мусульмане не решаются. В крайнем случае, приходится договариваться об отдельной оплате за повышенное внимание к малышу и специальный обед. Воспитатели соглашаются на это неохотно. И другие дети не всегда с пониманием относятся к «не такому» сверстнику.

Впрочем, есть один садик с татарским этнокультурным компонентом, который появился в 1997 году. По инициативе заведующей Сании Исмагиловой, дети знакомятся там с историей и культурой Ислама. Это единственный садик, добираться туда каждое утро автобусом от м. Щелковская не всем по силам, да и набор в группу ограничен.

К тому же московская мусульманская община весьма многонациональна. Помимо татар, она включает в себя чеченцев, дагестанцев, азербайджанцев, казахов, узбеков и др. народы, а также турков, арабов и детей от смешанных браков. Подрастают и русские дети-мусульмане. Все они – своеобразный «университет дружбы народов», только вот дружить им негде.

Со школами дела обстоят не так катастрофически. Есть школа №1186, тоже с татарским этнокультурным компонентом, факультативно там немного изучают Ислам, но все больше как-то в разрезе татарской истории и культуры, статус обязывает. В школе №157 с азербайджанским этнокультурным компонентом к Исламу интерес невелик и своеобразен: на вопрос об исламских мероприятиях там отвечают жалобами на отсутствие финансирования для проведения Навруза.

Эти государственные школы дают общее среднее образование и свободно принимают в свои классы учеников любой национальности и любого вероисповедания. Другие имеющиеся в Москве школы, где можно выучить арабский и потренироваться в чтении Корана (например, школы при Саудовской Академии и при Иракском посольстве), вполне можно отнести к частным, да и «пробиться» туда нелегко – слишком много желающих.

Между тем, согласно данным, приводимым в докладах Первой женской мусульманской конференции, состоявшейся по инициативе столичного фонда «Хадиджа» в 2005 году, православных классических гимназий, например, по стране насчитывается несколько сотен.

Практически в каждом районе Москвы открыты иудейские дошкольные и школьные образовательные учреждения. И это притом, что численность еврейского населения всей России почти в три раза, по официальным данным, меньше численности мусульманского населения одной лишь столицы. Такова статистика, которая со стороны выглядит крайне нелогично.

Почему же у мусульман нет своих детских садов? С этой проблемой к «исламскому руководству» неоднократно обращались столичные мусульманки. Они призывали мужчин из числа «официального духовенства» помочь женщинам организовать такие садики, поспособствовать этому, так сказать, на официальном уровне, помочь финансово. В ответ им активно кивали: «Молодцы, женщины! За такое благородное дело взялись!». На этом разговор заканчивался.

В 2001 году фонд «Хадиджа» наконец организовал экспериментальную детсадовскую группу для малышей-мусульман. Для ее создания была проведена большая работа, которая не осталась незамеченной, прежде всего, самими детьми.

В очереди за арабскими буквами

Субботнее утро 5-летний Нурмухаммад встречал слезами. «Хочу в садик!» - капризничал он, прижимая тетрадки с арабскими буквами, с которыми провел в обнимку очередную ночь. Но в выходные дни мусульманский садик не работал, и мальчику приходилось ждать понедельника, чтобы вернуться к интересным занятиям со своими маленькими друзьями.

Нурмухаммад и еще около 20-ти ребятишек занимались в мусульманском детском садике, организованном «Хадиджей». Здесь они вели полноценную веселую детскую жизнь: учились, играли, кушали, спали, гуляли. С ними занимались педагоги и психологи, а дома - родители. Впрочем, в некоторых семьях дело обстояло наоборот: с родителями занимались дети, делясь полученными в садике знаниями.

Уроки Ислама не были для маленьких мусульман скучными и академичными. Хадисы им рассказывали персонажи сценок, поставленных педагогами и сотрудниками фонда специально для малышей. Арабские буквы красовались каждая на своем большом мягком пазле, собирая который дети развивали логическое мышление и заодно учили арабский алфавит.

Когда все пазлы были собраны, дети выстраивались в очередь, чтобы достать из мешочка маленькую арабскую букву. Ребенок, назвавший правильно вытянутую им букву, оставлял ее себе. Если буква называлась неверно, ее возвращали обратно. Когда мешочек становился пустым, дети выкладывали свои приобретения и подсчитывали, у кого их окажется больше.

Исламскую этику изучали на практике: малыши не садились кушать без специального дуа и не выходили из-за стола, не поблагодарив Всевышнего за угощение. Они звонко соревновались в чтении азана (призыве на молитву) и с интересом слушали истории о пророках (мир им). Оригинальные задания помогали детям усвоить такие важные знания.

Кроме того, с малышами занимались по известной программе «Детство», включающей в себя уроки рисования, математики, русского языка, лепки, аппликации, конструирования и т.д. Дополнительную же программу – с исламскими дисциплинами – сотрудники фонда разрабатывали самостоятельно.

Глава фонда «Хадиджа» Гюзелия Якупова рассказала, что перенимать опыт таких мусульманских дошкольных учреждений сотрудники фонда ездили в Египет. «В Каире очень много таких детских садов. Правда, программу пришлось адаптировать под российскую действительность. Там дети выучивают 1 джуз Корана за год, это слишком большая нагрузка для наших маленьких мусульман», - говорит она.

В московском садике тоже учили Коран. Дети помнят эти суры и сегодня. Татьяна, мама троих детей, двое из которых – Амина и Малик – посещали садик «Хадиджи», рассказала, что Амина, которой сегодня уже исполнилось 7, помнит и суры, и истории о пророках (мир им), и своих подружек из группы, с которыми видится очень редко. А вот тогда еще 3-летний Малик был слишком мал, чтобы все запомнить.

Просуществовав два года, садик закрылся из-за недостатка финансирования. Все детишки разбрелись по домам, и никто из них больше не пошел ни в какой другой садик. Изредка малыши встречались на мусульманских праздниках или ходили друг к другу в гости и, словно взрослые, ударялись в воспоминания о днях минувших.

По словам Татьяны, у детей, посещавших мусульманский садик, безусловно, другое восприятие мира. Они знают о Всевышнем, умеют молиться, любят говорить на темы о Боге. Практически сразу в их лексиконе появляются слова «бисмиЛлях», «маашаАллах», «иншаАллах», при этом термины наделяются должным смыслом.

Татьяна отмечает, что работа с детьми должна быть комплексной. «Нельзя сказать, что если вы отдали ребенка в такой детский садик, то он выйдет оттуда 100%-ным мусульманином. Все знания нужно закреплять дома, этим должны заниматься родители», - говорит она, но в то же время добавляет, что все происходит по воле Всевышнего и никто не застрахован от того, что ребенок вырастит неверующим, хотя в него и будет вложено максимум усилий.

Несмотря на то, что все дети разные и по-разному усваивают материал, именно в этом возрасте – от 3 до 6 лет – у ребенка формируются представления о мире и о самом себе. Этнические психологи отмечают, что уже в 3-4 года ребенок воспринимает яркие внешние различия, такие как цвет кожи и волос, а в 6 лет он уже имеет знания о своей этнической и религиозной принадлежности.

Таким образом, именно в раннем детстве важно заложить в ребенка основы мировоззрения, на которые он будет опираться в своей дальнейшей жизни. «Безусловно, легче воспитать подрастающее поколение, чем исправить ошибки уже сформировавшихся личностей», - отмечает Г. Якупова.

Казалось бы, в свете вышесказанного к этим нескольким годам детства мусульмане должны отнестись максимально трепетно. Но «наверху» опять отвечают: «Вы, женщины, за это взялись, вот вы и продолжайте!». Продолжаем.

Детский сад своими руками

По данным фонда «Хадиджа», сегодня более 200 семей в Москве остро нуждаются в мусульманском детском садике. Что делать? Объявлен набор в новую детскую мусульманскую группу.

«Мы хотели бы открыть мусульманские детские садики в каждом районе Москвы, - говорят в фонде «Хадиджа». – Это необходимо еще и потому, что детям тяжело через весь город ездить каждое утро в садик». Но начать следует с какого-нибудь одного района, на все сразу пока не хватит сил.

Программа для такого садика уже разработана, опыт существования детской мусульманской группы есть, желающих отдать ребенка в такой садик - более чем достаточно. Общими усилиями столичных активисток найдены педагоги, психологи, повара. Не найдены только средства на оплату их труда и аренды необходимого помещения.

Вряд ли удастся договориться с существующими детскими садами об открытии специальных мусульманских групп. В «Хадидже» рассказали, что в администрацию учреждения, где работала в 2001-2003 гг. такая экспериментальная группа, приходили родители – жители близлежащих домов – и жаловались. Мол, много тут «этих женщин в платках» ходит, да еще «своих мусульман» в наш садик водит. Да уж, они водили бы в свой, с удовольствием, - если бы он был.

Арендовать помещение для группы детского сада стоит немалых денег сегодня. Ежемесячно помимо аренды придется оплачивать работу трудового коллектива и покупку халяль-продуктов.

Возможно, при большом количестве детей эту ношу «вытянули» бы и родители своими собственными средствами, однако многодетным семьям вряд ли такой садик будет по карману. К тому же дети, к нашей великой радости, растут, и состав группы будет меняться, как и состав родителей вместе с их финансовыми возможностями.

Садик потребует также и разовых вложений: мебель для детишек, методические пособия, игрушки, ковер. Сумма не такая уж большая, но взять ее неоткуда. А ведь это вложение – самое выгодное для мусульманина. Оно принесет «дивиденды» в виде праведных детей, воспитанных в духе Ислама, обладающих знаниями.

«Когда человек умирает, прекращаются все его дела, за исключением трех: непрерывной милостыни, знания, которым могут пользоваться другие, или праведных детей, которые станут обращаться к Аллаху за него», - говорил Пророк Мухаммад (мир ему). А современные пословицы гласят: «Дети – это цветы жизни, дети - наше будущее». Так давайте сделаем все, чтобы наше исламское будущее действительно расцвело!

Айша Галина Бабич


#2 um-usama

um-usama
  • Мусульманка
  • 154 сообщений

Отправлено 18 декабря 2008 - 23:36

moi sin alhamduliLLAH hodit v islamskii detsad...

#3 umm Mohammad

umm Mohammad

    Айиша

  • Мусульманка
  • 1 375 сообщений

Отправлено 03 апреля 2014 - 13:07

:::66as хотелось бы и у нас такой садик в городе. может у кого то есть практический опыт как открыть?




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей

Яндекс.Метрика