Женщины и бизнес: исламский взгляд |
Автор Гульнара Нуруллина | |
Мусульманская бизнес-леди. Для многих это словосочетание покажется странным, если не сказать абсурдным. При чем тут бизнес, скажете вы, если мусульманка, покрытая вся с головы до ног, с утра до вечера занятая хозяйством, многочисленным потомством, выполнением приказов строгого мужа, просто не в состоянии думать о чем-либо еще? И потом, как она может заниматься бизнесом с ее-то уровнем образования и существующими религиозными табу? Ответить на эти вопросы и понять, в чем заключается парадокс, казалось бы, несовместимых вещей, поможет краткий экскурс в историю и учение ислама. Еще до того, как Пророку Мухаммаду была вверена пророческая миссия, он был нанят на службу состоятельной уважаемой женщиной из рода курайшитов – Хадиджей бинт Хувейлид. Эта работа состояла в том, чтобы водить торговые караваны из Хиджаза в Сирию и управлять торговыми сделками, приносящими прибыль. Видя коммерческий успех своего управляющего, предпринимательница Хадиджа была поражена в то же время его честностью, порядочностью, верностью обещаниям – качествам, которых так не хватает людям, занятым в подобного рода делах. А после того, как Пророку Мухаммаду были ниспосланы божественные откровения, Хадиджа, ставшая его супругой, распорядилась своим имуществом во благо призыву, который вел ее муж. Это стало возможным потому, что ислам провозгласил полную финансовую самостоятельность женщины, и наделил ее неотъемлемым правом самой распоряжаться своим имуществом, иметь свой личный бизнес и подписывать необходимые для этого финансовые документы. Во время Пророка многие женщины занимались, если сказать современным языком, малым бизнесом. Кто-то шил одежду, кто-то выделывал кожу, кто-то был кормилицей и воспитательницей детей, кто-то вел торговлю. И это было почти пятнадцать веков тому назад! Кто у кого должен учиться, если известно, что европейские женщины получили законное право распоряжаться своим собственным имуществом в замужестве лишь во второй половине XIXвека, а работать и иметь собственное дело еще позже. Роль женщины-мусульманки обширна и не ограничивается только ее домом, семьей и домашним хозяйством. При желании женщина с согласия мужа или родственника, который несет ответственность за сохранность ее чести и морали, может заниматься собственным бизнесом или участвовать в общественной жизни общества, работать во благо мусульманской уммы в приемлемых для нее сферах, таких как медицина, образование, моделирование и пошив одежды, кулинария и т.д. Женщины в исламском мире осваивают новые компьютерные технологии, занимаются политической, преподавательской, журналистской деятельностью, врачуют, обучают и т.д. Без дальнейшего перечисления ясно, что учеба и работа, вопреки бытующему мнению, для мусульманок доступны и разрешены. Другое дело, что эти вопросы решаются индивидуально в каждой конкретной семье. Ведь, в конечном итоге, чем бы ни занималась женщина вне дома, ей не под силу (в отличие от мужчин) “с головой уйти” в работу, до конца отвлечься от мыслей о семье и своих близких. Дом, с которым ее связывают наиболее крепкие узы, объективно продолжает оставаться “на ней”. Для того чтобы женщина могла более равномерно распределять свое время между работой и семьей, некоторые специалисты предлагают «материнский» путь профессионального роста и продвижения по службе. Он представляет собой такой путь карьеры, в котором сочетались бы гибкий график работы, неполная рабочая неделя, возможность тратить больше времени на семью, пусть даже и при более медленном продвижении по службе. Запад и Восток С каждым годом доля женщин в бизнесе, управлении, государственной службе непрерывно возрастает. Женщины занимают все более высокооплачиваемые сферы занятости и профессии. Но, несмотря на достигнутый прогресс, женщины в развитых странах продолжают зарабатывать существенно меньше мужчин, работающих в той же области. Другая распространенная проблема, с которой сталкиваются работающие женщины в современном мире, – это проблема сексуальных домогательств. Как показывают социологические исследования, в США четыре из десяти женщин сталкиваются на работе с той или иной формой домогательств. Однако только 5% женщин предавали это огласке. Более того, пятеро мужчин из десяти признают, что они говорили или делали что-то, что могло быть воспринято коллегами-женщинами как сексуальное домогательство. В этой связи интересен опыт Саудовской Аравии, особенно в сфере занятости, где женщины работают в основном отдельно от мужчин, например, там трудно встретить женщину-секретаря, если руководитель – мужчина. Предусмотрены также специальные учреждения, обслуживаемые только женщинами и предлагающие свои услуги также женщинам, например магазины и службы быта. Женские офисы в исламских банках наглядно демонстрируют, что муж и жена, как правило, раздельно ведут свои счета, и каждый самостоятельно управляет собственными финансами. Источником пополнения счета женщины может стать доля наследства согласно закону о разделе имущества между прямыми наследниками или заработная плата, а также доход от личного бизнеса. Учитывая положительные стороны саудовского опыта, российским организациям можно позаимствовать меры по обеспечению комфортных, благоприятных условий для работающих женщин, в особенности мусульманок, как, например: 1) правильная организация рабочего (офисного) места с соблюдением частного пространства, к примеру, установление перегородок; 2) введение общих требований к одежде; 3) гибкий график работы. Саудовские предпринимательницы Если продолжить разговор о бизнес-вумен Саудовской Аравии, то следует отметить, что они все активнее участвуют в бизнесе и вносят значительный вклад в экономику страны. Согласно статистике, женщины владеют 40% всей частной собственности и тысячами предприятий от торговли до тяжелой индустрии (примерно 10% предприятий страны). Традиционно женский бизнес включает в себя предприятия по производству одежды, косметики, предметов быта и домашнего интерьера, продуктов питания, лекарств, игрушек и школьных товаров, а также услуг в сфере частного образования, медицины, банковского дела, франчайзинга. Этот перечень можно продолжить, несмотря на то, что в консервативном королевстве женщины-предприниматели вынуждены обязательно нанимать мужчин-представителей для ведения своего бизнеса. Отстаивая свои права, отдел женщин-предпринимателей Саудовской торгово-промышленной палаты направил открытое письмо в Министерство промышленности, в котором объяснил все негативные аспекты найма мужчин-представителей. Как следует из письма, мужчины злоупотребляют своим положением и очень часто обманывают своих хозяек, подписывая не те документы. Все это наносит огромный вред деловым женщинам и препятствует их участию в развитии экономики Саудовской Аравии. Саудовским женщинам запрещено водить машину и приходиться нанимать мужчин-шоферов, что, естественно, стоит дополнительных затрат. Подобные культурные и официальные ограничения, с которыми сталкиваются работающие женщины, скорее всего, это дань традиции, нежели требования шариата. В последнее время саудовские женщины все активнее стали получать высшее образование как внутри, так и за пределами страны. Они даже обогнали мужчин в этой сфере, составив 58% от общего числа студентов университетов или специализированных колледжей в 2000 году. Саудовский женский колледж Эффат предоставляет возможности для получения степени бакалавра в области информатики, информационных систем, детской педагогики, психологии, английского языка и переводческого дела. Этот колледж был назван в честь бывшей королевы Эффат, которая основала первую в стране среднюю школу для женщин. В общих учебных заведениях женщины обучаются отдельно от своих сокурсников, слушая лекции профессоров в отдельных аудиториях посредством видеотрансляции, или даже, не выходя из дома. «Это дает нам массу преимуществ, так как гораздо комфортнее обучаться, находясь в своем доме», - говорить студентка Мадави. Декан колледжа Эффат доктор Хайфа Джамал аль-Лейл сказала: «В действительности, исключение женщин из топ-менеджмента и слабые возможности в трудоустройстве, заставляют саудовских женщин искать альтернативную работу в индустрии услуг. Это служит причиной развития малого и среднего бизнеса, создания и развития некоммерческих благотворительных организаций в негосударственном секторе». Алия Банаджа, акционер компании BanajahImportsCompany, сказала, что в ее компании женщины, члены семейного клана, назначаются на различные управляющие позиции с целью подготовки их на высокие ответственные должности в будущем. Она также выразила надежду, что существующие правила, ограничивающие деловые возможности женщин, будут пересмотрены в пользу прямого участия женщин в бизнесе еще до того, как Саудовская Аравии вступит во Всемирную Торговую Организацию. Мужская половина компании в лице Абдул Маджида Банаджа поддерживает деловую активность женщин, но при условии соблюдения всех принципов шариата. А Мухаммад Абдулла аль-Джомайх, представитель GeneralMotorsв стране, также одобряет занятие бизнесом своей дочери в рамках, обусловленных исламским учением. Маджид Гаруб, преуспевающий юрист, говорит, что ислам гарантировал женщинам права частной собственности и управления своим делом: «Если женщина имеет возможности и способности для ведения бизнеса в соответствии с нормами ислама, то я также не вижу в этом никаких проблем». Власти Саудовской Аравии, поддерживая инициативу социально активных женщин, одобрили создание индустриального «женского городка», в котором будут трудоустроены более 10 тысяч представительниц слабого пола на более чем 80 предприятиях. Руководительница Мекканского Консультативного Совета, вице-призидент ассоциации Деловых Женщин Персидского залива Хисса Алоун заявила, что решение правительства поможет привлечь на рынок 15 млрд. саудовских реалов, которые сейчас хранятся в банках или дома. «Я хотела, чтобы была выделена площадка, где для женщин построят тренинг-центры, предприятия и компании – своего рода полноценный индустриальный городок», - говорит Хисса Алоун, которая добивалась принятия решения о создании такого городка на протяжении четырех лет. «Сейчас около 80% женщин в Саудовской Аравии работают в сфере образования. Но многие хотят работать в промышленности, а без подготовки это практически невозможно», - продолжает Хисса. Стоимость проекта - 200 миллионов долларов, половину из которых выделит правительство. Две компании из Китая и Малайзии уже объявили о том, что в начале 2005 года откроют центры подготовки для саудовских женщин. «Женский городок» разместится на площади в 600 тысяч кв. м. В нем будут созданы 83 промышленных предприятия, на которых будут производить одежду, парфюмерию, сладости и т.д. Женщины будут не только рабочими, но и администраторами, менеджерами, директорами и инженерами. С целью облегчения ведения бизнеса женщинам в королевстве впервые начали выдаваться удостоверения личности. По словам министра внутренних дел Абдул Азиза, решение правительства связано со стремлением дать большую свободу женщинам Предпринимаемые меры одновременно будут способствовать предотвращению финансовых махинаций и подлогов. Однако существуют и противники выдачи удостоверений личности, которые утверждают, что удостоверения личности для женщин с фотографиями без паранджи нарушают религиозную традицию. До сих пор у саудовских женщин были так называемые семейные карты с указанием лишь их имен, и они числились как иждивенцы отцов или мужей. Еще одним шагом в поддержку женского бизнеса стало решение саудовского кабинета о выдаче лицензий женщинам на коммерческую деятельность. Ранее женщины могли открывать бизнес только от имени родственника-мужчины, а религиозные и социальные ограничения исключали их из большинства профессиональных сфер, кроме таких, как образование и медицина. Интересно, что 55% выпускников университетов в стране составляют женщины, однако подавляющее большинство из них сидит дома из-за запрета и дефицита рабочих мест. Кабинет приказал также правительственным министерствам и учреждениям создать рабочие места для женщин и дал указание сформировать комиссию по делам женщин, чтобы помочь их обучению и предоставлять вакансии в частном секторе. Он также заявил, что в будущем все должности в магазинах, торгующих женской одеждой и аксессуарами, будут зарезервированы для саудовских женщин. В течение последних месяцев правительство изыскивает возможности усиления роли женщин в обществе, ведь шариат разрешает женщинам заниматься коммерческой и любой другой профессиональной деятельностью, не противоречащей нормам ислама с согласия мужа или отца. Саудовские предпринимательницы идут в ногу со временем. Они успешно используют интернет, который во многом облегчил их положение и открыл широкие возможности для дистанционного обучения, управления банковским счетом, работы с зарубежными партнерами, интернет-продаж, а также для работы в качестве веб-дизайнеров, баннермейкеров и т.д. Количество вовлеченных в бизнес женщин, живущих по законам Аллаха, с каждым годом возрастает. Президент Всемирной ассоциации женщин-предпринимателей Лейла Хайят говорит, что когда она вступила в должность, в Тунисе, например, было зарегистрировано всего 400 бизнесвумен, а спустя несколько лет – уже 10 тысяч. Список членов Всемирной ассоциации впечатляет: глава нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей компании из Бенина; хозяйка завода по производству компьютеров из Германии; владелица нефтедобывающей компании из Сенегала, представленная как принцесса; собственница отелей и кораблей из Италии. Условия занятости мусульманки Напомним, что ислам уважает право женщины на труд – труд созидательный, на благо семьи и общества. В исламе нет абсолютного запрета на женский труд, но, принимая во внимание особенную природу женщины, шариат определил несколько условий, обеспечивающих работающей женщине защиту ее чести, здоровья и безопасность: <!--[if !supportLists]--> [*]Женщина, пожелавшая работать, должна получить согласие со стороны своего мужа, родственника (махрама) или опекуна. [/list] [*]Женщина должна, по возможности, работать в раздельном от мужчин помещении. [/list] [*]Труд не должен отрицательно сказываться на физическом и духовном состоянии женщины. [/list] [*]Женщинам рекомендуется приложить свои усилия в тех областях, где это было бы наиболее эффективно и целесообразно, например: сфера воспитания и образования; сфера здравоохранения, особенно гинекология; сфера производства женской одежды; сфера консультационных услуг в области бизнеса, психологии, дизайна; писательская деятельность; интернет-технологии. [/list] [*]Работа не должна занимать слишком много времени. Женщине необходимо уделять время себе, детям и мужу. [/list] [*]Женщине следует соблюдать требования шариата в поведении и в одежде: носить хиджаб, не пользоваться косметикой и парфюмерией вне дома, вести себя перед посторонними как подобает истинной верующей. [/list] В России не так просто найти работу соответствующую вышеприведенным требованиям. Однако примеры профессиональной деятельности саудовских женщин даже в более жестких условиях, но другого полюса, говорят о том, что российским мусульманкам, вынужденным или пожелавшим работать, не стоит идти по пути меньшего сопротивления, жертвуя своими религиозными убеждениями (например, снимая хиджаб) при устройстве на работу, а искать возможности халяльного (разрешенного) заработка. И в заключение хотелось бы процитировать слова одного поэта, который сказал: «Мать — это школа, которая готовит к жизни благородный народ». От женщин во многом зависит религиозность и нравственность следующих поколений. На них возложена великая миссия сохранения спокойствия, умиротворенности, религиозности домашнего очага; воспитанность и богобоязненность подрастающего поколения. Плоды этого труда не сравнятся ни с каким доходом от бизнеса, карьерного роста, профессиональной деятельности, хотя последнее и имеет право на существование. Гульнара Нуруллина, кандидат экономических наук |