[font=" Palatino Linotype; font-size: 12pt;"]Сура 48 Победа - аят (29)
[/font]
[font=" Palatino Linotype; font-size: 12pt;"]Мухаммад – посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверующим и милостивы между собой. Ты видишь, как они кланяются и падают ниц, стремясь к милости от Аллаха и довольству. Их признаком являются следы от земных поклонов на их лицах. Так они представлены в Таурате (Торе). В Инджиле (Евангелии) же они представлены посевом, на котором вырос росток. Он укрепил его, и тот стал толстым и выпрямился на своем стебле, восхищая сеятелей.Аллах привел эту притчу для того, чтобы привести ими в ярость неверующих. Аллах обещал тем из них, которые уверовали и совершали праведные деяния, прощение и великую награду.[/font]
[font=" Palatino Linotype; font-size: 12pt;"]Толкование этого аята - Тафсир Ас Саади:[/font]
[font=" Palatino Linotype; font-size: 12pt;"]Мухаммад является Посланником Аллаха. А мухаджиры и ансары, которые окружают его, являются истинными верующими. Они обладают самыми прекрасными качествами. Они усердно сражаются с многобожниками и прикладывают все силы для уничтожения неверия
[/font]
[font=" Palatino Linotype; font-size: 12pt;"] . Они беспощадны к врагам Аллаха, и потому неверующие униженны и бессильны перед ними. Но в то же время они любят своих верующих братьев и сестер, снисходительны и добры к ним. Вместе они подобны единому организму, и каждый из них желает для своего брата того же, что и для себя.[/font]
[font=" Palatino Linotype; font-size: 12pt;"]Так они строят свои взаимоотношения с людьми, а что касается их отношений с Аллахом, то они совершают много молитв, и поэтому ты видишь их преклоняющимися и падающими ниц. Тем самым они ищут милости и благоволения Аллаха. Довольство Аллаха и Его щедрая награда – вот их единственная цель.[/font]
[font=" Palatino Linotype; font-size: 12pt;"]Благодаря частому, усердному и прекрасному поклонению их лица стали излучать свет, и на них появились следы от челобития. Искренние молитвы сделали их души светлыми, а лица – величественными. Так их описал Всевышний в Торе, которая была ниспослана пророку Мусе.[/font]
[font=" Palatino Linotype; font-size: 12pt;"]А в Евангелии они представлены в образе посева, на котором вырос росток и укрепил его. Он все крепнет и выпрямляется на своем стебле, приводя в восхищение сеятелей своим совершенством, красотой и прямотой. Всевышний сравнил сподвижников с посевом. Они приносят пользу людям, и люди нуждаются в них. Их сильная вера и решительные поступки подобны стеблю и ветвям посева. А новообращенные мусульмане подобны молодым побегам. Они растут и догоняют своих предшественников и помогают им продолжать начатое дело, надлежащим образом исповедовать религию Аллаха и нести ее остальному человечеству. Они вызывают гнев у неверующих, которые вступают в схватки и сражения с мусульманами и становятся свидетелями их единства и непреклонности перед врагом.[/font]
[font=" Palatino Linotype; font-size: 12pt;"]Затем Аллах поведал о том, что сподвижники воплотили в себе два превосходных качества: веру и праведные деяния. А Всевышний Аллах приготовил для них две радости: прощение, которое принесло им избавление от зла на в этой жизни и после смерти, и великое вознаграждение в обоих мирах.[/font]
[font=" Palatino Linotype; font-size: 12pt;"]А теперь я хочу более подробно описать некоторые события худейбийского похода, ссылаясь на главы «Пророческий путь» («аль-Хадй ан-Набави») из книги имама Шамс ад-Дина Ибн аль-Кайима. Это поможет читателю лучше понять смысл этой суры и проникнуть в некоторые из ее тайн.[/font]
[font=" Palatino Linotype; font-size: 12pt;"]Худейбийский мир (Худейбийское соглашение)[/font]
[font=" Palatino Linotype; font-size: 12pt;"]Нафи рассказывал, что Худейбийский мир был заключен в 6 году после хиджры в месяце зу-ль-када. Это мнение является достоверным, и с ним были согласны аз-Зухри, Катада, Муса б. Укба, Мухаммад б. Исхак и многие другие.[/font]
[font=" Palatino Linotype; font-size: 12pt;"]Хишам б. Урва рассказывал, что его отец поведал ему, что Посланник Аллаха отправился в Худейбию в месяце рамадан, а заключили мирный договор в шаввале, но это мнение ошибочно. В рамадане Посланник Аллаха покорил Мекку.[/font]
[font=" Palatino Linotype; font-size: 12pt;"]В сборниках хадисов "ас-Сахих" имамов аль-Бухари и Муслима приводится достоверный хадис Анаса б. Малика о том, что Посланник Аллаха четыре раза отправлялся в малое паломничество, и каждый раз это было в месяце зу-ль-када. Одним из этих четырех паломничеств было прерванное паломничество в тот год, когда был подписан Худейбийский мир. Анас сообщил, что Пророка в тот год сопровождало полторы тысячи человек. В тех же сборниках хадисов приводятся хадисы Джабира и Абдуллаха б. Абу Ауфа, в которых сообщается, что Пророка сопровождало соответственно тысяча четыреста и тысяча триста человек.[/font]
[font=" Palatino Linotype; font-size: 12pt;"]Катада рассказывал, что он спросил Саида б. аль-Мусайиба: «Сколько человек присутствовало во время присяги довольства». Он ответил: «Тысяча пятьсот человек». Тогда Катада сказал: «А Джабир б. Абдуллах рассказывал, что их было тысяча четыреста человек». Саид возразил ему: «Да смилостивится над ним Аллах, ибо он ошибся. Он сам рассказывал мне, что их было тысяча пятьсот человек».[/font]
[font=" Palatino Linotype; font-size: 12pt;"]Действительно, от Джабира до нас дошло два достоверных сообщения по этому вопросу. В одном из таких сообщений говорится, что Джабир рассказывал, что сподвижники в тот год закололи семьдесят верблюдиц: каждую верблюдицу от имени семи человек. А когда его спросили, сколько же их было, то он сказал: «Тысяча четыреста пеших и всадников».[/font]
[font=" Palatino Linotype; font-size: 12pt;"]В хадисе Шубы сообщается, что Катада рассказывал, как Саид б. аль-Мусайиб говорил от имени своего отца, что вместе с Посланником Аллаха под деревом собралось тысяча четыреста человек. Из двух мнений я больше склоняюсь к этому. Оно опирается также на высказывания аль-Бары б. Азиба, Макиля б. Йасара, аль-Мусайиба б. Хузна и на наиболее достоверное сообщение от имени Саламы б. аль-Акваа.[/font]
[font=" Palatino Linotype; font-size: 12pt;"]Согласно одному из мнений, в этом походе приняло участие всего семьсот человек. Это – очевидное заблуждение. Сподвижники были вынуждены заколоть всего семьдесят верблюдиц: каждую – от имени семи или, скажем, десяти человек. Это никоим образом не свидетельствует в
[/font]
[font=" Palatino Linotype; font-size: 12pt;"] пользу такого мнения. В хадисе совершенно ясно сказано, что семеро мусульман приносили в жертву одну верблюдицу и что всего было заколото семьдесят животных. Допустим, что в жертвоприношении приняли участие все мусульмане. Тогда получается, что их было всего четыреста девяносто человек, а не семьсот. Но лучше всего не делать ненужных расчетов, а обратиться к самому хадису, в котором однозначно сказано, что их было тысяча четыреста человек.[/font]
[font=" Palatino Linotype; font-size: 12pt;"]Когда они дошли до Зу-ль-Хулейфы, Посланник Аллаха велел обстричь жертвенных животных и надеть на них ожерелья, надел ритуальную одежду паломника и произнес намерение совершить умру, т.е. малое паломничество. Затем он послал вперед одного из хузаитов, чтобы тот разузнал, что предпринимают курейшиты. Когда мусульмане приблизились к местечку Усфан, этот человек вернулся к Пророку и сказал: «Только что я видел Каба б. Луейа. Они взяли с собой эфиопов и собрали огромное войско. Они готовы сразиться с тобой и помешать тебе вступить в Мекку».[/font]
[font=" Palatino Linotype; font-size: 12pt;"]Посланник Аллаха посоветовался со сподвижниками: «Не напасть ли нам на поселения эфиопов, которые отправились помогать курейшитам. Мы разгромим их, и так они лишатся своих родственников и будут сильно опечалены. Если же им удастся спастись, то Аллах сам покарает их. Или лучше продолжить путь в Мекку и сразиться с теми, кто попытается остановить нас?» Абу Бакр сказал: «Аллах и Его посланник лучше знают, как следует поступить. Мы пришли, чтобы совершить паломничество и не хотим воевать. Но если кто-нибудь встанет на нашем пути, то мы готовы сразиться с ним». Выслушав его, Пророк сказал: «Тогда вперед!»[/font]
[font=" Palatino Linotype; font-size: 12pt;"]Сподвижники продолжили путь, и через некоторое время Пророк сказал: «Халид б. аль-Валид с отрядом курейшитской конницы остановился в местечке аль-Гамим. Обойдем их справа». Халид не заметил мусульман, а когда понял, что они обошли его, то галопом устремился в Мекку, чтобы предупредить курейшитов.[/font]
[font=" Palatino Linotype; font-size: 12pt;"]Когда Пророк дошел до местечка Санийат аль-Марар, его верблюдица Касва опустилась на колени. Люди прикрикивали на нее, чтобы заставить ее продолжить путь, но она не двигалась с места. Сподвижники стали говорить: «Касва заупрямилась». Но Пророк сказал: «Она не заупрямилась. У нее нет такого норова. Ее удерживает Тот, кто удерживал слона». Затем он сказал: «Клянусь Тем, в чьей длани моя душа! Я соглашусь на любое их предложение, если они сделают его из уважения к запретам Аллаха». Затем Пророк прикрикнул на верблюдицу, и она тотчас вскочила на ноги. Наконец, мусульмане дошли до Худейбии. Там они нашли колодец, в котором почти не было воды. Сподвижники стали понемногу пить из него, но быстро осушили его. Они пожаловались [/font]
[font=" Palatino Linotype; font-size: 12pt;"] Посланнику Аллаха, и он вынул из своего колчана стрелу и велел им вставить ее в дно колодца. Вода стала прибывать и прибывала до тех пор, пока сподвижники не ушли оттуда.[/font]
[font=" Palatino Linotype; font-size: 12pt;"]Курейшиты опасались, что Посланник Аллаха нападет на них, и тогда он решил отправить к ним одного из своих сподвижников и подозвал к себе для этого Умара б. аль-Хаттаба. Умар сказал: «О Посланник Аллаха! В роду Каба в Мекке нет такого человека, который захочет поддержать меня, если курейшиты причинят мне зло. Пошли лучше Усмана б. Аффана. Его родственники там, и он сможет довести до их сведения все, что ты пожелаешь».[/font]
[font=" Palatino Linotype; font-size: 12pt;"]Тогда Посланник Аллах подозвал к себе Усмана б. Аффана, велел ему отправиться к курейшитам и сказал: «Сообщи им, что я не пришел сражаться с ними, а пришел совершить паломничество, а также предложи им принять ислам».[/font]
[font=" Palatino Linotype; font-size: 12pt;"]Пророк также велел ему встретиться с верующими мужчинами и женщинами, которые остались в Мекке, обрадовать их вестью о скорой победе и сообщить им, что великий и могучий Аллах непременно поможет своей религии одержать верх в Мекке, дабы они не прятались и не скрывали то, что уверовали. Усман отправился в путь и встретился с курейшитами в местечке Балдах. Язычники спросили его: «Куда ты идешь?» Он сказал: «Посланник Аллаха послал меня для того, чтобы я призвал вас уверовать в Аллаха и обратиться в ислам и сообщил вам, что мы пришли совершить паломничество, а не сражаться с вами». Они ответили: «Мы уже слышали это. Делай то, зачем ты пришел».[/font]
[font=" Palatino Linotype; font-size: 12pt;"]Абан б. Саид подошел к Усману и поздоровался с ним. Затем Абан взял его под свое покровительство, оседлал свою лошадь и усадил Усмана позади себя. Так они приехали в Мекку. Мусульмане, не дождавшись возвращения Усмана, стали говорить: «Усман раньше нас добрался до Каабы и уже совершил обход вокруг нее». Посланник Аллаха сказал: «Я не думаю, что он совершил обход вокруг Каабы, пока мы находимся в осаде». Люди сказали: «О Посланник Аллаха, что же мешает ему сделать это? Он же уже добрался до Дома Аллаха». Он ответил: «Просто я думаю, что он не станет совершать обход вокруг Каабы без нас».[/font]
[font=" Palatino Linotype; font-size: 12pt;"]Пока продолжались переговоры мусульмане находились недалеко от язычников. В это время между ними завязалась ссора, и произошло небольшое сражение. Противники кричали друг на друга, обстреливали друг друга стрелами и забрасывали камнями, но в конце концов успокоились. Тут до Посланника Аллаха дошел слух о том, что убит Усман.[/font]
[font=" Palatino Linotype; font-size: 12pt;"] Пророк призвал правоверных присягнуть ему на верность, и взволнованные мусульмане собрались вокруг него под деревом, присягнули ему на верность и поклялись ни при каких обстоятельствах не бросать его. Принимая присягу, Пророк пожал сам себе руку и сказал: «Это – за Усмана». Тут вернулся и сам Усман, и люди сказали ему: «Абу Абдуллах, остался ли ты доволен обходом вокруг Каабы?» Он сказал: «Плохо же вы обо мне подумали! Клянусь Тем, в чьей длани моя душа, если бы я пробыл там год, а Посланник Аллаха все это время оставался бы в Худейбии, я не стал бы совершать обход до тех пор, пока его не совершил бы Посланник Аллаха. Курейшиты предложили мне совершить обход, но я отказался». Тогда люди сказали: «Воистину, Посланник Аллаха лучше нас осведомлен об Аллахе, да и помыслы его чище».[/font]
[font=" Palatino Linotype; font-size: 12pt;"]Когда мусульмане приносили присягу под деревом, Умар держал Посланника Аллаха за руку, а Макиль б. Йасар удерживал ветку, которая мешала Пророку. На верность присягнули все, кроме аль-Джудда б. Кайса. Первым пожал руку Пророка Абу Синан аль-Асади. А Салама б. аль-Аква пожал руку Посланника трижды: в начале, в середине и в конце.[/font]
[font=" Palatino Linotype; font-size: 12pt;"]Одним из первых к Посланнику Аллаха прибыл Будейл б. Варка из рода хузаитов вместе с несколькими своими сородичами. Они были наперсниками Посланника Аллаха в Тухаме. Будейл сказал: «Я пришел от Каба б. Луейа и Амира б. Луейа. С огромным войском они спустились к водам Худейбии. Они взяли с собой даже молодых верблюжат с их матерями. Они собираются сразиться с тобой и не желают впускать тебя в Мекку».[/font]
[font=" Palatino Linotype; font-size: 12pt;"]Посланник Аллаха сказал: «Мы не пришли сражаться, а пришли для того, чтобы совершить паломничество. Курейшиты и без того изнурены войной, которая принесла им много горя. Если они пожелают, то я заключу с ними временное перемирие, и тогда они оставят меня в покое. Если они пожелают, то могут принять ислам, как это делают другие. Если же они непременно хотят сразиться с нами, то они уже собрали все свои силы. Клянусь Тем, в чьей длани моя душа! Мы будем сражаться с ними за наше дело, пока не погибнем все как один или пока Аллах не завершит начатое им дело». Будейл выслушал его и сказал: «Я передам им твои слова».[/font]
[font=" Palatino Linotype; font-size: 12pt;"]Он пришел к курейшитам и сказал: «Я был у этого человека и слышал то, что он говорит. Если хотите, я передам вам его слова». Глупые невежды стали кричать: «Нам не нужно, чтобы ты рассказывал нам о нем». Но мудрые старейшины сказали: «Говори, что услышал». Когда Будейл закончил, Урва б. Масуд из племени Сакиф сказал: «Он сделал вам разумное предложение. Примите его и позвольте мне отправиться к Мухаммаду». Они сказали: «Ступай к нему».[/font]
[font=" Palatino Linotype; font-size: 12pt;"] Урва пришел к Пророку и начал с ним переговоры. Пророк сказал ему то же, что и Будейлу. Тогда Урва сказал: «О Мухаммад! Может быть, ты сможешь уничтожить свой народ. Но слышал ли ты, чтобы до тебя кто-либо из арабов губил своих близких? Но может случиться, что все обернется иначе, и мне кажется, что тогда очень многие из твоих людей побегут и бросят тебя». Тут вмешался Абу Бакр и сказал: «Пососи у Лат! Это мы-то побежим и бросим его?!» Урва спросил: «Кто это сказал?» Абу Бакр назвал себя. Тогда Урва сказал: «Клянусь Тем, в чьей длани моя душа! Если бы не то добро, которое ты мне сделал и за которое я тебя до сих пор так и не отблагодарил, то я бы ответил тебе».[/font]
[font=" Palatino Linotype; font-size: 12pt;"]Он продолжал беседовать с Пророком и время от времени брал его за бороду. Рядом с Пророком с мечом в ножнах стоял аль-Мугира б. Шуба со шлемом на голове. Когда Урва в очередной раз протянул руку к бороде Пророка, аль-Мугира ударил его по руке концом ножен и сказал: «Убери руку от бороды Посланника Аллаха!» Урва поднял голову и спросил: «Кто ты?» Он ответил: «Аль-Мугира б. Шуба». Он сказал: «Не ты ли оказался самым вероломным из нас?»[/font]
[font=" Palatino Linotype; font-size: 12pt;"]Дело в том, что перед тем, как принять ислам, Урва убил в дороге всех своих спутников, забрал их имущество и пришел к Пророку. Посланник Аллаха сказал ему: «Я принимаю то, что ты обратился в ислам, но не возьму ничего из твоего богатства».[/font]
[font=" Palatino Linotype; font-size: 12pt;"]Затем Урва начал наблюдать за сподвижниками Посланника Аллаха и увидел, что стоило Пророку отхаркнуться, как один из них подставлял руку, а затем начинал растирать слизь по коже и по лицу. Когда он отдавал какое-либо распоряжение, они тотчас выполняли его, а когда он совершал омовение, они боролись друг с другом за воду, которой он умылся. Стоило ему заговорить, как они притихали. Из уважения к Пророку они даже не осмеливались пристально посмотреть на него.[/font]
[font=" Palatino Linotype; font-size: 12pt;"]Урва вернулся к курейшитам и сказал: «О мои соплеменники! Клянусь Аллахом, я побывал у многих царей. Я был у хосроя, цезаря и негуса. Но – клянусь Аллахом! – я не видел, чтобы окружение этих царей почитало их так, как сподвижники Мухаммада почитают его. Клянусь Аллахом, стоит ему отхаркнуться, как один из них подставляет свою руку, а затем начинает растирать слизь по коже и лицу. Стоит ему отдать распоряжение, как они тотчас выполняют его. Когда он умывается, они почти дерутся за воду, которая остается после него. А когда он разговаривает, они притихают. Из уважения к нему они даже не осмеливаются пристально посмотреть на него. Он сделал вам разумное предложение. Примите его».[/font]
[font=" Palatino Linotype; font-size: 12pt;"]Некий человек из рода Кинана сказал: «Разрешите и мне отправиться к Мухаммаду». Ему позволили сделать, и когда он подходил к Пророку, тот сказал: «Это – такой-то. Его народ почитает жертвенных животных.[/font]
[font=" Palatino Linotype; font-size: 12pt;"][/font]
[font=" Palatino Linotype; font-size: 12pt;"] Проводите его к ним». Мусульмане встретили его восклицаниями паломников и показали ему жертвенных животных. Тогда он сказал: «Свят и безупречен Аллах! Этим людям не следует мешать совершить паломничество».[/font]
[font=" Palatino Linotype; font-size: 12pt;"]Затем он вернулся к мекканцам и сказал: «Я видел, что жертвенные животные обстрижены и украшены ожерельями. Я считаю, что мы не должны мешать им совершить паломничество».[/font]
[font=" Palatino Linotype; font-size: 12pt;"]Тут Микраз б. Хафс поднялся на ноги и сказал: «Позвольте и мне отправиться к нему». Завидев его, Пророк сказал: «Это – Микраз б. Хафс. Он – человек нечестивый». Пока Посланник Аллаха беседовал с ним, к мусульманам прибыл Сухейл б. Амр. Тут Пророк сказал: «Аллах облегчил вашу участь». Сухейл предложил Посланнику заключить с курейшитами договор, и он подозвал писца, а затем велел ему: «Пиши: "Во имя Аллаха милостивого, милосердного"». Сухейл возразил: «Клянусь Аллахом, мы не знаем никакого милосердного. Напиши лучше: "Во имя Аллаха"».[/font]
[font=" Palatino Linotype; font-size: 12pt;"]Мусульмане воскликнули: «Клянемся Аллахом, мы начнем договор только словами "Во имя Аллаха милостивого, милосердного"». Но Пророк сказал: «Пиши: "Во имя Аллаха"».[/font]
[font=" Palatino Linotype; font-size: 12pt;"]Затем он сказал: «Пиши дальше: "К нижеизложенному соглашению пришли Посланник Аллаха Мухаммад…"» Тут Сухейл вновь вмешался и сказал: «Клянусь Аллахом, если бы мы были уверены в том, что ты действительно Посланник Аллаха, то не мешали бы тебе совершить паломничество и не сражались бы с тобой. Пиши лучше: "Мухаммад б. Абдуллах"». Пророк сказал: «Я все равно остаюсь Посланником Аллаха, даже если вы и не верите мне. Пиши: "Мухаммад б. Абдуллах"». Затем Пророк потребовал, чтобы курейшиты освободили путь к Каабе и позволили мусульманам совершить обход вокруг нее, но Сухейл сказал: «Клянусь Аллахом, арабы не будут говорить, что мы уступили вам под давлением. Ты совершишь паломничество в следующем году». Пророк согласился и на это.[/font]
[font=" Palatino Linotype; font-size: 12pt;"]Сухейл также потребовал, чтобы Пророк возвращал курейшитам любого сбежавшего в Медину мекканца, даже если тот окажется мусульманином. Мусульмане сказали: «Свят и безупречен Аллах! Как мы можем возвратить язычникам того, кто стал мусульманином?»[/font]
[font=" Palatino Linotype; font-size: 12pt;"]В это время со стороны нижней части Мекки в лагерь мусульман пришел закованный в кандалы сын Сухейла Абу Джандал. Он бросился к мусульманам, но в это время Сухейл сказал: «Мухаммад! Вот первый из тех, кого ты вернешь нам». Пророк сказал: «Но мы еще не подписали договор». Сухейл же сказал: «Тогда я ни за что не заключу с тобой договора». Пророк сказал: «Позволь ему остаться ради меня». Он ответил:[/font]
[font=" Palatino Linotype; font-size: 12pt;"] «Я не позволю». Пророк сказал: «Давай, сделай это». Но Сухейл был непреклонен и сказал: «Я не сделаю этого».[/font]
[font=" Palatino Linotype; font-size: 12pt;"]В это время Абу Джандал закричал: «О мусульмане! Неужели вы вернете меня после того, как я стал мусульманином и сумел добраться до вас? Неужели вы не видите, что они со мной сделали?!» Джандал действительно вынес много страданий на пути Аллаха, и это не давало мусульманам покоя.[/font]
[font=" Palatino Linotype; font-size: 12pt;"]Позднее Умар б. аль-Хаттаб рассказывал: «Клянусь Аллахом, с того дня, как я принял ислам, сомнения никогда не терзали меня так, как в тот день. Я пришел к Пророку и сказал: "О Посланник Аллаха! Разве ты не пророк?" Он ответил: "Конечно, пророк". Я сказал: "И мы правы, а наши враги заблуждаются?" Он ответил: "Конечно". Я сказал: "Зачем же мы унижаем свою религию и возвращаемся домой. Почему Аллах не рассудит между нами и нашими врагами?" Пророк сказал: "Я – Посланник Аллаха. Он помогает мне во всем, и я не собираюсь ослушаться Его". Тогда я спросил: "Разве ты не говорил, что мы войдем в мечеть и совершим обход вокруг Каабы?" Пророк сказал: "Да, говорил. Но разве я сказал тебе, что ты сделаешь это в этом году?" "Нет", – ответил я. А он добавил: "Ты непременно войдешь в нее и совершишь обход". Затем я пошел к Абу Бакру и сказал ему то же, что и Посланнику Аллаха. В ответ он сказал мне то же самое, но добавил: "Крепче держись за него. Клянусь Аллахом, он прав". С тех пор я делаю все, чтобы искупить содеянное».[/font]
[font=" Palatino Linotype; font-size: 12pt;"]Когда договор был подписан, Посланник Аллаха сказал: «Встаньте и заколите животных, а затем побрейте головы». Он трижды повторил это, но ни один из сподвижников не встал.[/font]
[font=" Palatino Linotype; font-size: 12pt;"]Тогда он вошел в шатер Умм Саламы и рассказал ей о случившемся. Она сказала: «Как тебе это понравится, о Посланник Аллаха? Ступай и ни с кем не разговаривай, пока не заколешь верблюдицу, а затем позови цирюльника, и пусть он побреет твою голову». Посланник Аллаха вышел и не стал ни с кем разговаривать. Он заколол верблюдицу, и цирюльник побрил ему голову. Увидев это, сподвижники отправились закалывать животных и брить головы друг другу. От сильной печали они почти резали друг друга.[/font]
[font=" Palatino Linotype; font-size: 12pt;"]Затем в мусульманский лагерь пришли несколько верующих женщин, и великий и могучий Аллах ниспослал аят:
[/font]
[font=" Palatino Linotype; font-size: 12pt;"]Когда Посланник Аллаха возвращался домой, ему был ниспослано откровение: "Воистину, Мы даровали тебе явную победу…" Умар спросил его: «Неужели это – победа, Посланник Аллаха?» Он ответил: «Да». Тогда сподвижники сказали: «Поздравляем тебя, о Посланник Аллаха! А что же для нас?» И тут великий и могучий Аллах ниспослал аяты "Он – тот, кто ниспослал покой в сердца верующих…"[/font]
[font=" Palatino Linotype; font-size: 12pt;"]Хвала Аллаху, на этом я заканчиваю цитировать имама Ибн аль-Кайима и завершаю толкование суры "аль-Фатх".[/font]