Хадис не приводится ни в Сахихе аль-Бухари, и ни в Сахихе Муслима. И поэтому этот факт может навести на мысль о том, что он недостоверен. В любом случае, это хадис не был упомянут этими имамами, потому что мог и не подходить под их критерий отбора хадисов.
Хадис можно встретить в 4 трудах Сунны и в Муснаде Ахмада с разными цепочками передатчиков. Некоторые ученые сказали о том, что этот хадис достоверен, но в крайнем случае отнесли его к группе хороших хадисов, в том числе и ат-Тирмизи, аль-Хаким, аль-Захаби, ибн Теймия, аль-Шатиби, и ибн Хаджар аль –Ас?алани. Некоторые же из ученых, в том числе ибн Хазм и ибн аль-Уазир сказали что этот хадис относится к слабым. Наиболее правильным мнением является то, что этот хадис все же относится к достоверным;
Существует и другой хадис, где Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорит: «Моей умме была дарована милость. Не будет кары в мире Грядущем. Взамен, он будет испытан в этом мире раздорами, непостоянством и кровопролитием.» (Муснад Ахмад, Суннан АбиДауд, Мустадрак аль- Хаким). Хадис является достоверным.
Под этим хадисом подразумевается то, что Аллах оказал милость Исламской общине и испытание (наказание) будет в этом мире, взамен испытаний в мире грядующем.
Также в Коране говорится (интерпретация смысла): [color= rgb(51, 153, 102);]«Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха».[/color][Сура аль-`Имран: 110] А также: [color= rgb(51, 153, 102);]«Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины».[/color][Сура аль-Бакара: 143]
Возвращаясь к хадису о 73 сектах, факт о многочисленных группах в Исламе на протяжении многих лет остается головоломкой для ученых. Все же есть несколько решений этого вопроса:
Первое, эпоха Ислама является наиболее продолжительным, по сравнению с другими религиозными общинами.
Второе, деления среди мусульман не такие уж и серьезные, по сравнению с делениями, которые постигли те общины, кто были до нас. Те недостатки, которые появились в результате делений среди мусульман, можно поставить в противовес тому добру и благосклонности, которыми обладают мусульмане. Более того, существование той или иной секты не означает, что у них есть множество последователей. Один человек на поводу своих идей может составлять целую секту. Поэтому, вполне возможен такой вариант что, все 72 секты могут составлять лишь маленький процент от всей мусульманской общины.
Но настоящая проблема заключается в тех, кто привозглашает себя «единственной группой, которая спаслась», обвиняя всех в заблуждении и проклиная их.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если кто-нибудь из людей говорит, что кто-то проклят, то он сам является самым проклятым из них.»
Вы должны иметь ввиду, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, относит эти 72 секты к мусульманам. Он говорит: «Моя умма разделится на 73 секты.» Это означает, что последователи этих групп не являются ни вероотступниками, ни многобожниками. Но оно также не означает, что среди них нет лицемеров и неверующих. В любом случае, большинство из них уверовали, несмотря на их отклонения или недостатки. Ученые, в том числе и ибн Теймия, и аль-Шатиби понимают именно таким образом хадис о 73 сектах.
Угроза об Огне, упомянутая в хадисе не означает, что угроза касается каждого. Ибн Теймия сделал следующее замечание:
Угроза в хадисе не такая уж и серезьная, по сравнению с угрозой в аяте (интерпретация смысла) : [color= rgb(51, 153, 102);]«Воистину, те, которые несправедливо пожирают имущество сирот, наполняют свои животы Огнем и будут гореть в Пламени.»[/color][Сура ан-Ниса’:10] Или же она такая же весомая, как приводится в аяте (интерпретация смысла) : [color= rgb(51, 153, 102);]«Мы сожжем в Огне того, кто совершит это по своей враждебности и несправедливости. Это для Аллаха легко.»[/color][Сура ан-Ниса’: 30]
Не смотря на данные аяты, мы не можем говорить уверенно, что кто-то определенно попадет в Ад, пока люди каются за свои грехи или они могут совершать другие праведные дела, которые сотрут их грехи. Аллах может позволить им искупить грехи засчет их страдания тяготами жизни или чем-нибудь другим.
Этот хадис должен быть рассмотрен надлежащим образом. Мы рассматриваем этот хадис как достоверный, и не должны пытаться рассуждать его глубже. И ни в коем случае, не должны использовать данный хадис в целях усугубления деления среди мусульман и раздувать спор cреди верующих.
Хадис можно встретить в 4 трудах Сунны и в Муснаде Ахмада с разными цепочками передатчиков. Некоторые ученые сказали о том, что этот хадис достоверен, но в крайнем случае отнесли его к группе хороших хадисов, в том числе и ат-Тирмизи, аль-Хаким, аль-Захаби, ибн Теймия, аль-Шатиби, и ибн Хаджар аль –Ас?алани. Некоторые же из ученых, в том числе ибн Хазм и ибн аль-Уазир сказали что этот хадис относится к слабым. Наиболее правильным мнением является то, что этот хадис все же относится к достоверным;
Существует и другой хадис, где Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорит: «Моей умме была дарована милость. Не будет кары в мире Грядущем. Взамен, он будет испытан в этом мире раздорами, непостоянством и кровопролитием.» (Муснад Ахмад, Суннан АбиДауд, Мустадрак аль- Хаким). Хадис является достоверным.
Под этим хадисом подразумевается то, что Аллах оказал милость Исламской общине и испытание (наказание) будет в этом мире, взамен испытаний в мире грядующем.
Также в Коране говорится (интерпретация смысла): [color= rgb(51, 153, 102);]«Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха».[/color][Сура аль-`Имран: 110] А также: [color= rgb(51, 153, 102);]«Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины».[/color][Сура аль-Бакара: 143]
Возвращаясь к хадису о 73 сектах, факт о многочисленных группах в Исламе на протяжении многих лет остается головоломкой для ученых. Все же есть несколько решений этого вопроса:
Первое, эпоха Ислама является наиболее продолжительным, по сравнению с другими религиозными общинами.
Второе, деления среди мусульман не такие уж и серьезные, по сравнению с делениями, которые постигли те общины, кто были до нас. Те недостатки, которые появились в результате делений среди мусульман, можно поставить в противовес тому добру и благосклонности, которыми обладают мусульмане. Более того, существование той или иной секты не означает, что у них есть множество последователей. Один человек на поводу своих идей может составлять целую секту. Поэтому, вполне возможен такой вариант что, все 72 секты могут составлять лишь маленький процент от всей мусульманской общины.
Но настоящая проблема заключается в тех, кто привозглашает себя «единственной группой, которая спаслась», обвиняя всех в заблуждении и проклиная их.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если кто-нибудь из людей говорит, что кто-то проклят, то он сам является самым проклятым из них.»
Вы должны иметь ввиду, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, относит эти 72 секты к мусульманам. Он говорит: «Моя умма разделится на 73 секты.» Это означает, что последователи этих групп не являются ни вероотступниками, ни многобожниками. Но оно также не означает, что среди них нет лицемеров и неверующих. В любом случае, большинство из них уверовали, несмотря на их отклонения или недостатки. Ученые, в том числе и ибн Теймия, и аль-Шатиби понимают именно таким образом хадис о 73 сектах.
Угроза об Огне, упомянутая в хадисе не означает, что угроза касается каждого. Ибн Теймия сделал следующее замечание:
Угроза в хадисе не такая уж и серезьная, по сравнению с угрозой в аяте (интерпретация смысла) : [color= rgb(51, 153, 102);]«Воистину, те, которые несправедливо пожирают имущество сирот, наполняют свои животы Огнем и будут гореть в Пламени.»[/color][Сура ан-Ниса’:10] Или же она такая же весомая, как приводится в аяте (интерпретация смысла) : [color= rgb(51, 153, 102);]«Мы сожжем в Огне того, кто совершит это по своей враждебности и несправедливости. Это для Аллаха легко.»[/color][Сура ан-Ниса’: 30]
Не смотря на данные аяты, мы не можем говорить уверенно, что кто-то определенно попадет в Ад, пока люди каются за свои грехи или они могут совершать другие праведные дела, которые сотрут их грехи. Аллах может позволить им искупить грехи засчет их страдания тяготами жизни или чем-нибудь другим.
Этот хадис должен быть рассмотрен надлежащим образом. Мы рассматриваем этот хадис как достоверный, и не должны пытаться рассуждать его глубже. И ни в коем случае, не должны использовать данный хадис в целях усугубления деления среди мусульман и раздувать спор cреди верующих.