Из книги шейха Мухаммада Насыруддина аль-Альбани «Адабу ззифаф» (Культура брачных отношений)
Необходимо отметить, что женщинам, как и мужчинам, запрещено носить золотые кольца. Запрет также распространяется на браслеты и ожерелья из золота. Целый ряд хадисов в этой связи посвящен исключительно женщинам, к тому же в некоторых хадисах запрет может быть не адресован кому-то конкретно и, таким образом, касается как мужчин, так и женщин, к этой категории хадисов среди прочих относится хадис, приведенный в предыдущем разделе первым. Ниже мы приводим ряд достоверных хадисов, непосредственно касающихся предмета данного раздела. Первый хадис: «Тот, кто пожелал, чтобы на любимого было надето кольцо из адского пламени, пусть наденет ему кольцо из золота. Тот, кто пожелал, чтобы на любимого было надето ожерелье из пламени, пусть наденет ему ожерелье из золота. Тот, кто пожелал, чтобы на любимого был надет браслет из пламени, пусть наденет ему ожерелье (вариант передачи: пусть наденет ему браслет) из золота. А вам следует носить серебро тешьтесь им, [тешьтесь им, тешьтесь им]». Второй хадис: Саубан, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Как-то раз Бинт Хубайра явилась к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, а на руке у нее были фатхи [из золота], [то есть большие перстни]. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, принялся бить ее по руке [палкой, бывшей у него с собой, приговаривая при этом: «Будешь ли ты так же довольна, если Аллах наденет тебе на руку перстни из пламени?!]» Бинт Хубайра пошла к Фатиме жало¬ваться. Саубан продолжал: Пророк, мир ему и благословение Аллаха, вошел к Фатыме, а я был вместе с ним. И тут Фатыма сняла с шеи золотую цепочку и сказала, держа эту цепочку у себя в руке: Ее подарил мне Абу Хасан (то есть Али, да будет доволен им Аллаха, супруг Фатымы). Пророк, мир ему и благосло¬вение Аллаха, ответил на это: «О Фатыма! Неужто тебе нравится, когда люди говорят: у Фатымы, дочери Мухаммада, в руке цепочка из пламени?!» [И начал ее сильно бранить ]. Затем он вы¬шел, но никак не мог успокоиться. Фатыма взяла и продала эту цепочку, а на вырученные средства выку¬пила невольницу и отпустила ее на свободу. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, узнав об этом, сказал так: «Хвала Аллаху, который спас Фатыму от Адского пламени». Третий хадис: Аиша рассказывала, как однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, увидел у нее на руке два искривленных обруча из золота. Он сказал: “Сними их с себя. Возьми обручи из серебра и покрась их шафраном в желтый цвет”.
Четвертый хадис: со слов Умм Салямы, супруги Пророка, да благословит его Аллах и да спасет: “Однажды я надела себе на шею ячменные зернышки из золота. Вошел Пророк, мир ему и благословение Аллаха, и тут же отвернулся от меня. Тогда я спросила: Ты так и не взглянешь на мое украшение? А он ответил: «От него-то я как раз и отвернулся». [Умм Саляма далее рассказывала: Тогда я разорвала ожерелье, и он повернулся ко мне лицом]. Далее он рассказывал: Полагают, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал тогда так: «Ни одна из вас не понесла бы ущерб, если бы взяла сережку из серебра и обработала ее шафраном» . В хадисе Асмы бинт Йазид то же установление сформулировано таким образом: “…Возьмет себе две жемчужины из серебра, вложит их меж кончиками пальцев и нанесет на них немного шафрана – и вот серебро блестит, точно золото”. Сомнения по поводу запрета на ношение золотых украшений в форме кольца и наши опровержения
Следует отметить, что многие ученые возражают против норм поведения, установленных ха-дисами, поскольку находятся в плену у собственных сомнений по поводу их достоверности, тогда как не меньшее число специалистов, напротив, считают эти же нормы легитимными, несмотря на наличие аргументов, ставящих под сомнение достоверность того или иного сообщения. В связи с этим, мне хотелось бы остановиться на сути таких сомнений и привести доказательства их несостоятельности, для того чтобы простые мусульмане, которые не располагают специальными знаниями в области компаративного анализа (согласования) хадисов, соблюдали установления, достоверность которых неоспорима, и не отступали от них без должной аргументации и разъяснений. Иджма , позволяющая женщинам носить любые изделия из золота, и наши контраргументы. 1. Некоторые ученые поддерживают легитимность иджмы, которая разрешает женщинам носить любые изделия из золота. На наш взгляд такая иджма не может быть легитимной по нескольким причинам: Что такое достоверная иджма: Во-первых: подтвердить достоверность иджмы по данному вопросу не представляется воз-можным, хотя известно, что аль-Байхакъи в Сунан (4/124), а также ряд других авторов – например, знаток хадисов Ибн Хаджар в аль-Фатх, ссылаются на нее, как на данность. При этом необходимо заметить, что тот же Ибн Хаджар, исследуя вопрос о ношении золотого кольца (10/260), высказывался обтекаемо, как будто сомневаясь в правильности такой иджмы: «Передавали иджму, разрешающую женщинам носить золотое кольцо». Ниже мы приведем свои аргументы, свидетельствующие о том, что такая иджма – не что иное, как фикция. Ни один человек не в состоянии доказать, что иджма по данному вопросу необходимо проистекает из принципов нашей веры такую иджму трудно представить даже ги-потетически и уж тем более невозможно вообразить, чтобы она когда-либо существовала реально. Имам Ахмад, да будет доволен им Аллах, говорил по этому поводу так: «Тот, кто заявляет об иджма’е по данному вопросу, лжец. [А откуда ему знать?] Люди утверждали разное». Это высказывание Ахмада приводится его сыном Абдаллахом в Маса’иль аль-имам Ахмад (с. 390). К сожалению, рамки исследования не позволяют остановиться на этом крайне важном вопросе во всех его нюансах. Читатели, желающие ознакомиться с анализом проблемы в деталях, могут обратиться к работам по основам фикха но лишь тех авторов, которые не следуют слепо за суждениями своих предшественников! Числу таких исследований принадлежат, к примеру, Усуль аль-ахкям Ибн Хазма (4/128 144), Иршад аль-фухуль аш-Шаукани и некоторые другие.
Достоверная иджма невозможна, если она противоречит достоверному хадису за отсутствием достоверного хадиса, его отменяющего. Во-вторых: даже в том случае, если факт существования подобной иджмы можно было бы принять в целом, применять ее по данному вопросу было бы неправомерно, поскольку иджма в таком случае противоречила бы установлениям достоверной Сунны, что в принципе недопусти-мо. Ведь тогда следовало бы признать, что вся община правоверных заблуждается, а это, по сло-вам Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в принципе невозможно: «Вся моя община не может быть едина в заблуждении». Следовательно, такая иджма возможна лишь умозрительно, она не может существовать и действовать реально. Абу Мухаммад ибн Хазм, да смилуется над ним всевышний Аллах, в Усуль аль-ахкям (2/71 72) рассуждал следующим образом: «Некоторые наши коллеги считают возможным отвергнуть достоверный хадис, переданный со слов Пророка, мир ему и благословение Аллаха, лишь на том основании, что этот хадис проти-воречит иджме. И далее: Мол, это свидетельствует о том, что данный хадис является отмененным. На наш взгляд, это вопиющее заблуждение, и тому есть два неопровержимых доказательства. Первое доказательство: мы не знаем ни одного примера, когда бы иджма вступала в противо-речие с установлением достоверного хадиса, – такого случая еще не бывало, это абсолютно не-слыханно. Если кто-нибудь все же отважился утверждать, что такой хадис существует, пусть назовет нам его клянусь Аллахом, ему ни за что его не сыскать. Второе доказательство: Всевышний Аллах сказал: «Истинно, Мы ниспослали слово, и истинно, Мы его храним» . Для каждого, кто верит в Аллаха и Судный день, это значит одно все то, что Аллах, великий и славный, установил сохранить, никогда не исчезнет, и правоверный мусульманин ни за что не усомнится в таком установлении. Далее: все высказывания Пророка, мир ему и благословение Аллаха, суть полученные откровения, так как Всевышний говорил: «Он не говорит по своей прихоти. Истинно, все это лишь откровение, которое внушается» . А всякое откровение – это слово, и здесь не может быть другого мнения. Откровение хранится благодаря слову, которое однажды произнес Пророк, да благословит его Аллах и да спасет. Следовательно, любое высказывание Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, непременно должно быть хранимо Аллахом, велик Он и славен. Все слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха, до единого, в обязательном порядке были переданы нам. Таким образом, если бы хадис, в отношении которого принята противоречащая ему иджма, был на самом деле отменен, то следовало бы признать тот факт, что достоверный хадис, его отменяющий, был утрачен, не сохранился. Это равносильно тому, чтобы назвать неправдой установление о том, что Аллаха, велик Он и славен, хранит каждое Свое слово. Если бы такое было возможно, то многое, что разъяснил нам от своего Господа Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, можно было бы объявить утраченным, а слова Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, произнесенные им во время прощального хаджа: «О Аллах! Все ли я разъяснил?» следовало бы признать не соответствующими действительности». Ибн Хазм продолжает: «Мы не отрицаем в принципе, что достоверный хадис и достоверно переданный айат могут быть отменены другим достоверным хадисом или айатом соответственно, и что консенсус по по-воду такой отмены имеет под собой легитимные основания и, следовательно, возможен. Вместе с тем, мы абсолютно убеждены в том, что отменяющий хадис или отменяющий айат должны быть реальны для нас они должны сохраниться, дойти до нас, должны быть переданы в словах Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в виде реально бытующего текста, к которому мы можем обратиться в случае необходимости, и только так. Иной подход – при котором отмененный хадис дошел до нас и был нам передан в целости и сохранности, а отменяющий хадис считается утраченным, и его текст нам неизвестен – мы считаем абсолютно неприемлемым. Полагаем, что все это ложь, такой отменяющий хадис невозможно отыскать по одной-единственной причине его вообще никогда не существовало. Тот факт, что такого хадиса никогда не существовало, позволяет нам рассматривать его как нечто нереальное и принципиально невозможное. К всевышнему Аллаху прибегаю за помощью». Приоритет Сунны над иджмой, не подкрепленной Писанием или Сунной. Великий ученый и знаток хадисов Ибн Каййим аль-Джаузиййа, да смилуется над ним все-вышний Аллах, в этой связи говорил так: «Имамы Ислама едины в убеждении, что Писание имеет приоритет над Сунной, а Сунна имеет приоритет над иджмой. Таким образом, иджма находится на третьем месте. Аш-Шафи‘и говорил: Аргументами являются: Писание Аллаха, Сунна Его Посланника и консенсус имамов. В своем сочинении Китаб ихтиляф ма‘а Малик аш-Шафи‘и утверждал следующее: «У знания есть три категории: первая – Писание, вторая – Сунна, а затем следует иджма, принимаемая в отношении всего, что не урегулировано Писанием и Сунной…». Изучив источники фетв имама Ахмада, Ибн аль-Каййим также писал: «Он (то есть имам Ахмад) не отдавал приоритет над достоверным хадисом ни поступку, ни чьему-либо мнению, ни решению по аналогии, ни сообщению асхаба (сподвижника), ни чему-то противному, название которого он сам не знает, но что многие люди называют не иначе, как иджмой, предпочитая ее досто-верному хадису! Ахмад считал лжецами всех тех, кто руководствуется такой иджмой, так как сам никогда не отдавал ей старшинство перед неопровержимым хадисом. Так же поступал аш-Шафи‘и. <…> Хадисы Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, для имама Ахмада и всех остальных знатоков Сунны намного более весомы, чем измышления иджмы, все содержание которой основано на хадисе, никому неизвестном, который, якобы, устанавливает противное. Если бы обратное стало возможным, то Сунна оказалась бы не востребованной, и каждому, кто не знает хадис, устанавливающий норму по какому-либо вопросу, можно было бы установить приоритет собственного незнания над Сунной». Примечание автора (аль-Альбани): Необходимо отметить, что некоторые ученые так и де-лают, – то, что, по их мнению, является иджмой, пользуется у них преимуществом перед достоверными хадисами, приведенными нами выше. Однако по данному вопросу никакой иджмы нет – и вот почему. Третье доказательство: существуют неопровержимые доказательства того, что иджма по рассматриваемому вопросу в принципе нелегитимна. Одно из таких свидетельств сообщение с надежным иснадом, передаваемое сразу несколькими авторам Абд ар-Раззаком в аль-Мусаннаф (11/70/19935), Ибн Са‘идом в Хадис (35/1 – переписано рукой знатока хадисов Ибн Асакира) и Ибн Хазмом (10/82) со слов Мухаммада ибн Сирина. Он слышал, как однажды Абу Хурайра обратился к дочери с такими словами: “Не носи золота – боюсь, ты можешь угодить в Огонь”. Передавая это же сообщение по двум другим иснадам, Ибн Асакир (19/124/2) рассказывает: «Однажды дочь Абу Хурайры заявила ему: Соседки меня укоряют. Они говорят: Почему твой отец не украшает тебя золотом?! Абу Хурайра ответил на это так: Скажи им: Истинно, мой отец не украшает меня золотом, так как опасается, что я могу угодить в Огонь». Абд ар-Раззак (19938) передает подобное сообщение – аль-Багави прокомментировал его в Шарх ас-Сунна (3/210/82). Исследуя вопрос о ношении золотого кольца женщинами, аль-Багави замечает, что многие считают дозволенным, чтобы женщины украшали себя золотом, однако сам он подчеркивает: «Некоторые считают это нежелательным (макрух)». После этих слов аль-Багави цитирует хадис Асмы бинт Йазид – фрагмент хадиса приведен в основном тексте нашей работы (с. 236), а полный вариант сообщения дан в комментарии (с. 237). Нежелательность поступка, о которой, ссылаясь на других ученых, говорит в своей работе аль-Багави, да смилуется над ним Аллах, фактически является осуждением, равносильным запрету (харам), поскольку известно, что именно таким образом следует понимать слова «нежелательность» и «нежелательный» в высказываниях наших праведных предшественников. Использование слов, образованных от корня к-р-х («быть ненавистным» или «не желать», «ненавидеть»), именно в таком значении восходит к специфике их употребления в ряде айатов Корана Всевышний, к примеру, говорил: «И сделал для вас ненавистным (карраха) неверие, распутство и неповиновение» . Как именно следует понимать слова, образованные от корня к-р-х, я пояснил в своем исследовании «Предостережение правоверным о недопустимости поклонения могилам» (Тахзир ас-саджид мин иттихаз аль-кубур масаджид) (с. 48 55), где я привожу ряд примеров. Желающие могут обратиться к этой книге. У нас есть еще один аргумент – он имеет отношение к смежной теме. В исследованиях по во-просу об обручальном кольце говорится, что имамы Ахмад и Исхак ибн Рахавайх считали ношение золотого кольца мужчинами нежелательным или предосудительным. Предосудительность в этом случае равна запрету – об этом свидетельствуют хадисы, приведенные в нашей работе выше. То же можно утверждать в отношении запрета на ношение золотого кольца женщинами. Ученые, считавшие ношение золота нежелательным как для мужчин, так и для женщин, использовали слово «предосудительность» в качестве юридического термина, то есть понимали под этим запрет объективный подход к проблеме ведет нас именно к такому заключению. Ибн Абд аль-Хакям в Сират Умар ибн Абд аль-Азиз (с. 163) рассказывал: «Как-то раз дочь Умара ибн Абд аль-Азиза прислала ему жемчужину и обратилась при этом с такой просьбой: Если сможешь, передай мне жемчужину для пары, чтобы я могла сделать себе серьги. Через некоторое время отец отправил ей два тлеющих угля и велел передать следующее: «Если отважишься вдень их себе в уши, и тогда я отправлю тебе жемчужину для пары!» Из сообщения понятно, что жемчужина, о которой идет речь, имела золотую оправу, поскольку сама по себе не может быть вдета в ухо и обычно украшена оправой из золота. Этот вывод подтверждают слова «два тлеющих угля», использованные в сообщении, те же «тлеющие угли» можно найти в хадисах о запрете на ношение золота, которые приводились выше, например, в хадисе со слов Бинт Хубайры. Таким образом, ложность иджмы в рассматриваемом вопросе факт очевидный.
Аргументы в пользу отмены хадисов, запрещающих ношение золота, и их несостоятельность.
2. Есть ученые, которые пытаются отыскать хотя бы какое-то основание, для того чтобы отменить хадисы, запрещающие ношение золота. При этом за доказательством они прибегают к известному высказыванию Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да спасет: «Я разрешаю золото и шелк для женщин своей общины…». По совокупности передач этот хадис можно признать достоверным. Он приводится у аз-Зайла‘и в Насб ар-райа (4/222 225). Исход этого хадиса проанализирован мною в книге аль-Халяль ва-ль-харам («Дозволенное и запретное») доктора аль-Кардави (номер 78). Однако обращаться к этому хадису как отменяющему в данном случае было бы неправомерно, поскольку для того чтобы обосновать отмену какого-либо хадиса, необходимо учесть целый ряд требований, хорошо известных специалистам. Одно из таких требований заключается в следующем: высказывание, используемое в качестве опровержения, должно быть произнесено позже высказывания, которое опровергается. Второе условие наличие подтверждения, что согласование содержания двух хадисов – отменяющего и отменяемого – в принципе невозможно. В данном же случае оба требования остаются невыполненными. Так, нам доподлинно неизвестно, был ли хадис, разрешающий ношение золота, произнесен после того, как появились хадисы, налагающие запрет, или наоборот. По поводу второго требования мы утверждаем следующее: содержание этих хадисов – хадиса, разрешающего носить золото, то есть, как утверждают наши оппоненты, хадиса отменяющего, и хадисов, устанавливающих запрет на ношение золота, то есть хадисов отменяемых, – можно согласовать без особых усилий. Разрешающий хадис формулирует норму поведения в общем, а в запрещающих хадисах норма формулируется в отношении конкретных изделий из золота – ожерелий, браслетов и колец – именно такое золото запретно для женщин. Что касается всего остального – т. н. «разрубленного» золота, то оно женщинам дозволено. Как раз этот вид изделий – «разрубленное золото» и подразумевается в хадисе, разрешающем женщинам носить золотые изделия. Таким образом, разрешающий хадис в данном случае уточняется хадисами запрещающими, и отнюдь не противоречит им. Как мы убедились, отмены хадиса здесь быть не может.
Кроме того, нам не известен ни один автор, который писал бы на тему отменяющих и отме-няемых хадисов, такой, к примеру, как знаток хадисов Абу-ль-Фарадж Ибн аль-Джаузи, иссле-довавший эту проблему в работе Ихбар ахль ар-русух фи-ль-фикх ва-т-тахдис би микдар аль-мансух фи-ль-хадис, или знаток хадисов Абу Бакр аль-Хазими, посвятивший этому вопросу сочинение аль-И‘тибар фи-н-насих ва-ль-мансух мин аль-асар, и который привел бы хадисы, запрещающие ношение золота женщинами, в числе хадисов отмененных. Напротив, Ибн аль-Джаузи, да смилуется над ним Аллах, во введении к своему исследованию косвенно указывает на то, что не приемлет аргументов в пользу отмены хадисов, запрещающих ношение золота. Он говорит так:
«В своей книге я привожу лишь те хадисы, отмена которых признана правомерной, либо считается вероятной, и упускаю те хадисы, отмена которых не имеет оснований и не считается вероятной. Если вдруг кому-то скажут, что такое-то сообщение следует считать отмененным, но оно отсутствует в этой книге, пусть знает, что отмена этого сообщения не имеет под собой никаких оснований. В результате долгих размышлений в своей книге я отнес к отмененным лишь два-дцать один хадис».
Исследователь хадисов Ибн аль-Каййим в сочинении аль-А‘лям (3/458) пишет так:
«Количество хадисов, относительно отмены которых община мусульман пришла к консенсусу, определенно не достигает и десяти!»
Примечание автора (аль-Альбани):
Затем Ибн аль-Каййим приводит в своей работе все отмененные хадисы, но среди них мы не находим ни одного сообщения о запрете на ношение золота.
Таким образом, никто не в праве говорить даже о возможности отмены этих хадисов, и уж подавно нельзя утверждать, что эти хадисы действительно были отменены. О том же свидетельствуют слова Ибн аль-Асира в ан-Нихайа – по поводу хадиса со слов Асмы, при-веденного в нашей книге ранее, он замечает следующее: «Говорят, что так было до отмены этого хадиса, и что затем было подтверждено разрешение на ношение золота женщинами».
Слово «говорят», как известно, используется в тех случаях, когда правильность приводимого высказывания вызывает сомнения.
Великий ученый Садр ад-Дин Али ибн Ала’ аль-Ханафи, комментируя все те же слова Ибн аль-Джаузи, писал так: «Разум, освободившийся от недуга вожделений, склоняется к правильности этих слов. Многие факихи полагают, что значительная часть Сунны является отмененной. Они утверждают так по нескольким причинам – во-первых, потому что не знают, как провести согласование этих хадисов – хадисов, которые, как полагают эти ученые, считаются отмененными, и хадисов отменяющих и устанавливающих противное; во-вторых, потому что часто заблуждаются, принимая сообщение, в котором утверждается противное, за достоверный хадис; в-третьих, потому что хотят во что бы то ни стало обосновать нормы, устанавливаемые их мазхабом, и опровергнуть все то, что противоречит им и сообщает противное. Однако среди нас есть и другие факихи они объяснили нам, как следует поступать в таких случаях. По их словам, все то, что было передано нам, непременно сохранилось, а вся община мусульман не может быть едина в заблуж-дении».