Перейти к содержимому

Close
Фотография

НАМАЗЫ


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 218

#11 Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 23 ноября 2007 - 15:16


Можно ли совмещать намазы во время сильного ливня или снегопада?


Во время проливного дождя разрешается совмещать полуденный намаз с послеполуденным, а закатный – с вечерним. Достоверные хадисы Пророка, мир ему и благословение Аллаха, по этому поводу нам не известны, однако так поступали многие сподвижники и их последователи, и никто не порицал их за это. Малик передал, что Ибн Умар, собираясь вместе с эмирами, совмещал закатный и вечерний намазы в дождливые дни. Аль-Бейхаки сообщил со слов Хишама б. Урвы, что так же поступали его отец Урва, Саид б. аль-Мусаяб и Абу Бакр б. Абд ар-Рахман аль-Махзуми. Он же передал со слов Мусы б. Укбы, что так поступал Умар б. Абд аль-Азиз. Аль-Асрам передал со слов Абу Саламы б. Абд ар-Рахмана, что совмещение закатного и вечернего намазов в дождливый день считается сунной.
Все эти предания свидетельствуют о том, что законность совмещения этих намазов во время сильного дождя была хорошо известна ранним мусульманам. Это подтверждается и словами Ибн Аббаса: "Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, будучи в Медине, объединил полуденный намаз с послеполуденным, а закатный – с вечерним. В то время он не испытывал страха, и дождя тогда тоже не было" (Муслим). Следовательно, законность совмещения намазов во время дождя у них даже не была предметом споров и обсуждений.
Однако следует знать, что совмещать эти намазы могут только те, кто молится в мечети вместе с остальными мусульманами. Проливной дождь в те времена размывал дороги и мешал молящимся спокойно добираться до мечети. Поэтому Законотворец позволил собравшимся в мечети объединить два дневных или вечерних намаза. Но если человек молится дома, то для него дождь не является основанием для объединения намазов.
С другой стороны, сегодня ислам широко распространился по всему свету, и во многих странах дождь является обычным явлением и никак не влияет на ритм повседневной жизни. Тем более что уровень развития коммуникаций и путей сообщения позволяет верующих без труда добираться до мечети даже в проливной дождь. В таких регионах основанием для объединения намазов в мечетях могут быть только сильные ураганы или другие ненастья, нарушающие ритм повседневной жизни. Защити нас Аллах от любых бедствий!
Нам осталось добавить, что совмещать намазы во время дождя в мечети предпочтительнее во время первого из двух намазов, потому что этот выбор легче для прихожан, уже собравшихся в ней для отправления молитвы. И нужно помнить, что совмещение намазов во время дождя не является причиной для их сокращения, поскольку сокращать намазы разрешается только во время путешествия. А лучше всего об этом известно Аллаху!

Э.Кулиев
27 июля 2004 г.


#12 Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 23 ноября 2007 - 15:16


Нужно ли повторять слова икамата?


По этому поводу есть хадис, переданный Абу Давудом со слов одного из сподвижников. В нем сообщается, что Билал начал объявлять икамат. Когда же он сказал: "Намаз уже начинается", – Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Пусть Аллах продлит тебя и сделает вечным". Слушая остальные слова икамата, он поступал так, как говорится в хадисе Умара об азане. Этот же хадис передали аль-Бейхаки и ас-Сунни, но цепочка его рассказчиков слабая. Аль-Албани назвал этот хадис слабым, потому что его рассказчиком был Мухаммад б. Сабит аль-Абди. Достоверных сообщений о том, что собравшиеся на намаз должны повторять слова икамата, нам неизвестны. Поэтому делать этого не следует, а лучше всего об этом известно Аллаху.

Э.Кулиев
1 августа 2004 г.


#13 Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 23 ноября 2007 - 15:17


Можно ли совершать намаз за имамом, находясь за пределами мечети?

Для того чтобы групповой намаз был засчитан, молящиеся позади имама должны следить за его действиями и повторять их вслед за ним. Если они молятся в одном помещении, то достаточно того, что они видят его или слышат, как он восхваляет Аллаха. Но если они находятся в разных помещениях, то дополнительным условием является близкое расположение их рядов. Это значит, что если имам стоит в передней части мечети, и позади него есть свободное место, то молиться за пределами мечети запрещается, даже если молящиеся слышат его голос.
Но если мечеть переполнена, то разрешается молиться за пределами мечети при условии, что молящиеся слышат имама или того, кто возвеличивает Аллаха вслед за ним, и что их ряды расположены близко друг к другу. Намаз не принимается от тех, кто без уважительной причины выстраивается в отдельный ряд в стороне от основной группы молящихся мусульман (например, в тени дерева или здания). Уважительной причиной в данном случае может быть только переполнение всей площади, когда запоздавшие на намаз не могут встать в один ряд с основной группой молящихся.
О законности моления позади имама, если между ним и молящимися есть преграда, свидетельствует хадис, переданный Ахмадом со слов Аиши: "У нас была циновка, которую мы стелили на землю днем и которой мы отгораживались по ночам. Однажды ночью посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, начал молиться, оградившись этой циновкой. Мусульмане, услышав его чтение, присоединились к нему. Следующей ночью их стало еще больше, и тогда он выглянул и сказал: "Утруждайте себя тем, с чем вы справитесь, потому что Аллаху не наскучит вознаграждать вас, пока вам не наскучит творить добро".
Вот то, что нам известно по этому вопросу, а лучше всего об этом знает Всевышний Аллах.

Э.Кулиев
3 августа 2004 г


#14 Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 23 ноября 2007 - 15:17


Разрешается ли возмещать пропущенные намазы?

Мусульмане обязаны совершать пять ежедневных намазов в отведенное для них время, поскольку Всевышний Аллах сказал: «Воистину, намаз предписан верующим в определенное время» (ан-Ниса, 103). Если верующий не сумел совершить намаз вовремя по уважительной причине, то он обязан возместить его без промедления. Уважительной причиной в данном случае считаются только сон или забывчивость. Передают со слов Абу Саида аль-Худри, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Кто проспал витр или забыл про него, пусть совершит его, когда вспомнит". Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ан-Насаи, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и др. И хотя в нем говорится о намазе витр, его смысл распространяется и на остальные намазы.
К сожалению, в настоящее время многие невежественные мусульмане пропускают намазы или объединяют их, совершая пять намазов кряду по вечерам. Они мотивируют свое поведение занятостью дома или на работе и взваливают на свои плечи бремя тяжкого греха, потому что никакое занятие не может быть оправданием для пренебрежения намазом.
Большинство богословов считали, что если мусульманин пропустил намаз без уважительной причины, то он должен возместить его. По их мнению, такой намаз засчитывается, несмотря на то, что человек совершил тяжкий грех. В то же время некоторые богословы считали, что если намаз был пропущен без уважительной причины, то он уже не будет принят, даже если молящийся совершит его тысячу раз. Это мнение представляется мне наиболее правильным, потому что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не приказывал нам поступать так и сказал: "Если кто-либо совершит поступок, который мы не приказывали совершать, то он будет отвергнут". Этот хадис передал Муслим со слов Аиши.
Этому мнению отдал предпочтение и шейх-уль-ислам Ибн Теймия, а лучше всего об этом известно Всевышнему Аллаху.

Э.Кулиев
3 августа 2004 г.


#15 Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 23 ноября 2007 - 15:18


Можно ли совершать намаз перед зеркалом?


Многие богословы считали нежелательным совершать намаз, повернувшись лицом в сторону отвлекающих предметов. Имам Ахмад запрещал совершать намаз перед изображением или статуей, а также перед человеком, повернувшимся лицом к молящемуся. Суть этого запрета в том, чтобы молящийся не отвлекался во время намаза, ведь смирение и внимательность относятся к обязательным предписаниям молитвы.
Ахмад и аль-Бухари передали со слов Анаса б. Малика: "У Аиши была легкая разноцветная занавесь, которой она занавесила угол комнаты. Пророк же, мир ему и благословение Аллаха, сказал ей: "Убери свою занавесь! Ее изображения стояли у меня перед глазами во время всего намаза".
Исходя из этого, совершать намаз перед зеркалом нежелательно, если молящийся видит в нем свое отражение или то, что происходит вокруг него. Говорить о категорическом запрете в данном случае мы не можем, потому что конкретные хадисы о запрете на совершении намаза перед зеркалом мне не встречались. А лучше всего об этом известно Аллаху.

Э.Кулиев
14 августа 2004 г.


#16 Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 23 ноября 2007 - 15:18


Можно ли совершать обязательный намаз позади того, кто совершает дополнительный намаз?

Согласно наиболее предпочтительному мнению, разрешается совершать обязательный намаз за имамом, который совершает добровольную молитву. Аль-Бухари и Муслим передали со слов Джабира, что Муаз б. Джабал совершал вечерний намаз с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, а затем возвращался в свое племя и руководил их намазом. В версии ад-Даракутни также сказано: "Он совершал добровольный намаз, а они – обязательный вечерний".
Некоторые ученые полагали, что позволение совершать такой намаз было аннулировано хадисом Ибн Умара о том, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Не совершайте один и тот же намаз дважды в день". Этот хадис передали Ахмад и Абу Давуд, и аль-Албани назвал его достоверным. Но большинство ученых сочли этот довод неубедительным, поскольку в хадисе Ибн Умара запрещается повторять обязательный намаз после того, как человек уже совершил его. А лучше всего об этом известно Аллаху.

Э.Кулиев
28 августа 2004 г.


#17 Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 23 ноября 2007 - 15:19


Обязательно ли совершать намаз в начале отведенного для него времени?


Совершение намаза в начале отведенного для него времени является крайне предпочтительным поступком. Аль-Бухари и Муслим передали со слов Абдуллаха б. Масуда, что однажды Пророка, мир ему и благословение Аллаха, спросили: «Какое из деяний является лучшим?» Он ответил: «Намаз, совершаемый в начале отведенного для него времени, доброе отношение к родителям и джихад на пути Аллаха».
Как и другие обряды поклонения, намаз приближает человека к Аллаху, и верующим полагается спешить с выполнением этой обязанности. Всевышний сказал: «Спешите к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле» (3:131).
Вместе с тем, регулярное откладывание намаза без уважительной причины порицается и считается качеством лицемеров. Всевышний Аллах сказал: «Горе молящимся, которые небрежны к своим намазам» (107:4-5). Ибн Касир писал: «Такой молящийся всегда или зачастую откладывает намаз и совершает его незадолго до того, как истечет отведенный для него срок, или не выполняет надлежащим образом всех условий и столпов намаза, или совершает его без смирения, не размышляя над его смыслом». См. «Тафсир аль-Кур’ан аль-‘Азым», т. 4, стр. 719.
Передают со слов Анаса, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Вот намаз лицемера! Он усаживается и дожидается заката солнца, и когда оно оказывается между двумя рогами сатаны, он встает и клюет четыре раката, поминая Аллаха совсем немного». Этот хадис передали Ахмад, Муслим, Абу Давуд, ат-Тирмизи и ан-Насаи.
Исключением из этого правила является вечерний намаз, который предпочтительно совершать ближе к полуночи. Передают со слов Абу Хурейры, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если бы я не боялся обременить моих последователей, то я приказал бы им откладывать вечерний намаз до конца трети ночи или до наступления полночи». Этот хадис передали Ахмад, Ибн Маджа и ат-Тирмизи, и аль-Албани назвал его достоверным.

Э.Кулиев
5 сентября 2004 г.


#18 Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 23 ноября 2007 - 15:19


Можно ли совершать намаз в церквях и синагогах?


Кадий Ибн аль-Араби запрещал совершать намаз в церквях и синагогах. Ибн Абу Шейба передал, что Ибн Аббас не разрешал молиться в церквях и синагогах, если в них были изображения. Передают, что этого мнения также придерживались аль-Хасан аль-Басри и имам Малик.
В то же время аш-Шааби, Ата б. Абу Рабах, аль-Аузаи не видели в этом ничего плохого. Ибн Сирин тоже разрешал молиться в церквях. Известно, что Абу Муса аль-Ашари и Умар б. Абд аль-Азиз совершили намаз в церкви.
Аль-Бухари и Муслим передали со слов Абу Зарра, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Где бы ни застало тебя время намаза, молись, ибо это – место для поклонения». Этот текст имеет общий смысл, и мы не можем исключать из него церкви и синагоги, потому что об этом не говорится в достоверных хадисах.
Возможно, в пользу этого мнения свидетельствует и следующий аят: «Если бы Аллах не позволил одним людям защищаться от других, то были бы разрушены кельи, церкви, синагоги и мечети, в которых премного поминают имя Аллаха» (аль-Хаджж, 40). Существует мнение, что последнее придаточное предложение относится только к мечетям, поскольку они упомянуты последними. Согласно другому толкованию, оно относится ко всем перечисленным храмам, поскольку в каждом из них поминают имя Аллаха. Так считал ад-Даххак. Я не встретил толкования, которое бы связывало этот аят с обсуждаемым нами вопросом. Тем не менее, полагаю, что его можно привести в качестве косвенного указания на то, что церквях и синагогах можно поминать Аллаха (намаз, как известно, является самой совершенной формой поминания Его).
Таким образом, в принципе, молиться в этих храмах разрешается, но этого следует избегать, если в них есть изображения или могилы пророков, праведников или других людей. А лучше всего об этом известно Аллаху.

Э.Кулиев
2 апреля 2005 г.


#19 Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 23 ноября 2007 - 15:19


Совершается ли намаз во время опасности только во время походов, или же его можно совершать и в постоянном месте проживания?


Намазом во время опасности называется сокращенный намаз, совершаемый на поле боя, когда мусульмане уже встретились с противником лицом к лицу, но еще не вступили в бой. В таких условиях разрешено совершать намазы торопливо и сокращать молитвы из четырех рак‘атов до двух рак‘атов. Некоторые разрешают молящимся позади имама в исключительных случаях ограничиваться одним рак‘атом, и это мнение подтверждается достоверными хадисами. Существуют разные способы совершения намаза во время опасности. Ибн аль-Каййим перечислил шесть основных способов, описанных в сунне.
Передают, что Салих ибн Хавват рассказывал со слов одного из сподвижников, что тот вместе с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, совершил намаз во время опасности во время битвы у Зат ар-Рика‘. Часть мусульман выстроилась в ряд вместе с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, а другая часть в это время противостояла противнику. Вместе с частью мусульман он совершил один рак‘ат, после чего встал и продолжал стоять до тех пор, пока они самостоятельно не завершили намаз. Затем они отошли в сторону, чтобы противостоять противнику, а вторая часть мусульман присоединилась к Пророку, мир ему и благословение Аллаха. Он совершил вместе с ними оставшийся рак‘ат, после чего сел и продолжал сидеть до тех пор, пока они самостоятельно не довели намаз до конца. А затем он раньше остальных произнес слова приветствия. Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и в такой форме он встречается у последнего. Ахмад и аш-Шафи‘и отдали предпочтение этой форме, но многие другие считали, что любой из описанных в хадисах способов одинаково разрешен.
Большинство ученых, - в том числе Абу Ханифа и аш-Шафи‘и, - разрешали сокращать намазы до двух рак‘атов как во время походов, так и во время боевых действий в постоянном месте проживания. Это суждение опирается на общий смысл аята: «Когда ты находишься среди них и руководишь их намазом, то пусть одна группа из них встанет вместе с тобой, и пусть они возьмут свое оружие. Когда же они совершат земной поклон, пусть они находятся позади вас. Пусть затем придет другая группа, которая еще не молилась, пусть они помолятся вместе с тобой, будут осторожны и возьмут свое оружие» (ан-Ниса, 102).
Другие богословы, - в том числе последователи имама Ахмада, - разрешали сокращать число рак‘атов только во время похода. Они опирались на слова Всевышнего Аллаха: «Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов, если вы опасаетесь искушения со стороны неверующих» (ан-Ниса, 101). Их оппоненты отвергали этот аргумент, ссылаясь на то, что упоминание о поездке не связано с упоминанием об опасности. В противном случае сокращать намазы разрешалось бы только во время опасности, а это не так.
Имам аш-Шаукани отдал предпочтение первому мнению, и оно представляется нам наиболее предпочтительным. Следует знать, что во время битвы у рва Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не сократил намазы и даже совершил оба дневных намаза после заката солнца. Это объясняется тем, что в тот период мусульманам еще не было позволено сокращать намазы.
Все сказанное выше относилось к тем случаям, когда мусульмане вплотную соприкасаются с противником, но еще не вступили в бой. Если же бой начался или стороны приступили к обстрелу позиций противника, то разрешается молиться в любой форме в зависимости от обстоятельств. Ибн Маджа передал со слов Ибн ‘Умара, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «А если опасность будет еще большей, то молитесь стоя или сидя верхом на животном». В исключительных случаях разрешается молиться, обозначая движения кивками головы, даже не поворачиваясь лицом в сторону киблы.

Э. Кулиев
20 марта 2006 г


#20 Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 23 ноября 2007 - 15:20


Как быть уверенным в правильности совершаемого нами намаза?

Намаз — второй по важности столп ислама после свидетельства единобожия. Повеление совершать намаз и призыв к этому встречаются во многих аятах Священного Корана: «Совершайте намаз, выплачивайте закят и кланяйтесь вместе с кланяющимися» (ал-Бакара, 43); «Им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне, как ханифы, совершать намаз и выплачивать закят» (ал-Баййина, 5); «Воистину, намаз предписан верующим в определенное время» (ан-Ниса, 103).
Правила совершения намаза, как и большинства других религиозных обрядов и ритуалов, не разъясняются во всех подробностях в Священном Коране. Подробное пояснение положений, упомянутых в Писании в обобщённой форме, входило в обязанности Пророка Мухаммада: «А тебе Мы ниспослали Напоминание для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано» (ан-Нахл, 44). Из этого аята ясно, что разъяснение ниспосланных в Коране велений, в том числе и касающихся намаза, было возложено на Пророка. Его поступки и высказывания были сохранены сподвижниками, переданы их ученикам и вошли в своды хадисов. В них же приводится подробное описание того, как Пророк Мухаммад совершал обязательные и дополнительные намазы.
Однако среди дошедших до нас сообщений есть много выдуманных и слабых хадисов, которые приписываются Посланнику Аллаха. Отделить надёжные хадисы от ненадёжных могут только учёные, разбирающиеся в хадисах и рассказчиках. По этой причине некоторые малограмотные мусульмане сомневаются в достоверности и значимости хадисов вообще. Они не имеют ни времени, ни возможности посвятить себя изучению хадисов и не знают, каким сообщениям верить, а каким нет.
Для того чтобы избавиться от подобных сомнений и найти истину, необходимо, прежде всего, твёрдо знать, что Всевышний Аллах обязался сохранить Священный Коран. Всевышний сказал: «Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его» (ал-Хиджр, 9). Это относится и к тексту Священного Писания, и к его удивительному смыслу, и к вытекающим из аятов повелениям и запретам. Сохранение Корана было бы неполным и несовершенным, если бы до нас дошёл только текст Писания без разъяснений того, как нужно понимать и выполнять коранические аяты. Эти разъяснения, переданные Пророком в пречистой сунне, также оберегаются Всемогущим Аллахом. Он возложил эту миссию на знатоков хадисов, поддерживает их Своим Словом и помогает им очищать сунну от клеветы лжецов, домыслов невежд и излишеств заблудших.
От мусульманских учёных — знатоков хадиса и мусульманского права — все остальные мусульмане должны обучаться и правилам совершения намаза, и всем остальным религиозным предписаниям. Прислушиваться к их мнению — долг каждого верующего, поскольку этому учит Священный Коран: «Если вы не знаете, то спросите обладателей Напоминания» (ан-Нахл, 43). Однако мусульманин должен проявить усердие и найти тех учёных, которые действительно обладают твёрдыми познаниями. Это — один из самых важных шагов в жизни человека, поскольку от него зависит его благополучие и в этом мире, и в последней жизни. Мухаммад ибн Сирин сказал: «Эти хадисы — религия. Смотрите же, у кого вы обучаетесь вашей религии» .
Самыми простыми критериям для оценки учёного, которыми может воспользоваться каждый мусульманин, являются, во-первых, сопоставление его утверждений с аятами Священного Корана и мнением авторитетных имамов-приверженцев сунны и единой общины (если оно известно тому, кто ищет истину); во-вторых, сопоставление его деяний с его словами. Если утверждения учёного не совпадают с очевидным значением аятов Корана, если для обоснования своих воззрений он искажает очевидный смысл аятов, то избранный им путь отличается от пути Посланника Аллаха. Тот, чьи слова расходятся с его деяниями, также не заслуживает, чтобы у него обучались самым высоким и важным знаниям.
Если же учёный следует путём Пророка Мухаммада и праведных имамов-приверженцев сунны и единой общины, если он обосновывает свои воззрения текстами Корана и сунны и прежде всех других выполняет предписания ислама, то он достоин того, чтобы у него обучались знаниям об Аллахе, Его Посланнике и Его религии. Обучиться правилам совершения намаза можно и из книг праведных учёных, однако ограничиваться только приобретением религиозных знаний из книг или аудиокассет неправильно. И просить о помощи в познании истины следует одного Аллаха!

Эльмир Кулиев
31 августа 2007 г.





Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей

Яндекс.Метрика