Перейти к содержимому

Close
Фотография

НАМАЗЫ


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 218

#1 Рукайя

Рукайя
  • Мусульманка
  • 478 сообщений

Отправлено 05 сентября 2007 - 14:26

Совершение молитвы-это один из столпов Ислама.

"Оберегайте намазы, и особенно,средний (послеполуденный)намаз.И стойте перед Аллахом смиренно."
/Сура "Корова",аят 238/

Совершать молитвы мы должны в полном соответствии с ее правилами,положениями и обязонностями,прникнувшись убежденностью и смирением.И главное,перед тем как совершить намаз,у нас должно быть намерение иконечно же уду.


#2 Aisha_daria

Aisha_daria
  • Пользователи
  • 47 сообщений

Отправлено 26 октября 2007 - 22:05

Ассаляму алейкум! Я хотела бы спросить, может кто-то знает: что лучше - пропустить молитву и совершить ее должным образом позднее, или совершить молитву в положенное время, но сидя или стоя, не совершая движений, а только их представляя, как при сильной болезни? Иногда я пропускаю молитвы, когда учусь в университете, и что лучше в данной ситуации - восполнить дома или сделать сидя за партой, представляя в уме? Просто я знаю совершенно точно, что намаз, совершенный вовремя - самое лучшее дело, которое может сделать человек. Так считается ли такой неполноценный намаз позволительным. если выбор между ним или вообще пропуском молитвы?

#3 Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 26 октября 2007 - 22:26

Quote (Aisha_daria)
Ассаляму алейкум! Я хотела бы спросить, может кто-то знает: что лучше - пропустить молитву и совершить ее должным образом позднее, или совершить молитву в положенное время, но сидя или стоя, не совершая движений, а только их представляя, как при сильной болезни? Иногда я пропускаю молитвы, когда учусь в университете, и что лучше в данной ситуации - восполнить дома или сделать сидя за партой, представляя в уме? Просто я знаю совершенно точно, что намаз, совершенный вовремя - самое лучшее дело, которое может сделать человек. Так считается ли такой неполноценный намаз позволительным. если выбор между ним или вообще пропуском молитвы?

Всевышний Аллах сказал:
«...Поистине, Намаз для верующих — предписанное в опреде­лённое время». (Женщины, 103).
Если мусульманин пропустил тот или иной Намаз, то необходимо восполнить пропуски как можно быстрее.

Я ДУМАЮ ЧТО ЛУЧШЕ ВО ВРЕМЯ СОВЕРШИТЬ НАМАЗ КАК ТЫ ГОВОРИШЬ ...НО НУЖНО ЗНАТЬ :
У человека, совершающего Намаз, тело, одежда и место отправле­ния Намаза должны быть свободными от нечистот. К нечистотам при­числяются: моча, кал, рвотная масса, кровь, мертвечина, гной, тухлое яйцо. К не­чистотам относят и молоко животных, мясо которых запрещается есть.
Если перечисленные нечистоты будут находится на теле, одежде или на месте отправления Намаза, последний считается недействи­тельным.

Уверена ли ты , что там где ты читаешь намаз чисты ? Изображение


#4 Rayna

Rayna
  • Мусульманка
  • 1 199 сообщений

Отправлено 26 октября 2007 - 23:16

Сестры подскажите во время намаза когда садишься читать Аттахийят ноги пальцы на ногах как должны лежать? в какую сторону повернуты?

#5 Aisha_daria

Aisha_daria
  • Пользователи
  • 47 сообщений

Отправлено 27 октября 2007 - 05:00

Спасибо, сестра! Я вообще всегда стараюсь ходить в одежде, чистой от нечистот. А если я сделаю намаз сидя за партой, думаю, там никакой крови и других нечистот тоже не будет. Или в крайнем случае я могу сделать просто стоя на полу.

Сестра Райна, если я не ошибаюсь, женщины сидят так (см. фото). То есть обе ноги просто лежат на полу, пальцы никуда не повернуты. При этом левая нога под тобой, а правая сверху.


#6 Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 23 ноября 2007 - 14:53

Изображение

Когда запрещено совершать намаз?

Передают со слов Абу Саида аль-Худри, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «После рассветного намаза нет намазов до тех пор, пока не взойдет солнце, и после послеполуденного намаза нет намазов до тех пор, пока не закатится солнце». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
Передают, что Укба б. Амир рассказывал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил нам совершать намаз и хоронить покойников, когда солнце уже начало появляться до тех пор, пока оно полностью не взойдет; когда солнце находится в зените до тех пор, пока оно не пройдет свою высшую точку; и когда солнце клонится к закату». Этот хадис передал Муслим.
Опираясь на эти и другие похожие сообщения, большинство богословов считало, что нежелательно или запрещено совершать намазы после совершения рассветного намаза до восхода солнца; после восхода солнца до тех пор, пока солнце не поднимется приблизительно на высоту копья (около 15 минут после его восхода); в то время, когда солнце находится в зените (приблизительно за 10 минут до наступления времени полуденного намаза); после совершения послеполуденного намаза до того, как зайдет солнце.
Некоторые богословы считали, что в эти сроки нельзя совершать любые добровольные намазы, кроме намаза, совершаемого после обхода Каабы. По мнению ученых шафиитского толка, этот запрет распространяется только на добровольные намазы, для совершения которых нет причин. Если же добровольный намаз связан с какой-либо причиной (например, намазы при входе в мечеть, после омовения или после обхода Каабы), то его можно совершать даже в это время. В одном из преданий сообщается, что этого мнения также придерживался имам Ахмад. Оно представляется мне наиболее предпочтительным, поскольку в нем учтены все достоверные предания.
Что же касается обязательных намазов, то их разрешается совершать в любое время в том промежутке времени, который отведен для них. Это значит, что если мусульманин еще не совершил послеполуденный намаз, и до заката солнца осталась всего несколько минут, то он обязан без промедления начать намаз. Более того, если он не сделает этого, сославшись на то, что в это время молиться нежелательно, то он совершит тяжкий грех. А лучше всего об этом известно Аллаху.

Э.Кулиев
2 июля 2004 г.


#7 Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 23 ноября 2007 - 15:12

Нарушается ли омовение после прикосновения к женщине?

Богословы разошлись во мнениях относительно нарушения ритуальной чистоты после прикосновения к женщине. Ибн Масуд, Ибн Умар, аз-Зухри, аш-Шафии, Зейд б. Аслам и др. считали, что прикосновение к женщине делает омовение недействительным. Это мнение разделяли богословы шафиитского толка. Они опирались на слова Всевышнего «Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной или если вы имели близость с женщинами, и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ею ваши лица и руки» (аль-Маида, 6).
Однако далеко не все сподвижники истолковывали этот аят таким образом. Ибн Аббас считал, что в этом аяте под близостью с женщиной подразумевается половая близость. Али б. Абу Талиб, Ибн Аббас, Ата, Тавус, Абу Ханифа, Абу Йусуф и др. считали, что прикосновение к женщине не делает омовение недействительным. В пользу этого мнения говорят многие достоверные хадисы.
Передают со слов Аиши, что однажды посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершал намаз, когда она лежала перед ним так, как лежит покойник во время заупокойной молитвы. Когда же он собрался совершить намаз витр, то коснулся ее ногой. Этот хадис передал ан-Насаи, а Ибн Хаджар назвал цепочку его рассказчиков достоверной.
Аль-Бухари передал другой рассказ Аиши: «Я лежала перед посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, когда он совершал намаз, и мои ноги находились перед ним. Во время земного поклона он дотрагивался до меня, и тогда я поджимала ноги. А когда он вставал, я снова вытягивала их. В то время в наших домах не было светильников».
Муслим и ат-Тирмизи передали другие слова Аиши: «Однажды ночью я увидела, что посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, нет в постели. Я нашла его в мечети, когда он совершал намаз, и прикоснулась к стопам его ног. В это время он совершал земной поклон и говорил: “О Аллах! Я прибегаю к Твоему благоволению от Твоего гнева. Я прибегаю к Твоему прощению от Твоего наказания. Я прибегаю к Тебе от Тебя! Мне не сосчитать всех похвал, которых Ты достоин, ибо лишь Ты Сам воздал их Себе в достаточной мере”».
Из этих преданий следует, что простое прикосновение к женщине не делает омовение недействительным. Тем не менее, некоторые шафииты считали эти доводы неубедительными, потому что не исключено, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, дотрагивался до Аиши через покрывало или ногтями (ногти можно рассматривать как орган, отделяющийся от всего тела). Известно, что если довод не является однозначным и может быть истолкован иначе, то на его основании нельзя строить религиозное суждение. Однако подобная интерпретация перечисленных преданий весьма сомнительна и не мешает нам опираться на них.
Что же касается вышеупомянутого аята, то в нем под близостью с женщиной действительно имеется в виду половая близость. Это можно объяснить двумя способами.
Во-первых, подобные обороты приемлемы в арабском языке. В достоверном хадисе сообщается, что некий бедуин пришел к посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: «Моя жена не отвергает руки того, кто прикасается к ней». Тогда он велел ему развестись с ней. Большинство комментаторов считало, что под прикосновением в этом хадисе подразумевается половая близость.
Во-вторых, такое толкование соответствует контексту этого аята. Всевышний сказал: «Когда вы встаете на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и умойте ваши ноги до щиколоток». Речь идет об очищении от малого осквернения. «А если вы находитесь в половом осквернении, то очиститесь». Речь идет об очищении от большого осквернения. «Если же вы больны…» Это – указание на очищение песком при болезни. «…Или находитесь в путешествии…» Это – указание на очищение песком при отсутствии воды. «…Если кто-либо из вас пришел из уборной…» Это – указание на очищение песком после малого осквернения. «…Или если вы имели близость с женщинами…» Это – указание на очищение песком после полового осквернения.
Таким образом, под близостью с женщинами здесь подразумевается половое осквернение. Если бы речь шла только о малом осквернении, то из этого аята не следовало бы, что после полового осквернения разрешается очищаться песком, что сделало бы его смысл неполным.
Осталось добавить, что этот аят из суры "аль-Маида" дошел до нас в двух чтениях, которые дополняют друг друга. Известно, что Священный Коран был ниспослан в семи чтениях, между которыми нет противоречий, что также является одним из его чудес. В наиболее распространенном чтении употребляется глагол четвертой породы "лāмаса", указывающий на половую близость, когда мужчина и женщина ласкают друг друга (!). В чтениях Хамзы б. Хубейба аз-Зайята и Али б. Хамзы аль-Касаи употребляется глагол первой породы "ламаса", означающий "прикасаться". Опираясь на это чтение, богословы ханбалитского толка считали, что прикосновение к женщине с вожделением делает омовение недействительным. Подобная конкретизация аята была бы убедительной, если бы об этом говорилось в других аятах или хадисах. Однако в священных текстах ничего не говорится о прикосновении к женщинам с вожделением. Поэтому, согласно наиболее достоверному мнению, прикосновение к женщине делает омовение недействительным только в том случае, если выделяется уретральная жидкость. А лучше всего об этом известно Аллаху.

Э.Кулиев
17 июля 2004 г.


#8 Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 23 ноября 2007 - 15:13


Разрешается ли объединять намазы в случае крайней необходимости?


Всевышний Аллах обязал рабов ежедневно совершать пять обязательных намазов, для каждого из которых отведено определенное время. В Коране по этому поводу сказано: «Воистину, намаз предписан верующим в определенное время» (ан-Ниса, 103).
Поэтому, если мусульманин пропустил намаз без уважительной причины, то он совершил тяжкий грех, который можно смыть только искренним покаянием. Некоторые богословы даже считают, что возмещать такой намаз необязательно, потому что он все равно не будет принят, даже если человек возместит его тысячу раз.
Муслим передал со слов Аиши, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Если кто-либо совершит поступок, который мы не приказывали совершать, то он будет отвергнут". Известно, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершал намаз вовремя и приказывал своим последователям поступать так же, и Аллах не принимает сознательно и беспричинно пропущенные намазы.
Однако при некоторых обстоятельствах (в поездке, во время болезни или сильного дождя) Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совмещал полуденный намаз с послеполуденным, а закатный – с вечерним. В частности, аль-Бухари и Муслим передали хадис Ибн Умара о том, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, когда спешил во время путешествия, объединял закатный и вечерний намазы. Хадисов на эту тему очень много.
В некоторых сообщениях отмечается, что иногда он объединял эти намазы без видимой уважительной причины. Муслим передал слова Ибн Аббаса: "Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, будучи в Медине, объединил полуденный намаз с послеполуденным, а закатный – с вечерним. В то время он не испытывал страха, и дождя тогда тоже не было".
В одной из версий хадиса сообщается, что Саид б. Джубейр спросил Ибн Аббаса о причине этого, и тот ответил: "Он не хотел обременить кого-либо из своих последователей". В другой версии, рассказанной Абдуллахом б. Шакиком, говорится: "Однажды, завершив послеполуденный намаз, Ибн Аббас прочел нам проповедь. Она затянулась настолько, что закатилось солнце, и появились звезды. Люди стали говорить: "Намаз! Намаз!" Тут к нему подошел человек из племени Тамим, который не переставая начал повторять: "Намаз! Намаз!" Ибн Аббас же воскликнул: "Неужели ты станешь учить меня Сунне? Горе твоей матери! Я видел, как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совмещал полуденный намаз с послеполуденным, а закатный – с вечерним". Потом Ибн Шакик сказал: "Я засомневался в его словах и спросил об этом Абу Хурейру, и он подтвердил слова Ибн Аббаса". Этот хадис тоже передал Муслим.
Богословы по-разному трактовали эти предания. Ат-Тирмизи полагал, что ими вообще не следует руководствоваться. В конце своего сборника он сказал: "В моей книге есть всего два хадиса, которые мусульмане единодушно не принимают во внимание. Это – хадис Ибн Аббаса о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совместил намазы в Медине, когда ему ничего не угрожало и когда даже не было дождя; а также хадис о том, что наказанием за употребление вина в четвертый раз является смертная казнь".
Как заметил имам ан-Навави, смертная казнь за употребление опьяняющих напитков действительно была отменена. Что же касается отказа от совмещения намазов, то богословы не были единодушны по этому поводу.
Некоторые из них считали, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, поступал так, когда небо было облачным, и он не мог определить наступление времени намаза. Ахмад б. Ханбал и многие богословы шафиитского толка полагали, что причиной этого была болезнь.
Согласно наиболее предпочтительному мнению, совмещать вышеуказанные намазы разрешается, если человек боится пропустить важное безотлагательное дело. Так считали Ибн Сирин, Абу Исхак аль-Марвази, Ашхаб (ученый маликитского толка), аль-Каффал (богослов шафиитского толка) и др. Таким же образом действия Пророка, мир ему и благословение Аллаха, расценили Ибн Аббас и Абу Хурейра.
Это подтверждается и другим хадисом, переданным ан-Насаи со слов Салима б. Абдуллаха. Его спросили о том, как молился его отец Абдуллах б. Умар во время поездок: "Объединял ли он намазы во время них?" В ответ он сказал, что однажды, когда отец был на плантации, его жена Сафийя бт. Абу Убейд написала ему: "Наступил последний день моей земной жизни и первый день моей будущей жизни". Тогда он сел верхом и спешно направился домой. Когда наступило время полуденного намаза, муэдзин сказал ему: "Намаз, Абу Абд ар-Рахман!" Он даже не обернулся, а когда приблизилось время послеполуденного намаза, он сказал: "Объяви о начале намаза, а когда я завершу намаз, объяви о начале другого намаза". Помолившись, он снова отправился в путь верхом. Когда закатилось солнце, муэдзин снова сказал: "Намаз!" Он ответил: "Мы поступим так, как поступили во время полуденного и послеполуденного намазов". Когда на небе появилось много звезд, он остановился и сказал муэдзину: "Объяви о начале намаза, а когда я завершу намаз, объяви о начале другого намаза". После молитвы он повернулся к нам и сказал: "Если кто-либо из вас опасается того, что он пропустит важное дело, путь молится таким образом".
Следовательно, совмещать можно только полуденный намаз с послеполуденным, и закатный – с вечерним. Поступать так разрешено только в том случае, если молящийся опасается пропустить очень важное дело, например, если хирургическая операция продолжается несколько часов кряду, и врач не может отойти от пациента. Некоторые ученые разрешают совмещать намазы студентам, которым запрещают пропускать занятия, угрожая отчислением.
Однако совмещать намазы регулярно по причине повседневных дел или бесполезных занятий категорически запрещено. За подобную халатность человек будет нести ответственность перед Аллахом, и такой грех может разрушить многие добрые дела верующего. Всевышний сказал: «Горе молящимся, которые небрежны к своим намазам» (аль-Маун, 4-5). Пренебрежение намазами, в особенности - ради мирских дел, является качеством лицемеров и маловеров, и мы просим Аллаха Всевышнего уберечь нас от этого!

Э.Кулиев
24 июля 2004 г.


#9 Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 23 ноября 2007 - 15:13


Обязательно ли совершать некоторые намазы вслух?


Богословы единодушны в том, что в обязательных намазах, – за исключением полуденного и послеполуденного, – читать Коран следует вслух. Это подтверждается многочисленными преданиями по этому поводу.
Передают, что Джубейр б. Мутым рассказывал со слов своего отца: "Я слышал, как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, прочел суру "ат-Тур" во время закатного намаза". Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
Они же сообщили, что аль-Бара рассказывал: "Я слышал, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, во время вечернего намаза прочел суру "Клянусь смоковницей и оливой…" (сура "ат-Тин"), и я не слышал никого с более красивым голосом".
В хадисе Ибн Аббаса сообщается, что джинны услышали, как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, читал Коран вслух во время рассветного намаз. Это произошло, когда он вместе с несколькими сподвижниками направился на ярмарку в Указе. Этот хадис передал аль-Бухари.
О том, что читать Коран вслух полагается только в первых двух ракатах, свидетельствует рассказ Абу Абдуллаха ас-Сунабихи о том, как он совершил закатный намаз позади Абу Бакра. В первых двух ракатах он прочел Мать Писания и одну из коротких сур. Когда же он встал на третий ракат, Абу Абдуллах подошел к нему поближе и услышал, что он прочел Мать Писания и аят «Господь наш! Не уклоняй наши сердца в сторону после того, как Ты наставил нас на прямой путь…» (Аль Имран, 8). Об этом сообщил аль-Багави.
О том, что в двух дневных намазах читать Коран следует про себя, свидетельствует хадис Абу Мамара. Однажды он спросил Хаббаба б. аль-Аратта: "Читал ли Пророк, мир ему и благословение Аллаха, Коран в полуденном и послеполуденном намазах?" Он ответил: "Да". Абу Мамар спросил: "А как вы узнавали об этом?" Хаббаб сказал: "По движению его бороды". Этот хадис передали аль-Бухари, Абу Давуд и Ибн Маджа.
Из достоверных преданий также известно, что вслух читают Коран во время пятничных, праздничных и ночных намазов, а также намазов по поводу солнечного и лунного затмений, намазов о ниспослании дождя и намазов таравих в рамадане.
Читать Коран вслух в упомянутых намазах желательно для имама, руководящего групповым намазом, и для тех, кто молится отдельно. Это предписание не является обязательным, во-первых, потому что до нас не дошел приказ поступать так. Во-вторых, иногда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, читал суру "аль-Фатиха" и другую короткую суру в полуденном и послеполуденном намазах так, чтобы молящиеся позади него могли услышать его чтение. Об этом сообщил аль-Бухари со слов Абу Катады. Поэтому, если чтение Корана во время намаза вслух может помешать другим мусульманам, совершающим намаз или поминающим Аллаха, то разрешается вместо этого читать Коран про себя. А лучше всего об этом известно Аллаху.

Э.Кулиев
10 июля 2004 г.


#10 Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 23 ноября 2007 - 15:14


Упоминается ли в Коране пятикратная ежедневная молитва?

Из Священного Корана и Пречистой Сунны известно, что мусульманам велено совершать пять ежедневных намазов. И если в хадисах их времена и названия упоминаются ясно и недвусмысленно, то в Коране мы находим только указания на них.
Всевышний сказал: «Посему будь терпелив к тому, что они говорят, и прославляй хвалой своего Господа перед восходом солнца и перед его закатом (совершай рассветный и послеполуденный намазы), славь Его в течение ночи (совершай вечерний и ночные намазы), а также в начале и конце дня (совершай полуденный и закатный намазы)» (Та ха, 130).
Большинство комментаторов считали, что в этом аяте речь идет о ежедневных намазах. Перед восходом солнца совершается рассветный намаз, а перед закатом – послеполуденный. В течение ночи совершается вечерний намаз и необязательные ночные молитвы. Выражение "атраф ан-нахар", переведенное как "в начале и в конце дня", комментаторы Корана истолковывали по-разному.
Слово "нахар" означает светлое время суток. Одни языковеды считали, что оно начинается с рассвета и продолжается до заката солнца. Другие полагали, что оно начинается с восхода солнца. Слово "тараф" означает "край", "сторона".
Поэтому, по мнению некоторых богословов, это выражение указывает на времена полуденного и закатного намазов. Полдень – это окончание первой половины дня, а закат солнца – окончание его второй половины.
В то же время другие богословы считали, что это выражение указывает на закатный намаз и дневные намазы в целом, а конкретного указания на полуденный намаз в этом аяте нет. Так или иначе, но оно недвусмысленно упоминается в другом откровении.
Всевышний сказал: «Совершай намаз с полудня до наступления ночного мрака и читай Коран на рассвете» (аль-Исра, 78).
Выражение "дулук аш-шамс" означает время, когда солнце только проходит зенит и начинает клониться к закату. Употребление его с предлогом "ли" означает, что время полуденного намаза заходит после того, как солнце проходит зенит.
Выражение "гасак аль-лейл" означает "самое темное время суток". Совершенно ясно, что речь идет о середине ночи, потому что в это время солнце находится в зените на противоположной стороне земного шара. При этом ночь, по мнению большинства богословов, начинается с заката солнца и продолжается до рассвета.
Таким образом, в этом аяте Аллах предписал совершать намазы с полудня до полуночи, а также молиться на рассвете. Времена полуденного, послеполуденного, закатного и вечернего намазов здесь упомянуты вместе, что указывает на то, что они плавно сменяют друг друга. Время послеполуденного намаза заходит сразу после окончания времени полуденного, а время закатного намаза – сразу после окончания времени послеполуденного и т.д. Вместе с тем рассветный намаз отделен от остальных молитв промежутками времени, когда не предписано совершать обязательные намазы.
Понимание этого очень важно, поскольку многие ученые считают, что время вечернего намаза продолжается до рассвета. Это мнение не подтверждается ни кораническими аятами, ни достоверными хадисами, поскольку известно, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, никогда не откладывал вечерний намаз за полночь. А лучше всего об этом известно Аллаху.

Э.Кулиев
27 июля 2004 г.





Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей

Яндекс.Метрика