[font=" Palatino Linotype; font-size: 12pt;"][font=" Palatino Linotype; font-size: 12pt;" class="dropcap"]В[/font]озможно, эта тема вызовет вопросы у многих, и может быть, кто-то спросит: "К чему эта тема и это название, ведь быть может сегодня стоят более важные вопросы в религии?" Однако эта тема, особенно в наше время, занимает умы многих людей, и не только простых верующих, но и многих требующих знаний. Это связано с тем, что многие Шариатские вопросы стали подаваться через средства массовой информации для широкой аудитории, и разногласия между словами одних ученых с другими, стали причиной недопонимания, и проблематичности для многих людей, в особенности для простых верующих, которые не имеют представления об основах и сути разногласия. В связи с этим я посчитал нужным,- и к Аллаху я обращаюсь за помощью,- поговорить на эту тему, которая, по-моему, очень важна для мусульман.[/font]
[font=" Palatino Linotype; font-size: 12pt;"] Поистине из милости Аллаха, Свят Он и Велик, к этой Умме то, что разногласия в ней не происходили в основе религии, разногласия были в вещах, которые не касались истинного единства мусульман, а подобное не может не происходить. Всем мусульманам известно, и это они понимают из Книги Аллаха и Сунны Пророка что Аллах Всевышний избрал Мухаммада с верным руководством [“аль-Худа”] и истинной религией [“Дин уль-Хакь”]. Эти понятия, включают в себя то, что посланник Аллаха пояснил эту религию достаточным и исцеляющим пояснением, нет нужды в ее дальнейшем разъяснении, потому что верное руководство [“аль-Худа”], смысл этого, отметает любое заблуждение, во всех ее проявлениях, а смысл истинная религия [“Дин уль-Хакь”], отметает все ложные религии, которыми не доволен Аллах Свят Он и Велик. Посланник Аллаха был послан с верным руководством и истинной религией, люди в его время, в любом разногласии возвращались к нему и он решал между ними, пояснял для них истину, будь это разногласие по поводу Слов Аллаха, или по поводу решения Аллаха в определенном вопросе, по которому еще не ниспосылалось откровение; после чего снисходил Коран, поясняющий этот вопрос. Мы очень часто можем встретить в Коране, Слова: "Они спрашивают тебя, о чем-либо", после чего Аллах Всевышний дает Пророку, достаточный ответ, и приказывает ему довести это до людей.
Сказал Аллах:[color= rgb(51, 153, 102); font-family: Palatino Linotype; font-size: 12pt;] “Они спрашивают тебя о том, что им дозволено. Скажи: «Вам дозволены блага. А то, что поймали для вас обученные хищники, которых вы обучаете, как собак, части того, чему обучил вас Аллах, ешьте и поминайте над этим имя Аллаха. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах скор в расчете”.[/color] Сура “Трапеза”, 4 аят.[/font]
[color= rgb(51, 153, 102); font-family: Palatino Linotype; font-size: 12pt;]“Они спрашивают тебя о вине и азартных играх. Скажи: «В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы». Они спрашивают тебя, что они должны расходовать. Скажи: «Излишек». Так Аллах разъясняет вам знамения, быть может, вы поразмыслите”.[/color] Сура “Корова”, 219 аят.
[color= rgb(51, 153, 102); font-family: Palatino Linotype; font-size: 12pt;]“Они спрашивают тебя о трофеях. Скажи: «Трофеи принадлежат Аллаху и Посланнику». Побойтесь же Аллаха и урегулируйте разногласия между собой. Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику, если вы являетесь верующими”.[/color]Сура “Добыча”, 1 аят.
[color= rgb(51, 153, 102); font-family: Palatino Linotype; font-size: 12pt;]“Они спрашивают тебя о новолуниях. Скажи: «Они определяют промежутки времени для людей и хаджа. Благочестие не в том, чтобы вы входили в дома с их задней стороны. Но благочестив тот, кто богобоязнен. Входите в дома через двери и бойтесь Аллаха, быть может, вы окажетесь преуспевшими”.[/color] Сура “Корова” 189 аят.
[color= rgb(51, 153, 102); font-family: Palatino Linotype; font-size: 12pt;]“Они спрашивают тебя о сражении в запретный месяц. Скажи: «Сражаться в этот месяц великое преступление. Однако сбивать других с пути Аллаха, не веровать в Него, не пускать в Заповедную мечеть и выгонять оттуда ее жителей еще большее преступление перед Аллахом. Искушение хуже, чем убийство. Они не перестанут сражаться с вами, пока не отвратят вас от вашей религии, если только смогут. А если кто из вас отступит от своей религии и умрет неверующим, то его деяния окажутся тщетными как в этом мире, так и в Последней жизни. Они являются обитателями Огня и останутся там вечно»”.[/color]Сура "Корова", 217 аят. А так же многие другие аяты.
Однако, после смерти Пророка , произошли разногласия в Умме по поводу Шариатских решений, но эти разногласия не касались Основ Шариата и его источников. И мы, даст Бог [“ин ша-а Ллах”], поясним некоторые причины происходящих разногласий.
Все мы без исключения знаем и не сомневаемся, что нет ни одного обладателя Знания, известного своей надежностью и религиозностью, чтобы он нарочно и упрямясь, противоречил тому, что указывается в Книге Аллаха и Сунне Его посланника . Только Истина, может быть путеводной нитью человека описываемого Знанием и религиозностью, а тот чьей путеводной нитью является Истина, то Аллах обязательно облегчит ее для него. Читайте, что говорит Аллах:[color= rgb(51, 153, 102); font-family: Palatino Linotype; font-size: 12pt;] “Мы облегчили Коран для поминания. Но есть ли поминающие?”[/color] Сура “Луна”, 17 аят.[color= rgb(51, 153, 102); font-family: Palatino Linotype; font-size: 12pt;]“Тому, кто делал пожертвования и был богобоязнен, кто признавал наилучшее, Мы облегчим путь к легчайшему”.[/color] Сура “Ночь”, 5-7 аяты.
Не исключено, что от подобных этим Имамам Ученых, могли исходить некоторые ошибки в правовых решениях Шариата, однако ни как не в Основах его, на что мы уже ранее указывали. И эти ошибки имели место быть, и это дело не является из ряда вон выходящим, так как человек, как описал его Аллах в Словах Своих: [color= rgb(51, 153, 102); font-family: Palatino Linotype; font-size: 12pt;]“… ведь человек создан слабым”.[/color]Сура “Женщины”, 28 аят.
Человек слаб в знании и понимании своем, он слаб в возможности разума охватить и учесть все, и поэтому обязательно у него будут происходить ошибки в определенных вопросах. Мы выделим те моменты, о которых хотели бы поговорить как о причинах приведших к ошибкам Ученых, и укажем на семь причин, хотя конечно этих причин больше, и человек познавший слова и мудрости Ученых, знает причины распространенных разногласий.
Причина первая: Случай, когда доказательство [“далиль”] не дошло до противоречащего, который ошибся в своем правовом решении [“Хукме”].
Эта причина не обязательно была только у тех, кто пришел после Сахабов , но даже и среди них происходило подобное, и мы приведем на это некоторые доказательства.
1- Мы знаем о том, что достоверно известно из “Сахиха” Имама Бухари, да смилуется над ним Аллах, и из других сборников хадисов, что когда Правитель правоверных, Умар Ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, отправился в путешествие, в Шам. В пути до них дошла весть о том, что там буйствует чума. После этого Умар, остановился и стал советоваться с Сахабами, да будет доволен ими Аллах, он спрашивал совета у Мухаджиров и Ансаров, те разошлись во мнении, ... но более приоритетным было мнение возвращаться. Во время их размышлений пришел отсутствующий некоторое время Абдурахман ибн Ауф, да будет доволен им Аллах, и сказал: "У меня по этому поводу есть знание, я слышал посланник Аллаха говорил: "Если вы услышите о ней [чуме], то не ступайте на ту землю, а если она поразила земли, и вы находитесь на них, то не выходите оттуда".
Как видно, это положение не было известно величайшим из Сахабов, из Мухаджиров и Ансаров, и прояснилось оно лишь после прихода Абдурахмана ибн Ауфа, рассказавшего им хадис.
2- Известно, что Али ибн Абу Толиб и АбдуЛлах ибн Абас, да будет доволен ими Аллах, считали, что если у беременной женщины умер муж, то ей необходимо держать траурный срок [“аль-Идда”] наиболее длительный [из тех, на которые пришли указания в Коране]; четыре месяца и десять дней, либо пока она не родит младенца. Таким образом, если она родила до того как истекло четыре месяца и десять дней, то ее срок не проходит, и ей необходимо продолжать ждать пока не истекут четыре месяца и десять дней. А если завершились четыре месяца и десять дней, но она все еще не родила, то ее срок будет по завершению родов, потому что Аллах сказал:[color= rgb(51, 153, 102); font-family: Palatino Linotype; font-size: 12pt;] “Для беременных срок установлен до тех пор, пока они не разрешатся от бремени. Тому, кто боится Аллаха, Он облегчает дела”.[/color]Сура “Развод”, 4 аят.
Аллах также говорит: [color= rgb(51, 153, 102); font-family: Palatino Linotype; font-size: 12pt;]“Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жен, то они должны выжидать четыре месяца и десять дней. Когда же они дождутся истечения положенного им срока, то на вас не будет греха, если они распорядятся собой разумным образом. Аллах ведает о том, что вы совершаете”.[/color]Сура “Корова”, 234 аят.
В этих двух аятах общее и конкретное указание, и путь согласования в них лежит именно в том, что и сделали Али и Ибн Аббас, да будет доволен ими Аллах, однако Сунна превыше этого всего. Достоверно известно от посланника Аллаха в хадисе от Сабиа аль-Аслямия, что она родила, через несколько дней, после смерти мужа. После чего Пророк позволил ей выйти замуж. И смысл этого в том, что нам следует брать указание в Суре "Развод", а это всеохватывающее Слово Аллаха:[color= rgb(51, 153, 102); font-family: Palatino Linotype; font-size: 12pt;] “Для беременных срок установлен до тех пор, пока они не разрешатся от бремени. Тому, кто боится Аллаха, Он облегчает дела”.[/color]Сура “Развод”, 4 аят.
Я знаю, и ни капли не сомневаюсь, что если бы этот хадис дошел бы до ведома Али и Ибн Абаса, да будет доволен ими Аллах, то они обязательно бы взяли указанное в нем, и не склонялись бы к личному мнению!
Причина вторая: Обстоятельство, когда хадис дошел до человека, однако он не доверял передатчику хадиса, и считал, что дошедшее до него противоречит тому, что более сильно в доказательстве. Таким образом, он взял то, что, по его мнению, более сильно, и мы приведем пример этого. Здесь, мы так же хотели бы указать, что подобное происходило не только среди Ученых в более поздние времена, это происходило даже во времена Сахабов и именно с ними.
Фатима бинту Кьайс, да будет доволен ею Аллах, была разведена своим мужем, последним, третьим разводом. Уполномоченный ее мужем человек, посылал ей ячменную крупу для пропитания в период срока [“аль-Идда”], однако она гневалась и отказывалась принимать ее. После чего они подняли этот вопрос перед Пророком и пояснил ей Пророк что нет ей обеспечения и проживания [на иждивении бывшего мужа]. И это потому, что муж дал ей окончательный развод, а подобное исключает обеспечение и проживание на иждивении мужа, кроме случая беременности жены, и это в соответствии со Словами Аллаха:[color= rgb(51, 153, 102); font-family: Palatino Linotype; font-size: 12pt;] “Если они беременны, то содержите их, пока они не разрешатся от бремени”.[/color] Сура “Развод”, 6 аят.
Так вот, можете себе представить, что скрылась от Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, эта Сунна. Он считал, что таким образом разведенную жену необходимо обеспечивать жильем и пропитанием. Он не принял этот хадис от Фатимы, посчитав, что вероятно она что-то забыла, и говорил: "Неужели мы оставим Слово Господа нашего, перед словами женщины? Ведь мы даже не знаем, помнит она или забыла!?" Смысл этого таков, что Правитель правоверных Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, не был уверен в этом доказательстве [со слов Фатимы].
То, что произошло с Умаром, происходило с другими Сахабами, и с их последователями [“Табиинами”], и с теми, кто последовал после них, и до наших дней, и будет происходить до Судного дня, не перестанет происходить так, что человек [Ученый] будет сомневаться в достоверности доказательства [“далиля”].
Мы видели очень много высказываний Ученых, в которых указание на хадисы; одни ученые считают эти хадисы достоверными и опираются на них, другие же напротив считают их не достоверными и оставляют действия по ним, считая, что нет доверия путям передачи их, от посланника Аллаха .
Третья причина: Хадис дошел до него, однако он просто забыл его. Блажен тот, кто не забывает. Сколько людей забывают хадисы и даже аяты. Даже посланник Аллаха однажды помолился со своими сподвижниками, и не прочел один из аятов, забыв его. В молитве с ним был, Убей ибн Ка’б, да будет доволен им Аллах, и когда завершили они молитву он сказал: "Ах, если бы ты мне напомнил его [в молитве]". А ведь он тот, на кого снисходили откровения. Сказал ему его Господь:[color= rgb(51, 153, 102); font-family: Palatino Linotype; font-size: 12pt;] “Мы позволим тебе прочесть Коран, и ты не забудешь ничего, кроме того, что пожелает Аллах. Он знает явное и то, что сокрыто”.[/color] Сура “Высочайший”, 6-7 аяты.
Для этого, в пример можно привести историю с Умаром ибн аль-Хаттабом и Аммаром ибн Ясиром, да будет доволен ими Аллах, в которой повествуется, как они оба были отправлены по одному делу Пророком , а в пути случилось так, что оба они проснулись со следами семяизвержения [“джанаба”]. После чего Аммар сделал "иджтихад", посчитав, что очищение песком [“таяммум”] подобно очищению водой, потому он стал кататься лежа в песке как варан, чтоб песок обволок все его тело, как вода должна омывать все тело купающегося от большого осквернения [“джанабы”]. Умар же, да будет доволен им Аллах, не стал молиться в подобном состоянии.
Затем они пришли к посланнику Аллаха и он указал им на верное решение в подобной ситуации, сказав Аммару: "Тебе достаточно было сказать то-то, и сделать так-то",- затем удалил руками о песок один раз, и протер внешнюю часть кистей рук и лица.
После этого, Аммар, да будет доволен им Аллах, рассказывал этот хадис до, и во время правления Умара ибн аль-Хаттаба. Умар позвал его в один из дней и сказал: "Что это за хадис, который ты всем рассказываешь?" Аммар ответил ему: "Разве ты не помнишь, случай, когда нас послал Пророк по поручению, и мы оба оказались в большом осквернении. После чего ты не стал молиться, а я откатился в песке, а после Пророк сказал мне: "Тебе достаточно было сказать, то-то, и сделать так-то"? Однако Умар не вспомнил этого, и сказал Аммару: "Побойся Аллаха о Аммар!" Аммар сказал: "Если ты желаешь, я не буду рассказывать этот хадис, так как Аллах сделал тебя надо мной, и повелел подчиняться". Умар ответил: "Мы поручим тебе, то, что ты уже принял на себя". Смысл слов Умара, позволение рассказывать это людям.
Как видно из истории, Умар забыл, что Пророк узаконил “таяммум” очищением в случае большого осквернения [“джанаба”], так же, как и в случае замены для малого омовения [“Вудзу”]. За этим мнением Умара следовал так же АбдуЛЛах ибн Масуд, да будет доволен им Аллах. Рассказывается, что однажды по этому поводу произошел диспут между ним и Абу Мусой, да будет доволен ими Аллах. Абу Муса, привел АбдуЛлаху ибн Масуду, слова Аммара ибн Ясира, однако Ибн Масуд сказал: "Разве ты не видел, что Умар не внял словам Аммара?" Тогда Абу Муса сказал: "Ладно, оставь слова Аммара. А что ты скажешь об этом аяте?"- имея ввиду аят из Суры Трапеза,- тут, уже ничего не смог ответить Ибн Масуд.
Нет сомнения, что верное решение в этом вопросе, на стороне тех, кто считает, что “джунуб” должен делать “таяммум”, в случае отсутствия воды, или возможности ее использовать, и это идентично тому, как потерявший малое омовение делает “таяммум”.
Мы хотели этой историей указать на то, что не исключена забывчивость человека, после чего от него скрывается верное Шариатское постановление, а он в это время может утверждать противоречащее ему мнение, в котором он заслуживает оправдания. Однако тот, кто узнал ясное доказательство [и у него нет причин не доверять ему], тому нет оправдания.