Перейти к содержимому

Close
Фотография

Термин "тавассуль" в языке и в Коране


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 8

#1 Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 17 июня 2009 - 18:50


Изображение
 [color= rgb(132, 125, 83);]Значение слова "тауассуль" в арабском языке[/color]

Прежде чем мы приступит к подробному обсуждению этой темы, я хотел бы коснуться одной из важнейших причин, по которой многие люди не понимают смысл этого слова. Они расширяют его значение и вносят в него то, что к нему не относится. Причина же этого заключается в недопонимании его лексического значения и этимологии. Слово "тауассуль" – исконно арабское слово, встречающееся в Коране и Сунне, а также в арабской поэзии и прозе. Оно означает «приближение к цели», «охотное устремление к ней».
  Ибн аль-Асир в книге "ан-Нихайа" сказал: «"Уасиль" означает "желающий", а "уасиля" – "близость", "посредничество", "то, благодаря чему можно приблизиться к желаемому". Множественная форма этого слова "уасаиль"». Аль-Файрузабади в толковом словаре "аль-Камусе" сказал: «Глагол "уассаля" в сочетании с именем Аллаха означает "совершить поступок, приближающий к Нему"».
  Ибн Фарис в книге "Муджам аль-Макайис" сказал: «"Уасиля" означает "желание", "стремление", а глагол "уассаля" – "желать". "Уасиль" означает "стремящийся к Всемогущему и Великому Аллаху". В таком значении его использовал Лябид в стихе:

  Я вижу, люди не знают цену своим деяниям,
  Хотя каждый набожный стремится к Аллаху».

  Ар-Рагиб аль-Асфахани в книге "аль-Муфрадат" сказал: «"Уасиля" – это стремление приблизиться к чему-либо с большим желанием. Это слово имеет более конкретное значение, чем слово "уасыля", потому что оно включает в себя и желание. Всевышний сказал: [color= rgb(51, 153, 102);]«…ищите близости к Нему…»[/color](аль-Маида, 35). Искать близости к Всевышнему Аллаху означает следовать Его путем, творя добро и поклоняясь Ему. Значение этого слова подобно значению слова "курба". Слово "уасиль" же означает "стремящийся к Всевышнему Аллаху"». Таким же образом его истолковал имам Ибн Джарир, подкрепив свое утверждение словами поэта:

  Если клеветники оставят нас в покое, то мы сблизимся,
  И восстановятся наша дружба и близкие отношения.

  Слово "уасиля" также используется в значении "высокое положение перед царем", "близость к нему". В одном из хадисов сообщается, что так называется самое высокое место в Раю: «Если вы услышите призыв муаззина, то повторяйте то, что он говорит, а затем помолитесь за мое благословение, ибо того, кто помолится за мое благословение один раз, Аллах благословит десять раз. Потом попросите Аллаха одарить меня "уасилей". Так называется место в Раю, которое полагается всего одному из рабов, и я надеюсь, что им буду я. И кто попросит для меня "уасилю", тот будет удостоен заступничества». Муслим, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаий, Ибн Маджа.
  Совершенно ясно, что два последних значения слова "уасиля" очень близки с его изначальным значением, однако они не являются предметом нашего обсуждения в этом исследовании.

  [color= rgb(132, 125, 83);]Значение слова "уасиля" в Коране[/color]

  Упомянутое мной ранее значение слова "тауассуль" является его лексическим значением, и по этому поводу нет никаких разногласий. Таким же образом наши праведные предшественники и выдающиеся комментаторы Корана истолковали два аята, в которых упоминается слово "уасиля". Всевышний Аллах сказал: [color= rgb(51, 153, 102);]«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, ищите близости к Нему и сражайтесь на Его пути, – быть может, вы преуспеете»[/color](аль-Маида, 35); [color= rgb(51, 153, 102);]«Те, к кому они взывают с мольбой, сами ищут близости к своему Господу, пытаясь опередить других. Они надеются на Его милость и страшатся мучений от Него. Воистину, мучений от твоего Господа надлежит остерегаться»[/color](аль-Исра, 57).
  По поводу первого аята имам комментаторов Корана, хафиз Ибн Джарир сказал: “О те, которые поверили в слова Аллаха и Его посланника, поверили в обещанное вознаграждение и наказание! Бойтесь Аллаха, т.е. повинуйтесь приказам Аллаха и не преступайте Его запретов. Ищите близости к Нему, т.е. пытайтесь приблизиться к Нему, совершая богоугодные дела”.
  Хафиз Ибн Касир передал слова Ибн Аббаса о том, что "уасиля" означает "близость". Похожие высказывания он передал со слов Муджахида, Абу Уаиля, аль-Хасана, Абдуллаха б. Касира, ас-Судди, Ибн Зейда и многих других. Он же передал со слов Катады, что этот аят означает: “Приближайтесь к Нему, повинуясь Ему и совершая богоугодные дела”. После этого Ибн Касир сказал: “Между комментаторами нет разногласий по поводу того, что сказали эти имамы… "Уасиля" – это то, благодаря чему можно приблизиться к достижению цели”.
  Обстоятельства ниспослания второго аята, позволяющие понять его смысл, нам разъяснил славный сподвижник Абдуллах б. Масуд. Он сказал: “Этот аят был ниспослан по поводу группы арабов, поклонявшихся группе джиннов. Впоследствии эти джинны обратились в Ислам, а люди, которые поклонялись им, даже не ведали об этом”. Муслим.
  Хафиз Ибн Хаджар писал: “Люди, которые поклонялись джиннам, продолжали поклоняться им, а джинны не желали этого, потому что к тому времени они уже обратились в Ислам. Они сами искали близости к своему Господу. Таково надежное толкование этого аята”.
  Из этого аята очевидно, что под словом "уасиля" подразумевается то, благодаря чему можно приблизиться к Всевышнему Аллаху. Поэтому Аллах сказал, что они ищут близости к Нему, т.е. совершают праведные дела, которые приближают их к Всевышнему Аллаху. Этот аят также указывает на удивительный феномен, противоречащий всякому здравому смыслу. Речь идет о том, как некоторые люди поклоняются рабам Аллаха и обращаются к ним с мольбами, трепещут перед ними и надеются на них, тогда как те уже открыто обратились в Ислам и признали себя рабами Аллаха. Они пытаются приблизиться к Нему посредством праведных деяний, которые Он любит и которыми Он доволен. Они надеются на милость Аллаха и страшатся Его наказания. Аллах подчеркнул безрассудство тех невежд, которые поклонялись джиннам и не желали отказываться от этого, несмотря на то, что джинны – всего лишь творения, которые тоже поклоняются Пречистому Аллаху. Они так же слабы и беспомощны, как и люди, которые поклоняются им. Они не способны помочь или навредить даже самим себе. И поэтому Аллах упрекнул язычников за то, что они поклонялись творениям наряду с Ним. Только Всеблагой и Всевышний Господь способен принести вред или пользу. Он один вершит судьбами всех творений и наблюдает за всем сущим.

Please Login or Register to see this Hidden Content



#2 Jol

Jol
  • Заблокированные
  • 47 сообщений

Отправлено 17 июня 2009 - 18:50

Ассалам уалейкум ва рахматуллахи ва баракятух, сёстры!

Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение господину всех пророков и посланников, его роду, его сподвижни-кам и всем, кто следовал, и будет следовать его путем вплоть до наступления Дня воздаяния!

Хотела поделиться с Вами ещё одной работой замечательного учёного шейха Насыруддина аль-Альбани! Я приведу только вступительную часть этой работы и ссылку, для тех, кто захочет ознакомиться с ней (

Please Login or Register to see this Hidden Content

ищите в разделе «Основы веры (акыйда)». Вероубеждение в Исламе одно, и оно должно быть правильно у каждого мусульманина. Работа называется "«Пути приближения к Аллаху» М.Н. аль-Альбани, перевод Кулиева Эльмира, 48 стр. ")

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и молим о помощи и прощении! К Нему мы прибегаем от зла наших душ и на-ших скверных деяний. Кого Аллах наставил на прямой путь, того никто не введет в заблуждение, а кого Аллах ввел в заблуждение, того никто не поведет прямым путем. Свидетельствую, что нет божества, кроме одного Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник. «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами!» (Аль Имран, 102); «О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за вами» (ан-Ниса, 1); «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово. Тогда Он исправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот уже достиг великого успеха» (аль-Ахзаб, 70-71). Поистине, лучшим из повествований является писание Аллаха, а лучшим из руководств – руководство Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Самым худшим же из деяний являются новшества, ибо любое новшество – это ересь, любая ересь – это заблуждение, а любое заблуждение приводит в Ад. А затем: Люди находятся в глубоком замешательстве по поводу того, как можно искать близости к Аллаху, и что по этому поводу говорится в религии. Между мусульманами в этом вопросе существуют большие разногласия. Одни запрещают то, что раз-решают другие. Одни впадают в крайность, другие проявляют излишнюю небрежность. На протяжении многих веков у му-сульман вошло в обычай взывать к Аллаху словами: "Боже, одари меня благополучием и прощением ради того, что полагается Твоему пророку, ради его высокого места, ради его положения перед Тобой!" или "Боже, прошу Тебя простить меня ради того, что полагается Заповедному Дому!" или "Боже, я прошу Тебя посредством высокого положения угодников и праведников, такого-то и такого-то!" или "Боже, ради Твоих людей и ради тех, возле кого мы сейчас находимся и кто помогает нам [1], избавь от забот нас и всех тех, кто озабочен!" или "Боже, поддержи ислам и мусульман, ведь мы со смирением воздели к Тебе руки и пытаемся приблизиться к Тебе посредством того, кто займет высокое место в Судный День и станет заступаться за рабов!" Люди называют это поиском близости к Аллаху и считают, что поступать так разрешено шариатом. Они полагают, что Коранические аяты и хадисы узаконивают такие действия и даже велят мусульманам поступать так. Некоторые из них проявляют в этом вопросе крайнюю чрезмерность и позволяют приближаться к Аллаху посредством творений, которые вообще не занимают особого положения. Они ищут близости к Господу посредством могил святых угодников и металлических конструкций их мавзолеев, посредством песка, камней или деревьев, которые растут вблизи этих могил. Они полагают, что особую важность представляет все, что находится поблизости от важного человека, и что милость Аллаха, оказываемая обитателю могилы, распространяется и на саму могилу. Руководствуясь такими представлениями, они пытаются приблизиться к Аллаху посредством этих творений, а некоторые из поздних еретиков даже разрешают взывать к ним о помощи, вместо того, чтобы взывать к Аллаху! Что же такое поиск близости к Аллаху? Какие у него виды? Каков смысл аятов и хадисов, в которых говорится об этом? Каково истинное отношение Ислама к подобным действиям?


#3 Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 17 июня 2009 - 18:50

Изображение Изображение

#4 Umm-Maryam

Umm-Maryam
  • Мусульманка
  • 599 сообщений

Отправлено 17 июня 2009 - 18:51

Jol, Изображение

#5 Umm Umar

Umm Umar
  • Гости
  • 3 786 сообщений

Отправлено 17 июня 2009 - 18:51

Quote (Jol)
Ассалам уалейкум ва рахматуллахи ва баракятух, сёстры!

Изображение Изображение
Изображение Изображение

#6 muslimochka

muslimochka
  • Пользователи
  • 521 сообщений

Отправлено 17 июня 2009 - 18:51

Изображение Изображение

#7 muslimochka

muslimochka
  • Пользователи
  • 521 сообщений

Отправлено 17 июня 2009 - 18:51

Quote (xadijka)
«Нет принуждения в религии. Прямой путь уже отличился от заблуждения. Кто не верует в тагута, а верует в Аллаха, тот ухватился за самую надежную рукоять, которая никогда не сломается. Аллах — Слышащий, Знающий» (Корова, 256),
Изображение Изображение

#8 AMINA_ABAZA

AMINA_ABAZA
  • Мусульманка
  • 187 сообщений

Отправлено 05 октября 2009 - 19:30

Только праведные деяния могут приблизить человека к Аллаху

Удивительно, что некоторые из тех, кто претендует на право называться ученым, опираясь на два предыдущих аята, разрешают искать близость к Аллаху посредством самих пророков, их свя-тости или их высокого положения. Такие выводы являются ошибочными, и эти два аята нельзя истолковывать подобным образом, потому что в шариате нет свидетельств в пользу законности таких поступков. По этой же причине ни один из наших праведных предшественников не делал из этих аятов такие выводы и не разрешал искать близости к Аллаху таким образом. Из этих двух откровений они понимали, что Всеблагой и Всевышний Аллах приказал нам стремиться к Нему с большим желанием и использовать любую возможность, чтобы приблизиться к Нему и заслужить Его довольство. Во многих других священных текстах Пречистый Аллах обучил нас тому, что мы можем при-близиться к Нему посредством праведных деяний, которые Он любит и которыми Он доволен. Аллах не предоставил нам права самим определять эти дела, руководствуясь нашим разумом и суждением, поскольку в таком случае мы непременно впали бы в противоречия и стали бы враж-довать друг с другом. Напротив, Пречистый Господь велел нам в этом вопросе руководствоваться Его заповедями и следовать Его наставлениям, поскольку только Всемогущему и Великому Аллаху известно то, чем Он доволен. И для того чтобы узнать, какой поступок приблизит нас к Аллаху, мы обязаны по каждому отдельному вопросу обращаться к шариату нашего Пречистого Господа и разъяснениям Его посланника, мир ему и благословение Аллаха. Это значит, что мы должны руководствоваться писанием Аллаха и Сунной Его посланника, мир ему и благословение Аллаха. Это было заповедано Пророком Мухаммадом, мир ему и благословение Аллаха, который сказал: «Я оставляю вам то, с чем вы никогда не впадете в заблуждение после меня, если будете придерживаться этого. Это – писание Аллаха и сунна Его посланника». Малик. Когда поступки становятся праведными?

Из Корана и Сунны ясно, что любой поступок считается праведным и приближает человека к Пречистому Аллаху только тогда, когда выполняются два важных условия. Во-первых, человек должен совершать его искренне ради Всемогущего и Великого Аллаха. Во-вторых, этот поступок должен соответствовать тому, что Всеблагой и Всевышний Аллах узаконил в Своем писании, или тому, что Его посланник разъяснил в своей Сунне. И если хотя бы одно из этих двух условий не выполняется, то поступок не считается праведным и не принимается Аллахом. Это подтверждается словами Всеблагого и Всевышнего Аллаха: «Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом» (аль-Кахф, 110). Аллах приказал, чтобы все дела были праведными, т.е. соответствовали Сунне, а затем велел совершать их искренне ради Него, а не из других побуждений. Хафиз Ибн Касир в своем толковании сказал: “Это – два условия, при выполнении которых деяние принимается Аллахом. Оно должно совершаться искренне ради Аллаха и соответствовать шариату Его посланника, мир ему и благословение Аллаха”. Похожие высказывания принадлежат кадию Ийаду и другим богословам.

Глава II. Средства мирские и шариатские

Если нам стало ясно, что слово "уасиля" означает "средство, позволяющее достичь желаемого", то мы должны знать, что эти средства делятся на бытовые и шариатские. К бытовым средствам относятся любые причины, приводящие к определенным следствиям, в соответствии с тем, как их создал Аллах. Этими средствами могут пользоваться как верующие, так и неверующие. В качестве примера можно привести воду. Это – средство утоления жажды. Таким же образом, еда является средством насыщения, одежда – средством защиты от жары и холода, машина – средством передвижения с одного места на другое и т.п. Под шариатскими средствами подразумеваются способы достижения цели, узаконенные Все-вышним Аллахом, разъясненные в Его писании и в Сунне Его пророка, мир ему и благословение Аллаха. Пользоваться этими средствами могут только верующие, руководствующиеся велениями Аллаха и Его посланника, мир ему и благословение Аллаха. В качестве примера можно упомянуть произнесение двух свидетельств от чистого сердца и с полным пониманием их смысла, благодаря которому человек попадает в Рай и спасается от вечных страданий в Аду. Таким же образом, благодаря совершению добрых дел после злодеяний человек смывает совершенные ранее прегрешения; благодаря определенной молитве после азана – удостаивается заступничества Пророка, мир ему и благословение Аллаха; благодаря поддержанию родственных связей – продлевает себе жизнь и увеличивает свой удел и т.д. О том, что эти слова или поступки являются средствами достижения тех или иных целей, мы узнали только благодаря изучению шариата. Об этом невозможно узнать из мирских наук, опыт-ным путем или посредством чувственного восприятия. Мы знаем о том, что поддержание родст-венных связей продлевает жизнь и увеличивает мирской удел, только из слов Посланника, мир ему и благословение Аллаха: «Кто желает, чтобы его мирской удел был увеличен, а его жизненный срок продлен, пусть поддерживает родственные связи» аль-Бухари и Муслим. То же самое можно сказать обо всех остальных примерах. Однако многие допускают грубые ошибки при выборе средств для достижения своей цели – как бытовых, так и шариатских. Очень часто они полагают, что конкретное средство позволяет достичь определенной цели, связанной с их мирской жизнью, а в результате все происходит на-оборот. Они рассчитывают, что определенный поступок или обряд приведет их к желаемой цели, связанной с религией, однако этого не происходит. Примером таких бесполезных поступков, не подтверждаемых ни шариатом, ни земными зако-нами, является то, что прохожие могут увидеть на улице ан-Наср в Дамаске. Там сидят люди с маленькими столиками, по которым ходит небольшое животное, похожее на крупную мышь. Рядом с ним лежат карточки, на которых записана возможная судьба человека. Эти записи делают те самые люди или же другой – невежды, потакая своим желаниям. И вот мимо кого-либо из них проходят двое возлюбленных, один из которых говорит: "Давай заглянем в нашу судьбу!" Они платят этому человеку несколько грош, и тот подталкивает животное, чтобы оно вытащило какую-либо карточку. Потом он протягивает ее молодым людям, и те читают выдуманную для них судьбу! Где же разум того человека, который надеется на то, что животное подскажет ему то, чего он не знает? Если он действительно полагает, что это животное может открыть ему сокровенное знание, то это животное, вне всякого сомнения, лучше него. Если же он не верит в это, то его поступок расценивается как развлечение, глупость, пустая трата времени и расточительство. Безусловно, благоразумные люди избегают всего этого. Кроме того, само по себе это занятие является обманом, введением в заблуждение и незаконным присвоением чужого имущества. Если люди прибегают к животному для того, чтобы узнать то, что сокрыто от них, то, несо-мненно, они считают такой поступок мирским средством для достижения этой цели. Однако это средство ошибочное, что подтверждается жизненным опытом и здравым смыслом. Таким образом, это – вымышленное средство, в основе которого лежит невежество и обман. Оно считается ошибочным и с точки зрения шариата, потому что противоречит Корану, Сунне и единому мнению мусульман. Достаточно сказать, что оно противоречит словам Всевышнего: «Он – Ведающий сокровенное, и Он не открывает Своего сокровенного никому, кроме тех посланников, которыми Он доволен и к которым Он приставляет спереди и сзади стражей» (аль-Джинн, 26-27). К бытовым причинам, придуманным людьми, относится и вера в то, что если человек отпра-вится в поездку или женится в среду, то его поездка или женитьба окажется неудачной. Другие в свою очередь полагают, что если, приступая к важному делу, они увидят слепого или калеку, то их начинание не увенчается успехом! Среди арабов и мусульман сегодня есть и такие, которые полагают, что они сумеют одолеть сионистов и империалистов только благодаря численному превосходству, и что они, даже нахо-дясь в том положении, в котором они находятся в настоящее время, способны загнать в море всех иудеев. Практика показывает, что все подобные предположения являются ошибочными и непра-вильными. Все гораздо сложнее, и ситуацию не исправить такими примитивными методами. К выдуманным людьми шариатским причинам относится вера людей в то, что те или иные деяния приближают их к Пречистому Аллаху, тогда как на самом деле они отдаляют их от Него и навлекают на них гнев Господа. Более того, они обрекают их на проклятие и мучения. К таким деяниям относится обращение за помощью к усопшим праведникам и угодникам. Эти люди про-сят их о том, на что способен только Пречистый и Всевышний Аллах. Они молят их об избавлении от несчастий и излечении от болезней, просят одарить их мирским уделом и помочь в борьбе с врагом, обращаются к ним с другими молитвами. Они прикасаются к железным решеткам на их гробницах или к камням на их могилах, трясут их или бросают в них бумажки, на которых они записывают свои просьбы и желания. Все это они считают шариатскими средствами, приближающими их к Аллаху. Однако в действительности это не так, поскольку такие действия целиком и полностью противоречат первооснове Ислама – законности поклонения только Всевышнему Аллаху и посвящения Ему одному всех форм поклонения. Еще одним ошибочным убеждением является вера в то, что человек говорит правду, если он или кто-либо из присутствующих чихнет при этом. [2] К ним же относится вера некоторых людей в то, что если у них звенит в ушах, то это значит, что кто-либо из друзей или родственников поми-нает их добрым словом. [3] То же самое можно сказать о тех, кто верит в то, что если они постригут ногти вечером или в субботу, или в воскресенье, то с ними приключится несчастье. Есть и такие, которые полагают, что беда приключится с тем, кто подметает дом вечером, и что камень принесет им удачу, если они подумают о нем хорошо и поверят в него. [4] Эти и другие похожие верования являются ошибочными. Более того, это – измышления и не-лепости, основанные на предположениях и догадках. Аллах не ниспосылал по этому поводу никаких доказательств, и мне удалось обнаружить, что в основе их лежат выдуманные, лживые хадисы. Да проклянет же Аллах тех, кто придумал их! Среди бытовых средств тоже есть дозволенные, которыми Аллах разрешил пользоваться, и за-прещенные, которые запрещены Аллахом. Ранее я уже привел примеры того, как люди ошибочно принимают те или иные деяния за средства, необходимые для достижения различных целей, хотя в действительности это не так. Сейчас я на нескольких примерах покажу, какие бытовые средства являются дозволенными, а какие – запрещенными. К дозволенным способам получения дохода относятся торговля, коммерция, земледелие, аренда и т.п. К запрещенным же относятся ростовщичество, айна (запрещенный вид торговых сделок, при котором покупатель приобретает товар в кредит, чтобы сразу продать его продавцу за более низкую плату с целью обретения наличных денег – К.Э.), ихтикар (запрещенное шариатом хранение товара с целью создать искусственный дефицит на товары первой необходимости – К.Э.), мошенничество, воровство, азартные игры, торговля вином или скульптурами. Одним из доказательств в пользу этого являются слова Всевышнего: «Но Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство» (аль-Бакара, 275). Как торговля, так и ростовщичество являются бытовыми способами получения дохода. Тем не менее, Всевышний Аллах разрешил одно и за-претил другое.


#9 AMINA_ABAZA

AMINA_ABAZA
  • Мусульманка
  • 187 сообщений

Отправлено 05 октября 2009 - 19:35

Как можно узнать, какое средство разрешено шариатом, а какое запрещено?

Правильным способом определения законности того или иного бытового и шариатского сред-ства является обращение к Корану и Сунне, исследование того, что сказано в них по этому поводу, и того, какие выводы вытекают из этих Священных текстов. Иного пути для решения этого вопроса просто не существует. Любое бытовое средство считается дозволенным, если оно отвечает двум требованиям. Во-первых, оно не должно быть запрещено шариатом. Во-вторых, его польза для достижения той или иной цели должна быть доказана на практике либо очень вероятна. Что же касается шариатских средств, то единственным требованием к ним является наличие ясного довода из Священных текстов. Давайте обратимся к упомянутому ранее примеру о предсказании судьбы животным. Этот по-ступок является бесполезным с точки зрения мирских законов, потому что практика и здравый смысл свидетельствуют о том, что все это – сущая бессмыслица. С точки зрения шариата же этот поступок является неверием и заблуждением. Аллах разъяснил нам его порочность и предостерег нас от него. Тем не менее, люди часто ошибаются в таких вопросах. Они полагают, что любой поступок, который приносит им пользу, является дозволенным и законным. Случается так, что люди взывают к угодникам или молят о помощи покойных, после чего их желания сбываются. Они считают, что одно только это уже является доказательством того, что покойные и угодники способны помочь людям, и что взывать к ним и просить их о помощи разрешено. У них нет других доводов, кроме того, что их желания сбылись. К сожалению, в некоторой религиозной литературе часто можно встретить рассказы о том, как некий человек попал в тяжелую ситуацию и попросил о помощи святого или праведника, назвав его по имени, и тот предстал перед ним в человеческом обличии или приснился ему во сне, исполнив его просьбу. Бедные люди не ведают о том, что посредством таких событий, если они действительно имели место, Всемогущий и Великий Аллах вводит в заблуждение язычников и еретиков. Это – хитрость, посредством которой Аллах искушает их и заслуженно наказывает их за то, что они отвернулись от Корана и Сунны, стали потакать своим желаниям и последовали за дьяволами. По причине события, которое произошло в жизни какого-то человека, они разрешают просить о помощи творения наряду с Всевышним Аллахом, несмотря на то, что подобные молитвы являются величайшим язычеством. А ведь это событие может быть всего лишь вымышленным рассказом, который придумали или приукрасили для того, чтобы сбить с пути остальных людей. И даже если такая история была на самом деле, ее рассказчик ошибается по поводу того, кто пришел на помощь человеку. Он полагает, что это был праведный угодник, тогда как это был проклятый шайтан, услуживший человеку для того, чтобы добиться своей коварной цели и обмануть людей, заманив их в сети неверия и заблуждения, независимо от того, понимают они это или нет. До нас дошло немало сообщений о том, что во времена невежества язычники приходили к идолам и взывали к ним, после чего слышали разные голоса. Они полагали, что их божество разговаривает с ними и отвечает на их зов, хотя на самом деле это были дьяволы, которые желали, чтобы те впали в заблуждение и увязли в своих порочных воззрениях. Одним словом, мы должны знать, что жизненная практика и рассказы людей не являются правдивым основанием для того, чтобы считать законными те или иные деяния, связанные с религией. Единственным способом, позволяющим правильно определить это, является обращение к шариату в лице Корана и Сунны. Иного способа, как мы уже отмечали, просто не существует. В этих вопросах многие люди запутываются, когда они соприкасаются с потусторонним миром, например, когда они приходят к предсказателям, прорицателям, астрологам, колдунам или шарлатанам. Мы видим, что многие из них убеждены в том, что предсказатели знают сокровенное, поскольку они рассказывают им о событиях, которые сокрыты от них. Впоследствии, если все оказывается так, как сказал предсказатель, они начинают верить в то, что поступать так разрешено. И в этом случае их единственным доводом является то, что на деле все произошло так, как было предсказано. Однако это – огромный грех и очевидное заблуждение. Если какой-либо поступок принес человеку пользу, то это не означает, что поступать так раз-решено. Торговля спиртным, например, иногда приносит человеку большую пользу и помогает ему разбогатеть. То же самое можно сказать об азартных играх и лотереях. Всеблагой и Всевышний Аллах сказал по этому поводу: «Они спрашивают тебя об опьяняющих напитках и азартных играх. Скажи: «В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы» (аль-Бакара, 219). И несмотря на это, опьяняющие напитки и азартные игры категорически запрещены. В одном из хадисов даже перечисляются десять проклятий, имеющих отношение к спиртным напиткам. Посещение предсказателей тоже запрещено, потому что священные тексты однозначно запре-щают это. Пророк же, мир ему и благословение Аллаха, по этому поводу сказал: «Кто пришел к предсказателю и поверил в сказанное им, тот не имеет отношения к тому, что было ниспослано Мухаммаду» Ахмад и Абу Давуд. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, также сказал: «Если человек придет к прорицателю, спросит его о чем-нибудь и поверит сказанному им, то его намаз не будет принят в течение сорока дней» (Муслим). А когда Муавия б. аль-Хакам сказал Пророку, мир ему и благословение Аллаха: “Среди нас есть люди, которые посещают предсказателей”, пророк сказал: «Ты же не ходи к ним…» Муслим. Благородный Посланник, мир ему и благословение Аллаха, разъяснил, каким образом пред-сказатели и колдуны получают некоторые сведения о том, что сокрыто от остальных людей. Он сказал: «Когда Аллах решает какое-нибудь дело на небесах, ангелы смиренно складывают крылья перед Его Словом, которое поражает их, подобно грохоту удара цепи о камни. Когда же страх покидает их сердца, они говорят: "Что сказал ваш Господь?" Им говорят: "Истину, ведь Он – Возвышенный, Великий!" Дьяволы же, расположившись один над другим (Суфьян, один из рассказчиков хадиса, описал это на пальцах рук, растопырив пальцы), с украдкой слушают слова Аллаха. Услышав слово, каждый передает его тому, кто ниже его, и так далее сверху вниз, пока это слово не произносит колдун. Пылающая звезда может сбить дьявола до того, как он передаст услышанное, а может сбить его после этого, и тогда он добавляет к этой правде сто неправд. Люди же говорят: "Разве он не сказал нам в такой-то день то-то и то-то, и это случилось именно так?" А все из-за слова, услышанного на небесах» аль-Бухари. Похожее разъяснение упоминается и в хадисе Ибн Аббаса: “Однажды, когда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сидел в окружении нескольких сподвижников, на небе ярко заблистала звезда. Он спросил: «Что вы говорили, когда такое происходило во времена невежества?» Они ответили: "Мы говорили, что родился или умер какой-то великий человек". Тогда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Но звезды не падают по случаю чьей-либо смерти или чьего-либо рождения. Когда Всеблагой и Всевышний Господь наш принимает решение, носители Трона славословят Ему. Затем Ему славословят обитатели следующего неба, затем следующего. Наконец, славословие доходит до обитателей ближайшего неба. Затем обитатели неба, находящиеся вблизи от носителей Трона, спрашивают их: "Что сказал ваш Господь?" Они оповещают их об этом, а те оповещают обитателей следующего неба. Так эта весть достигает ближайшего неба, и тогда джинны подхватывают услышанное, и в них бросают пылающие звезды. То, что они доносят в неизмененном виде, является правдой, однако они смешивают ее с ложью и измышляют»" Муслим, Ахмад, ат-Тирмизи. Из этих и других хадисов нам известно, что люди могут вступать в связь с бесами, и что бесы сообщают предсказателям некоторые правдивые известия. К полученным от них сведениям пред-сказатели прибавляют сотню небылиц от себя и рассказывают об этом людям, которые впоследст-вии убеждаются в том, что некоторые из их предсказаний сбываются. Несмотря на это, мудрый законодатель запретил ходить к предсказателям, и как мы уже говорили, велел не верить их сло-вам. В этой связи мы должны отметить, что предсказатели, прорицатели и астрологи оказывают большое влияние на многих людей даже в нашу эпоху, хотя наши современники и заявляют, что они живут в век науки, мысли, культуры и просвещения. Они полагают, что предсказания, шарлатанство и колдовство уже потеряли былое влияние и популярность. Но если внимательно присмотреться к происходящим событиям и задуматься над их сутью, то легко убедиться в том, что эти явления все еще господствуют над умами многих людей. Однако сегодня они облачены в новое одеяние и предстают перед нами в современном виде, и поэтому лишь немногие понимают, что происходит в действительности. В частности, спиритизм и разные виды общения с духами являются одним из современных видов занятия колдовством и предсказаниями. Таким образом, предсказатели вводят людей в заблуждение, отдаляют их от религии, привязывают их к лживым рассказам и измышлениям, а те принимают эти рассказы за истину, за науку и религию. В действительности же ни истина, ни наука, ни религия не имеют к ним никакого отношения. Одним словом, прибегать к бытовым и шариатским средствам достижения целей можно только после доказательства их законности. Что же касается бытовых средств, то их польза и правильность должны подтверждаться и на практике. Мы обязательно должны отметить, что если жизненная практика показывает, что тот или иной поступок является бытовой причиной для достижения определенной цели, то пользоваться этой причиной разрешается, если в шариате нет запрета по этому поводу. Правоведы говорят, что любые мирские дела считаются дозволенными, пока не доказано обратное. Что же касается шариатских средств достижения целей, то отсутствия в шариате запрета на их использование недостаточно для того, чтобы можно было прибегать к их помощи, хотя именно так ошибочно полагают многие люди. Использовать шариатские средства можно только тогда, когда их законность и желательность подтверждается Священными текстами. И следует знать, что не всякое дозволенное средство является желательным, и только посредством желательных средств можно приблизиться к Всевышнему Аллаху. Одним словом, если в шариате нет конкретного запрета на какой-либо поступок, то это еще не означает, что посредством него можно приблизиться к Аллаху. По этому поводу высказался один из наших праведных предшест-венников: “Не совершайте обряд поклонения, если его не совершали сподвижники посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха”. Этот вывод следует из хорошо известных хадисов, запрещающих любые новшества в религии. Шейх-уль-ислам Ибн Теймийя же сказал: “Любые обряды поклонения считаются запрещенными, если только по этому поводу нет Священного текста, и обыденные дела считаются разрешенными, если только по этому поводу нет Священного текста”. Это правило следует запомнить, потому что оно крайне важно. Оно позволяет правильно понять многие вопросы, в которых люди расходятся во мнениях.





Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей

Яндекс.Метрика