Чем отличается закат от садака?
В арабском языке "закят" означает рост,благославение и очищение. Садака - это производное от слова sidq (искренность),т.е. это знак искренности веры того человека,который даёт садака. Относительно шариатского определения: Закят - означает поклонение Аллаху,отдавая то,что Он установил из различных видов закята,тем,кто имеет право нa них согласно руководству,предписанному в шариате. Садака - означает поклонение Аллаху,давая деньги,не являющиеся обязательными в шариате.Слово "садака" иногда используется по отношению к обязательному закату. Что касается различия между закятом и садакой,то это следующие: 1 – Закят в исламе даётся с определённых вещей,таких как:золото,серебро,урожай,фрукты,товары и домашний скот ,т.е. верблюды,крупный рогатый скот и овцы. - Что касается садаки, она не является обязательной ни для какого богатства/имущества,скорее это то,что человек может дать,без наличия определённых рамок и предписаний. 2 – Закят обусловлен условиями: чтобы прошел полный лунный год со времени приобретения имущества,чтобы имущество заключало минимальный "зажиток" (nisaab) [т.е. своими словами минимальное колличество имущество,которое не находится в личном потреблении], и это определённая часть имущества[которая даётся]. Садака не обусловлена никакими условиями,она может быть дана в любое время,любой суммой. 3 – Аллах предустановил ,чтобы закят давался определенным видам людей, и непозволительно давать его кому-либо еще. Эти люди упомянуты в аяте(перевод смысла): “Пожертвования предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый.” [al-Tawbah 9:60] - Что касается садака,она может быть дана тем,кто упомянут в этом аяте,а также другим людям. 4 – Кто умрет, имеющим долг заката,то его наследники должны выплатить его с его имущества и это имеет преимущество перед волей (wasiyah)и наследством. - Касательно садака,нет таких обязанностей относительно ее. 5 – Тот,кто удерживает(не выплачивает) закят будет наказан,об этом говорится в хадисе,переданном Бухари и Муслим: "Тот хозяин золота и серебра, который не выплачивал с них то, что положено, то есть закят, в Судный день будут наложены на него пластины из огня, которые будут нагреваться в огне адском и будут жечь бок его, лоб и спину его; всякий раз, как будут они остывать, будут восстанавливаться, в день, величина которого 50 тысяч лет, пока не совершится суд над рабами, и будет видна дорога его или в рай, или в огонь адский". Было сказано: "О посланник Аллаха , а верблюдов?" Пророк сказал: "И хозяин верблюдов не выплачивающий с них закят; в Судный день будет распростерт участок земли... каркар - ровная пустыня - шире чем была, не потеряется ни один фасыль (только что родившийся верблюжонок) и они будут топтать его своими копытами и хватать его (кусать) своими устами, каждый раз как пройдет первый из них, возвращается другой, в день, величина которого 50 тысяч лет, пока не с свершится между рабами и будет увидена дорога его или в рай, или в огнь адский. Было сказано: "О посланник Аллаха, а крупного рогатого скота (КРС) и овец?" Он сказал: " И владелец КРС и овец, не платящий с них закят; в Судный день будет распростерт участок земли каркас, не потеряется ни один из баранов, нет среди них "гакса" (т.е. нет у них изогнутых рогов), и нет "джальха" (т.е. безрогих) и нет "гауба" (т.е. нет у них сломанных рогов), и они будут бодать его своими рогами и топтать своими копытами (раздвоенными), всякий раз, как пройдет первый из них, подходит другой, в день, величина которого 50 тысяч лет, пока не свершится между рабами, будет увиден путь его или в рай, или в огонь адский" Что касается садака,тот ,кто не дает ее,не будет наказан. 6 –Согласно 4 имамам,является непозволительным давать закат предкам и потомкам. предки включают мать,отца,дедушек и бабушек;потомки включают детей и внуков. Садака можно давать предкам и потомкам. 7 –Непозволительно давать закат тому,кто богат,или тому,кто силен и может зарабатывать на жизнь. Передано,что ‘Ubayd-Allaah ibn ‘Adiyy сказал: два человека рассказали мне,что они пришли к Пророку во время прощального поломничества,когда он распределял закят.Он посмотрел на них вверх и вниз (т.е. посмотрел на их сложение)и увидел ,что они были сильными и в их телах была мощь. Он сказал, “если вы желаете, я дам вам немного, однако те,кто богат,силен и может зарабатывать,не имеет никакой доли в этом.” 8 – В случае закята,лучше брать его с богатых страны и давать их бедным [т.е. бедным этой же страны]. Многие ученые придерживаются мнения,что непозволительно посылать его в другую страну,если только это не служит какому-либо интересу. Однако милостыня может даваться как тем,кто близко,так и тем,кто далеко. 9 –Непозволительно давать закат кафирам и мушрикам. 10 – Непозволительно мусульманину давать закат своей жене. Ibn al-Mundhir передал,что есть единогласное мнение ученых (иджамаа) по этому вопросу. Однако садака может быть дана жене. Это - некоторые из различий между закятом и садакой. Слово "садака" может быть применено ко всем видам хороших дел. Al-Bukhaari в его "Сахих": “Глава:каждое благое дело - милостыня”,потом передал от Jaabir ibn ‘Abd-Allaah ,что Пророк сказал: "Каждое благое дело - садака". Ibn Battaal сказал: Этот хадис указывает на то,что каждое хорошее дело/слово,которое совершает или говорит человек,записывается ему как садака. Ан-Навави сказал: Слова Пророка “Каждое благое дело - садака” означает ,что оно равно садаке в вознаграждении. Аллах знает лучше.