Вопрос:
Войдет ли человек, любящий Аллаха, в огонь? Существует множество неверных, таких как евреи и христиане, которые любят Аллаха, подобно тому, как существуют безнравственные мусульмане, которые тоже любят Аллаха. Они никогда не скажут, что они ненавидят своего Господа. Вы могли бы внести ясность в этот вопрос?
Ответ:
Хвала Аллаху.
Ибн аль-Каййим сказал по этому поводу:
Существует четыре вида любви, которые мы должны распределить между людьми, и те, которые идут неверным путем, находятся в заблуждении от того, что они не делают этого различения. Первая категория- это любовь к Аллаху, но одного этого не достаточно, чтобы избежать Его наказания и заслужить Его вознаграждение. Многобожники, которые поклоняются кресту, евреи и другие, которые любят Аллаха.
Второй вид- это кого любит Аллах. Это то, что приводит человека в Ислам и выводит из неверия. Наиболее любимые Аллаху- это наиболее правдивые и преданные Аллаху.
Третий вид людей- это те, которые любят ради Аллаха, что является одной из основных форм выражения любви, это то, что любимо Аллаху.
Четвертый вид это любить что- то не ради Аллаха и эта любовь граничит с ширком. Каждый, кто любит наряду с Аллахом кого- то или что- то и не ради Аллаха, этим придает Ему сотоварищей. Эта любовь многобожников.
Остается пятый вид любви, который не имеет никакого отношения к нашей теме; это естественная тяга человека к тому, что желает его душа, например, любовь жаждующего к воде, голодного к еде или желание поспать или любовь к жене и детям. В этом нет ничего плохого, если только это не отвлекает человека от поминания Аллаха и не удерживает его от любви к Нему. Аллах говорит (смысловой перевод) :
"О те, которые уверовали! Пусть ваше имущество и ваши дети не отвлекают вас от поминания Аллаха. А те, которые поступают таким образом, окажутся потерпевшими убыток". (Лицемеры 63:09)
"Мужи, которых ни торговля, ни продажа не отвлекают от поминания Аллаха, совершения намаза и выплаты закята. Они боятся дня, когда перевернутся сердца и взоры" (Свет 24:37)
(Аль Джаваб аль Кафи 1/134)
И он сказал:
Разница между любящим ради Аллаха и тем, кто любит наряду с Аллахом – одно из важнейших различий. Каждый должен делать это различие и он просто обязан так поступать. Любить ради Аллаха- это есть показатель совершенства веры, а любить кого- то наряду с Аллахом есть показатель ширка. Различие между ними- это то, что любовь человека, любящего ради Аллаха связана с его любовью к Аллаху; если эта любовь укрепляется в его сердце, то сердце будет диктовать ему любить то, что любит Аллах. Если он любит то, что любит его Господь и любит тех, кто близки к Аллаху, то он любит ради Аллаха. Так, он любит Его Посланников, Пророков, Ангелов и приближенных к Аллаху, и он ненавидит тех, кто ненавидит их, потому что Аллах ненавидит их. Признак любви и ненависти ради Аллаха это то, что он не полюбит того, кто ненавидит Аллаха, даже если тот человек будет относиться к нему хорошо, будет оказывать ему услуги, покрывать его нужду; и его любовь к тем, кого любит Аллах не превратится в ненависть только потому, что тот сделал что- то, что расстроило или ранило его, независимо от того, было ли сделано это по ошибке или осознанно, находясь в покорности Аллаху или от того, что человек чувствовал необходимость сделать это по какой- либо причине, или потому что этот человек совершает ошибку, и все еще может признать ее и раскаиться.
Религия целиком зиждится на четырех принципах: любовь и ненависть ради Аллаха, действие и воздержание. Человек, который любит и ненавидит, действует и воздерживается ради Аллаха, совершенствует свою веру так, что когда он любит, то только ради Аллаха, когда он ненавидит, то ненавидит только ради Аллаха, когда он совершает что- либо, то только ради Аллаха, когда он воздерживается от чего- то, то тоже только ради Аллаха. Если он не выполняет полностью эти четыре условия, то его вера и приверженность религии является несовершенной. Эти условия полностью противопоставляются другому виду любви – любви к чему- то наряду с Аллахом, которая тоже делится на два вида. Один вид совершенно противоположен принципу единобожия (Таухиду) и это есть ширк; другой вид противоположен совершеству искренности и любви к Аллаху, но не выводит человека из Ислама.
Первый вид – это любовь многобожников к своим идолам и богам. Аллах говорит в Коране (смысловой перевод):
"Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее. Если бы беззаконники увидели, когда они узреют мучения, что могущество целиком принадлежит Аллаху и что Аллах причиняет тяжкие мучения" (Корова 2:165).
Многобожники любят своих идолов наряду с Аллахом. Эта любовь и преданность сопровождается страхом, надеждой, поклонением и мольбами.
Эта любовь является чистым ширком, который Аллах не прощает. Вера не может быть совершенной до тех пор, пока человек не станет воспринимать этих идолов как врагов и сильно ненавидить их, ненавидить людей, которые поклоняются им и воспринимать их как врагов и бороться против них. Это послание, с которым Аллах послал всех своих посланников и книги.Он создал Ад для тех,кто совершает ширк и любит этих сотоварищей Аллаху. И Он создал Рай для тех, кто борется против многобожников и относятся к ним (многобожникам) как к врагам ради Аллаха и Его довольствия. Кто- либо кто поклоняется чему- то, начиная с приближенных к Трону Аллаха, заканчивая теми, кто на земле и берет себе бога и покровителя, кроме Аллаха, и поклоняется чему- либо наряду с Ним, будет отвергнут объектом своего поклонения в Судный День, когда он больше всего будет нуждаться в нем.
Второй вид любви, которую Аллах сделал привлекательной для людей, это любовь к женщинам, детям, к золоту, красивым лошадям, серебру и плодородным землям. Люди любят их страстно, словно тяга голодного к еде или жаждующего к воде. Эта любовь также делится на три вида. Если человек любит их ради Аллаха, будучи покорным Ему, он будет вознагражден за это; это будет зачтено ему как часть любви ради Аллаха и средство для приближения к Нему, и он будет продолжать наслаждаться ими. Лучшее создание человечества- Пророк(sall Allahu aleixi ua salam) дорожил женщинами и благовониями и эта любовь только усилила его любовь к Аллаху и помогла ему донести до нас Его послание и Его приказы. Если человек любит их только потому, что они угодны его душе, но он не дает им предпочтение над тем, что любит Аллах и чем Он доволен, то есть он только владеет ими, так как они любы ему и это не запрещенные вещи, то он не будет наказан за это, но его любовь к Аллаху и ради Аллаха будет несовершенной. Если его цель в жизни- эти вещи, и он отдает им преимущество над тем, что любит Аллах и чем Он доволен, тогда он совершает ошибку и следует своим страстям.
Первый вид любви – это любовь Сабикунов (тех, кто следует верным путем);
второй вид любви – это любовь Муктасидунов (тех, кто придерживается середины);
и третий вид любви – это любовь Залимунов (несправедливых).
Аль Рух. Ибн аль-Каййим, 1/254
Да благославит Аллах нашего Пророка Мухаммада
Шейх Мухаммaд Салих Аль-Мунаджид