1. Мы убеждены, что законы Ислама и его учение имеют всеобъемлющий характер и организуют жизнь людей как в этом, так и в ином мирах. Те жe, кто считают, что это учение охватывает только религиозно-обрядовую или духовную сферы, не затрагивая других аспектов заблуждаются в подобном мнении. Ислам - это вероубеждение и поклонение, отчизна и национальность, религия и государство, духовность и труд. Коран и меч.
В Книге Аллаха говорится обо всем этом, о том, что является сердцевиной Ислама и его сутью. Во всем Аллах велит делать добро и об этом говорится в священном аяте: «Но ищи в том, чем Аллах одарил тебя. Обитель Жизни Будущей; не пренебрегай своей участью в этом мире; и твори добро так же, как Аллах сотворил добро тебе» (28:77).
Если тебе угодно, то ты можешь прочесть в Коране или во время совершения молитвы высказывание Всевышнего и Благословенного Аллаха о вероубеждении и поклонении:«И не было повелено им ничего, кроме как служить Аллаху, - будучи искренними в повиновении Ему, и будучи праведными, - и соблюдать Молитву и платить Закят. И это есть истинная вера» (98:5).Ты можешь прочесть высказывание Всевышнего о правлении, суде и политике: «Но нет, клянусь Господом твоим, они будут неверными, пока не поставят они тебя судьей во всем, о чем они спорят между собой, и пока не будет тогда в сердцах их никакого сопротивления против решения твоего, и не покорятся они с полной покорностью» (4:56).
По поводу религии и торговли ты читаешь следующие слова Всевышнего: «О, вы, верующие, когда вы берете в долг друг у друга на определенный срок, записывайте это. И пусть писец честно запишет это при вас; не подобает ни одному писцу отказываться записывать, ибо Аллах научил его; и пусть запишет он, и пусть тот, на ком лежит долг, предписывает устно, и да боится он Аллаха, Владыки своего, и да не умаляет он долг свой. Но если должник человек малого разума или, слаб или не может устно предписать сам, тогда пусть кто-либо другой, кто может охранять его интересы предпишет устно по справедливости, И призовите двух свидетелей из ваших ближних; но если не найдется двух мужчин, то мужчину и двух женщин, из тех, кого, вам угодно взять в свидетели, так что, если одной из женщин изменит память, другая напомнит ей.
И свидетели не должны отказываться, когда призваны. И не пренебрегайте записывать это, малое ли то или великое, вместе с установленным сроком платежа. Так будет честнее в глазах Аллаха, и делает освидетельствование более надежным, и ограждает вас от сомнения. Итак не пренебрегайте вести записи кроме готовых товаров, передаваемых из рук в руки в таком случае нет на вас греха, если вы не запишете. И имейте свидетелей, когда вы продаете друг другу; и да не будет причины насилия ни писцу, ни свидетелям» (2:282).
Мы также читаем слова Всевышнего по поводу джихада, борьбы и завоеваний: «И когда ты среди них и руководишь Молитвою для них, пусть часть их стоят с тобой и пусть они возьмут оружие свое. И когда они совершат земные поклоны свои, пусть они станут позади тебя, и пусть другая часть их, которые еще не молились, выступит вперед и молится с боку; и пусть они держат наготове свои средства обороны и свое оружие.
Неверные хотят, чтобы вы пренебрегли оружием вашим и имуществом вашим, чтобы тотчас же напасть на вас. И не будет то грехом для вас, когда дождь беспокоит вас, или поражены вы недугом, если вы сложите оружие свое. Но должно вам всегда иметь наготове ваши средства обороны» (4:102).
Наряду с этими есть много других превосходных аятов, указывающих на те же самые цели, либо затрагивающих другие важные в общечеловеческом и социальном планах вопросы.
Именно в таком ключе мусульмане воспринимают Книгу Аллаха, вдохновляются и руководствуются ею. Они глубоко убеждены в том, что Ислам следует понимать и воспринимать именно в таком всеобъемлющем и универсальном смысле. Ислам должен господствовать абсолютно во всех жизненных делах, а вся жизнь должна строиться в соответствии с наставлениями Ислама.
Абсолютно все вопросы должны решать исходя из положений Ислама, на основе установленных им правил и его учения, черпая из него все необходимое, пока нация хочет оставаться истинно мусульманской.
Если же нация принимает Ислам исключительно в плане обрядов поклонения, а во всех других вопрос копирует немусульман, то ее Ислам является неполноценным, а она сама подобна тем, про которых Всевышний Аллах сказал: «Значит ли это, что вы веруете в одну часть Книги и не веруете в другую? Посему нет награды тем из вас, которые так поступают, а есть только позор в настоящей жизни; и в Судный День они подвергнутся самому тяжкому наказанию; воистину, Аллах не невнимателен к вашим поступкам» (2:85).
2. Наряду с этим мусульмане убеждены, что основой исламского учения и его источником является Книга Всевышнего Аллаха и Сунна Его Посланника. Если народ будет руководствоваться ими, то он никогда не заблудится.
Многие теории и науки, связанные с Исламом и имеющие исламскую окраску, отмечены печатью эпох, в которые они возникли, и народов, живших в те времена. В силу этого все исламские порядки, которые нация желает установить, должны проистекать из чистого первозданного источника.
Мы обязаны понимать Ислам точно так же, как его поняли сподвижники и последователи Пророка из среды наших праведных предков. Мы должны руководствоваться божественными пределами, указанными Пророком, и ограничивать себя лишь только тем, в чем ограничивает нас Аллах. Мы не собираемся придавать нашей эпохе несвойственный ей оттенок другой эпохи, поскольку Ислам это религия всего человечества.
3. Кроме этого, мусульмане убеждены также в том, что Ислам, будучи универсальной религией, регулирует все вопросы текущей жизни каждого народа и любой нации во все времена и эпохи.
Ислам, гораздо совершеннее и выше того, чтобы вдаваться во всякие частности, в особенности в том, что касается сугубо житейских вопросов. Он разрабатывает универсальные нормы и правила, касающиеся каждого аспекта текущей жизни, и указывает людям практический путь их претворения с установлением соответствующих границ.
Для гарантии истинного и правильного исполнения этих норм или, по меньшей мере, их соблюдения, Ислам уделил величайшее внимание исправлению человеческой души, которая по своей сути, является источником уставов, укладов, а также материалов для разделения, представления и формирования.
Ислам дает рецепты эффективных средств, которые избавляют душу от страстей и низостей, очищают ее грязные корыстные устремления, ведут ее к совершенству добродетели, удерживая от несправедливости, несовершенства и вероломства.
Когда же душа исправляется и становится на праведный путь, то все, что исходит от нее, является праведным и прекрасным.
Говорят, что справедливость заключается не в тексте закона, а в душе судьи.
С прекрасным и справедливым законом ты можешь придти к корыстному судье, который совершенно неправедным и несправедливым образом будет исполнять этот закон.
С другой стороны, ты можешь придти с ущербным и несправедливым законом к строгому, беспристрастному и справедливому судье, далекому от какой бы то ни было корысти, который совершенно достойно и честно будет выполнять этот закон, неся людям добро, милость и справедливость.
Именно поэтому в Книге Аллаха огромное внимание уделяется человеческой душе. Духовный облик и души первых мусульман, сформированные истинным Исламом, были примером гармонии и совершенства. В силу этих причин природа Ислама подходит и приемлема для любых народов и в любые времена. Она вполне отвечает любым запросам и требованиям, что позволяет Исламу извлекать пользу от любого праведного строя, не противоречащего его универсальным догмам и основополагающим положениям.
Мне не хотелось бы пускаться здесь в разглагольствования по этому поводу, так как это чрезвычайно обширный вопрос. Думаю, достаточно ограничиться данным кратким экскурсом, чтобы пролить свет на общее значение исламской идеи, как ее понимают мусульмане.