Отрывок из лекции шейха Мухаммада бин Салиха аль-Мунаджжида «Имена, куньи и прозвища»

Подтема: порицаемое, случающееся в женских именах

перевод:

Братья, что касается имен девочек, то говорите об этом без стеснения. В них произошли злоупотребления, изменения и отдаление от исламских адабов и наставления нашего пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Мы видим, что некоторые люди называют свою дочь удивительным именем, среди них те, кто называют ее Фитна или Фатен, ведь известно, что фитна («смута») — зло, и что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прибегал к защите Аллаха от нее, но они называют этими именами. И до того, как я процитирую вам некоторые распространенные между людьми имена девочек, я объясню одну вещь, которую мне напомнил наш разговор о новшестве открытия Къуръана для того, чтобы дать имя мальчикам или девочкам. Некоторые братья говорят: «Воистину, в Коране — прекрасные имена, как, например, Марьям, Каусар и т.д.». Я говорю для объяснения: мы не говорим, что плохо называть именами, которые есть в Коране, как Марьям, более того, это очень достойно, но мы критикуем этот путь, которым люди дают имена своим сыновьям или дочерям: путь, а не само имя. Открытие Къуръана для имянаречения было неизвестно во времена салафов, да смилуется над ними Аллах, это близко к бидъа. Человек может вспоминать по памяти и выбирать хорошее имя из имен, которые есть в Коране, особенно это имя действительно хорошее, но не делать из этого церемонию, и ему не обязательно, как делают некоторые, если они не найдут ничего, называть ребенка просто Ая. Если это хорошее имя, то ему не вредит то, что оно из Корана, напротив, это для него хорошо. Хорошо брать за образец имена пророков и благочестивых людей, живших до нас — называть детей их именами, как мы уже об этом говорили. Некоторые люди в сфере имянаречения девочек берут и заимствуют имена от неверных. Вот вам группа реальных имен, которыми назвали дочерей в наше время отцы-мусульмане. Среди них есть те, кто называет свою дочь Сюзан, Салли, Магнолия, Майя, Хайди, Линда, Лара, Люсинда, Анжела, Глория, Диана и т.д. Посмотри на хадис посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Вы обязательно последуете путями ваших предшественников: пядь за пядью, локоть за локтем. Даже если они войдут в нору ящерицы, вы все равно последуете за ними». Люди спросили: «Посланник Аллаха, ты имеешь в виду иудеев и христиан?» Он ответил: «А кого же еще?» (Приводится у аль-Бухари и др).

И эти мусульмане сейчас последовали за иудеями и христианами в имянаречении детей, поэтому ты видишь мусульман, которые назвали своих дочерей подобными именами, а это имена женщин из числа неверных, дочерей неверных родителей. Необходимо, чтобы мусульманин искал своему сыну или дочери арабское имя, красивое по значению, легкое в произношении, потому что имя — «символ», который понесет на себе названный, будь он мужчиной или женщиной, он будет строить отношения с людьми посредством его, и необходимо, чтобы оно было благородным и красивым, а не таким, которое вызывает стыд и позор. Не нужно обращаться к именам неарабов, как делают это некоторые, когда называют, например, Мирвет, Нариман, Ширихан, Нивин, Ширин и т.д. Подумай о тех, кого назвали Фифи или Мими — насколько глупое это имя и не имеет направленности на какое-либо значение. Подумай об этой женщине, когда она вырастет и станет матерью или бабушкой, а ее зовут Мими. Как она будет выглядеть перед своими детьми или внуками, когда они будут звать ее по этому имени. Некоторые люди очень недальновидны и не задумываются о будущем. Они подбирают имя, которое подходит маленькому, новорожденному ребенку, оно ласково звучит, но они не думают, как это имя будет смотреться, когда он вырастет. Также они говорят: «Имена кончились, и мы не находим подходящего имени, что нам делать?»

Мы говорим: возвратитесь к книгам ваших предков, возвратитесь к книгам, написанным учеными, посмотрите, как называли свои дочерей сподвижники, как называли своих дочерей табиины, как называли своих дочерей последователи табиинов. При этом ты найдешь арабские имена с хорошим значением и мягким звучанием, которыми было бы хорошо, чтобы отец называл свою дочь. Я предлагаю вам примеры. Из имен мусульманок в прошлом: Амина, Аруа, Асма, Умама, Джумана, Умейма, Хакима, Хассана... Хассана — великое имя. Почему? Одна старая женщина пришла к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он спросил ее об ее имени, и она сказала: «Джусама аль-Музания». Он сказал: «Нет, ты — Хассана». Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, изменил имя Джусама на Хассана, обращался с ней с добротой и уважением, подошел к ней, и ревность постигла нашу мать Аишу, и она сказала: «О посланник Аллаха, я еще не видела, чтобы ты подходил к женщине так, как подошел к этой старой женщине. Кто она?» И он, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил ей, что она одна из подруг Хадиджи и приходила к ним во времена Хадиджи.

Потом он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лучшим образом выполнять обет — это от имана (веры)». Обращаться достойно с обладателем достоинства и по-доброму с обладателями добра. Он вспомнил друзей прошлого, не забыл их: воистину, наилучшим образом выполнять обет — это от имана. Как же хорошо будет, если мусульманин назовет свою дочь Хассаной, как назвал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, эту женщину. Также имена: Амина, Аниса, Башира, Джамиля, Хамида, Халима, Хабиба, Хасана, Руфейда, Рукайя, Зейнаб, Рауда, Райхана, Сара, Саида, Сукейна, Сальма, Сумайя, Сахля, Шифа, Сафия, Аиша, Ясира, Умейра, Фадыля, Фатима, Любаба, Любна, Марьям, Муаза, Меймуна, Наиля, Нусейба, Хинд и другие имена, которыми переполнены книги прошлого. Действительно ли кончились имена, что мы называем детей именами неверных, распутных женщин, певиц и ничтожеств? Вернитесь же, о мусульмане, к вашим исламским личностям.

Знайте, что эти вещи не поверхностные, мизерные или идейные, они имеют большое значение. Также есть имена, которые не годится давать никому, кроме Аллаха, ни по своему произношению, ни по значению, и недопустимо творению называться подобными именами никогда: аль-Халикъ, ар-Разикъ, ар-Рахман — неважно, с «аль» в начале или без «аль» — недопустимо называть ими творение.