Перейти к содержимому

Close
Фотография

В чем причины необходимости молитвы для человека


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 2

#1 jennet

jennet
  • Мусульманка
  • 1 401 сообщений

Отправлено 07 апреля 2009 - 11:19

Доц. Хасан Кайыклык

Уверовавший человек не ограничится одним лишь мышлением веры, а станет искать связи с той сущностью (силой или формой бытия), в которую он уверовал. В случае веры в Аллаха одной из таких форм связи является молитва (ду'а) Аллаху. В основном источнике, Коране, о молитве говорится многократно и многосторонне. В принципе, уже сам факт того, что Коран начинается с молитвы и завершается им же, говорит о его значении в исламе. Начальная сура Корана "аль-Фатиха" призывает человека к благодарности Аллаху, о том, чтобы поклоняться (служить) Ему Одному, просить о помощи только у Него Одного. В просьбе говорится еще и о том, чтобы Аллах направил человека на истинный путь и уберег его от пути ложного, того, в который впали люди заблудшие 1. Последняя сура Корана (Нас, 114-ая) говорит о том, чтобы во всех случаях, связанных с трудностями, стоящими перед верующим, следует прибегать к помощи Аллаха, искать прибежища у него 2. В то же время Аллах подчеркивает роль молитвы как формы обращения к нему с просьбой. Он говорит так: "Если у вас нет молитвы, как быть Господу с вами (если вы не обращаетесь к Господу и не просите его о чем-то, то как ему ответить вам?" 3. А еще в Коране Аллах прямо говорит о том, чтобы молиться ему (обращаться к нему с просьбой о помощи). И говорит, к примеру, так: "Вы молитесь Мне, я приму вашу молитву (просьбу)" 4. В другом айате Аллах говорит так: "Нет бога, кроме Него. Молите его, относя религию (веру) только к Нему Одному". А еще Аллах повелевает: "Молитесь скрытно, обращаясь c мольбой к Господу своему" и "Боясь (остерегаясь Его) и надеясь на Него, молитесь Ему" 5.

И в хадисах Посланника Аллаха Мухаммада о молитве говорится много, подчеркивается ее роль и значение в вере (религиозной жизни). В одном их хадисов он говорит о молитве "как сердцевине поклонения (службы)". Так подчеркивается значение молитве в системе веры. В другом хадисы он напрямую приравнивает молитву поклонению (службе), говоря, что "молитва - это служба". Разумеется, это не стирает отношения между ними, оно лишь подчеркивает неразрывный характер молитвы и поклонения (службы). А еще Пророк Мухаммад говорит так: "Нет ничего выше для Аллаха, нежели молитва" 6. Так молитва сближает человека с Аллахом, приближает его к нему.

Если в этом вопросе взять в единстве айаты Корана и хадисы Посланника, то можно обнаружить полное совпадение по всем моментам (это совпадение, впрочем, имеет место и во всех других темах и вопросах). Аллах настаивает (в айатах Корана) на молитве, настояно рекомендуя ее человеку. В ответ на это, продолжая эту мысль Корана, Посланник Аллаха подчеркивает роль и значение молитвы для веры. В то время как вера связывает человека с Творцом (Аллахом), его действия в практической форме реализуют эту связь. Молитва поддерживает эту связь, взывая к поддержке и помощи Аллаха во всех случаях его практической деятельности, когда сама эта деятельность развертывается по пути, намеченной Аллахом.

Если рассматривать молитву в связи с верой, то, в рамках деятельности (деятельностного подхода), ее можно оценить в системе потребностей и желаний, связанных с аспектами земной (1) и будущей (2) жизни.

Коран о мотивах (причинах), направляющих человека на молитву. В Коране говорится о различных мотивах (причинах), которые в общем случае можно отнести на указанные выше две группы (в рамках земной и будущей жизни). Рассмотрим их в отдельности.

Потребности и желания. По какой бы причине это ни было, потребности и желания (влечения), до тех пор, пока они не найдут своего удовлетворения, продолжают оказывать свое давление на человека 7. Если они не удовлетворяются длительное время, то в организме намечаются изменения, ведущие к психическим и физическим нарушениям (расстройствам). Это связано с тем, что потребности и желания (влечения) замолкают лишь с их удовлетворением. Другого пути для этого нет.

Потребности и желания, проходящие в молитве в Коране, можно отнести на две группы: а) связанные с земной жизнью; б) связанные с будущей жизнью (ахиратом).

а. Потребности и желания, проходящие в молитве в Коране и связанные с земной жизнью.

О них можно говорить, начиная с последних трех айатов "Открывающей" суры Корана ("аль-Фатихи"):

"5. Тебе поклоняемся мы и к Тебе взываем о помощи!

6. Веди нас путем прямым!

7. Путем тех, кого облагодетельствовал Ты, (но) не тех, которые (подпали под) гнев (Твой) и (были) заблудшими" (1/5-7).

Речь идет о человеке, который избрал веру, уверовал в Аллаха и свое следование, послушание и преданность ему демонстрирует поклонением (служением), в чем, собственно, и дает слово. Уверовавший принимает величие и всесилие Аллаха, осознает Его в полной мере и отвечает на него своим соответствующим поведением. В этих айатах человек, осознавая свое положение как служителя Аллаха, просит содействовать ему в том, что связано с этим его положением служителя Аллаха. То есть он начинает перечислять положения, выполнение которых является необходимостью для него и успех которых может быть обеспечен лишь в случае поддержки его усилий со стороны Аллаха. То есть человек, как уверовавший, чтобы оставаться на пути Аллаха и не сходить с него, просит помощи у Аллаха, говорит о том, что нуждается в ней и его содействии в целом. Это можно сформулировать и так, что человек не остается на позициях некой общей просьбы о помощи. Он начинает перечислять те ее конкретные пункты, в которых испытывает непосредственную потребность.

Эти соображения о конкретном характере помощи от Аллаха, приводимые на язык, вносят в молитву непосредственность и жизненность. Человек просит у Аллаха то, в чем он нуждается в самом деле, что для него являеться жизненно важным в данной конкретной ситуации и при данных жизненных и исторических обстоятельствах. Так, в другом случае высказывается такая просьба (мольба): "Господь, мой! Сделай этот город надежным городом, накорми различными продуктами тех (из его жителей), которые уверовали в Аллаха и последний день" 8. Пророк Ибрагим вместе с женой Хаджар совершили эту молитву, когда оставили младенца-сына Исмаила на том месте, где сейчас находится Мекка.

Можно говорить о двух моментах в этой молитве, которые привлекают внимание с точки зрения основных потребностей человека. Один из них связан с потребностью человека жить в надежном (безопасном) для него месте, второй - в просьбе о продуктах питания, которые совершенно необходимы человеку для его существования и жизнеобеспечения.

Еще один пример просьбы к Аллаху, молитвы в его адрес, связанный с потребностями земной жизни, проходит в Коране в связи с обращением к Аллаху посланника Захария. Он говорит так: "Господь, мой!.. Дай мне от Тебя чистое продолжение (рода моего)! Ты тот, Кто слышит молитву" 9.

Как всем это хорошо известно, человек порой остается в этой жизни в совершенно безвыходной ситуаци, доставляющей ему горечь и страдания. В этих случаях Аллах предлагает обращаться к нему и просить у него помощи и поддержки. Два примера иллюстрируют это положение. Первый из них связан с просьбой досточтимого Йакуба в связи с событием, приключившимся с его сыном Йусуфом. Йакуб говорит так: "...А теперь (мое дело заключается в том), чтобы быть терпеливым. (Чтобы вынести то, что) вы мне сказали, следует только просить помощи у Аллаха"10 . Второй пример - это молитва досточтимого Айуба11. Будучи раненным, он взмолился так: "Меня коснулась беда. Ты самый сострадательный из сострадательных" 12...

б. Потребности и желания, проходящие в молитве в Коране и связанные с будущей жизнью (ахиратом).

Для человека уверовавшего потребности и желания не ограничиваются одним лишь этим миром. Ибо есть еще и будущая жизнь (аль-ахират или аль-ахира). Потому потребности и желания человека продолжаются и на будущую жизнь, рапространяются также и на нее. В соответствии с тем знанием, которое приводится в Коране, в том числе и относительно ахирата (будущей жизни), делается совершенно очевидным, что у человека есть ожидания и от будущей жизни, которые он высказывает в своих молитвах.

В Коране приводится молитва человека, с которой он обращается к Аллаху с просьбой о вхождении в рай. Говорится так: "Господь, наш! Дай нам то, что Ты обещал своим посланникам 13. Не оставляй нас в позоре (не посрами нас) в Судный день" 14... Человек уверовавший верит в рай так же, как и в ад. Об этих формах жизни, скажем так, он узнает из Корана. По этой причине его просьба рая у Аллаха связано с одновременным прошением отдаления его от ада. И этот мотив является характерным для всего Корана. К примеру, жена Фараона просит Аллаха защитить ее от Фарона и устроить ее в раю. В Коране об этом говорится так: "...Господь, мой! Построй мне дом возле Себя, в раю, избавь меня от Фараона и его злодеяний" 15. Так жена Фараона молит Аллаха о ниспослании ей избавления и счастливой будущей жизни.

В этом плане в молитве, касающей будущей жизни, выделяются, как отмечено, две темы (мотива). Одна из них связана с просьбой о направлении в рай, а другая - с тем, чтобы избежать наказания ада. Во втором случае человек со всей искренностью молит Аллаха о том, чтобы Аллах содействовал ему в его просьбе: "...Господь, наш! Избавь нас от наказания огня (огнем)!"... К этой теме Коран возвращается еще и описывая черты уверовавших людей. Они молят его так: "...Господь, наш! Отврати от нас наказание ада...".

В третьей части молитвы об ахирате (будущей жизни) высказывается просьба и мольба о милосердии (сострадании) и прощении. Речь идет о том, что в жизни своей человек допускал пригрешения, не всегда в точности следовал рекомендациям и предписаниям Аллаха. За это ему будет предъявлен счет. Потому в молитве высказывается просьба о прощении. В ней опять же исходят из милосердия Аллаха, сострадательного его отношения к человеку. Прощение Аллаха открывает человеку путь в рай, а непрощение оставляет его в аду. Такое принципиальное раздвоение пути придает молитве совершенно особое значение... Уверовавший просит так: "Господь, наш! Прости меня, моих мать, отца и всех правоверных (прости всех нас) в Судный день!" 16.

Всё это позволяет сделать тот общий вывод, что мусульманин (уверовавший в Аллаха и его ниспослание - Коран), в каком бы трудном положении он ни был, имеет возможность обратиться к Аллаху с просьбой и просить Его помочь ему. Средством для этого и способом выражения этой просьбы является молитва... В вопросе о грехе имеет место двоякое положение вещей: человек может совершить его совершенно сознательно, а может совершить и по незнанию. Это явление описывается в Коране на примере Адама и Евы, первых людей, созданных Аллахом. Речь идет об известном событии, связанным с запретным плодом. Съев от него, в силу обольщения их дьяволом, Адам и Ева вступили в грех. Осознава это, они взмолились: "Господь, наш! Мы наказали самих себя! Если Ты не простишь нас и не станешь сострадать нам, то мы, безусловно, (будем) из тех, которые понесут потери"17 .

Из этого примера следует, что каждый человек может совершить ошибку. Порой это вообще становится неизбежным. Значит за нее надо просить прощения. Независимо от времени, человек, осознавший свою ошибку, может вернуться к ней, сожалеть о ней и просить за нее прощения у Аллаха. Это становится понятным из всей его молитвы.

Из молитв, имеющих своей темой ахират (будущую жизнь), еще один их вид связан с прошением о том, чтобы Аллах не отдалял сердца от той истины, которую они обрели. Речь идет о том, что человеку свойственно колебание в вопросах, относительно которых он добился истинного знания. В других случаях он подпадает под действие неосознаваемой до конца воли, в силу чего совершает поступки, которые потом не разделяет и не оправдывает сам. Потому человек и просит (молит) Аллаха о том, чтобы он поддержал его на своем пути после того, как он обрел его. Точнее, после того, как Аллах направил человека на него. В Коране об этом говорится так: "Господь, наш! Не искривляй наши сердца после того, как ты направил нас на верный путь" 18.

Еще одним видом молитвы, направленным на будущую жизнь, является молитва, в которой человек просит Аллаха о том, чтобы Он не привлекал его к ответственности за то, на что у него не хватает сил и что оказывается выше его возможностей или каким-то образом не контролируется им. В Коране об этом говорится так: "Господь, наш! Не привлекай нас к ответственности за нечто позабытое нами или совершенное по ошибке! Господь, наш! Не нагружай нас свыше наших сил подобно тому, как ты делал это по отношению к тем, которые были до нас! Прости нас, смилуйся над нами, будь сострадательным по отношению к нам! Ты являешься нашим мавланой (владыкой, хозяином, господином)! Помоги нам против общества неверных!" 19.

Можно указать еще на одну особенность, связанную с прошением человека о помощи. Она, как кажется, носит совершенно общий характер и связана с человеческой природой (натурой). А заключается она в том, что во всех трудных положениях человек обращается за помощью к своему окружению. Это проистекает из социальной сущности человека, вся жизнь и деятельность которого реализуется в системе общественных связей. В этом случае просьба о помощи и содействии направляется как в сторону окружающих человека людей, так и к силам, которые стоят над ним и скрыты от него. Именно такой силой является Аллах. К сожалению, человек обращается не только к Аллаху, но и к другим силам, принимая их за равные Аллаху. Аллах предупреждает не делать этого, поскольку единственной реальной силой, влияющей на человека и направляющей его, является Он сам и никто другой больше. Никакого другого бога, который бы еще влиял на человека и у которого он мог бы или должен был бы просить о помощи, просто не существует. Так Аллах остается единственным и единым Богом для всех людей. Только ему одному надо поклоняться и только у него однгого надо просить о помощи. Этой мыслью открывается Коран. Она формулируется, как отмечено, в "Открывающей" суре Корана - "аль-Фатихе"...

Итак, в природе у человека просить о помощи во всех трудных случаях жизни. Конечной, так сказать, инстанцией в этом вопросе является Аллах. Эта просьба и находит себя, как отмечено, в молитве. "Молитва же является признанием потребности" 20. У человека не всегда достаточно сил для их удовлетворения. Потому он обращается к Аллаху с просьбой о помощи и содействии. Аллах является единственной реальной силой, способной на деле помочь человеку. Все другие силы, к которым порой обращается человек за помощью, являются мифическими и фантастическими образами. У них нет никакой силы и ничем они человеку помочь не в состоянии...

Поскольку с потребностями человек связан в течение всей своей жизни и их удовлетворение является для него жизненной необходимостью, постольку и Коран придает этому вопросу важное значение. Потому во всех трудных случаях указывается действительный источник разрешенеия трудностей - помощь Аллаха. Так выражающая и формулирующая ее молитва становится частью служения (поклонения) Аллаху.

Молитва говорит еще и о том, что человек остается в связи с Аллахом в течение всей своей жизни и в каждом данном ее моменте. В этой связи он остается еще и зависимым от Аллаха. Только Аллах оказывается реальным конечным пуктом разрешения его проблем и вопросов во всех случаях неразрешимости их для него с помощью его собственных усилий.

Как итог формируется общая принципиальная идея поклонения в контексте молитвы. Она связана с признанием того, что при исчерпании всех форм содействия человеку остается еще одна. Это - Аллах! Поскольку Аллах существует всегда и находится в постоянной живой связи с человеком, постольку даже исчерпание всех возможностей в вопросе о помощи человеку не затрагивает основного источника - помощи от Аллаха. Потому увровавший человек никогда не теряет своей надежды, ибо всегда сохраняется надежда на Аллаха. Так в человеческую жизнь и сознание входит могучая сила от веры - сила Аллаха, способного во всем поддержать человека и содействовать ему...

Приведеные положения позволяют конкретизировать некоторые особенности ситуации, связанной с молитвой. В свою очередь, они естественным образом влияют на саму молитву в плане тех соображений, которые высказываются в ней.

Положение, связанное с беспомощью и безвыходностью, если рассматривать его в обшем виде, складывается в результате несоответствия методов и средств (из числа имеющихся на руках) характеру решаемой задачи. Это вынуждает человека обращаться с молитвой к Аллаху, прося у него помощь и поддержку. Молитву, проходящую в этом плане в Коране, можно отнести на три группы: а) молитва, которая совершается в трудное и бедное время, б) молитва, которая связана с неожиданными событиями (явлениями), в) молитва, совершаемая в безвыходных случаях жизни.

а. Молитва, которая совершается в трудное и бедное время. Аллах, создавший человека и прекрасно знающий его способности и наклонности, знает и том, что в трудные моменты жизни о станет просить о помощи. Вся речь, как отмечена, о том, что верная ориентация в этом вопросе связана с признанием того, что вне человека, - то есть если помощь не приходит от человека или человек оказывается неспособным на нее, - помощь может прийти только от Аллаха. С учетом этого характера обстоятельств, связи Аллаха и человека и зависимости человека от Аллаха, в Коране говорится так: "В какую бы страну (общину) мы ни направляли своего посланника, чтобы (люди) просили и молили, мы обязательно сжимали их бедностью и трудностями" 21... Когда человек попадает в трудное положение, он начинает искать пути выхода из него, перебирая все имеющиеся возможности. Так он приходит к Аллаху... Но когда он выходит из трудностей, он, зачастую, вновь забывает об Аллахе и начинает относить свои обретения за свой счет. Аллах напоминает ему об этом в Коране и говорит так: "Когда на человека сваливается нечто худое, он, ложась на бок, сидя или стоя на ногах, начинает молиться нам. Но когда мы устраняем его трудноть, он проходит мимо, словно бы и не молился нам по поводу коснувшейся (этой) его трудности" 22. Как следует из айата, речь идет о постоянном характере молитвы. В свою очередь, само это постоянство есть условие постоянного осознания Аллаха. Это очень важное условие. Оно позволяет держать живым сознание об Аллахе, само которое, со своей стороны, отражает постоянную связь Аллаха с человеком...

б. Молитва, которая связана с неожиданными событиями (явлениями). Неожиданные события нельзя планировать. Но когда они наступают, если ничего другого больше не остается, то остается еще молитва Аллаху. Коран говорит об этом, к примеру, так: "(Представьте себе, что) вы находитесь на судне. Когда судно берет людей (своих пассажиров) с приятным ветром, (они) радуются этому. Но когда на судно вдруг наваливается бушующий шторм (ураган) и на него обрушиваются волны, окружая его со всех сторон, когда кажется (что уже нет спасения), - они признают веру (религию) относящейся только к Аллаху (отказываются от других богов и посредников), начинают молить Его (молиться Ему). Они говорят так: "Клянемся в том, что если ты избавишь нас от этого (бедствия, мы станем людьми благодарными и поклоняющимися тебе)" 23.

в. Молитва, совершаемая в безвыходных случаях жизни. Безвыходность порой оказывается неизбежным элементом жизни. В таких случаях человек, молясь, призывает Аллаха к себе на помощь. К примеру, когда болезнь Хз. Эюба стала прогрессировать, причиняя ему страдания, он обратился к своему Господу (Аллаху) с такой молитвой: "(Господь, мой) Это горе коснулось меня, Ты самый сострадательный из сострадательных"24... Когда пророк Муса оказался в безвыходном положении перед своей общиной, он взмолился Аллаху так: "Господь, мой! Я оказался поверженным, помоги мне!" 25...

Молитва, направленная в адрес Аллаха в безвыходных положениях, зачастую остается единственным средством для выхода из них. К тому же она всегда, что называется, "под рукой". В молитве Аллах слышит человека. А поскольку Он еще и милостивый и милосердный, постольку в молитве всегда есть сила, содействующая человеку в его безвыходности. Это сознание всегда должно быть присуще человеку...

В заключение подчеркнем следующее. В натуре человека, его духовной (духовно-нравственной) природе заложен целый ряд способностей (наклонностей). В нашем случае можно указать на такие из них, как наклонность к связи с людьми, защите и самозащите, оказание сопротивления (сопротивляемость), стремление к надежности и безопасности, поиск поддержки и помоши и опора на них и др. В таком случае стремление к Аллаху в безвыходных положениях и расчет на его помощь и поддержку является мерой совершенно естественной и необходимой...


#2 Фирдаус

Фирдаус
  • Мусульманка
  • 817 сообщений

Отправлено 26 мая 2009 - 17:20

jennet, Изображение

#3 irse_hoza

irse_hoza
  • Мусульманка
  • 590 сообщений

Отправлено 26 мая 2009 - 17:46

Quote (jennet)
ачальная сура Корана "аль-Фатиха" призывает человека к благодарности Аллаху, о том, чтобы поклоняться (служить) Ему Одному, просить о помощи только у Него Одного. В просьбе говорится еще и о том, чтобы Аллах направил человека на истинный путь и уберег его от пути ложного, того, в который впали люди заблудшие

Изображение Изображение Изображение Изображение

Quote (jennet)
"...Господь, наш! Избавь нас от наказания огня (огнем)!"

Изображение

Quote (jennet)
Молитва говорит еще и о том, что человек остается в связи с Аллахом в течение всей своей жизни и в каждом данном ее моменте. В этой связи он остается еще и зависимым от Аллаха. Только Аллах оказывается реальным конечным пуктом разрешения его проблем и вопросов во всех случаях неразрешимости их для него с помощью его собственных усилий

АЛЛАХ1У АКБАР! Изображение Изображение Изображение

jennet, джазакиЛлах1у хайран за статью Изображение





Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей

Яндекс.Метрика