Перейти к содержимому

Close
Фотография

Насколько наука знает истину?


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В теме одно сообщение

#1 jennet

jennet
  • Мусульманка
  • 1 401 сообщений

Отправлено 07 апреля 2009 - 11:06

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

Человек – единственное живое существо, наделенное умом и одарённое знаниями, позволяющими познавать суть вещей и событий. Отличие пророка Адама от других творений Всевышнего заключается в том, что он был обучен Прекрасным Именам Господним, которые послужили ключом для наук. Собственно говоря, из-за этого человек и был удостоен степени «самое благородное создание».

Наука, означающая восприятие и понимание (постижение истины) чего-либо сущего, является одним из бесконечных и абсолютных образов Всевышнего. Многое из того, что познано человеком, опирается на опыт. В целом, знания, добытые усердием и любознательностью (рвением) человека, довольно ограничены. Но кое-что из того, чему научился человек, добыто в результате творческих порывов, вдохновения, т.е. является врожденным, дарованным от Всевышнего.

Наука, давшая превосходство над другими существами достопочтенному Адаму (а.с.), и ныне является средством силы и могущества. Ход развития науки показывает, что и в будущем сила и мощь многих вещей будут зависеть от науки. Страны и народы, овладевшие наукой и технологией, добились господства над другими народами. Поэтому вопрос о преуспевании в науке приобретает стратегическое значение для всех стран в современном мире. Государства, желающие осуществлять независимую политику, а также влиять на процессы на мировой политической арене, ставят перед собой цель опередить другие страны в сфере научных разработок.

Во все времена своего существования человечество трудилось для обеспечения своих потребностей и постоянно приобретало новые знания о бытие. Вместе с тем чувства, такие как любопытство и любознательность, стремление к выявлению и пониманию процессов, происходящих в окружающей действительности, а также желание использовать познанное в повседневной жизни, являются важными стимулами научного прогресса.

Что знает наука?

Свойства, присущие материальному миру, входят в область интересов естественных наук. Человек изучает как большую Вселенную, так и микромир, или малый мир в масштабе атомов. Весьма трудно очертить конечные границы научного прогресса, вместе с тем должна существовать некая граница, обозначенная законами развития вселенной, и некая точка, допуск к которой предусмотрен законами создания. В то же время в некоторых кругах прогресс, связанный с непрерывным развитием технологии, переоценивается с идеологической целью, и эти круги стараются распространить веру, будто бы наука в один прекрасный день сумеет разъяснить истинную суть вещи и бытия. Кроме того, обществу навязываются мысли и убеждения, что наука якобы может разрешить все существующие проблемы человечества и даже способна найти средство от смерти.

В область интересов естественных наук, в основном, входит исследование вопросов о сути и происхождении предметов живой и неживой природы и изучение явлений, связанных с ними. Знание законов, ответственных за строение вещества, формы движения и поведения живой и неживой материи, не раскрывает её подлинной сути и истинного значения. Например, одно дело знание о горении пламени, совсем другое дело представление о том, почему огонь обжигает. Первое из них выработано посредством наблюдений, основанных на практике. Второе основывается на знаниях об истинной сути и природе огня, о причинах, приводящих к ожогам; знания об обжигающей сущности пламени, т.е. о качественной сути огня, причастны к божественному созиданию. Так как истинная сущность вещей неразрывно связана с божественным началом, знания о действительной роли материи присущи только лишь Созидателю.

В настоящее время, как и на протяжении веков, человечество связывает большие надежды и ожидания с преспективами развития науки. Даже если истинная сущность материи полностью раскрыта не будет, исследование и выявление новых законов в поведении материи будут способствовать бурному техническому прогрессу, а также другим практическим применениям вновь установленных законов. Овладение человеком знаний о материи приведет к явно наблюдаемому прогрессу в рамках действия указанных законов.
На что способна наука? Как образовалась и почему существует Вселенная? Для чего существует человек и в чем заключается смысл его жизни? Есть ли некий эликсир бессмертия, который может быть открыт наукой? Есть ли предел развитию науки? Могут ли в будущем естественные науки раскрыть тайну истинной сущности бытия? Несмотря на то, что эти и подобные им вопросы интересуют каждого, современная наука все еще затрудняется ответить на них. Существуют семь категорий вопросов, связанных с истинной сущностью бытия, на которые в рамках современных научных знаний не существует однозначных ответов. Проблемы, не разрешенные наукой и разрешение которых остается под вопросом, возможно, и в будущем, рассматриваются в семи категориях:

1. Образование Вселенной и источник движения во Вселенной.
2. Причины существующего порядка во Вселенной.
3. Сущность материи и действующих в ней сил.
4. Сущность разума.
5. Сущность и причина человеческой воли1.
6. Происхождение жизни.
7. Происхождение мышления.

Как видно, первые три из вышеперечисленных неразгаданных вопросов связаны с материей и мирозданием, остальные же – с живыми организмами и с человеком. Среди них приоритетной является тема, связанная с возникновением и существованием вселенной. Кроме того, важным также является вопрос о возможном финальном исходе (конце) существования Вселенной.

Сущность материи и порядок во Вселенной
В структуре и строении Вселенной господствует восхитительная мудрость и идеальный порядок. Порядок и совершенство не могут быть созданы самопроизвольно, невозможно объяснить случайностями созидание мудрых, логически обоснованных событий и структур, т.е. невозможно, чтобы указанная реальность была обусловлена бессознательной компонентой. Если существующую действительность окинуть мудрым взглядом, то очевидно, что все сущие творения покорно выполняют действия и движения, повинуясь законам создания, а за «кулисами» каждого из движений проглядывается целенаправленное, плановое использование совокупности законов. Порядок в мироздании предполагает за существующей реальностью наличие определенного повелевающего знания, могущества и воли, другими словами, Всевышнего Творца как носителя Высшего знания и могущества, который сотворил все сущее и установил в нем порядок.

Известно, что материя есть форма энергии; однако наука не может объяснить источник и суть материи и энергии, а также истинную сущность действующих в ней сил и законов. Например, почему вещество, подчиняясь действию определенных сил и законов, ведет себя так, что словно обладает разумом? Каким образом вещество, не обладающее рассудком, проявляет свойства, требующие наличия знаний и воли? С помощью исследовательских методов, применяемых в точных науках о природе (наблюдения, эксперимент, размышления), невозможно найти ответ на указанные вопросы.

Если постепенно приближаться к масштабам внутриатомного микромира, то после некоторой критической точки (границы/размеров) вновь наступает зона непознаваемости. В теории область за указанной зоной называется Гильбертовым пространством2; современная наука заявляет, что имеющимися исследовательскими методами невозможно проникнуть в эти и последующие масштабы. Другими словами, многое из того, что сегодня известно о строении вещества, все еще остается в статусе теоретических заключений.
Выявленные человеком с помощью научных исследований законы, проявляющиеся в движении и поведении материи, есть проявления абсолютно покорного повиновения всего существующего Всевышнему Созидателю. Гравитационное притяжение во Вселенной, силы, действующие внутри атомов, представляют собой следствия законов и повелений, исходящих от Творца. В действительности же, совокупность всех причин и законов представляет собой некую единую завесу перед мощью и величием Творца. С милостливого позволения Всевышнего Аллаха его имена и образы проявляются «на языке природы» под видами, названными причинами; Всемогущий Творец не только заставляет разумные существа созерцать указанные причины, но и сам наблюдает за их изумлением и восхищением.

Каким образом из неживой материи может возникнуть жизнь, определяемая как живость? Источник, генерирующий жизнь в неживую плоть, сущность души и её тайна – это вопросы, которые не нашли ещё своего разрешения в рамках естественных наук. Жизнь, как особенный, неповторимый способ существования естества, заключает в себе множество тайн и загадок, не решенных современной наукой.

Что отделяет живое от неживого и где берет начало граница одушевления? Обладает ли разумом клетка, являющаяся краеугольним камнем живой плоти? Кем составлены программы генетических кодов, обнаруживаемые в хромосомах, и каким образом осуществляется управление биологическим организмом? В молекулах ДНК генетическая информация закодирована в виде последовательности базовых цепей, состоящих из безжизненных атомов и молекул. Возникает вопрос, почему эти атомы и молекулы, словно воспринимая некое повеление и подчиняясь ему, выстраиваются в упорядоченные структуры? Идентификация некоторых процессов в деятельности клетки не означает, что полностью решены вопросы, касающиеся её сущности. С другой стороны, научные знания, накопленные в результате изучения специфических особенностей живого организма, имеют отношение только лишь к толкованиям проявлений жизни в конкретном организме, но не являются объяснением истинной причины сути жизни и одушевленной плоти.

Среди особенностей жития существуют такие, которые невозможно ни объяснить, ни охарактеризовать результатом особенного поведения вещества, лишенного разума. Жизнь представляет собой непостижимую, тайную реальность, возникающую в результате группировки, объединения и сплочения материальных частиц вокруг некой совместной цели.

В будущем вместе с развитием науки и усовершенствованием технологий можно ожидать прогресса в разработке и производстве множества разнообразных роботов, имитируюших поведение живых существ и способных выполнять некоторые функции, присущие живым организмам. Некоторые люди, обманутые прогрессом науки, попытаются найти в себе мнимую созидательскую мощь и при этом встать на ложный путь отречения от Творца и отрицания его существования. Может ли быть действительностью жизнь, жизненность и живучесть у этих роботов? Жизнь и житие не сводятся к только лишь функциональному поведению, в них заключена некая характерная особенность из нематериального мира, приводящая к живучести. Сфера человеческой деятельности ограничена использованием существующих элементов материальной среды в окружающей действительности для созидания разнообразных структур и конструкций, включая строительство сооружений; но не созидание чего-либо из ничего и оживление созданного.

Даже если будут досконально выявлены структуры и исследованы функции органов, входящих в состав клетки, все равно в ней будет оставаться непознанной таинственная «связка», приводящая к жизни3. Разве могут собранные воедино существующие знания, интеллектуальные, умственные способности всех и каждого, совместный разум и рассудок сотворить из ничего живую клетку?

Масштаб исследований, осуществляемых над человеком, приобретает в последнее время все более широкий характер. Человек, будучи биологическим существом, и, соответственно, обладая биологическим строением тела, все же сотворен отличным от других живых существ, в человеке есть множество особенностей, данных ему при одушевлении, таких как интеллект, воля, разум и разнообразные чувства. Каким образом были сформированы характерные для человека особенности, такие как интеллект, воля и принимающий решения разум? Каков механизм процессов, связанных с умственной деятельностью человека: разумом, мышлением, рассуждением, и что является источником мысли? Наука о природе, даже на современном этапе своего развития, не может высказаться по вопросам, касающимся интеллекта, воли, разума и мышления. Никакой разум не может согласиться с утверждением материалистов, что такое существо, как человек, обладающий волей и наделенный разумом, возникло в результате бессознательных, неосознанных, без видимой причинной связи случайных стечений обстоятельств.

Для того чтобы привести в движение имеющиеся в теле человека различные системы органов, а также биологическую и анатомическую структуру тела, необходим отдельный «командный пункт». Например, для того чтобы головной мозг мог осуществлять координацию и регулирование всех жизненно важных органов человеческого тела, т.е. выполнять функции центрального командного пункта, необходима особая программа. В отношении человека наукой выявлены определенные знания, касающиеся физиологических механизмов действия пяти органов чувств, но нужно признать, что знания об этих механизмах совершенно не достаточны для того, чтобы ответить на вопросы, как и почему чувства существуют и каким образом какое-то одно чувство осознается в виде ошущения. К примеру, световое излучение видимого спектра с помощью органов зрения (глаза) преобразуется в электрические сигналы, которые затем поступают в зрительный центр в мозгу. Возникает вопрос, каким образом фокусирующееся на сетчатку глаза световое излучение преобразуется в изображение в головном мозгу? Является ли видящий, слышащий, размышляющий и даже верующий кусок человечекой плоти основной структурой мозгового вещества?

Несмотря на то, что все люди состоят из одинаковых материальных элементов и образований, каждый индивид обладает свойственным ему и отличающимся от других типом характера. Кроме того, такие человеческие чувства, как любовь, сочувствие, сострадание и милосердие в каждом конкретном человеке проявляются с различной степенью глубины. Можно ли с помощью базовых методов естественных наук, основанных на материальной реальности окружающего мира, обосновать и истолковать указанные качества в человеке? Способен ли мозг человека, даже и не сведущий о собственном бытие, быть источником мысли, разума, рассудка и индивидуальности?

Индивидуальные особенности личности, проявляющиеся в особенностях его темперамента и характера и составляющие его духовный мир, должны быть связаны с некой субстанцией – «душой», рассматриваемой как нечто, имеющее отношение к нематериальной, метафизической сущности бытия. В самом деле то, что повелевает естеством человека – это душа, которая исходит из мира духовности и Божьей воли. Если провести сравнение, то душу следовало бы воспринимать как некий программный пакет, управляющий разумом человека и опосредованно его телом. Мозг же представляет собой орган – механизм, координирующий и регулирующий поведение человека и его эмоций. Программа отделена от механизма тончайшей перегородкой (ширмой). Невозможно познать тайну этой тончайшей «ширмы» или имитировать ее свойства, вразумительно определить торжество духа над телесной плотью или превосходство божественного, бессмертного начала над бренным, тленным. Могущественный Созидатель, завершая сотворение человека, вдохнул в него от Своего духа и сделал человека обладателем жизни (см. Св. Коран, 32:7-9).

Каков результат воздействия?
Существуют две основные предпосылки для объяснения происхождения всего существующего в определенной форме и образе; естественное происхождение существующего, либо же существующее есть результат особого творческого акта, то есть и сама материя, и все реальное задумано и сооружено единственно всесильным сознанием Творца. Например, если предположить, что случайно выбранная груда камней приобрела определенную, свойственную ей форму по причине воздействия на нее существующих различных по природе внешних факторов, то без воздействия Всевышнего разума невозможно истолковать видимую причину в расположении камней. Почему бы аналогичные рассуждения не использовать в биологии?

Всякий, кто наблюдал за действиями робота, созданного учеными, вдохновленными открытиями, совершенными ими в результате исследований над живими существами, или же каждый, кто следил за работой некоего высокотехнологичного, наукоёмкого изделия, непременно спросит: «Кто это сделал?» Неужели живые существа менее ценны и значимы или же при их создании не требуется творчество? Почему же тогда при виде прекрасного цветка, летящей птицы или же человека, самого совершенного существа, способного мыслить и сознавать, не возникает аналогичный вопрос: «Кто это создал?» С другой стороны, почему считается отступлением от научной истины или же положением, идущим вразрез с наукой, умозаключение о том, что единственные, неповторимые своим совершенством живые существа являются творческим произведением Всемогущего Созидателя? Материалистическое мышление и воззрение, рассматривающее детерминистский натурализм и позитивизм как единственные формы «научного подхода» в методологии получения научных знаний, приводит к заключению науки в весьма ограниченные рамки и представляет собой ограниченную точку зрения на научные знания.

Источником получения знаний является не только наука, ибо она не способна «в одиночку» обучить человека всему на свете. В рамках науки невозможно выработать нравственные, этические нормы для общества, также наука не способна указать человеку на то, где правда, а где ложь. Почему же одни ученые являются глубоко верующими людьми, а другие атеистами? Считалось бы ошибочной и достаточно примитивной попытка объяснить такое положение лишь различиями в мировоззрении, это было бы неправильным и недостаточным. Это связано с тем, что для ученого вопрос о вере или неверии в Бога не является рядовым и несущественным. Точно так же вопросы о существовании или несуществования Бога не являются равнозначными. Вера представляет собой совокупность ценностей, определяющих отношение человека к жизни и его мировоззрение, включая научные ценности и поиски.

В период, когда эволюционная теория Ч. Дарвина стала достоянием научной общественности, не существовало никаких научных данных ни о структуре живых клеток, ни об их свойствах. По мере накопления знаний о свойствах и структуре клетки, полученных на основе масштабных и скрупулезных исследований, стало ясно, что сложнейшие механизмы и принципы, лежащие в основе клеточной жизнедеятельности, представляют собой нечто, сотворенное желанием и волей Всевышнего Творца. В человеческом организме существует огромное множество сложнейших органов и тканей, определяемых, как «неупрощаемые комплексы», к которым, в частности, относятся анатомическая структура глаза, сложное биохимическое строение сетчатой оболочки глаза, ферменты, участвующие в репликации (синтезе) ДНК, структура коленного сустава и т.д. Даже в одноклеточных существах можно обнаружить наличие таких сложнейших структур, которые способны вызвать изумление и восхищение у человека. Наличие вышеуказанных и похожих на них сложнейших органов и систем у живых организмов невозможно создать в процессе естественной селекции и мутации, т.е. в результате действия механизмов, лишенных какого-либо разума.

Самая важная особенность понимания того, что жизнь сотворена в соответствии с высшей идеей и мудростью обладающего бесконечным знанием и могуществом Всевышнего Творца, заключается в том, что оно сводит на нет концепцию материализма, господствующего в мире науки и рассматривающего бытие и жизнь как некий «результат непродуманных, стихийных случайностей простых законов природы».

Итак, невозможно всю существующую действительность, живую и неживую, мыслить вне Творца. Ислам постоянно акцентирует внимание на размышлении, использовании ума, стимулирует верующих к постижению знаний, возвеличивает обладателя знаний. Человек должен осознать и подтвердить господство во вселенной Всевышнего Аллаха, с упоением и восторженностью глядеть и любоваться на совершенство и красоту, заключеную в ней. Если рассматривать Вселенную, не обрывая её связь с истинным её Созидателем и Творцом, мудрость и красота, заложенная во Вселенной, станет более впечатлительной. Человек должен быть переполнен чувствами благодарности к Всевышнему Творцу за то, что Господь передал Землю во власть, распоряжение и служение человеку. Всякий прогресс в науке будет способствовать ещё большему приближению человека к Аллаху. И сказал Всевышний: «Боятся Аллаха из числа Его рабов только те, которые знают [истину]» (Св. Коран, 35:28).

Примечания

1. Али Унал, газета «Заман» (от 10 сентября 2007 г.)
2. «Гильбертово пространство» – математическое понятие, обобщающее понятие евклидова пространства на бесконечномерный случай. Представляет собой область пространства во Вселенной с наименьшей размерностью. В этом пространстве невозможны квантовые процессы. К сожалению, размерность, связанная с гильберновым пространством, до настоящего времени все ещё остается неисследованной с точки зрения опыта. Предполагается, что в этом пространстве обитают неизвестные науке существа и реальности.
3.Узел жизни


#2 peri

peri
  • Мусульманка
  • 717 сообщений

Отправлено 09 апреля 2009 - 07:12

jennet, Изображение




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей

Яндекс.Метрика