РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Смысл аята 82 из суры «Падающее».
2. Упоминание о четырёх качествах, оставшихся со времён джахилиййи.
3. Упоминание о неверии в некоторых из них.
4. Иногда неверием является то, что не выводит мусульманина из исламской общины.
5. Слова Аллаха «Среди Моих рабов выявились верящие в Меня и неверующие...» связаны с признанием благ Аллаха и отрицанием их.
6. Осознание веры в данной ситуации.
7. Осознание неверия в данной ситуации.
8. Понимание высказывания «Такая-то звезда сказала правду».
9. Постановка учёным вопроса перед обучающимися для того, чтобы привлечь их внимание. Яркий пример этому — вопрос Пророку : «Известно ли вам, что сказал ваш Господь?»
10. Суровая угроза плакальщице.
Всевышний Аллах сказал:
«...И делаете средством пропитания вашего отрицание его?»* (Падающее, 82).
*Али рассказывал, что посланник Аллаха сказал: «...и делаете средством пропитания вашего ( Падающее, 82), то есть благодарностью вашей, «отрицание его», говоря: “Дождь выпал благодаря такому-то расположению звёзд или благодаря такой-то звезде”» ( Ахмад 1/89, 108, 131, ат-Тирмизи (3291), Ибн Абу Хатим и Ибн Джарир ат-Табари). Это передали от Али, Ибн Аббаса, Катады, ад-Даххака, Ата( аль-Хурасани, и таково мнение большинства толкователей Корана. Ибн аль-Каййим же так толковал этот аят: «То есть делает вашим достатком в пропитании, за счёт которого вы живёте, отрицание его [Корана. — Ред.]».
Абу Малик аль-Аш(ари рассказывал, что посланник Аллаха сказал:
В моей общине осталось четыре пережитка джахилиййи: гордость знатным происхождением, опорочивание рода, связывание выпадения дождя со звёздами и оплакивание покойников. Затем он добавил: Если плакальщица не принесёт покаяния до смерти, то в день Воскресения она восстанет в одеянии из чёрной смолы, покрытая коростой*. Этот хадис передал Муслим (943).
Зейд ибн Халид рассказывал:
Посланник Аллаха руководил нашим утренним Намазом в Худайбийе. В ту ночь шёл сильный дождь. После совершения Намаза он повернулся к людям и сказал: “Известно ли вам, что сказал ваш Господь?” Люди ответили: “Аллаху и Его посланнику это известно лучше”. Тогда Пророк произнёс: “Он сказал: “Среди Моих рабов выявились верящие в Меня и неверующие”. Если человек говорит, что дождь выпадает благодаря Аллаху и Его милости, то он верит в Меня и не верит в звёзды. Если же человек говорит, что дождь выпадает благодаря расположению звёзд, то он не верит в Меня и верит в звёзды”. Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим (Аль-Бухари 2/277, 433 и 7/338, Муслим [71]).
Муслим передал похожий хадис от Ибн Аббаса, в котором говорится:
Некоторые из людей сказали: “Такая-то звезда сказала правду”. И тогда Аллах ниспослал следующий аят: «Нет, клянусь Я падением звёзд! А ведь это — клятва, если бы вы знали, великая. Поистине, это ведь Благородный Коран в Книге Сокровенной. Прикасаются к нему только очищенные. Ниспослание от Господа миров. Разве же и этим повествованием вы небрёжете? И делаете средством пропитания вашего отрицание его?** (Падающее, 75—82). (Передал Муслим [73]).
*Святой Пророк указал, что этими четырьмя качествами будет обладать часть его общины, зная, что это запрещено, либо по невежеству. Всё, что осталось от грязи в эпоху джахилиййи, порицается и запрещается в Исламе. Гордость знатным происхождением относится к величайшим проявлениям невежества, ибо нет большего благочестия, чем богобоязненность. Всевышний сказал: «Поистине, самые благочестивые из вас пред Аллахом — самые богобоязненные...» (Комнаты, 13).
Опорочивание рода также относится к поступкам, оставшимся от джахилиййи, иудаизма и христианства. Если же мусульманин всё-таки допускает это, то это не означает, что он обязательно является неверным или грешником. Это подробно разъяснил шейх-уль-Ислам Ибн Теймийа.
В отличие от этого, убеждение в том, что звёзды либо их расположение влияют на выпадение дождя, является неверием и ширком, подобно убеждению в том, что мольба, обращённая к умершему или отсутствующему, принесёт пользу или защитит от зла и т.п. Это — ширк, с которым боролся посланник Аллаха . Всевышний сказал: «И сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение, и пока вся религия не будет принадлежать Аллаху...» (Добыча, 39). «Искушение» здесь: ширк.
Оплакивание покойников — имеется в виду рыдание громким голосом, чрезмерные крики и вопли — является одним из смертных грехов, который требует покаяния, так как совершающий это негодует на предопределение Аллаха. Скорбь, грусть и даже негромкий плач допустимы в Шариате, поскольку являются проявлением человеческого милосердия и сострадания.
**В этом аяте Всевышний Аллах поклялся о Благородном Коране, ибо Великий и Всемогущий Аллах клянётся чем хочет и о чём хочет из Его творений. Отрицание же, использованное в арабском тексте 75 аята — «Нет, клянусь Я...», — подчёркивает, что Коран не является колдовством, как это предполагали мушрики.
Аллах поклялся падением звёзд, однако арабское слово «нуджум» (звёзды) означает также и «части», поэтому Ибн Аббас в толковании этого аята сказал: «Это значит: “[Клянусь. — Ред.] частями Корана”, ибо он был ниспослан целиком с Высшего неба на первое небо в ночь Предопределения, и после чего ниспосылался по частям в течение последующих лет». Потом Ибн Аббас прочёл этот аят и сказал: «И падение их — это ниспослание частей одна за другой».
Муджахид же сказал: «Падение звёзд — это их восход и закат». Ибн Джарир отдал предпочтение этому толкованию.
Существует связь между тем, чем поклялся Всевышний и тем, о чём Он поклялся. Во-первых, звёзды созданы Аллахом для того, чтобы указывать дорогу во мраке суши и моря, а аяты Корана указывают на верный путь во тьме заблуждения и невежества. Звёзды дают указания материальные, а Коран —духовные. Во-вторых, звёзды наделены внешней красотой, а Коран обладает красотой внутренней. В-третьих, звёзды служат для побиения шайтанов, и Коран является оружием против шайтанов из людей и джиннов. В-четвёртых, звёзды являются знамениями Аллаха, воспринимаемые зрением, а аяты Корана — это знамения, воспринимаемые слухом. И в-пятых, в падении звёзд при закате сокрыт смысл и указание на аяты Корана и их ниспослание с Небес. Об этом упомянул Ибн аль-Каййим, да смилостивится над ним Аллах.
Всевышний сказал: «Прикасаются к нему только очищенные...» «Не шайтаны ниспослали его — не по силам им это, и не могут они этого сделать. Они не допускаются даже слушать его» (Поэты, 210—212). Аль-Бухари в «ас-Сахихе» сказал об этом аяте: «Его сладость ощущает лишь уверовавший в Него». (Падающее, 79). Ибн Аббас сказал: «То есть к Книге, которая на Небесах». В другом рассказе от него говорится: «...только очищенные...», то есть ангелы. В мирской же жизни до Корана дотрагиваются огнепоклонники, неочищенные, лицемеры и другие». Всевышний также сказал:
ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ТРИДЦАТОЙ
Признание Единственности Аллаха в ниспосылании благ и предотвращении бед является частью таухида, что человек утверждает словом и признанием в сердце, будучи покорным Аллаху. Если же кто-то говорит, что дождь ниспосылается благодаря определённому расположению звёзд, то это резко противоречит принципу таухида.
Необходимо признать, что дождь и другие блага могут быть ниспосланы только Аллахом, Который облагодетельствует этим самым Своих рабов.
Звёзды никоим образом не влияют на выпадение дождя, ибо причина этого заключается во внимании Господа к Своим рабам и их нуждам и Его милости к ним. Они взывают к Нему сердцами и устами с просьбой об этом, и Аллах в ответ на их просьбу ниспосылает дождь по Своей мудрости и милости в нужное время, так как люди очень нуждаются в этом.
Раб Аллаха достигнет таухида только тогда, когда признает явные и скрытые блага Аллаха во всём, что ниспосылается всем Его творениям, будет изыскивать его, усердно поклоняясь Аллаху, поминая и благодаря Его.
Именно таким образом лежит путь к достижению таухида, который является мерилом полноты веры или её недостаточности.
[font=" Palatino Linotype; font-size: 10pt; color: rgb(255, 0, 0);"]Книга Единобожия[/font]
[font=" Palatino Linotype; font-size: 10pt;"][color= rgb(255, 0, 0);]
[/font] Мухаммад ибн А[/color]бдуль-Ваххаб
[font=" Palatino Linotype; font-size: 10pt;"][color= rgb(255, 0, 0);]Глава 30[/color][/font]