Споры относительно предопределения и предустановления Аллаха издавна беспокоят мусульманскую общину. В хадисе сказано, что когда сподвижники пророка спорили о предопределении, он вышел к ним и запретил им это. Он сообщил, что именно это препирательство погубило тех, кто были до них (то есть иудеев и христиан — прим. пер.).
Однако Аллах открыл истину Своим праведным верующим рабам, которые придерживаются справедливости в своих делах и словах, и сообщил, что предопределение Аллаха является мудростью, присущей Господу и отличающей Его от творений. Вера в пре- допределение является частью таухида , или единобожия. Мусульманские учёные разделили единобожие на три составляющие:
Таухид аль-улухиййа , или признание единственности Всевышнего Аллаха в поклонении.
Таухид ар-рубубиййа , или признание единственности Аллаха в обладании атрибутами господства, ибо только Он является Творцом, Царём, Правителем.
Таухид аль-асма ва ас-сыфат , или признание единственности Всевышнего Аллаха в обладании прекрасными именами и качествами.
Вера в предопределение и предустановление Аллаха относится к признанию господства только за Великим и Могучим Аллахом. Поэтому имам Ахмад сказал: «Предопределение — это [проявление — прим. пер.] могущества Аллаха». Аллах — Всемогущ, и предопределение, как и всё иное не выходит за рамки Его могущества. Оно является сокровенной тайной Всевышнего Аллаха, неизвестной никому, кроме Него. Оно записано в Хранимых Скрижалях, прочесть которые не дано никому из Божьих творений. Мы не ведаем о добре и зле, которое Аллах предопределил для нас, и узнаём об этом только, когда предопределённое событие происходит либо из уст пророков, которым Господь пожелал открыть некоторые из Своих тайн.
Дорогие братья! Из-за разногласий в вопросе предопределения мусульманская община разделилась на три группы:
1. Это — те, кто проявил чрезмерность в утверждении предопределения и отверг существование воли человека и его способности выбирать между добром и злом. Они говорят: «У раба нет ни воли, ни способности выбирать. Он принуждён совершать творимые им дела подобно дереву, склонившемуся от порывов ветра». Они не видят разницы между теми делами, которые человек делает под принуждением и по собственной воле. Несомненно, они находятся в заблуждении, ибо религия, здравый рассудок и реальность свидетельствуют о том, что существует разница между тем, что совершается под принуждением, и тем, что совершается по доброй воле.
Это — те, кто проявил чрезмерность в утверждении воли раба и его способности выбирать, в результате чего они отвергли волю и предопределение Всевышнего Аллаха, считая, что деяния раба не сотворены Господом, а полностью зависят от самого человека. Некоторая группа этих людей зашла так далеко, что они начали утверждать, что Аллах узнаёт о творимых человеком деяниях только после того, как он совершил их. Они проявили излишество и крайнюю неумеренность в отношении человеческой воли и права на выбор.
Это — те, которые уверовали, и Аллах поставил их в этом вопросе на путь истины. Это — приверженцы Сунны, ахль ас-сунна ва аль-джама‘а , которые придерживаются среднего пути между двумя заблуждениями, основываясь на шариатских доказательствах и беспристрастной логике. Они справедливо утверждают, что всё, что творит Всевышний Аллах во Вселенной, делится на две группы:Первая группа — это явления, которые Великий и Благословенный Аллах творит среди Своих творений, и никто не способен изменить это. К этому относится, например, ниспослание дождя и рост растений, рождение и смерть, болезнь и благоденствие и многие другие явления, которые происходят с творениями Всевышнего. Никто не способен избежать этого и никто не имеет права выбора в этих делах, ибо происходит это исключительно по воле одного Всемогущего Аллаха.
Вторая группа — это деяния, совершаемые творениями, которые обладают собственной волей. Эти деяния происходят по воле этих творений, которой одарил их Аллах. Всевышний сказал:
...Для тех из вас, кто хочет стать на прямой путь.
Сура «Скручивание», аят 28
Среди вас есть те, кто желает ближнего мира, и есть среди вас те, кто желает жизни будущей.
Сура «Семейство Имрана», аят 152
Кто хочет, пусть верует, а кто хочет, пусть не верует.
Сура «Пещера», аят 9 Разумный человек осознаёт разницу между тем, что он делает по собственной воле и тем, что он делает по принуждению. Если человек спускается с крыши по лестнице по доброй воле, то понимает, что делает это сам. Если же он падает с крыши, не желая этого, то явно видит разницу между этими двумя действиями, ибо второе произошло по принуждению, а первое — по его собственной воле. Это ясно каждому человеку.
Точно так же, если человек страдает недержанием мочи, то акт мочеиспускания имеет место против его воли. Если же он здоров, то мочится по собственной воле. Разница между этими случаями явна, и никто не может отрицать это. Это относится ко всем деяниям, которые совершает человек. Он отчётливо видит разницу между тем, что он совершает по доброй воле и что он совершает по принуждению. По милости Великого и Могучего Аллаха некоторые деяния человек совершает по собственной воле, но не несёт за них ответственности, например, то, что совершает человек по забывчивости или во сне. В истории о людях пещеры Всевышний Аллах сказал:
Ты думаешь, что они бодрствуют, а они спят, и Мы ворочаем их направо и налево...
Сура «Пещера», аят 18 Переворачивались с бока на бок люди, но Аллах приписал это действие к Себе, ибо спящий не имеет возможности выбирать и человеку не будет предъявлен спрос за то, что он сделал во сне. Поэтому Великий и Могучий Аллах и приписал это действие к Себе. сказал: «Если кто-то поел или выпил, забыв, что он постится, то пусть продолжит свой пост, ибо его накормил и напоил Сам Аллах» (хадис согласован).