Отцом Зейнаб был Джахш ибн Риаб ибн Йамара ибн Сабра ибн Мурра ибн Асад ибн Хузайма, матерью- Умайма бинт Абд ал-Мутталиб ибн Хашим. Таким образом, Зейнаб была дочерью тети Посланника Аллаха (СААС) по мужской линии. А он был сыном ее тети по материнской линии. Ее дядьями по материнской линии были: Хамза- «Лев Аллаха», аль-Аббас, Абдаллах ибн Джахш аль Асади и Абд ибн Джахш аль-Асади,- те, кто приняли ислам в числе первых.
«Авваха»
ейнаб родилась в Мекке более чем за тридцать лет до хиджры. Росла в атмосфере благородства и чести. Всевышний одарил ее красотой и богатством, она была родом из курайшитской аристократии и являлась одной из самых знатных женщин в Мекке.
Среди духовных матерей Зейнаб бинт Джахш пользовалась особым авторитетом. Помимо своего высокого статуса среди остальных духовных матерей, трудно не упомянуть о ее необычайной красоте,- она была одной из красивейших женщин своего времени. Биографическая литература единодушно и неоднократно подчеркивает ее внешнюю привлекательность и превосходную женственность. По этому обстоятельству, Айша говорила:«В сердце посланника Аллаха Зейнаб по достоинству соперничала со мной». Когда же у Айши спросили: «Какие из жен посланника Аллаха (СААС) были самыми любимыми у него?», она ответила: «Зейнаб и Умм Салама занимали в его глазах определенное место. Они были, как я считаю, самыми любимыми. После меня!»
В сочетании с внешней красотой, Зейнаб обладала прекрасными нравственными качествами. Айша отзывалась о ней следующими словами:
«Она была достойна похвалы, человеком, который был прибежищем для несчастных, сирот и вдов. Она была праведной женщиной. Я никогда в жизни не видела женщин лучше Зейнаб в делах религии. Она была наиболее богобоязненной и благочестивой, правдивейшей в словах, чуткой и внимательной к родственникам, щедрой в отношении бедных. Она более, чем кто-либо пренебрегала собой во имя других людей, во имя приближения к Аллаху, Всемогущ Он и Всеславен».
Пророк (СААС), сказал о Зейнаб Умару ибн аль Хаттабу: «Она – «авваха». Его спросили: «О, посланник Аллаха, что значит «авваха»?»- Он ответил: «Благоговейная, богобоязненная».
Помимо всего прочего, Зейнаб была большой искусницей: своими руками она выделывала кожи и украшала их поделками, а на пути Аллаха раздавала подаяние нищим.
Когда она, да будет доволен ею Аллах, скончалась, то не оставила после себя ни одного динара. Перед самой кончиной она раздала бедным все, что у нее было из имущества. Хотя, как пишет Ибн Хаджар, только за один год она имела жалованье в размере двенадцати тысяч, которое полностью делила между семьями родственников и нуждающимися. После этого она вздымала руки к небу и говорила: "Господи! Не оставь у меня денег от ушедшего года. Богатство есть искушение души…»
Брак с Зейдом ибн Харрисом
Зейнаб явила собой пример беспрекословного повиновения Воле Аллаха. Ярким доказательством того является ее первое замужество с Зейдом ибн Харрисом, вольноотпущенным рабом нашего пророка (СААС). С самого начала Зейнаб противилась этому браку, так как она происходила из знатного аристократического рода, а Зейд же был рабского происхождения. Пророк (СААС) сказал ей:
«Зейд в качестве твоего мужа меня устраивает!» на что получил ответ: «О, Посланник Аллаха, зато меня он не устраивает! Я-дочь своего народа и дочь твоей тети со стороны отца, не собираюсь выходить за него замуж!»
Лишь когда Всевышний вмешался в ее судьбу и ниспослал откровение на ее счет:«Не бывает ни для верующего, ни для верующей, когда решил Аллах и Его посланник дело, выбора в их деле. А кто ослушается Аллаха и Его посланника, тот попал в явное заблуждение»(Сонмы, 36),Зейнаб покорилась Воле Всевышнего и Его посланнику (СААС).
Напомним, что Зейнаб сосватал Зейду посланник Аллаха (СААС). Это было связано с тем, что в те времена среди арабов особенно ярко были выражены классовые различия, и, заключая подобный брак в собственной семье, посланник Аллаха (СААС) хотел показать, что ислам установил совершенно иные законы, что все люди равны пред Ним и отличаются друг от друга только лишь степенью своей богобоязненности.
Жизнь Зейнаб и Зейда в браке продолжалась в течение короткого времени. Отношения между супругами так и не сложились: Зейнаб изъявляла горделивое и высокомерное отношение к Зейду. Зейд также испытывал антипатию и желание развестись со строптивой супругой. Тогда Аллах внушает Своему посланнику (СААС), что Зейд даст Зейнаб развод, и, по воле Всевышнего, Мухаммад (СААС) возьмет Зейнаб себе в жены.
Посланник (СААС), скрыл это повеление от окружающих, так как испытывал некоторое затруднение в этой ситуации. Он занял выжидательную позицию, не решаясь что-либо предпринять. Так продолжалось до тех пор, пока Всевышний не упрекнул его следующими словами:«И ты скрывал в своей душе то, что обнаруживал Аллах, а между тем Аллаха следует бояться». (Сонмы,37)
Касаясь этой ситуации, Айша сказала: «Если бы пророк и хотел что-либо скрыть из небесных откровений, он скрыл бы именно этот аят» . Развод Зейда и Зейнаб не представлял собой ничего из ряда вон выходящего, особенно после того, как общение между обоими супругами стало невозможно.
Луший из попечителей
Затем были ниспосланы два аята, в которых подводится итог по поводу всей этой ситуации, начиная с возникновения разногласий между Зейдом и Зейнаб, и до тех пор, пока Аллах не выразил Свою Волю и не женил пророка (СААС), на Зейнаб, остановив всякие разговоры лицемеров и разъяснив Свою Мудрость.
В связи с этим были ниспосланы аяты:
«И вот ты говорил тому, кого облагодетельствовал Аллах и кого ты облагодетельствовал: «Удержи при себе свою жену и побойся Аллаха!» И ты скрывал в своей душе то, что обнаруживал Аллах, и боялся людей, а между тем, Аллаха следует больше бояться. Когда 3ейд удовлетворил свое желание по отношению к ней, Мы женили тебя на ней, чтобы для верующих не было стеснения с женами их приемышей, когда они удовлетворяют свои желания. Дело Аллаха свершится!»("Сонмы":37) После ниспосланного откровения посланник Аллаха (СААС) и Зейнаб, по воле Всевышнего, поженились; это произошло на пятом году хиджры.
Такая новая для общественной жизни того времени ситуация вызвала страшный шум в кругах лицемеров, подобно тому, как в свое время ими опровергался запрет на усыновление. Хотя на этот раз неожиданность была настолько сильной, что они заявили: "Он взял себе в жены супругу своего сына" (приемных сыновей приравнивали к родным в правах, наследовании и т.д. А Зейд был приемным сыном пророка Мухаммада (СААС).
В этой связи были ниспосланы следующие слова Всевышнего:: «Мухаммад не был отцом кого-либо из ваших мужчин, а только - посланником Аллаха и последним из пророков. Аллах знает про всякую вещь» ("Сонмы":40)
Таким образом, этот брак отменял существовавший ранее языческий обычай приравнивания приемных сыновей в правах к родным.
Зейнаб гордилась тем, что Аллах выдал ее замуж за посланника Аллаха (СААС), без опекуна и свидетелей, ведь Он - лучший из попечителей. По этому обстоятельству она говорила остальным матерям верующих: «Вас поженили ваши отцы, а меня выдал замуж с высоты семи небес Сам Аллах».
Зейнаб сопровождала мужа в военных походах, была свидетельницей осады Таифа, завоевания Хайбара. Совершила прощальное паломничество, где посланник Аллаха (САС) сказал своим женам не покидать своих домов, и она больше ни разу не ездила в хадж, помня об этом завещании.
"Та, у которо руки длиннее"
По словам Айши, посланник Аллаха (СААС), сказал: "Раньше других последует за мной в мир иной та из моих жен, у которой руки длиннее".
Со слов Айши: «Когда мы после смерти посланника Аллаха (СААС), собирались в доме одной из нас, мы становились у стенки и выясняли: у кого из нас руки длиннее. Мы продолжали это делать, пока не умерла Зейнаб бинт Джахш. Зейнаб была женщиной невысокого роста, во всяком случае, не выше нас. И только тогда мы поняли, что пророк (СААС), подчеркивая длину ее руки, имел ввиду щедрость ее подаяния".
В лоно своего Господа Зейнаб перешла на двадцатом году хиджры, в пятьдесят три года. Получилось так, что она была первой среди жен пророка (СААС), которая последовала за ним.
Когда приблизилась ее смерть, «Авваха» сказала: «Я уже подготовила для себя саван. Амир правоверных (Умар) также пришлет мне савн. Один из них отдайте в качестве милостыни. Если сможете отдать как садаку мой изар, то отдайте и его».
Джаназу (погребальную молитву) ей возглавил сам повелитель правоверных, халиф Умар ибн аль Хаттаб.
Откровения, ниспосланные по поводу госпожи Зейнаб, содействовали перестройке мусульманской общины на основе следования законам Всевышнего.
Да будет доволен ею Аллах Всевышний и да упокоит ее рядом с пророками и праведниками!