ЧТО УСИЛИВАЕТ ИМАН?
1.Знание имен и аттрибутов Аллаха[swt].Чем больше человек знает об именах и особенностях Аллаха[swt],тем больше укрепляется его вера.Ученые,в этом случае имееют сильнее нас иман,т.к. обладают большим знанием об именах и особенностях Аллаха[swt].
2.Рассмотрение знаков(чудес) Аллаха[swt] во вселенной и в Шариа'a(т.е. в Мудром Коране и чудеса пророка[sas]. Чем больше осознание человеком знаков вселенной,тем прочнее его иман.
Аллах[swt] говорит(в приблезительном переводе):
"и на земле есть знаки для убежденных и (также) в вас самих.Разве вы не видете?"(51:20-21)
Аят, которые указывают на то,что человек должен увеличивать свой иман через расмышление об этой вселенной ,многочисленны:"разве вы не думаете..","разве вы не размыслите..","разве вы не видете.."..
3.Ibadah-действия,будь то слова или дела..Следовательно Zikr(воспоминание об Аллахе[swt]) позволяет увеличить иман в колличестве и качестве,также как Salah(молитва),Syam(пост) и Hajj(поломничество к дому Аллаха[swt] в Мекке) увеличивает иман в колличестве и качестве.
ЧТО УМЕНьШАЕТ/ОСЛАБЛЯЕТ НАШ ИМАН?
1. Незнание имен и аттрибутов Аллаха[swt].Т.к этот недостаток знания имен и аттрибутов Аллаха[swt] имеет следствием недостаток имана
2.Прекращение размышления о знаках Аллаха[swt] во вселенной и в Шариаа. Это ведет к снижению имана либо как минимум не способствует его дальнейшему росту.
3.Совершение грехов.Т.к.грехи имеют сильносотрясающее сердце и иман действие.
Поэтому пророк [ass]сказал(в приблизительном переводе):
"Прелюбодей во время прелюбодеяния не является мумином"
4.Пренебрежение Ibadah-действиями ведет к снижению имана, поэтому человек ,который этими действиями пренебрегает,должен быть порекаем..
Иногда мы даже не замечаем,что наш иман слаб.Причиной этому может быть:
-мы сравниваем себя с окружающими,чей иман так же слаб и думаем:мы среди хороших
- либо иман окружающих еще слабее,тогда мы думаем: у меня сильный иман.
Например человек молится 3-4 раза в мечети,а другие 1-2;либо приходит на фаджр к Икаме,тогда как другие вообще не приходят молиться фаджр,и он думает:MashAllah его иман-силен
Единогласное мнение Саляфов по поводу увеличения веры и её уменьшения. 18:58
Во имя АЛЛАХА, Милостивого, Милосердного!
Поистине, из основ, на которых единогласное мнение у Ахьлю Сунна валь Джамаа слова об увеличении веры и её уменьшения.
Сказал аль-Асфаханий, да смилостивиться над ним АЛЛАХ: «аль-Иман - слово, дело и намерение, увеличивается и уменьшается, увеличивает её праведность и богобоязненность, а уменьшают её беспутство и разврат» (аль-худжату лильАсфаханий 2/281).
Сказал аль-Хафиз ибн абдуль Барр, да смилостивиться над ним АЛЛАХ: «Объединились знатоки фикха и хадиса на том, что иман - слово и дело, и нет дел, кроме как с намерением. И иман у них увеличивается с повиновением, и уменьшается с ослушанием. И повиновения - всё оно из имана» (Тамхид ли ибн абдуль Барр 9/238).
И сказал имам Табарий, да смилостивится над ним АЛЛАХ: «И поистине, правильность в этом слова тех, кто говорит: Он (иман) – слово и дело, увеличивается и уменьшается. На это пришло сообщение от группы сподвижников Посланника АЛЛАХА, да благословит Его АЛЛАХ и приветствует, и на этом подписались ученые люди» (Сариху сунна 25). Сказал имам ибн аби Асым, да смилостивится над ним АЛЛАХ: «аль-Иман – слово и дело, увеличивается и уменьшается» (Сунна лиибн аби Асым 2/1028, Басымуль джавабир 1/1419).
Передал ибн Батталь, да смилостивиться над ним АЛЛАХ: «Мазхаб джамаата Ахьлю Сунна из саляфов и халяфов на том, что иман – слово и дело, увеличивается и уменьшается. И доказательство на его увеличение и его уменьшение то, что привёл его аль-Бухарий из Книги АЛЛАХА, из упоминания о увеличении имана и объяснении этого тем, что кто не получил его с этим увеличением, то иман его меньше имана того, кто получил его»(Шарх аль-Бухарий ли ибн Батталь).
И сказал имам ас-Сабуний, да смилостивится над ним АЛЛАХ: « Мазхаб Ахьлю Хадис: Что иман – слово, дело и познание, увеличивается с повиновением и уменьшается с ослушанием» (Акидату саляф асхабуль хадис 264).
Сказал шейхуль Ислам ибн Таймийя, да смилостивиться над ним АЛЛАХ: «И объединились Саляфы на том, что иман – слово и дело, увеличивается и уменьшается» (Маджмуаль фатава 7/672).
И сказал имам ибн Касир, да смилостивиться над ним АЛЛАХ: «Передали аш-Шафиий и Ахмад ибн Ханбаль и абу Убайда и другие единогласно: Что аль-Иман слово и дело, увеличивается и уменьшается» (Тафсир ибн Кассир 1/72.Дару салям-Рияд).
Сказал имам ибн Батта, да смилостивиться над ним АЛЛАХ: «…потом считался он у них, т.е. иман, увеличивающимся и усиливающимся с познанием и повиновением, и слабеющем и уменьшающимся с беспечностью и ослушанием и с этим ниспослана Книга и с ней идет Сунна и на этом объединились имамы из этой Уммы» (аль-Ибана лиибн Батта 2/832).
Говорит ибн аби Замнин, да смилостивиться над ним АЛЛАХ: «и из слов Ахьлю Сунна то, что у имана степени и положения, совершенство и увеличение, и уменьшение. И если бы не это, то уравнялись бы люди в этом и не было бы для упреждающего превосходства над оставшимся позади» (Усулю сунна лиибн аби Заминин 208).
Стало ясно из того упоминания, которое предшествовало, то, что вопрос увеличения имана и его уменьшения является согласованным у Ахьлю Сунна валь Джамаа. И это слова, переданные от сахабов и табиинов и следующих им до наших дней. И слова их известные и рассыпанные по горизонтам и не осталось ничего не разъяснённого ни во времени, ни по месту из установлений религии по этой основе (иман) и другим основам акиды для Ахьлю Сунна валь Джамаа.
И мы упомянем наглядно из слов их и источник из света их для того, чтобы он был светильником для изучающих истину и принуждающим для гордецов из отклонившихся от верной дороги и заблудившихся от пути Книги и Сунны.
Сказал аль-Хафиз ибн Раджаб, да смилостивиться над ним АЛЛАХ, в Фатхуль бари прикреплённый к словам аль-Бухарий: «Увеличение имана и уменьшение его - слова большинства учённых и переданы эти слова от группы из сахабов как аби Дардаа, и аби Хурайра, и ибн Аббас и других сахабов и передан смысл его от Али и ибн Мас’уда также и от Муджахида и от других табиинов» (Фатхуль бари ли ибн Раджаб 1/7.тахкик Тарик ибн ‘Иваду ЛЛАХ).
И мы упомянем ясно от кого передал он эти слова из сахабов и табиинов, как упомянул их Альхафиз ибн Раджаб, потом упомянем слова, кто передал от него это с тем, что указывает на смысл слов сахабов и табиинов, потом дополним словами имамов Ахьлю Сунна об увеличении и уменьшении имана.
1. От аби Дардаа, да будет доволен им АЛЛАХ, то, что он сказал: «Иман увеличивается и уменьшается» (Сунан ибн Маджа 1/75.дар Ассалям-Рияд./ Альибана 2/848./ Шарх усулю итикад Альлялякаи 5/1015).
2. От аби Хурайры, да будет доволен им АЛЛАХ то, что он сказал: «Иман увеличивается и уменьшается» (Сунна ли абди ЛЛЯХ 1/314, Альибана ли ибн Батта 2/844, Шарх усулю и’тикад аль-Лялякаи 5/1016, Ашшариа лиль-Аджурий 2/582).
3. От ибн Аббаса, да будет доволен им АЛЛАХ, что он сказал: «Иман увеличивается и уменьшается» (ибн Маджа 75, Ашшариа лильаджурий 2/582. Альибана ли ибн Батта 2/840, Шарх усулю и’тикад аль-Лялякаи 5/1016).
И передан смысл увеличения и уменьшения от группы сахабов:
4. Передано от ибн Масуда, да будет доволен им АЛЛАХ, то, что он говорил в дуа: «О АЛЛАХ, увеличь нам иман и убежденность, и понимание» (Сунна ли абди ЛЛЯХ 369, Ашшариа Лиль-Аджурий 2/582, аль-иман ли ибн аби Шайба 35, Шарх усулю и’тикад аль-Лялякаи 35/1014. Сказал шейх Альбаний: цепочка его достоверная по условиям аль-Бухарий и Муслима).
5. Муаз ибн Джабаль, да будет доволен им АЛЛАХ, говорил одному мужчине: «Сядь с нами уверуем час, и мы сидели и поминали АЛЛАХА и возносили хвалу ЕМУ» (сунна ли абди ЛЛЯХ 1/368).
6. Сказал Аммар ибн Ясир, да будет доволен ими обоими АЛЛАХ: « В ком будут три качества, наполнится иман его: справедливость (например, выполнение обязательного) к самому себе, расходование из бедности и предоставление приветствия всем» (Шарх усулю и’тикад аль-Лялякаи 5/1016, аль-Бухарий та‘ликан /8 баб ифшау ссалям мин ислям (ракм баб 20), ибн аби Шайба филь Иман 440). И передал аль-Бухарий присоединенный со словами «Кто соберёт три качества, соберётся его иман: расходование из бедности, справедливость к самому себе и предоставление приветствия всем».
7. Сказал Джундаб ибн абди ЛЛЯХ аль-Баджалий, да будет доволен им АЛЛАХ: «Мы были вместе с Пророком, да благословит Его АЛЛАХ и приветствует, и мы были юными, окрепшими, близкими к совершеннолетию, и мы изучили иман до того как изучили Коран, потом изучали Коран, и Он добавил нам иман» (ибн Маджа\61).
8. Что касательно табиинов, то из них: передают от Муджахида ибн Джабира, да смилостивиться над ним АЛЛАХ, то, что он сказал: « Иман увеличивается и уменьшается» (Сунна ли абди ЛЛЯХ 1/31, Альибана 2/809, Шарх усулю и’тикад аль-Лялякаи 5/1022).
9. Написал Умар ибн абдуль АЗИЗ, да будет доволен им АЛЛАХ « К Адийи ибн Адийю: «Далее, поистине, для имана ограничения и законоположения и обязательства. Кто полностью соответствует им, выполнит их – станет совершенным его иман, кто не соответствует и не выполнит - не совершенствуется его иман» (аль-Бухарий та’ликан/Китабуль иман, баб кавлю Набийи, да благословит его АЛЛАХ и приветствует: (буния ислям ‘аля хамсин), ибн аби Шейба мувассылюн филь мусанниф 11/48, Альибана 45, Альибана ли ибн Бата 2/859, аль-Багавий фи Шарх Сунна 1/40).
10. И сказал ‘Урва ибн Зубайр, да смилостивиться над ним АЛЛАХ: «Не уменьшалось безопасность, благополучие раба никогда, кроме как с уменьшением его имана» (Аль-иман ли ибн аби Шайба 56, Ас-сунна лильХалляль 3/588, Ашшариа 2/ 609, аль-Лялякаи 5/1023). И он передатчик от имамов саляфов во всех городах.
11. Сказал Авза’ий, да смилостивиться над ним АЛЛАХ: « Аль-иман – слово и дело, увеличивается и уменьшается. И кто утверждает, что иман увеличивается, но не уменьшается, то остерегайтесь его, ибо поистине, он нововведенец (мубтади)» (Аль-Лялякаи 5/1030). И когда его спросили об увеличении имана, он ответил «да, даже пока не станут как горы. Спросили его: уменьшается? Сказал: да, даже до тех пор, пока не останется от него ничего» (Аль-Лялякаи 5/1030).
12. Сказал Суфьян, да смилостивиться над ним АЛЛАХ: « И иман слово и дело, и намерение, увеличивается и уменьшается. Увеличивается с повиновением и уменьшается с ослушанием» (Альлялякаи 1/170).
13. Сказал Ахмад ибн Ханбаль, да смилостивиться над ним АЛЛАХ: Иман – слово и дело, увеличивается и уменьшается, как пришло в сообщении («наиболее совершенные иманом верующие те, у которых лучшие нравы» сахих) (Аль-Лялякаи 1/179).
14. Сказал ‘Али ибн Мадиний: « иман увеличивается и уменьшается, и лучшие иманом верующие те, у которых наимягчайший нрав» (Аль-Лялякаи 1/187).
15. И сказали абу Зур’а и абу Хатим, да смилостивиться над ними АЛЛАХ: « мы достигли все области – Хиджаз, Ирак, Шам, Йемен и был мазхаб их – Иман – слово и дело, увеличивается и уменьшается» (Китаб Усулю сунна ва и’тикаду ддин ли аби Хатим ар-Разий 1/141.тахкик Ибрахим аль-Хазимий. дар Аш-шариф. Рияд.)
Сказал аль-Хафиз ибн Хаджар, да смилостивиться над ним АЛЛАХ, о словах увеличения и уменьшения имана: « Передал Мухаммад Наср аль-Марвазий в своей книге (Та’зим кадри ссоля) о единстве имамов в этом. И то, что он передал от саляфов, ясно высказал абдурРАЗЗАК в своей работе от Суфьяна ас-Саурийя и Малика ибн Анаса и Авза’ийя и ибн Джурайджа и Ма’мара и других. И они учённые в своём времени. И также передал это абу Касым аль-Лялякаи в «Китабу Сунна» от аш-Шафиийи и Ахмада ибн Ханбаля и Исхака ибн Рахавейха и абу Убады и других имамов. И передано с достоверным иснадом от имама аль-Бухарий : «Я встретил более тысячи учённых из разных областей, и никто из них не разногласил в том, что иман - слово и дело, увеличивается и уменьшается, и превзошёл ибн аби Хатим и ал-Лялякаи в передаче этого по цепочке от большой группы сахабов и табиинов и каждого, кто ищет на него единогласия сахабов и табиинов, и передал Фудейль ибн Ияд и Ваки от Ахьлю Сунна валь Джамаа. И сказал Хаким в «Манакибу Шафиий»: Передал нам абу Аббас Асым, сообщил нам Рабии, сказал: Я слышал Шафии говорит: Иман – слово и дело, увеличивается и уменьшается. И извлёк абу Ну’айм в Тарджамату Шафиийю мин хильяти с другой стороны от Рабии и добавил: Увеличивается с послушанием и уменьшается с ослушанием, потом прочитал: «и усилилась вера у верующих» /до конца аята/.(Завернувшийся 31), потом автор начал искать доводы на это с помощью аятов Корана, ясно говорящих об увеличении. И с подкреплением их подкрепляется противоположное, ведь поистине, каждый принимающий увеличение, обязательно принимает и уменьшение. (Фатхуль бари ли ибн Хаджар 1/66).