Вопрос. Какие примеры атрибутов действия встречаются в Коране?
Ответ.Аллах Всевышний сказал:
«Он - Тот, кто сотворил для вас всё, что есть на земле, после чего обратился к (созданию) неба...» Корова, 29,
«Неужели же они надеются на что-либо иное, кроме как на то, что Аллах прибудет к ним...?!»
Корова, 210.
«Не оценили они Аллаха должным образом
Толпы, 67
«Что помешало тебе склониться до земли перед тем, кого создал Я Своими руками?!»
Сад, 75.
«И Мы написали для него
Преграды, 145.
«А когда Господь его стал перед горой в полном блеске, Он обратил её в прах...
Преграды, 143.
«Поистине, Аллах делает, что пожелает.»
Хаджж.18.
В пример можно было бы привести и другие аяты.
Вопрос . Какие примеры атрибутов действия встречаются в сунне?
Ответ. Сообщается, что пророк, (с.г.с.), сказал:
«Наш Господь нисходит к нижнему небу каждую ночь, когда остаётся от неё последняя треть».
В хадисе о заступничестве сообщается, что пророк, (с.г.с.), сказал:
«И придёт к ним Аллах в том Своём образе, который известен им, и скажет: "Я - Господь ваш!", - и скажут они: "Ты -Господь наш!"».
Аль-Бухари, Муслим (часть длинного хадиса).
В данном случае мы подразумеваем под атрибутом действия приход Аллаха, а не Его образ.
Сообщается также, что пророк, (с.г.с.), сказал:
«Аллах схватит землю в День воскресения и свернёт небо Своей правой рукой, после чего скажет: "Я-Царь!"».
Аль-Бухари, Муслим.
Сообщается также, что пророк, (с.г.с.), сказал:
«Когда создал Аллах это творение, Он Своей рукой записал для Себ я: "Поистине, милость Моя будет превосходить гнев Мой».
Аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи.
В том хадисе, где говорится о том, какие доводы выдвигали Адам и Муса, сообщается, что пророк, (с.г.с.), сказал:
«И сказал Адам: "Тебя, Муса, Аллах избрал словом Своим и начертал для тебя Тору рукой Своей"».
Апь-Бухари, Муслим
Речь Всевышнего и Его рука являются сущностными атрибутами, произнесение Им слов является одновременно и сущностным атрибутом, и атрибутом действия, что же касается написания Им Торы, то это - атрибут действия.
Сообщается также, что пророк, (с.г.с.), сказал:
«Поистине Аллах протягивает руку Свою ночью, чтобы покаялся совершающий дурное днём, и протягивает руку Свою днём, чтобы покаялся совершающий дурное ночью».
Муслим, Ахмад.
Известно также и много других хадисов такого рода.
Вопрос . Являются ли прекраснейшие имена производными от всех атрибутов действия или же все имена Аллаха известны из ниспосланных свыше откровений?
Ответ.Нет, все имена Аллаха Всевышнего известны только из ниспосланных откровений, и Его следует называть только так, как Он назвал Себя Сам в Своей Книге, или же так, как называл Его, Его посланник, (с.г.с.),
Что же касается действий Аллаха Всевышнего, о которых Он упоминает, то любое из них связано с похвалой и указывает на совершенство, однако не всё то, чем Аллах характеризует Себя, может использоваться в качестве имени, и не от каждой такой характеристики могут быть образованы имена.
С другой стороны, среди вышеупомянутых характеристик есть и такие, которые могут быть использованы в качестве имени. Так, например, Аллах Всевышний сказал:
« Аллах - (Тот,) кто создал вас, потом наделил вас средствами к жизни, потом Он умертвит вас, потом оживит.»
Румы, 40
И Он действительно называл Себя Творцом, Дающим средства к существованию, Оживляющим, Умерщвляющим и Управляющим.
Вместе с тем среди действий Аллаха, упомянутых Им Самим, есть и такие, которые совершались в качестве воздаяния и которые в данном конкретном контексте заслуживают похвалы и свидетельствуют о совершенстве.
Так, например, Аллах Всевышний сказал:
«Поистине, лицемеры (пытаются) обмануть Аллаха, но это Он обманывает
Женщины, 142.
«И они пускались на хитрости, и Аллах (тоже) пошёл на хитрость (, ведь) Аллах - лучший из прибегающих к хитростям! »
Семейство Имрана, 54.
Аллах Всевышний также сказал:
«Они забыли Аллаха, и Он забыл их».
Покаяние, 67
Однако применять вышеупомянутые атрибуты действия к Аллаху вне контекста соответствующих аятов недопустимо. Так, например, нельзя говорить, что Всевышний прибегает к хитростям, обманывает, издевается или делает нечто подобное. Точно также недопустимо называть его хитрецом, обманщиком или издевающимся, и ничего подобного никогда не скажет ни мусульманин, ни разумный человек вообще, ведь Аллах Всемогущий и Великий не характеризовал Себя с помощью таких понятий как хитрость, козни или обман, если не считать тех случаев, когда речь шла о возмездии людям, неправомерно прибегавшим к подобным вещам. Кроме того, известно, что справедливое возмездие за подобные действия рассматривается как доброе дело и со стороны сотворённого существа, так что же говорить о Всезнающем, Справедливом и Мудром Творце!
Имеется в виду, что многобожники не почитали величие Аллаха должным образом, не поклонялись Ему и не выполняли Его велений.
- То есть: выразить своё уважение Адаму и в то же время подчиниться велению Аллаха, что не имеет ничего общего с поклонением.
Имеется в виду пророк Муса, мир ему.
Речь идёт о Торе.
Имеется в виду всё то, что израильтянам необходимо было знать о религиозных и мирских делах.
То есть: от вида Его гора рассыпалась на мельчайшие куски, превратившись в пыль.
То есть: предписал Самому Себе.
На самом деле Аллах Всевышний никогда и никого не обманывает. Имеется в виду, что Он делает так, что попытки обмана со стороны людей оборачиваются против них и получается так, что они обманывают сами себя.
- Здесь речь идёт о тех израильтянах, которые не уверовали в Ису, мир ему.
То есть: сделал так, что их хитрости ни к чему не привели. В соответствии с одним из толкований, здесь имеется в виду, что когда израильтяне решили распять Ису, мир ему, Аллах вместо этого заставил их схватить одного из его преследователей, похожего на него, который и был распят.
Иначе говоря, Он сильнее и проницательнее любого из них.