«Передавал Муслим со слов Абу-Хурайры[1] (РАД): «Пророк (САВ) <…> сказал: «Я - господин людей в день воскресения. А знаете, почему? Аллах соберет первые и последние поколения в одном месте. И услышат они зовущего, и пронзит их взор. Солнце приблизится. Жар и мучения людей достигнут такой силы, что не снести их людям и не вытерпеть. И люди скажут: «Видите, что с нами стало? Не поискать ли того, кто заступится за нас пред Господом?». И скажут люди друг другу: «Пошли к Адаму».
Просьба к Адаму, мир ему, заступиться за людей и его ответ
«И пойдут они к Адаму, мир ему, и скажут ему: «Ты отец людей, Аллах сотворил тебя Своими руками, и вдохнул в тебя дух Свой, и повелел ангелам, и они поклонились тебе. Заступись за нас пред Господом твоим!». Адам же ответит: «Господь мой охвачен гневом так, как никогда не был прежде и не будет впредь. Он запретил мне есть с дерева, а я ослушался. О Господи, Господи! Идите к Нуху».
Просьба к Нуху (библ. Ною), мир ему, заступиться за людей и его ответ
«И пойдут они к Нуху и скажут ему: «Нух, ты первый из посланников к жителям земли и назвал тебя Аллах рабом благодарным. Заступись за нас пред Господом нашим, разве ты не видишь, в каком мы положении». Нух же ответит им: «Господь мой охвачен гневом так, как никогда не был прежде и не будет впредь. У меня уже было послание, с которым я обратился к своему народу. О Господи, Господи! Идите к Ибрахиму».
Просьба к Ибрахиму (библ. Аврааму), мир ему, заступиться за людей и его ответ
«И пойдут они к Ибрахиму и скажут ему: «Ибрахим, ты пророк Аллаха и друг из числа жителей земли. Заступись за нас пред Господом твоим, разве ты не видишь, в каком мы положении». Он же ответит: «Господь мой охвачен гневом так, как никогда не был прежде и не будет впредь. И он вспомнил лживые рассказы. О Господи, Господи! Идите к другим. Идите к Мусе».
Просьба к Мусе (библ. Моисею), мир ему, заступиться за людей и его ответ
«И пойдут они к Мусе, мир ему, и скажут: «Мусса, ты посланник Аллаха. Аллах удостоил тебя Своим посланием и Своим обращением к людям. Заступись за нас пред Господом твоим, разве ты не видишь, в каком мы положении». Он же ответит: «Господь мой охвачен гневом так, как никогда прежде и не будет впредь. Я же убил человека, которого не было повеления убивать». Господи, Господи! Идите к Исе».
Просьба к Исе (библ. Иисусу), мир ему, заступиться за людей и его ответ
«И пойдут они к Исе и скажут: «Иса, ты посланник Аллаха, и слово Его, которое Он дал Марьям, и дух от Него. Ты говорил с людьми из колыбели младенцем. Заступись за нас пред Господом твоим, разве ты не видишь, в каком мы положении, до чего мы опустились». Иса им ответит: «Господь мой охвачен гневом так, как никогда не был прежде и не будет впредь». И сказал он это, не упомянув ни одного греха: «Господи, Господи! Идите к другим. Идите к Мухаммаду (САВ)».
Просьба к печати пророков - Мухаммаду (САВ) заступиться за людей
«И придут они ко мне и скажут: «Мухаммад, ты – посланник Аллаха и печать пророков. Аллах простил тебе все прежние грехи. Заступись за нас пред Господом твоим, разве ты не видишь, в каком мы положении». И я пойду и окажусь под престолом, склонюсь в молитве пред Господом моим. Затем Аллах откроет мне из Своей милости и своей славы то, чего Он не открывал никому до меня. И он скажет: «Мухаммад, подними голову. Проси, будет дадено. Заступись, будет принято заступничество». И я подниму голову и скажу: «Община моя, о Господи! Община моя, о, Господи!». И будет сказано: «Мухаммад, введи тех из твоей общины, на ком нет расчета, через правую дверь рая, а они будут помогать прочим людям войти через остальные двери. Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, что между створками дверей рая расстояние, как между Меккой и Хаджаром или как между Меккой и Босрой».
Какова цель всеобщего заступничества по отношению к тем, кто будет находиться на месте предстояния?
Среди прочих пророков в аспекте заступничества особо выделен пророк наш Мухаммад (САВ). Заступничество - предмет желанный, как говорил Мухаммад, мир ему: «У каждого пророка - соответствующий призыв и определенная миссия. И я держу втайне свою миссию - заступничество за мою общину». (Передавали имамы аль-Бухари, Муслим и др.).
Заступничество, имеющее целью ускорение расчета и избавление от ужасов места предстояния
Действительно, это заступничество имеет целью ускорение расчета над людьми, которые избавятся от ужасов места предстояния. В этом деянии особо выделен Мухаммад (САВ). И скажет он: «Община моя, о, Господи! Община моя, о, Господи! Прояви заботу и любовь по отношению к моей общине. Прояви состРАДание к ней. И будет сказано: «О Мухаммад! Пусть войдут в рай те из твоей общины, кто не подлежит расчету». Этим указывается на то, что Мухаммад заступится за тех находящихся на месте предстояния, кому должен быть ускорен расчет. Тогда Он прикажет войти тем, на ком нет расчета. И начнет рассчитывать тех из общины, на ком есть расчет, а также и других.
Божья благодать
Это заступничество предполагает нисхождение Божьей благодати на людей, и даже явлено будет в тот день место Пророка достохвалимое, которое обещано Аллахом. В связи с этим каждый из пророков поочередно скажет: «Это место уготовано не мне», пока очередь не дойдет до Мухаммада(САВ). И он скажет: «Это место уготовано мне».
Передавал Муслим со слов Катады[2], а он со слов Анаса[3] (РАД): «Посланник Аллаха (САВ) говорил: «Аллах соберет людей в День Воскресения. И из-за этого они будут в смятении. Вот как это звучит в передаче: «Они вдохновятся и скажут: «Если мы попросим нашего Господа заступиться за нас, то он вызволит нас из этого места». И пошли они к Адаму». И он рассказал вышеупомянутый хадис о заступничестве.
Абу-Хамид аль-Газали[4] отмечал, что промежуток между посещением людьми Адама и посещением Нуха исчисляется тысячью лет. Такой же промежуток - от каждого пророка до Мухаммада (САВ).
Заступничество – это место достохвалимое
Посланник Аллаха (САВ) сказал: «Ко мне придут люди и скажут: «Заступись за нас пред Господом, когда Он начнет судить нас». Он ответит: «Я всецело полагаюсь на волю и решение Аллаха». Когда Аллах соблаговолит начать суд над людьми, глашатай воззовет: «Где Мухаммад (САВ) и его община?». И восстану я, и последует за мной моя община, выделенная благородными отметинами, что является признаком чистоты. Мы - из поколений первых и последних - будем первыми, с кого будет принят расчет. Перед нашей общиной будут открыты все двери, словно она полностью состоит из пророков».
Бухари передавал со слов Ибн-Умара: «Люди в День Воскресения последуют за своими пророками и будут на коленях умолять их: «Такой-то, такой-то, заступись за нас». И так будет до тех пор, пока их выбор не падет на пророка Мухаммада (САВ). Произойдет это в тот день, когда Аллах определит ему место достохвалимое».
Тирмизи передавал от Абу-Хурейры (САВ): «Посланник Аллаха (САВ) повторял слова Всевышнего: «Может быть, Господь твой определит тебе место достохвалимое». И когда его спрашивали об этом, он отвечал: «Здесь имеется в виду заступничество. А это хороший хадис».
О трех ужасах
Люди будут устрашены тремя ужасами, и воистину, будет так, а Аллах знает лучше всех. Будет приведена геенна, закованная в цепях. А произойдет это до расчета и до того, как они предстанут пред Судией. Когда геенна взглянет на тварей Божьих, она начнет бурлить, бушевать и реветь. С яростью набросится на людей, и поводом для этого послужит гнев Господа на те сведения, которые будут извлечены из книги, находящейся в аду. Твари Божьи падут на колени перед ней, и слезы потоком хлынут из их глаз. И неправедники поднимут суматоху.
Геенна заревет во второй раз, что усилит ужас и страх в сердцах. Затем она заревет в третий раз, и люди падут ниц и станут пристально смотреть. Они будут тайно наблюдать за геенной, опасаясь того, что она настигнет и обожжет их своим пламенем, да защитит нас от нее Аллах.
О том, кто заступается за верующих, и о том, кто заступается за неверующих
Ибн-аль-Мубаррак[5] со слов Ришдина ибн Са'да[6], со слов Абд-ар-Рахмана ибн Зийада[7], со слов Духейна аль-Хиджри[8], со слов Укбы ибн Амира[9] (РАД) передавал от посланника Аллаха (САВ), который рассказал хадис о заступничестве: «Иса, мир ему, скажет: «Направляю вас к неграмотному пророку (т. е. к Мухаммаду - А. А.)». И люди придут ко мне. А тем временем я восстану из мертвых с позволения Господа. И как только собрание людей, окружающее меня, ощутит наиприятнейший аромат, появится мой Господь, Который заступится за меня и окутает меня светом с головы до ног. Затем неверные скажут: «Верующие нашли уже того, кто заступится за нас? Кому, как не Иблису, заступиться за нас? Тому, кто сбил нас с пути». И придут они к нему и скажут: «Верующие нашли уже того, кто заступится за нас. Восстань и заступись за нас. Ты уже сбил нас с пути». Он восстанет из мертвых, и собрание людей, окружающее его, ощутит невыносимое зловоние, которым пахнет из того места, откуда он восстанет. Он превознесет ад и скажет: «И сказал сатана, когда свершилось обещанное: действительно, Аллах обещал вам доподлинно, и я обещал вам, но я не сдержал слова» (14:22).
Кто является счастливейшим из людей при заступничестве Пророка (САВ).
Передавал аль-Бухари от Абу-Хурейра (РАД): «Я спросил: «О посланник Аллаха! Кто является счастливейшим из людей при твоем заступничестве в день воскресения?». Он ответил: «Я подумал о том, что никто до тебя не спрашивал меня об этом, когда я заметил твой живой интерес, проявленный в отношении этого хадиса...».
«Счастливейший из людей при моем заступничестве в День Воскресения будет тот, кто искренне скажет: «Нет бога, кроме Аллаха!».
Зайд ибн Аркам[10] (РАД) передавал со слов Пророка (САВ): «Тот, кто искренне скажет: «Нет бога, кроме Аллаха», войдет в рай!».
Его спросили: «В чем искренность?». Он ответил: «В том, чтобы сторониться того, что запретно перед ликом Аллаха». (Этот хадис приводится в труде Тирмизи «Диковины основ».)
--------------------------------------------------------------------------------
[1] Абу-Хурайра Абд-ар-Рахман ибн Сахр (602-679) – сподвижник Пророка. Он принял Ислам на седьмом году хиджры, всего за три года до смерти Пророка, но, несмотря на это, стал крупнейшим передатчиком хадисов. Число дошедших через него хадисов превышает 5 тысяч, а число его учеников достигает семисот. Большую часть жизни провел в Медине.
[2] Катада ибн Диама (680-736) - басрийский законовед и комментатор Корана, знаток арабского языка, преданий и генеалогии доисламских арабов. [3] Анас ибн Малик ал-ХазРАДжи (612-712) - сподвижник Пророка, через Анаса дошло более двух тысяч хадисов. В конце жизни переехал в Ирак: сначала в Куфу, потом в Басру. [4] Аль-Газали Абу Хамид Мухаммад ибн Мухаммад ат-Туси (1058-1111) - выдающийся теолог, философ и факих-шафиит. [5] Абдаллах ибн аль-Мубарак (736-797) - передатчик хадисов, законовед, филолог из Хорасана. [6] Личность не установлена. [7] Абу-Халид Абд-ар-Рахман ибн Зийад, известный как Ибн-Ан'ам (694-778) - законовед, хадисовед. Жил в Багдаде, где был приближен к халифу аль-Мансуру. Затем переехал в Кайруан (Тунис), где занимал пост кади (судьи). [8] Личность не установлена. [9] 'Укба ибн 'Амир ал-Джухани (ум. 678) - сподвижник Пророка, полководец, наместник в Египте (один из тех, кто собирал и записывал Коран, его свод одно время имел хождение в Египте). В Каире над его могилой построена мечеть, которая названа его именем. [10] Зайд ибн Аркам ибн Зайд аль-ХазРАДжи (ум. 686) - сподвижник Пророка из числа ансаров (мединских мусульман), передатчик хадисов.
Куртуби ____________________________________________
Глава 1233: Слова Всевышнего: «…потомки тех, кого Мы перевезли вместе с Нухом! Поистине был он благодарным рабом…» (“Ночное путешествие”, 3).
1670 (4712). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: (Однажды) посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, принесли (в подарок) мясо. Ему подали (баранью) лопатку, так как он любил это, и он откусил кусочек, а потом сказал: «Я стану главой (всех) людей в День воскресения. А знаете ли вы о причине этого? Аллах соберёт первых и последних на одной обширной равнине так, что глашатай сможет обратиться ко всем им и всех их можно будет охватить взором. И солнце приблизится к ним, и охватит их такая скорбь и печаль, что у них не хватит ни сил, ни терпения (переносить это), и тогда люди станут говорить (друг другу): “Разве вы не видите, до чего вы дошли? Не поискать ли вам того, кто заступится за вас перед вашим Господом?” И одни люди скажут другим: “Вам следует (пойти) к Адаму!” (После этого) они придут к Адаму, мир ему, и скажут ему: “Ты — отец людей; Аллах создал тебя Своей рукой и вдохнул в тебя (нечто от) Своего духа, и по Его велению ангелы склонились перед тобой до земли, заступись же за нас перед твоим Господом: разве не видишь ты, в каком мы положении, и разве не видишь, до чего мы дошли?!” (На это) Адам скажет: “Поистине, сегодня Господь мой разгневался так, как не гневался Он никогда раньше и как не будет гневаться уже никогда больше, и, поистине, запретил Он мне (вкушать плоды райского) древа, а я ослушался Его! Сам я, сам я, сам я (нуждаюсь в защите), а вы ступайте к другому, ступайте к Нуху!” (После этого) они придут к Нуху и скажут (ему): “О Нух, поистине, ты — первый из посланников (Аллаха) к обитателям земли, и Аллах назвал тебя благодарным рабом, заступись же за нас перед твоим Господом: разве не видишь ты, в каком мы положении?!” (На это) он скажет: “Поистине, мой Всемогущий и Великий Господь сегодня разгневался так, как не гневался Он никогда раньше и как не будет гневаться уже никогда больше, и, поистине, в (земной жизни мне была предоставлена возможность обратиться к Аллаху только с одной) мольбой1, и я обратился к Нему с мольбой (о том, чтобы Аллах погубил) мой народ; сам я, сам я, сам я (нуждаюсь в защите), а вы ступайте к другому, ступайте к Ибрахиму!” (После этого) они придут к Ибрахиму и скажут (ему): “О Ибрахим, ты — пророк Аллаха и Его возлюбленный /халиль/ из числа живших на земле, заступись же за нас перед твоим Господом: разве не видишь ты, в каком мы положении?!” (На это) он скажет им: “Поистине, Господь мой сегодня разгневался так, как не гневался Он никогда раньше и как не будет гневаться уже никогда больше; что же касается меня, то я ведь трижды солгал2! Сам я, сам я, сам я (нуждаюсь в защите), а вы ступайте к другому, ступайте к Мусе!” (После этого) они придут к Мусе и скажут (ему): “О Муса, ты — посланник Аллаха, и Аллах отдал тебе предпочтение перед другими людьми (, ибо Он вручил тебе) Своё послание и говорил с тобой непосредственно, заступись же за нас перед твоим Господом: разве не видишь ты, в каком мы положении?!” (На это) он скажет: “Поистине, Господь мой сегодня разгневался так, как не гневался Он никогда раньше и как не будет гневаться уже никогда больше; что же касается меня, то я убил человека, которого мне не было велено убивать! Сам я, сам я, сам я (нуждаюсь в защите), а вы ступайте к другому, ступайте к ‘Исе!” (После этого) они придут к ‘Исе и скажут: “О ‘Иса, ты — посланник Аллаха, и Его слово, которое Он даровал Марйам, и дух от Него, и ты говорил с людьми ещё тогда, когда лежал в колыбели, заступись же за нас: разве не видишь ты, в каком мы положении?!” (На это) ‘Иса скажет: “Поистине, Господь мой сегодня разгневался так, как не гневался Он никогда раньше и как не будет гневаться уже никогда больше!” — однако он не станет упоминать о каких-либо грехах. “Сам я, сам я, сам я (нуждаюсь в защите), а вы ступайте к другому, ступайте к Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует!” (После этого) они придут к Мухаммаду и скажут: “О Мухаммад, ты — посланник Аллаха и последний из пророков, а Аллах простил тебе (все) прошлые и будущие грехи, заступись же за нас перед твоим Господом: разве не видишь ты, в каком мы положении?!” И тогда я пойду к подножию престола (Аллаха) и склонюсь в земном поклоне перед моим Всемогущим и Великим Господом, после чего Он откроет мне такие слова восхваления и прославления Его, каких никому до меня не открывал, а потом будет сказано: “О Мухаммад, подними голову! Проси, и будет даровано тебе, заступайся, и твоё заступничество будет принято!” И тогда я подниму голову и скажу: “Моя община, о Господь мой, моя община, о Господь мой!” Тогда будет сказано: “О Мухаммад, введи через правые врата из (числа) врат рая тех из общины твоей, кому не предстоит расчёт3, но они могут входить вместе с людьми и через другие врата!”» А потом (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, поистине, расстояние между (каждыми) двумя створками райских врат равно расстоянию между Меккой и Химйаром4 (или: между Меккой и Бусрой)!»
1 См. хадис № 1975 и примечания к нему. 2 См. хадис № 1349. 3 В других хадисах приводятся слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сообщавшего, что семьдесят или семьсот тысяч человек из числа его последователей войдут в рай без расчёта. 4 Химйар — название района в Йемене. сахих аль-Бухари
Глава 1487: У каждого пророка было такое обращение с мольбой, на которое Аллах обязательно давал ответ.
1975 (6304). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «У каждого пророка было такое обращение с мольбой, на которое Аллах (обязательно) давал ответ1 и с которым он обращался к Аллаху, я же хочу придержать свою мольбу для заступничества за свою общину в мире ином».
1 Имеются в виду просьбы того или иного пророка уничтожить его общину за неповиновение или спасти её сахих аль-Бухари