Аиша бинт Аби бакр ас-Сиддик
Семья Аиши
Посланник Аллаха называл ее по-разному: Аиш, ал-Муаффака, что значит «Счастливица», Хумайра, (т.е. «Румяненькая»), Шукайра («Беленькая») и Умм Абдаллах.
Отец Аиши: Абу Бакр Абдаллах ибн Аби Кухафа Усман ибн Амир ибн Амр ибн Каб ибн Луай ал-Кураши, ат-Тайми по прозвищу ас-Сиддик, первый сподвижник, друг Мухаммада с детских лет, в последующем его наместник.
Мать ее: Умм Руман бинт Амир ибн Уваймир ал-Кинанийа, величественная сподвижница.
В доме этих благородных родителей Аиша открыла свои глаза на мир, из источника их доброго нрава утоляла свою жажду и впитала в себя их высокие моральные качества. В доме, в который солнце ислама заглянуло первым и наполнило его светом веры и чистоты. Отец ее был из первых мусульман, а мать – преданная женщина, принявшая ислам до рождения Аиши. Известно следующее высказывание посланника Аллаха: «Кому радостно видеть женщину из большеоких гурий с черными глазами, пусть посмотрит на Умм Руман». У Аиши была сестра Асма, которую называли «обладательницей двух поясов», брат Абд ар-Рахман.
Женитьба посланника Аллаха на Аише бинт Аби Бакр
Пророк часто навещал семью своего друга Абу Бакра. На его глазах росла Аиша, радуя его своей живостью и сообразительностью.
Потеряв Хадиджу, Мухаммад не находил себе места. Все видели, как тяжело посланнику Аллаха, но никто не осмеливался заговорить с ним о новой женитьбе, зная, какое место Хадиджа занимала в его жизни. А Хавла бинт Хаким, жена Усмана ибн Мазуна, пришла к посланнику Аллаха и завела беседу:
—О, посланник Аллаха…Почему бы тебе не жениться?
—На ком?
—Хочешь – на девушке, хочешь – на женщине…
—Кто из девственниц, и кто из имевших мужа?
—Что касается девственницы, то это дочь твоего любимейшего друга: Аиша бинт Аби Бакр. А что касается другой, то это – Савда бинт Зама, она уверовала в тебя и последовала за тобой…
—Сосватай их для меня…
Хавла рассказала: «Я пришла к Умм Руман и воскликнула:
—Какое счастье ниспослал вам Аллах!
Умм Руман спросила:
—Какое же?
—Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, хочет жениться на Аише…
—Подожди, сейчас должен прийти Абу Бакр…
Когда он пришел, я сообщила ему новость, на что он спросил:
—Можно ли жениться на дочери брата?
Посланник Аллаха на это сказал: « Я - его брат, а он - мой брат, его дочь достойна того, чтобы стать моей женой»».
Хавла продолжила повествование:
«Абу Бакр поднялся с места. Умм Руман сказала мужу:
—Ал-Мутим ибн Ади сватал Аишу для своего сына…»
Ситуация сложилась щекотливая: Абу Бакр не хотел отказать Мухаммаду, но дочь была просватана за другого. Абу Бакр известен своей верностью данному слову, недаром он –ас-Сиддик. Но как всякий отец, он, конечно, хотел выдать дочь за посланника Аллаха. Абу Бакр подумал и решил пойти к ал-Мутиму и разобраться на месте.
Придя, Абу Бакр обратился к нему с вопросом:
—Ну, что ты скажешь относительно |моей| девочки?!
Ал-Мутим поинтересовался, что об этом думает его жена.
Подойдя к Абу Бакру, она сказала:
—Вероятно, что если мы возьмем эту твою дочь за нашего сына, она собьет его с нашей веры и введет в религию, которой придерживаешься ты.
—А что ты скажешь? - спросил ас-Сиддик ал-Мутима.
—То же самое, что ты слышал.
Абу Бакр с облегчением поднялся: обещание теперь не имело силы. Вернувшись домой, попросил Хавлу позвать к ним посланника Аллаха…».
Надо сказать, у арабов девочки созревают рано. Следовательно, нет ничего удивительного в том, что Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, женился на ней шестилетней, однако познал ее не раньше, чем в девять лет. Причиной его женитьбы не была страсть или выгода, а следование приказу Всевышнего. Как сказано в предании, во сне ему был показан портрет Аиши на шелковом полотне, и вещено: «Это твоя жена».
Итак, Аиша стала женой Мухаммада. Предоставим слово ей самой. «Посланник Аллаха заключил со мной брак, когда мне было шесть лет. Затем он выждал два года, а когда мы приехали в Медину, то поселились в доме бану ал-Хариса ибн ал-Хазрадж…мне было девять лет». «В наш дом пришел посланник Аллаха, а мужчины и женщины ансаров собрались около него. Моя мать пришла за мной, а я была на качелях. Она спустила меня |на землю|, причесала мне волосы и умыла лицо. Потом, ведя меня за руку, привела к двери и , подождав, пока я отдышусь, ввела меня |в дом|. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сидел на кровати…, она усадила меня к нему на колени. И сказала: «Это твоя семья, да благословит тебя Аллах в твоих домочадцах, и благословит их в тебе». Не был зарезан баран или какой-нибудь другой вид скота. Но Сад ибн Убада ал-Ансари, да будет доволен им Аллах, послал какое-то блюдо и кадх молока. Мусульманки из ансаров приветствовали ее: «Желаем счастья и добра!» Ибн Исхак рассказал, что предбрачный дар Аиши составил четыреста дирхамов.
Абу Омар рассказал, что посланник Аллаха составил брачный договор с Аишей в месяц шаввал и познал ее в Медине тоже в шаввал «десятого года пророчества, за три года до хиджры».
После этого молодая невеста поселилась в доме Мухаммада рядом с «Мечетью пророка». Комната эта была из необожженных кирпичей и пальмовых ветвей, ложе заменял матрас, набитый волокнами пальм, от земли его отделяла только циновка. Здесь Аиша прожила около пятидесяти лет. Убранство дома оставалось неизменным за исключением трех могил, в которых были похоронены пророк, Абу Бакр и Омар.
Абу Хатим передал, что посланник Аллаха сказал Аише: «Ты - моя супруга в этой и следующей жизни».
Любовь и нежность
По сути ничего не изменилось в привычной жизни Аиши: она все так же играла со своими подругами – дочерями ансаров. А Мухаммад выходил из комнаты, чтобы не смущать девочек и не мешать им. Ничего не изменилось, кроме любви и нежности, которые отныне всегда окутывали ее. Муж непременно был заботлив и внимателен. Посланник Аллаха снисходительно относился к желаниям молодой жены. Так, известно, что из-за его плеча она наблюдала, как суданцы играли в мечети копьями, а он прикрыл ее так, чтоб никто не видел. Через некоторое время он сказал ей, мол, достаточно. Она попросила его продлить зрелище. Мухаммад согласился. Трижды они состязались в беге: один раз Аиша обогнала его, а когда она поправилась, то отстала от него, и Мухаммад сказал ей: «Это тебе за тот раз».
Как-то Мухаммад рассказал своей молодой жене длинную историю об Умм Зар и ее муже и сказал в заключение:
—Я для тебя был как Абу Зар для Умм Зар…
—Нет, посланник Аллаха, ты лучше, чем Абу Зар.
«Белокурая» частенько спрашивала пророка о его любви к ней:
—О, посланник Аллаха, какова твоя любовь ко мне?
А он отвечал:
—Как канатный узел (т. е. крепка, и никто не может его развязать).
А в другой раз, желая удостовериться в постоянстве его чувств к ней, спрашивала:
—О, посланник Аллаха, каково состояние узла?
Он неизменно отвечал:
—Прежнее.
Для чего нужны были эти расспросы, ведь каждая женщина и без словесных заверений знает, действительно ли она любима. Возможно, это сидящее в дочерях Евы кокетство. Может, форма любовного заигрывания. Наверное, все вместе. Главное, что эта игра устраивала обоих, а остальное нас не касается…
Достоинства Аиши
Относительно скромности Аиши приводят следующий рассказ. Она часто приходила к месту погребения мужа и отца. Когда здесь же похоронили Омара ибн ал-Хаттаба, навещая их, она еще плотнее закутывалась в одежды, хотя Омар давно умер.
Аиша была великодушна, щедра, неприхотлива. Мужественно переносила голод и бедность, ведь тянулись дни, а огонь в ее доме не разводился, т.е. не пекся хлеб, и не готовилась какая-либо другая еда, и в доме пророка обходились только некоторым количеством воды и фиников.
Для тех, кто не понял, повторяем: ничего съестного в доме не было. Слава Богу, многие из нас с этим не сталкивались. А в наши дни (а, может, и не только в наши) иная жена, муж которой зарабатывает мало, или не зарабатывает вооще, будет ли ласкова, или хотя бы смолчит?! Жены Мухаммада были терпеливы и смиренны. Наверное, в этом и его огромная заслуга. Они любили его, несмотря на лишения и отсутствие нарядов. Несомненно, он того стоил.
В своей щедрости она была самоотверженна. Помнила о тех, кто нуждается, и забывала самое себя. Как- то фортуна повернулась лицом к Аише, и ей дали сто тысяч дирхамов, а она в тот день постилась. Всю сумму она разделила и раздала бедным. Ее вольноотпущенница спросила :
—Разве не могла ты купить мяса ]хотя бы[ на один дирхам, чтобы разговеться им?
Аиша ответила:
—Если бы ты мне напомнила, то я так и сделала бы.
Один раз Аиша спросила Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, кто из его жен попадет в рай. Он ответил: «Что касается тебя, то ты – из них». Ахмад в «Муснад»е приводит следующее изречение пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, со слов Аиши: « Я видел Аишу в раю |так|, как я вижу белизну ее ладоней, и это облегчило мою смерть».
Передают со слов Аиши, что она попросила посланника Аллаха дать ей кунью. Он ответил, что она может называться по имени «ее» сына, т.е. Абдаллаха ибн аз-Зубайра.
Госпожа Аиша уделяла огромное значение получению знаний. Она запоминала изречения и поступки посланника Аллаха. В вероучении ислама и красноречии достигла того, что мужчины признавали ее превосходство и покорно слушали то, чему она их учила. Она являлась источником хадисов, права и сунны, великолепно читала Коран, а ведь из сподвижников пророка мало кто владел этим искусством.
Мать верующих Аиша была хорошо воспитана и ничем не выражала своих чувств. Однажды посланник Аллаха признался ей:
—Я знаю, когда ты довольна мной, а когда сердишься.
– Откуда ты это знаешь?
Если ты довольна, то говоришь: «Нет, клянусь Господом Мухаммада», а когда сердишься на меня: «Нет, клянусь Господом Ибрахима».
—Да, посланник Аллаха, когда я сержусь, то стараюсь не произносить твое имя.
Аиша бинт Аби Бакр обладала неисчислимыми достоинствами, в том числе исключительной воздержанностью. Вот как об этом рассказывает ее племянник Урва ибн аз-Зубайр: « Я видел, как она делит семьдесят тысяч, а сама носит рубаху с залатанным карманом. Она часто постилась, любила совершать умру и хаджж. Как-то она спросила Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует: «О, посланник Аллаха, предписан ли джихад женщинам?», он ответил: «Да, они должны совершать джихад, в котором нет сражения: это хаджж и умра». Только ей одной архангел Джибрил передал салам. Сам пророк однажды сказал о ней так: «Преимущество Аиши над остальными женщинами подобно преимуществу сарид(а) над прочей едой». Мухаммад попросил Умм Саламу не обижать его «в отношении Аиши, ведь, поистине, откровения мне ниспосылаются только когда я в постели с ней, а не с какой-либо другой женой из вас».
Относительно ее образованности сподвижники высказались следующим образом: «Если собрать |и взвесить| знания Аиши |и сравнить их| со знанием всех женщин, то знание Аиши оказалось бы более достойным», а также они говорили: «Когда нам был неясен какой-нибудь хадис, мы спрашивали о нем Аишу, и всегда находили у нее объяснение, например, о наследстве». Со слов посланника Аллаха Аиша передала две тысячи двести десять хадисов, из них сто семьдесят четыре – согласовано, т.е. одновременно приводятся в сборниках Бухари и Муслима. Сподвижники пророка, т.е. люди, знавшие его достаточно близко и теснее всех общавшиеся с ним, назвали эту его супругу «Любимицей посланника Аллаха».
Как–то один человек нелицеприятно отозвался об Аише в присутствии Аммара ибн Йасира, на что тот сказал: «Прочь, мерзкая, тявкающая |собака]! Как ты смеешь оскорблять любимицу посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует».
Йусуф ал-Кардави называет ее ученицей школы пророчества: она крепко усвоила, что настоящая жизнь – будущая, а эта - преходяща и обманчива. Следовательно, беды и проблемы не могут заслонить небосвод истинного верующего. И та, которую Аллах избрал матерью верующих, не иначе как должна быть образцом богобоязненности, благочестия и довольства тем, что есть.
Аиша умела задавать вопросы. Согласитесь: задать вопрос так, чтоб получить желаемый ответ – искусство. Однажды она сказала:
—Скажи, если ты спешился в долине, и увидел обглоданные деревья и одно нетронутое деревце, у которого из них ты оставишь пастись своего верблюда?
Мухаммад ответил:
—У того, где не пасся скот.
Таким образом, она напомнила ему, что он не женился на девственнице, кроме нее.
У «матери верующих» Аиши бинт Аби Бакр было десять достоинств, которыми не обладала ни одна из жен пророка. Предоставим ей право самой рассказать об этом:
- пророк не женился на другой девственнице, помимо меня;
- Аллах, Велик Он и Славен, ниспослал мое оправдание с небес;
- Джибрил с небес явил посланнику Аллаха мой портрет на шелковом отрезе и сказал: «Женись на ней, воистину, она твоя супруга»;
- мы с пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, совершали полное омовение (гусль) из одного сосуда;
- он молился, а я лежала перед ним;
- откровения ниспосылались ему, когда он находился со мной;
- Джибрил передал мне «салам», и я - жена пророка в раю;
- Всевышний Бог забрал душу пророка, когда его голова покоилась на моих коленях;
- он умер в ночь, которая принадлежала мне;
- он похоронен в моем доме.
Наговор на мать верующих Аишу,
дочь правдивейшего
Одной из важнейших и сложнейших вех в судьбе Аиши был инцидент с поклепом. Этой омерзительной клеветой, возведенной на матерь верующих. Шел шестой год хиджры. Пророк, как обычно, собираясь в путь, бросил жребий среди своих жен. С ним отправлялась та, на кого пал жребий. На этот раз вышло, что с ним поедет Аиша бинт Аби Бакр. Мусульмане узнали, что племя бану ал-мусталик собирается напасть на них, и решили выйти им навстречу.
На обратном пути в Медину войско остановилось передохнуть. Наступила ночь. Аиша удалилась по нужде. Идя к своим, она обнаружила пропажу ожерелья и вернулась , чтобы найти его. Благополучно отыскав ожерелье, она пришла туда, где совсем недавно был караван, однако никого не увидела. Все ушли. Ее паланкина также не было на месте: его унесли, думая, что матерь верующих Аиша находится внутри. Женщины мусульман в то время были легкими, так как ели мало. Поэтому никто и не заметил, что Аиши там нет. Что она сделала? Завернувшись в покрывало, она осталась там, где стояла, уверенная, что, как только ее отсутствие обнаружится, за ней вернутся. Сафван ибн ал-Муаттал шел позади всех, высматривая, не выпало ли что-нибудь по дороге. Проходя мимо, он заметил вдалеке что-то черное. Увидев сидящую на земле Аишу, да будет доволен ею Аллах, Сафван произнес:
—Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему наше возвращение! Раз за разом он повторял эти слова, боясь невзначай заговорить с супругой посланника Аллаха. Не говоря ни слова, поставил верблюдицу на колени. Аиша уселась на верлюда, взяв животное за поводья, Сафван вел его. В полдень их маленькая процессия достигла войска.
Посланник Аллаха, найдя свою «Белокурую» живой и невредимой, успокоился. Выслушав, он ни словом не упрекнул ее.
Однако Ибн Салул (а он был врагом посланника Аллаха) использовал этот шанс, чтобы опорочить Аишу, а в ее лице всех других членов семьи пророка и самого Мухаммада, говоря:
— Нет, не спаслась она от него, и он от нее не спасся,- имея в виду Сафвана и Аишу, чтобы тем самым пошатнуть авторитет посланника Аллаха. Несомненно, честь жены—это честь мужа.
Сразу по прибытии в Медину Аиша заболела. Шли дни, люди обсуждали своими языками слова сплетников. Аиша ни о чем не подозревала. Но она, видимо, чувствовала, что что-то неладно. Изменилось отношение к ней Мухаммада: если раньше, обыкновенно, он был с ней ласков и чуток, то теперь, навещая ее, он лишь спрашивал: «Как здоровье вашей…?» и немедля удалялся.
В один из дней, когда Аиша поправилась, она вышла из дома по необходимости с Умм Мистах. Когда, наконец, до ее слуха дошло, в чем ее обвиняют, она залилась слезами. Слезы не переставали течь, сон не шел к ней. Так она провела немало дней и ночей, думая, что сердце ее вот-вот разорвется от горя.
Аиша попросила пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, разрешить ей пожить у родителей. Он не возражал.
Умм Руман сказала в утешение своей дочери:
—Клянусь, люди всегда злословят о красивой женщине, которую обожает муж и у которой есть соперницы.
Узнав, что в Медине люди говорят об этом, она снова начала плакать. Как-то, когда она была в том же положении, к ней пришел Мухаммад. Родители в это время сидели рядом. Произнеся шахаду, пророк сел и сказал следующее:
—О Аиша, достигло моих ушей относительно тебя то-то и то-то. Если ты чиста, то Аллах оправдает тебя. Если же ты совершила грех, то проси у Аллаха прощения и покайся перед Ним, ведь если раб осознал свой грех, затем покаялся…то Аллах вернулся к нему».
Слезы градом покатились из ее глаз, но она их даже не почувствовала. Повернувшись к Абу Бакру, «Правдивая» сказала:
—Ответь ему, отец.
Тот ответил:
—Клянусь Аллахом, я не знаю, что сказать посланнику Аллаха.
Затем Аиша обратилась к матери:
—Ответь ему, мама, за меня.
Умм Руман сказала:
—Клянусь, я не знаю, что ответить посланнику Аллаха.
Тогда Аиша произнесла:
—Клянусь Аллахом, я узнала, что вы наслушались этой истории так, что она крепко засела в вас, и вы поверили этому. Если бы я сказала, что я невиновна, вы бы мне не поверили. Клянусь, я не нахожу ни для вас, ни для себя ничего лучше, чем то, что сказал отец Йусуфа: «терпение - прекрасное…У Аллаха надо искать помощи в том, что вы расписываете».
Уверенная, что Аллах оправдает ее, Аиша легла на кровать. Но ей и в голову не приходило, что она станет причиной для ниспослания откровения. Дочь Абу Бакра полагала, что посланник Аллаха увидит пророческий сон, в котором Аллах докажет ее невиновность.
Но вот Мухаммад, смеясь, вернулся в дом:
—Аиша, что касается Аллаха, то он снял с тебя обвинение.
Мать Аиши присутствовала при этом и посоветовала дочери:
—Встань перед посланником Аллаха.
Дочь ответила:
—Клянусь, не встану перед ним. Поистине, я не восхваляю никого, кроме Аллаха, Велик Он и Славен.
«Те, которые пришли к тебе с ложью - группа из вас. Не считайте это злом для себя, нет, это – благо для вас. Каждому человеку из них – то, что он снискал себе из этого греха. А кто из них взял на себя большую часть этого, тому – наказание великое».
Таким образом, спала эта печаль с сердец обитателей дома пророка и других домов верующих. Абу Ваил сообщил, что когда Али мобилизовал Аммара и ал-Хасана в Куфу, Аммар произнес речь: «Воистину, я знаю, что она – его жена и в дольней и в следующей жизни. Но Аллах испытал вас, чтобы выяснить…».
Прощание с Мухаммадом и с …Аишей
Когда усилилась та самая болезнь посланника Аллаха, от которой он скончался, обходя своих жен, он вопрошал: « У кого я буду завтра?…Где я буду послезавтра?», имея в виду: скоро ли настанет черед Аиши. Матери верующих, видя стремление своего супруга, великодушно дали свое позволение, чтобы во время недуга он находился там, где пожелает, сказав: «О, посланник Аллаха, мы подарили свои дни Аише». Здесь, в доме своей любимой, пророк провел остаток своих дней, предавшись ее заботам. Дочь любимейшего его сердцу человека ухаживала за ним до последнего вздоха… Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, сидел в ее объятиях. Вошел Абд ар-Рахман ибн Аби Бакр, держа в руках свежесрезанный сивак. Аиша подумала, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, хочет освежить им свое дыхание. Взяв сивак, она размочила его и дала мужу. Почистив зубы, пророк поднялся, чтобы дать палочку любимой, как вдруг рука его бессильно упала…. Подняв взор к небу, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, произнес: «Да, к Высшему Другу» и отдал Богу душу. Пророка похоронили там, где он умер: в доме госпожи Аиши. Она прожила с ним девять лет. Сама она после кончины пророка прожила примерно полвека, обучая других вероучению, праву, литературе. Участвовала в общественной и политической жизни уммы. Насытиться из источника ее познаний спешили далекий и близкий, мужчина и женщина. Считалось за честь услышать о поступках и изречениях пророка из уст его любимой супруги.
Мать верующих Аиша бинт Аби Бакр скончалась в ночь вторника семнадцатого рамадана в пятьдесят седьмом году хиджры. Ей было 66 лет. Погребена в ал-Баки, рядом с другими женами пророка.