[color= #ff1493; FONT-FAMILY: Trebuchet MS]10. Раздать от его имени милостыню. [/color]
Если люди раздают милостыню от имени покойного, то она приносит ему пользу, особенно, если это делают его дети.
Please Login or Register to see this Hidden Content
а) ‘Аиша рассказывала, что некий мужчина сказал Пророку (да благословит его Аллах и приветствует): «Моя мать умерла внезапно и не оставила завещания. Я думаю, что если бы она смогла что-либо сказать, то велела бы раздать милостыню. Получит ли она [и получу ли я] вознаграждение, если я раздам милостыню от ее имени?» Он ответил: «Да, раздай милостыню от ее имени».
Please Login or Register to see this Hidden Content
б) Ибн ‘Аббас рассказывал, что, когда у Са‘да ибн ‘Убады скончалась мать, его не было рядом. Тогда он сказал Пророку (да благословит его Аллах и приветствует): «О Посланник Аллаха, моя мать скончалась, когда меня не было рядом. Принесет ли ей пользу то, что я раздам милостыню от ее имени?» Он ответил: «Да». Тогда Са‘д сказал: «Так будь же свидетелем, что я отдаю мой плодоносный сад в качестве пожертвования от ее имени».
Please Login or Register to see this Hidden Content
[color= #0000cd; FONT-FAMILY: Trebuchet MS]Когда человек может получить награду после смерти [/color]
Если мусульманин совершает праведные дела, то его родители [, если они были мусульманами и воспитывали своих детей в духе покорности Аллаху, – К.Э.] тоже получают такую же награду, причем награда самих детей от этого ничуть не уменьшается. Причина этого в том, что дети являются плодом воспитания и усердия своих родителей, а великий и могучий Аллах сказал: «…человеку уготовано только то, что он заслужил своим усердием…» (Сура «Звезда», аят 39.)
Please Login or Register to see this Hidden Content
‘Аиша рассказывала, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Самое прекрасное, что ест человек, – это то, что он заработал сам. Ребенок – это тоже его заработок».
Please Login or Register to see this Hidden Content
[Таким образом, покойный получает награду или облегчение после смерти только в следующих случаях: если за него молятся верующие; если за него держат пост, исполняя данный им обет; если возвращают его долг; если его дети совершают благочестивые дела и если люди извлекают пользу из того, что он сделал еще при жизни.
‘Абдуллах ибн ‘Амр рассказывал, что аль-‘Ас ибн Ваиль ас-Сахми завещал освободить от его имени сто рабов. Его сын Хишам освободил пятьдесят рабов. Другой его сын ‘Амр также хотел освободить пятьдесят рабов, но решил сначала спросить об этом Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) . Он пришел к нему и сказал: «О Посланник Аллаха, мой отец завещал освободить от его имени сто рабов, и Хишам уже освободил пятьдесят из них. Я должен освободить еще пятьдесят. Могу ли я сделать это за моего отца?» Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если он был мусульманином, и вы освободили раба, или раздали милостыню, или совершили паломничество от его имени, то награда дойдет до него».
Please Login or Register to see this Hidden Content
Абу Хурейра рассказывал, что некий мужчина сказал Пророку : «Мой отец умер и оставил после себя наследство, но не оставил завещания. Простятся ли ему грехи, если я раздам милостыню от его имени?» Он ответил: «Да».
Please Login or Register to see this Hidden Content
Абу Хурейра также рассказывал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда человек умирает, то все его дела прекращаются, кроме трех. Это – доброе дело, которое продолжается [и после его смерти]; знания, которые приносят пользу людям; и праведный сын, который молится за него».
Please Login or Register to see this Hidden Content
Он также рассказывал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «К хорошим делам, которые не прекращаются после смерти верующего, относятся знания, которым он обучил людей и которые он распространил; праведный сын, которого он оставил после себя; Коран, который он оставил в наследство; мечеть или дом для путников, который он построил; река, которой он проложил дорогу; и доброе дело, которое он сделал при жизни, будучи в полном здравии. Награда за все это дойдет до него и после смерти».
Please Login or Register to see this Hidden Content
Джарир ибн ‘Абдуллах рассказывал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто проложил в исламе путь доброму делу, тот получит свою награду и награду всех, кто будет поступать таким образом после него, причем их награда от этого ничуть не уменьшится. А кто проложил в исламе путь скверному поступку, на того ляжет его грех и грехи всех, кто станет поступать таким образом после него, причем их грехи от этого ничуть не убавятся».
Please Login or Register to see this Hidden Content
Об этом сказал великий Аллах: «Воистину, Мы оживляем мертвых и записываем то, что они вершили, и то, что они оставили после себя». (Сура «Йа Син», аят 12.)
Эти хадисы ни коим образом не противоречат словам всевышнего Аллаха «…человеку уготовано только то, что он заслужил своим усердием…» (Сура «Звезда», аят 39.)
Ибн Хаджар в книге «Фатх аль-Бари» (стр. 5/390) сказал, что этот аят имеет общий смысл, а перечисленные нами хадисы являются частным исключением, что вполне приемлемо в шариате. Однако имам аш-Шаукани в книге «Нейл аль-Аутар» (4/79) писал: «Все хадисы на эту тему показывают, что награда достается людям после смерти только, если благие дела совершены их детьми. Как известно, дети являются результатом усердия самого человека, и поэтому нет необходимости говорить о частном исключении. Что же касается других людей, помимо детей, то из аятов Корана ясно, что награда за их благодеяния не доходит до покойных. Она достается лишь тем, кто совершает их. Чтобы говорить обратное, нужны конкретные доказательства».
Аль-‘Изз ибн ‘Абд ас-Салам в собрании своих фетв (24/2) писал: «Если человек совершил благодеяние, а затем подарил награду за него живому или мертвому, то она не дойдет до того человека, потому что Аллах сказал: «…человеку уготовано только то, что он заслужил своим усердием…»».
Имам Ибн Касир в толковании этого аята (4/328) писал: «Человек не несет ответственности за чужие грехи и не получает награды за чужие благодеяния. Опираясь на этот священный аят, аш-Шафи‘и и его ученики говорили, что чтение Корана приносит пользу только тому, кто его читал, и награда за это не доходит до покойных, потому что не они читали Коран и не они заработали эту награду. Поэтому Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не призывал мусульман дарить свою награду другим, не учил этому и не побуждал к этому ни словами, ни намеками. Нет ни одного сообщения, что так поступали его сподвижники. Если бы это было хорошо, то они бы совершали это раньше нас». Этого же мнения придерживались многие ученые ханифитского толка, о чем писал аз-Забиди в книге «Шарх аль-Ахйа» (10/369).
Шейх-уль-ислам Ибн Теймийа в книге «аль-Ихтийарат аль-‘Илмийа» (стр. 54) писал: «Праведные мусульмане не имели обычая, совершая добровольный намаз, соблюдая добровольный пост либо совершая добровольное паломничество, дарить свою награду покойным мусульманам. Мы не должны уклоняться от их пути, потому что он самый правильный и самый совершенный». – К.Э.]
[color= #0000cd; FONT-FAMILY: Trebuchet MS]Желательно приготовить еду для семьи покойника [/color]
Именно так следует поступать в соответствии с законами шариата. Насколько же сбились с прямого пути люди, обычаи которых побуждают и без того опечаленную и удрученную семью покойного готовить еду для других людей.
‘Абдуллах ибн Джа‘фар рассказывал, что, когда погиб его отец, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Приготовьте для семьи Джа‘фара еду, потому что они сейчас озабочены».
Please Login or Register to see this Hidden Content
Аш-Шафи‘и считал, что отправлять еду семье покойного желательно. Он писал: «Мне нравится, когда соседи или родственники покойного готовят для его семьи поесть в день смерти. Это – сунна и дань памяти. Так поступали и всегда будут поступать те, кто любят вершить добро. Так велел поступать Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) , когда до него дошла весть о гибели Джа‘фара».
Please Login or Register to see this Hidden Content
Ученые отмечали, что желательно настоять на том, чтобы семья покойного поела и не теряла сил, независимо от того, отказываются они есть из-за стеснения или же из-за сильной печали и скорби.
Please Login or Register to see this Hidden Content
Правоведы также говорили, что нельзя готовить еду для вдов, которые собираются вместе с близкими и громко причитают над покойником, потому что тем самым люди помогают ей не трудиться по дому и грешить.
Please Login or Register to see this Hidden Content
А Всевышний сказал: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде». (Сура «Трапеза», аят 2.) [color= #0000cd; FONT-FAMILY: Trebuchet MS]Поминки в доме покойного и угощение гостей едой является ересью [/color]
Все мусульманские богословы единодушны в том, что нежелательно, чтобы семья покойного готовила еду для людей и собирала их у себя в доме. Это еще более отягощает их и доставляет им лишние хлопоты, что похоже на то, как поступали язычники во времена невежества.
Один из сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) Джарир рассказывал: «Мы считали, что собрание в доме умершего и угощение гостей после похорон являются проявлением запрещенного причитания над покойным».
Please Login or Register to see this Hidden Content
Имам ан-Навави писал, что аш-Шафи‘и и его ученики неодобрительно относились к тому, чтобы семья покойного садилась у себя в доме, а люди приходили к ним и садились рядом, чтобы утешить их. Они считали, что после выражения соболезнования люди должны уйти и что выразить соболезнование можно даже случайно встретив родственника покойного, а собираться для этого нежелательно как для мужчин, так и для женщин.
Please Login or Register to see this Hidden Content
Сам имам аш-Шафи‘и писал: «Я считаю нежелательным проводить поминки, т.е собираться в доме покойного, даже если собравшиеся не плачут. Все это лишь увеличивает горе, которое и без того приносит много переживаний и хлопот».
Please Login or Register to see this Hidden Content
Ученый ханбалитского толка Ибн Кудама писал: «Абу аль-Хаттаб говорил, что нежелательно садиться для того, чтобы выразить соболезнование. Ибн ‘Акиль считал нежелательным устраивать собрания после смерти, потому что это только увеличивает печаль родственников покойного».
Please Login or Register to see this Hidden Content
Имам Ахмад сказал: «Я считаю нежелательным выражать соболезнования родственникам и утешать их у могилы покойного. Только те, кто еще не выразил соболезнования, могут сделать это после того, как его похоронят, или до этого». Он также сказал: «Выражая соболезнование, тот, кто хочет, может взять родственника покойного за руку. Если он увидит, что тот рвал на себе от горя одежду, то пусть все равно выразит ему свои соболезнования, потому что не следует отказываться от доброго дела из-за чьего-то греха. Если он предостережет его от этого прегрешения, то это хорошо».
Please Login or Register to see this Hidden Content
В наше время многие люди ввели обычай зарезать барана и приглашать людей на поминки на третий, седьмой или сороковой день после смерти, а также каждый четверг. Все это является новшеством и ересью. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не поступал таким образом и не учил нас этому. Ни один сподвижник Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) не поступал так, и мусульманин всегда должен помнить об этом.